УДК 342.68
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
А.И. Шимаров1
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 224 E-mail: alexandr-shimarov@rambler. ru
Рассматривается активизация самостоятельной работы будущих специалистов высшего звена. Уделяется внимание организации работы студентов на базе специализированного учебно-методического комплекса с точки зрения повышения эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: инновационные технологии, самостоятельная работа студентов, учебно-методический комплекс.
В последнее время большое внимание уделяется реализации компе-тентностного подхода в образовании. Отличием компетенций от традиционных квалификационных требований является то, что оценке подлежат не только усвоенные знания, но и способность находить им применение для решения профессиональных задач. Компетентностный подход в современной системе российского образования требует усиления доли самостоятельной работы студентов средствами информационных технологий [1, 2].
При этом важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку. Часто самостоятельная работа студента сводится к изучению не рассмотренных на лекциях тем, подготовке рефератов, докладов и др. Однако такой принцип исключает индивидуальные особенности студента, творческий подход и нестандартные решения. В такой модели обучения остаются неучтенными информационная насыщенность современного образовательного пространства, ориентация на личные качества студента, исследовательская и проектировочная направленность его работы. Студент должен быть готов к самостоятельному решению профессиональных задач, поэтому перед ним нужно ставить подобные задачи. Такой подход сможет в итоге ориентировать студентов на формирование компетенций,
1 Александр Иванович Шимаров, к.т.н., доцент, кафедра теоретической и общей электротехники.
связанных с постановкой целей, решением задач, планированием, преодолением проблем, усвоением новых знаний и навыков.
С учетом этого на кафедре «Теоретическая и общая электротехника» Самарского государственного технического университета разработана технология обучения бакалавров, основанная на вовлечении студентов в профессиональное самоопределение. В настоящее время она ориентирована на одну дисциплину - «Электроника». Технология получила название «Учебно-методический комплекс для самостоятельной работы студентов» (УМК-с). Структура УМК-с приведена на рис. 1. В этот комплекс входят: интерактивный учебник по основным разделам дисциплины «Электроника», учебное пособие по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), учебные анимационные и видеофильмы, лабораторный практикум на базе программы Electronics Workbench, домашние задания на базе ТРИЗ, примеры решения задач, модуль тестирования и др.
Должна быть выдержана определенная структура комплекса. Главное требование, предъявляемое к УМК-с, - модульность. Это обусловлено следующими причинами:
- организационной - разбивка материала на блоки облегчает студенту его изучение, позволяет регламентировать порядок взаимодействия с преподавателем;
- функциональной - реализация гипертекстовых переходов в УМК-с предполагает обособленность смысловых фрагментов учебного материала.
Очевидно, что структуры УМК-с, пригодной для любой дисциплины, не существует, но набор возможных ее функциональных компонентов может быть, например, следующим (см. рис. 1):
- введение;
- блоки учебного материала;
- дополнительный материал и справочная база;
- виртуальный лабораторный практикум;
- тесты для самоконтроля и контроля;
- рекомендуемая литература.
Отдельные функциональные компоненты, например блоки тестирования знаний, рекомендуется оформить в виде самостоятельных программных модулей.
ВВЕДЕНИЕ
О
ТЕМА 1 (модуль)
Предмет и цели изучения материала темы
О
Предмет и цели изучения материала блока
Законченный фрагмент теоретического материала
О
Пояснения и примеры
О
Блок N
О
Тесты для контроля
О
ТЕМА М (модуль)
О
Итоговый тест
АЛ ЧУ
Ь
Справочная информация
Справочник по теории решения изобретательских задач
Справочник по полупроводниковым приборам
Справочник конструктора радиоэлектронной аппаратуры
Условные графические обозначения элементов электрических схем
Дополнительный материал: фото, видео
Рекомендуемая литература: печатные издания, электронные ресурсы
И
Практическая работа
Домашние задания
Виртуальный лабораторный практикум
Программы для моделирования, исследования и расчета электронных цепей
а
л
• • •
• • •
Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса УМК-с
Основной учебный материал каждой темы структурируется поблочно. Его рекомендуется начинать с изложения теоретического материала, а затем переходить к пояснениям и примерам. Основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме [2]. Для этого могут быть использованы различные программы: OpenOffice.org, Windows Movie Maker и др. Дополнительный материал и справочная информация должны быть представлены в объеме, необходимом для решения задач, указанных в домашнем задании. В качестве дополнительного материала могут выступать: условные графические обозначения элементов электрической цепи; расчетные формулы; константы; единицы измерения физических величин; ссылки на литературу, фрагменты видеофильмов, фотографии и др.
Уровень сформированных компетентностей оценивался по выполненным контрольным работам. При этом были сформулированы и предъявлены студентам критерии оценки: уровень усвоения материала; умение выделить в поставленной задаче наиболее значимые ее разделы; наглядность представления итоговых материалов и др. В правильно построенном УМК-э студент как бы ведет диалог с преподавателем, который предусмотрел возможные затруднения при изучении данной дисциплины. Используя в своей самостоятельной работе УМК-с, студенты более глубоко начинают понимать, что и зачем они изучают, как полученные знания могут пригодиться им в будущей карьере.
