Приказом Минтранса России от 14 января 2020г. № 9, зарегистрированным в Минюсте РФ 28 апреля 2020 г. под регистрационным № 58239.
[электронный ресурс]: 2021 г. - Режим доступа
http://www.consultant.ru/document/сопБ_ё ос^А^^Зб^О/
10. Официальный сайт Государственного предприятия «Донецкая железная дорога» [Электронный ресурс]: 2021 г. - Режим доступа: https://dnrailway.ru.
11. Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов [Электронный ресурс]: 2021 г. - Режим доступа:
https://www.sovetgt.org/index.php?link=1 2.
Аннотации:
В статье рассмотрены примеры возникающих во время перевозочного процесса
нестандартных ситуаций, которые приводят к увеличению оборота грузового вагона. Для снижения уровня отказов грузоотправителей в приеме порожних грузовых вагонов предложено оптимизировать процесс планирования порожнего вагоноопотока, основанного на внедрении показателя «Нежелательная подача следующим клиентам» в модель грузового вагона
Ключевые слова: техническая неисправность грузового вагона, коммерческая неисправность грузового вагона, оборот вагона, натурный лист грузового поезда, алгоритм, блок-схема, модель грузового вагона.
The article considers examples of nonstandard situations arising during the transportation process, which lead to an increase in the turnover of a freight car. To reduce the level of refusals of shippers in accepting empty freight cars, it is proposed to optimize the planning process for an empty carriage flow, based on the introduction of the indicator "Unwanted delivery to the following customers" in the freight car model.
Keywords: technical malfunction of a freight car, commercial malfunction of a freight car, car turnover, freight train list, algorithm, block diagram, freight car model.
УДК 656.078
БАУЭР А.В., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного транспорта)
Разработка единой информационной системы управления перевозочным процессом при взаимодействии видов транспорта
Bauer A.V., Senior Lecturer (DRTI)
Development of a unified information system for managing the transportation process in interaction of types of transport
Введение системе (ЕТС) во многом
сформировались благодаря развитию и
Современные условия внедрению во всех сферах бизнеса
взаимодействия различных видов та^ршцгота^упраатающж
транспорта в единой транспортной
технологий, основным объектом воздействия которых являются
информационные потоки (ИП). На данном этапе темпы развития транспортной отрасли таковы, что без использования высокотехнологичных аппаратных средств, локальных вычислительных сетей,
телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения реализация перевозочного процесса несколькими видами транспорта либо существенно замедляется, либо становится невозможной. ИП являются
инструментом интеграции элементов ЕТС.
В настоящее время ИП настолько велики по объему и содержимому, что требуют не просто упорядочения и структурирования, но постоянного совершенствования технологий их обработки с добавлением опций структуризации, архивации, очистки и упорядочения информации на различных этапах управления технологическими процессами и транспортным производством в целом. Проблема усугубляется тем, что на различных видах транспорта применяется множество разнообразных информационных, информационно-справочных, аналитических и прочих систем, управляющих не всем транспортным производством, а отдельными его процессами,
подсистемами, элементами. Тем актуальнее становится проблема комплексного транспортного
обслуживания в условиях
взаимодействия всех видов
магистрального и промышленного транспорта на уровне структуризации ИП, обмена информацией и создания единого информационного поля деятельности. Возникает необходимость создания единой информационной
системы управления перевозочным процессом (ЕИС УПП).
Анализ последних исследований и публикаций
Чаще всего авторы
рассматривают ИП на отдельных видах транспорта. Так, Романенкова О. Н. рассматривает вопрос рационального использования средств дистанционного контроля и сбора логистической информации на автомобильном транспорте [1]. Для управления логистическим процессом
транспортирования грузов необходима рациональная организация всех информационных потоков с учетом специфических аспектов деятельности предприятий в любых условиях, отмечает она. Е.Г. Шепилова анализирует ИП с целью совершенствования организационно-технологической надёжности
предприятий железнодорожного
транспорта [2]. Проблемы
информационного обеспечения и формирования информационных
потоков морских транспортных процессов отражены в исследовании авторов [3].
