Научная статья на тему 'Разработка экологической тропы'

Разработка экологической тропы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1061
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ / РАЗРАБОТКА ТРОПЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дремина А.В.

В статье автор анализирует данные, которые были получены в ходе анкетирования по проблеме экологического образования и воспитания школьников. Выявил основные особенности по созданию экологической тропы и узнал, что необходимо иметь на тропе для наглядного восприятия информации на маршруте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка экологической тропы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 379.83/.84

А.В. Дремина

Студент, Институт Физической культуры,спорта и туризма Сибирский Федеральный Университет г. Красноярск, Российской Федерации

РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Аннотация

В статье автор анализирует данные, которые были получены в ходе анкетирования по проблеме экологического образования и воспитания школьников. Выявил основные особенности по созданию экологической тропы и узнал, что необходимо иметь на тропе для наглядного восприятия информации на маршруте.

Ключевые слова

Экология, экологические тропы, разработка тропы, экологическое воспитание и образование.

На сегодняшний день тема экологического образования очень актуальна. Так как на протяжении столетий, человек был потребителем природы, забирал самое драгоценное, что имелось у нее, не задумываясь о последствиях. По-этой причине, у человечества возникла идея по созданию тропы [1]. Цель заключалась в том, чтобы получить экологическое воспитание не за партами в школе, а через посещение особо охраняемых природные территории. Именно по этой причине у нас возникла идея провести анкету с целью определения возможной последовательности и содержания маршрута экологической тропы на территории Красноярска или его окрестностей для школьников 1-5 классов

В анкетирование приняло участие 53 человека- это родители учеников. С 10 по 15 июня 2016 года анкета была распространена через Интернет ресурс в две школы города Красноярска. Возраст респондентов распределились следующим образом. В группе от 20 до 30 лет было опрошено 28%, в группе от 30 до 40 лет -42%, а в группе от 40 до 60 лет- 30%. Уровень образования респондентов можно отнести к высокому. Так как большое количество (21человек) опрошенных имеет высшее образование. Это относится к 40% от общего числа, 19% имеет степень бакалавриат высшего образования, 16% имеют статус магистрантов.

По роду деятельности респонденты распределились следующим образом, 40% - это респонденты, которые являются специалистами, либо служащими, 15% опрошенных относятся к группе предпринимателей и военнослужащих.

Для того, чтобы определить, существует ли необходимость в создании экологической тропы и выявить временной промежуток пребывания на свежем воздухе мы спросили респондентов о том, как часто бывает ребенок за городом?

Из ответов мы видим, что 26% опрошенных выезжают за город 1-2 раза в месяц, 20% родителей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

пытаются вывозить своего ребенка на свежий воздух 1 раз в неделю, 19 % родителей стараются быть на природе, вне города, 2 раза в неделю. Можно сделать вывод, что родители понимают необходимость пребывания за городом ребенка, так как на природе отсутствует поток информации, которая присуща городу: шум, реклама, загрязненность воздуха. Вместо этого появляется большой шанс переключиться на физическую деятельность: прогуляться по лесу или берегу реки, поиграть в игры на природе.

Что бы определить, существуют ли проблемы у школьников в сфере экологического образовании, да и вообще, узнать, интересуются ли дети вопросами, связанными с загрязнением окружающей среды, мы спросили: какими проблемами экологии интересовался ребенок? Данные респондентов, поэтому вопросу распределились так: 25,7% опрошенных говорят, что их ребенок интересовался проблемами изменения климата, сокращение лесов, сокращение количества видов растений. На что 14% опрошенных отвечают, что дети интересуются, по какой причине происходит сокращение лесов, сокращение количества видов растений, животных. Эти ответы близки, но все же различаются. Но 7,6% респондентов отвечают, что ребенка интересует проблемы, касающиеся загрязнения воды.

После того, когда узнали, что у школьников действительно имеются проблемы в изучении экологии, мы попросили респондентов, чтобы они указали наиболее значимых умения, которые могут пригодиться ребенку в результате экологического образования. В этом вопросе мнения разделились. 23% родителей считают, что с помощью экологии ребенок будет воспитывать любовь к природе, школе, городу, малой Родине, будет сформировываться личная ответственность за сохранность природных объектов, будет воспитываться бережное отношения к природе. Десятая часть (11,5%) опрошенных считает иначе, что на первоначальном этапе должна формироваться личной ответственность за сохранность природных объектов, после чего должно присутствовать бережное отношения к природе, затем формирование экологической культуры поведения в природе. Другая часть респондентов считает, что детям пригодится участие в экологических олимпиадах и конкурсах, проведение природоохранительных связей в природе, пропаганда экологических знаний (1,8%).

Что бы создать тропу для школьников, нужно учитывать основные особенности по разработки. К ним относится: вид тропы, километраж, время прохождения маршрута. Километраж тропы можно сделать и 5, и 6 км, но захотят ли дети пройтись по такой тропе? Для определения вопроса о желаемом расстоянии прохождения по тропе, мы спросили респондентов: какое расстояние кажется оптимальным для вашего ребенка? (рис.2).

и 1 км и 2 км ■ 2,5 км ■ 3 км в 3,5 км й 4 км

Рисунок 2 - Желаемое расстояние прожождения маршрута

Большинство респондентов ответили, что оптимальный вариант прохождения составляет 3 км (26,4%). Но 24,5% отвечают, что оптимальная длина маршрута для ребенка это 2 км, а 23% опрошенных говорят, что протяженность маршрута должна составлять 4 км.