Для сведения подготовленных материалов УМК-с в единый программный продукт могут быть использованы различные программные пакеты. Они различаются по своим функциональным возможностям, по сложности и многим другим характеристикам. Наиболее подходящими для выполнения этой работы являются те из них, которые обладают средствами визуального конструирования проектов; включают в себя библиотеки шаблонов, необходимые при решении типовых задач, возникающих в ходе создания УМК-э; имеют встроенные языки программирования; имеют инструментарий для создания мультимедийных приложений. Примерами таких программных средств являются Toolbook Instruc-tor/ Assistant, HyperMethod, Macromedia Authorware.
Среди них по функциональным и экономическим критериям следует отметить HyperMethod. Этот программный пакет представляет собой средство конструирования проектов, состоящих из коллекций кадров, связанных между собой гиперссылками. К основным достоинствам пакета HyperMethod,, позволяющим студентам создавать учебно-методические комплексы хорошего качества, относятся:
- автоматическая расстановка динамических связей в документах по заданным разработчиком правилам;
- наличие автоматизированных средств создания и поддержки структуры разрабатываемой информационной системы;
- наличие событийно-ориентированного языка HMScript для описания объектов управления;
- поддержка форматов HTML, RTF, TXT и др.;
- прямая вставка в кадры рисунков в различных графических форматах: BMP, GIF, WMF, EMF и др.;
- поддержка звуковых форматов: WAV, MIDI, MP3;
- поддержка видеоформатов: AVI, MPEG-1 и др.
Очень важно, что эта программа имеет интерфейс и справочную систему на русском языке, поэтому достаточно проста для освоения [4]. Компоновка всех объектов УМК-с осуществляется с помощью основного рабочего модуля HyperMethod — «Монтажного стола» (рис. 2).
Рис. 2. Интерфейс рабочего модуля HyperMethod - «Монтажного стола»
Использование УМК-с способствует развитию профессиональных компетентностей студентов, развивает их общую грамотность, коммуникативную компетентность, навыки решения возникающих в процессе самостоятельной работы проблем. Используя УМК-с, студенты развивают способности использовать для достижения своих целей современные компьютерные технологии, работу с текстом, графикой, видео и др. Во время работы с ком-
плексом формируются навыки планирования, самоорганизации, самоконтроля студента. Преподаватель при этом осуществляет консультирование и контроль выполнения домашнего задания.
По результатам эксперимента, проводимого на кафедре ТОЭ Сам-ГТУ, было проведено педагогическое исследование. По мнению студентов, самостоятельная работа с использованием ТРИЗ способствует развитию профессиональных компетенций и формированию критического отношения к результатам своей деятельности, учит анализировать и оценивать свои действия.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: технология УМК-с способствует развитию умения анализировать и систематизировать теоретический материал; позволяет эффективно использовать существующий уровень сформированных умений и навыков, обозначить пробелы в подготовке студента. Также при анализе результатов эксперимента были получены данные об образовательных и личностных притязаниях студентов, отмечено повышение их ответственности за образовательные результаты.
Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для системы высшего образования России ввиду возможности использования технологии УМК-с как эффективной системы развития профессиональной компетентности бакалавров технических направлений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нестеренко В.М. Методологические основы формирования творческого специалиста. - Самара: СамГТУ, 2009. - 128 с.
2. Шимаров А.И., Лашманов А.М. Инновационное методическое сопровождение образовательных программ // Информационные технологии в образовательной деятельности вуза: сб. науч. тр. Самарского гос. ун-та. - Самара, 2008. - С. 174177.
3. Шимаров А.И., Костырев М.Л. Технология подготовки материалов для мультимедийных программ: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 54 с. - ISBN 57964-0797-Х.
4. Шимаров А.И. Основы создания электронных учебников на базе HyperMethod: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 68 с.
Поступила в редакцию 27.04.17 В окончательном варианте 10.05.17
UDC 342.68
DEVELOPMENT SCHOLASTIC-METHODICAL COMPLEX FOR INDEPENDENT WORK STUDENT
A.I. Shimarov1
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100
E-mail: alexandr-shimarov@rambler.ru
The article is dedicated to activations of the independent work future specialist. The organization of the work student is Considered on the base specialized scholastic-methodical complex with standpoint of increasing to efficiency of the educational process.
Key words: innovative technologies, independent job of students, methodical complex.
REFERENCES
1. Nesterenko V.M. Metodologicheskie osnovy formirovaniya tvorcheskogo spetsialista [Methodology of creative specialist development]. Samara: SSTU, 2009. 128 p.
2. ShimarovA.I. Innovatsionnoe metodicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nyhprogram [Innovationmethodicalsupportofeducational programs]
// Information technologies in high schooleducational activity: collection of scientific papers. Samara, Blamara State University, 2008. P. 174-177.
3. Shimarov A.I. Tekhnologiya podgotovki materialov dlya mul'timedijnyh program [Technology of materials preparation for multimedia programs]: textbook. Samara: SSTU, 2006. 54 p. ISBN 5-7964-0797-X.
4. Shimarov A.I. Osnovy sozdaniya elektronnyh uchebnikov na baze Hyper Method [The outlines of electronic books creation on Hyper Method bases]: textbook. Samara: SSTU, 2006. 68 p.
Original article submitted 27.04.17 Revision submitted 10.05.17
1 Aleksandr I. Shimarov, Ph.D., Associate Professor of Theoretical and General Electrical Engineering Department.