Цель работы
Разработать концепцию единой информационной системы управления перевозочным процессом на основе взаимного обмена информацией, преобразованной из информационных потоков различных видов транспорта, взаимодействующих в единой транспортной системе.
Основная часть
Для более детального понимания
структуры ЕИС УПП представим авторский краткий анализ
информационных потоков,
поступающих в информационно-логистические системы транспортных предприятий на различных видах транспорта.
Информационные потоки,
образующиеся на автомобильном транспорте, разнообразны и массивны, характеризуются высокими скоростями возникновения и продвижения по информационным каналам, быстрой потерей актуальности. Так, информация о процессах по обслуживанию пассажиров, пользующихся услугами автомобильного транспорта,
предоставляется в режиме реального времени для получения необходимых сведений [4]. Эти возможности реализуются посредством применения информационных технологий (ИТ) в управлении технологическими
процессами, таких как безопасность движения, соблюдение графика движения и установленных маршрутов следования. Передача и обмен данными между участниками автотранспортной системы (автовокзалы, автостанции, автокассы, операторы транспортных услуг) осуществляется через Интернет. В грузовых перевозках современные технологии электронной
идентификации автотранспортных
средств, геоинформационные системы и технологии позволяют мгновенно считывать и передавать информацию в автоматизированную систему
управления (АСУ) автотранспортными потоками. АСУ автомобильным транспортом наиболее доступны для совершенствования и модернизации, и, учитывая востребованность и высокую конкурентоспособность данного вида транспорта, обозначенные задачи являются всегда актуальными. В настоящее время разрабатываются
информационно-логистические системы (ИЛС) пассажирских и грузовых автомобильных перевозок, которые смогут объединить разрозненные информационные потоки в едином информационном пространстве, а также взаимодействовать с другими видами транспорта. Это позволит решать различные комплексы задач
существенно быстрее. Например, по данным предварительной продажи билетов ИЛС может с высокой точностью прогнозировать дату, время и направление маршрута, в котором необходимо добавить дополнительные рейсы.
Железнодорожный транспорт является конкурентоспособным при следовании на расстояния свыше 250300 км. В условиях спроса он систематически совершенствует
информационное поле деятельности. Информационные потоки отрасли характеризуются непрерывностью, высокой емкостью и
содержательностью. Для их обработки и преобразования в полезную
информацию на железных дорогах Российской Федерации создана развитая корпоративная
автоматизированная система для организации и управления грузовыми перевозками, которая включает в себя [5]: АС стратегического управления и долгосрочного планирования,
информационная система контроля и управления оперативной работой железных дорог ДИСКОР, система управления контейнерным парком ДИСКОН, сетевая интегрированная Российская информационно-
управляющая система СИРИУС, АСУ местной работой, ГИД Урал, АСУ поездной работой, АСУ маркетингом, система управления трудовыми ресурсами ЕК АСУТР, система управления финансовыми ресурсами ЕК
АСУФР. АСУ «РЖД» унифицируются по технологическому,
информационному и другим видам обеспечения. Это способствовало появлению новой подпрограммы развития «Интеграция и унификация автоматизированных систем
управления». Основной
информационной системой железных дорог при обслуживании пассажиров является автоматизированная система управления «Экспресс-3» (АСУ «Экспресс-3»). Через сети связи «Экспресс-3» охватывает железные дороги Евразии, обеспечивая железнодорожные пассажирские
перевозки государств СНГ, Литвы, Латвии, Эстонии, стран ЕС, Китая, Японии, Монголии, и предусматривает взаимодействие с информационными системами других видов транспорта. В соответствии с концепцией
информатизации железнодорожного транспорта Российской Федерации система «Экспресс-3» по выполняемым функциям входит в комплексы ИТ управления перевозочным процессом, управления маркетингом, экономикой и финансами, управления
инфраструктурой железнодорожного транспорта [6], обрабатывая и упорядочивая соответствующие
информационные потоки.