По экологической тропе можно ходить и 2 часа и 3 часа, но захотят ли посетители пройтись по маршруту, может они желают меньше времени проводить на свежем воздухе. Чтобы узнать это, задался вопрос, в котором говорится о временной характеристики маршрута. Результаты следующие: 32% опрошенных говорят, что это должно быть 2 час, но если вернуться к вопросу выше, где большинство

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

респондентов считают, что километраж тропы должен соответствовать 3км, в это время нельзя уложиться. Четверть опрошенных респондентов (26%) считаю, что общая продолжительность по времени должна составлять 1,5часа. 23% опрошенных выбрали такой вариант, что на тропе дети должны находиться 3 часа.

После того, как определили километраж и время прохождения маршрута, решили выявить вид тропы. Это необходимо для того, что бы знать, какие мероприятия организовывать во время экскурсии, что бы ребенок с интересом и желанием участвовал в предложенных викторинах, конкурсах. Поэтому мы спросили респондентов о том, что посещение, какой тропы было бы интересно вашему ребенку? (рис.4). Больше половины (53%) респондентов считают, что экологическая тропа должна иметь оздоровительный характер. И тут с родителями нельзя не согласиться, так как дети начали проводить сидячий образ жизни, отсюда и болезни позвоночника, заболевания глаз и прочее. 34% опрошенных определили, что тропа должна иметь познавательный вид. Так как познавательных интересов у детей раскрывается и проявляется в экскурсиях, в прогулках, в экспериментах, в играх. 6% и 5% родителей за то, чтобы тропа имела нравственный и просветительский характер.

Для того, чтобы определить, с помощью чего можно заинтересовать ребенка. Чтобы информация, которая доносилась до него запоминалась лучше, необходимо создать баннеры, плакаты, лозунги для лучшего восприятия. По этой причине мы попросили респондентов указать, что по их мнению было бы интересно видеть ребенку на тропе. (рис.4.)

По данной диаграмме видно, что половина (57%) опрошенных считают, что детям будет интересно видеть на тропе сведения об отдельных природных объектах и явлениях, сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы. Почти половина (46%) считают, что детям необходимо видеть на экологической тропе правила поведения в лесу. А треть (39%) опрошенных, думают, что детям будет интересно видеть площадки для игр, где они смогут повеселиться.

В литературных источниках говорится о том, что какая бы тропа не была, она должна нести познавательный характер. Чтобы на нашей тропе ребенок получил существенную информацию о флоре и фауне нашего региона, необходимо создание геоботанической площадке. Для определения содержания площадки, мы задали следующие вопросы. Какое содержание геоботанической площадки было интересно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

вашему ребенку? Больше половины опошенных-67% ответили, что на геоботанической площадке должно находиться место роста редких видов растений. 57% респондентов считают, что на площадке должны находиться гнезда и норы животных. 52% отвечают, что идя по маршруту, ребенок должен видеть площадки многовековых деревьев. Это и очевидно, ведь лес без деревьев, это не лес.

Для определения стиля, количества, размера и цветовой гаммы текста на плакатах и баннерах, респонденты должны были оценить содержание по пятибалльной шкале, от 1 балла - минимальное значение, до 5 баллов - максимальное значение. Из ответов опрошенных можно определить, что на плакатах недолжно быть много текста-151 балл, буквы должны быть большими и читаемые- 202 балла, желательно, чтобы присутствовали одинаковые цвета- 199балло, и присутствовал одинаковый стиль написания-162 балла.

Таким образом, в результате анкетирования мы определили то, что школьники знают и интересуются проблемами в области экологии. Мы выявили основные особенности по созданию экологической тропы и узнали, что необходимо иметь на тропе для наглядного восприятия информации на маршруте. Чтобы начать работу по созданию экологической тропы, нужно, в первую очередь помнить, что работа состоит из нескольких этапов- это организационный, прокладка маршрута и составление карт-схем, оформление и благоустройство [2]. А чтобы это выполнить, нужна команда единомышленников.

Список использованной литературы:

1. Чиковкина, С.А. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста на занятиях по экологическому воспитанию посредством проектной деятельности /С.А.Чиковкина // Всероссийская научно-практическая конференция «Государственный стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 17 апреля 2015 года.-Арзамас :Арзамасский филиал ННГУ, 2015. -С. 728-731

2. Трапп, С. Маршрутные тропы, стенды и знаки соединяя людей и места / С.Трапп, М. Гросс, Р. Циммерман.- М.: Заповедник, 2006. -130 с.

© Дремина А.В., 2017

УДК 577.151.64:581.143.6

N.N. Kruglova

Doctor of Biology, professor Laboratory of Plant Experimental Embryology Ufa Institute of Biology RAS Ufa, Russian Federation

ABOUT THE TERMINOLOGY USED DURING ELABORATION OF INNOVATION BIOTECHNOLOGY OF EXPERIMENTAL HAPLOIDY

Abstract

From the standpoint of plant embryology the terminology used during elaboration of innovation biotechnology of experimental haploidy is discussed. It is emphasized that morphogenic processes both in vivo and in vitro are universal.

Keywords

Androgenesis in vitro, androclinia, anther culture, experimental haploidy

Androgenesis in vitro (or androclinia) is the phenomenon which consists in the formation of haploid plant-regenerants from the morphogenetically competent microspores in anther culture in vitro under the action of external

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.