Информационные потоки на воздушном транспорте обрабатываются различными АСУ заданного спектра действия: АСУ воздушным движением; АСУ воздушными перевозками; автоматизированная система
бронирования; АСУ деятельностью авиакомпании; АСУ деятельностью аэропорта; АСУ отправками, и др. Основной платформой обработки информационных потоков на воздушном транспорте в сфере обслуживания пассажиров и багажа являются системы Amadeus в Европе [7]
и «Сирена-3» в Российской Федерации. Amadeus формирует информацию о заказе, бронировании билетов через сеть Интернет на основании собственной базы данных, обеспечивает доступ к обширному выбору международных авиарейсов,
предоставляет в режиме online расписание полетов более 400 авиалиний. Система позволяет бронировать места большинства крупнейших российских авиакомпаний, включая «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии». Отечественным аналогом Amadeus на отечественном рынке авиаперевозок является АСУ «Сирена-3». Она реализована по модульному принципу, включает подсистемы обслуживания пассажиров, управления их нахождением и перемещением в аэропорту и учета выручки от реализованных услуг. «Сирена-3» может поддерживать не только расписание авиарейсов в СНГ, но и обеспечивает оформление и печать как российских, так и международных авиабилетов, а также предоставляет возможность бронирования гостиниц, пересадки на другие виды транспорта и заказа автомобилей, что является наиболее популярным европейским сервисом.
Водный транспорт является неотъемлемой частью единой транспортной системы.
Информационные потоки, возникающие при организации перевозок и управлении на водном транспорте, подлежат систематизации и
упорядочению с помощью
информационных технологий.
Разрабатываемые проекты и модели водной транспортной отрасли ориентируются на создание и использование новых ИТ для обеспечения перевозок, включая морские и речные перевозки по
логистическим принципам [3]. Реализуются такие проекты на территориях портов и на бортах морских и речных судов. Например, Европейский проект ТЯАРКТ в качестве одного из средств повышения эффективности работы портов и их коммерческой привлекательности
использует базу данных, которой могут пользоваться операторы портов и терминалов, а также портовые фирмы, участвующие в перемещении грузов и пассажиров. Решение оперативных проблем осуществляется за счет их визуализации, позволяя оператору порта/терминала рассматривать
альтернативные решения, используя так называемую «базу знаний», заложенную в инновационных системах поддержки принятия решений.
Трубопроводный транспорт, ранее представленный в основном нефте-, газо- и продуктопроводами, т.е. обслуживающий только
грузоперевозки, в настоящее время расширяет свою сферу деятельности за счет альтернативных проектов типа Нурег1оор. «Идею Нурег1оор в 2012 году выдвинул Илон Маск. Сам он не стал ее реализовывать, а выложил в открытый доступ расчеты для создания транспортной системы, состоящей из стальных труб, внутри которых со скоростью 1200 км/ч мог бы перемещаться поезд в виде герметичной капсулы на аэродинамической подушке» - цитирует портал rbc.ru [8]. В условиях расширения сферы
деятельности, а так же освоения новых видов грузов (например, химические вещества, отнесенные к опасным грузам), усложняется и структура информационных потоков
трубопроводного транспорта,
увеличивается их емкость.
Современные системы управления режимом работы промышленных
трубопроводов обеспечивают:
автоматическую защиту
технологического оборудования при возникновении аварийных ситуаций; автоматизированное управление
технологическим оборудованием в соответствии с заданным
технологическим процессом;
отображение информации и оповещение диспетчерского персонала; обмен информацией со смежными системами, имеющимися на предприятии или на участке перекачки; формирование отчетности по оперативным и архивным данным; самодиагностику программных и аппаратных средств. Реализация комплекса задач возможна за счет своевременного поступления
информационных потоков в систему и быстрого преобразования их в информацию с немедленным
распределением по приоритетным подсистемам.
В условиях функционирования ЕТС разработка структуры ИП является творческим процессом, совершаемым с целью создания структуры
транспортного управления. Она включает в себя установление источников и адресатов ИП, иерархию, направление потоков, способы кодирования информации, ее передачи, получения, хранения, визуализации. Разработка структуры ИП должна предусматривать возможность сбора информации и анализа транспортного рынка. Принципиальные модели таких технологий базируются на
формализованных экономико-
математических методах, а также алгоритмах управления и анализа [9]:
- метод матричного
моделирования позволяет формировать многие процедуры и операции путем построения таблиц (матриц), отражающих информационные связи всех подразделений объекта управления
и его внешней среды;
- метод семиотического анализа предполагает моделирование информационных технологий на основе использования определенной знаковой системы сообщений («языков»), обеспечивающих взаимодействие подразделений друг с другом;
- графический метод схематического построения потоков информации и их взаимосвязей,
- метод реквизитов, т.е.
детальный анализ информационных потоков с разложением на элементы (реквизиты), и др.
В моделях информационных технологий обычно просматривается иерархическая структура управления объектом, или «информационная пирамида». Д.Г. Шишкиным [9] представлена четырехуровневая
структура информационной пирамиды (рис. 1).
Рис. 1. Пирамида управления информацией (по Д.Г. Шишкину)
Таким образом, автор отмечает, что модель информационной технологии производственной
структуры должна отражать в себе процедуры всех взаимосвязанных бизнес-процессов в рамках единой процессно-ориентированной транспортно-логистической системы. После построения такой модели возможна ее декомпозиция на информационные потоковые
составляющие процедур для их анализа и оптимизации.
Суммарный комплексный эффект от реализации единой деятельности различных видов транспорта в транспортно-логистической системе,
взаимодействующих в общем информационном поле и
обменивающихся информацией,
преобразованной из информационных потоков, можно представить как модель, определяющую получение максимального экономического
эффекта:
^ (Щ. тах , (1)
где ЕИ - суммарные информационные потоки на всех видах транспорта, преобразованные в полезную информацию.
Достичь заданного эффекта возможно, по мнению автора, при
консолидации упорядоченных
информационных потоков в единой информационной системе управления перевозочным процессом. При этом ИП каждого вида
функционирующего разделить на являющиеся конкретного вида информационные
транспорта, в ЕТС, можно корпоративные, собственностью транспорта, и потоки единой
транспортной системы Последние выводятся в которая находится в транспортном узле территориального (область, государство, государств) и реализует транспортно-логистические потребности клиента, как это показано на рис. 2.
(ИП ЕТС). ЕИС УПП, крупнейшем заданного пространства содружество
Рис. 2. Формирование единой информационной системы управления перевозочным
процессом в ЕТС
ЕИС УПП должна базироваться на инновационных разработках в сфере транспорта, цифровых и
информационно-коммуникационных технологиях, программном обеспечении с системой поддержки и развития, географии региона, прикладной математике, а также на базе данных, характеризующей состояние экономики региона. Однако основным критерием нормального функционирования
системы должен стать открытый информационный обмен между транспортными организациями,
предоставляющими услуги по перевозкам, информация должна быть актуальной, своевременно обновляться, находиться в рамках законодательного поля деятельности регионов,
затрагиваемых перевозочным
процессом. Данная система должна позволять строить модель
взаимодействия различных видов транспорта в оказании услуг по перемещению грузов и пассажиров по требованиям рынка «точно в срок» и «от двери до двери». Ориентируясь на информационную пирамиду (рис. 1) и
применив графический метод схематического построения потоков информации и их взаимосвязей,
автором статьи разработана структурная схема ЕИС УПП, которая представлена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема взаимодействия видов транспорта в условиях
функционирования ЕИС УПП
Система предусматривает
обслуживание пассажиров и
грузовладельцев (грузоотправителей, грузополучателей, транспортно-
экспедиторских и логистических фирм), поскольку каждый из них является пользователем транспортных услуг и заказчиком перевозочного процесса. Исходной для моделирования конкретного заданного процесса является следующая информация: пункт отправления, пункт назначения, при грузовых перевозках - вид груза, при пассажирских перевозках -
индивидуальные особенности
пассажира (например, курящий, лицо с ограниченными возможностями, с сопровождающим, и т.д.). Сумма баз данных (ЕБДк.п, где к - заказчик, п - вид транспорта) различных видов транспорта, интегрированная в ЕИС УПП, обрабатывает заданную информацию, разработки и построения нескольких (не менее двух) конкурентных маршрутов следования пассажира (груза) с предоставлением показателей маршрута. Окончательное решение остается за клиентом: он
может выбрать один из предложенных системой вариантов перевозочной услуги, заказать корректировку конкретного маршрута с внесением дополнительных исходных данных или отказаться от всех предложенных вариантов.
Выводы
Создание эффективно
функционирующей единой
информационной системы управления перевозочным процессом на основе структуризации и упорядочения информационных потоков единой транспортно-логистической системы по принципам «в нужном месте», «в нужное время», «необходимого содержания», с «минимальными затратами» позволит осуществлять выбор управленческих решений, гарантирующих максимально полное обслуживание потребителей рынка транспортных услуг.
Список литературы:
1. Романенкова, О.Н. Организация информационных потоков в управлении логистикой на автомобильном транспорте / О.Н. Романенкова // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - №5. - С. 56-61.
2. Шепилова, Е.Г. Анализ информационных потоков и совершенствование организационно-технологической надежности предприятий железнодорожного транспорта / Е.Г. Шепилова // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-informatsionnyh-potokov-i-
sovershenstvovanie-organizatsionno-tehnologicheskoy-nadezhnosti-predpriyatiy-zheleznodorozhnogo - Загл. с экрана.
3. Борисова, Л.Ф. Анализ проблем информационного обеспечения морских транспортных процессов / Л.Ф. Борисова, Д.А. Скороходов, А.С. Поляков // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2012. - С. 19-26.
4. Кравченко, Е.А. Информационные технологии транспортной логистики в междугородных пассажирских перевозках / Е.А. Кравченко, М.А. Голоскоков // Фундаментальные исследования. - 2007. - №12 (часть 3). -С. 509-510.
5. Порицкий, И.А. Совершенствование взаимодействия предприятий различных видов транспорта на базе интеграции информационных систем [Электронный ресурс] / И.А. Порицкий // «Науковедение»: интернет-журнал -2013. - № 5(18). - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/52tvn513.pdf - Загл. с экрана.
6. Система Экспресс-3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studopedia.ru/12 66698 ekspress-.^т!. - Загл. с экрана.
7. Анализ информационных систем в авиаперевозках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-tekhnicheskikh-nauk-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-20-informatsionnye-tekhnologii-spetsialnost-05-25-05/analiz-informatsionnykh-sistem-v-aviaperevozkakh/ - Загл. с экрана.
8. Придуманный Илоном Маском НуреНоор впервые испытали с
людьми на борту [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.rbc.ru/technology_and_media /09/11/2020/5fa9156f9a7947c62746f0d6 -Загл. с экрана.
9. Шишкин, Д.Г. Логистика на транспорте: учеб пособие / Д.Г. Шишкин, Л.Н. Шишкина. - М.: Маршрут, 2006. - 224 с.
Аннотации:
В статье рассмотрена концепция создания единой информационной системы управления перевозочным процессом на основе взаимного обмена информацией, преобразованной из
информационных потоков различных видов транспорта, взаимодействующих в единой транспортной системе.
Ключевые слова: информационные потоки, единая транспортная система, взаимодействие видов транспорта, единая информационная система управления перевозочным процессом.
The article discusses the concept of creating a unified information system for managing the transportation process based on the mutual exchange of information converted from information flows of various modes of transport interacting in a unified transport system..
Keywords: information flows, unified transport system, interaction of modes of transport, unified information system for managing the transportation process.
УДК 656.025:510.223
ДОЦЕНКО Ю.В., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) ВИХОВСКАЯ Л.И., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного
транспорта)
ХАРИНА А.А., ассистент (Донецкий институт железнодорожного транспорта)
Построение системы принятия решений при проследовании вагонопотоков
Dotsenko Y.V., Candidate of Technical Sciences (DRTI) Vihovskaya L. I., Senior Lecturer (DIRT) Kharina A.A., Assistant (DRTI)
Building a system of decision-making when promoting of threads trains
Введение
Успешное функционирование железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок зависит от гибкого реагирования технологии
перевозочного процесса и тарифной политики на требования
грузовладельцев к качеству перевозок с гарантированным их выполнением. В
настоящее время соблюдение данного положения осложняется тем, что новые организационные, информационные, технические и программные решения ориентированы на старую технологию, которая направлена на выполнение плановых показателей в условиях постоянного роста объема перевозок. В таких условиях необходимо находить разумный компромисс при переходе от старой технологии работы к новейшим