Научная статья на тему 'Разработка безопасной здоровьесберегающей лингвоинформационной среды подготовки будущего учителя в виде веб-портала на основе технологий веб 2. 0-3. 0'

Разработка безопасной здоровьесберегающей лингвоинформационной среды подготовки будущего учителя в виде веб-портала на основе технологий веб 2. 0-3. 0 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH-PROTECTIVE TECHNOLOGIES / LINGUAINFORMATIONAL TECHNOLOGIES / WEB-PLATFORM / LINGUAINFORMATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крузе Борис Александрович

Статья посвящена результатам исследования, проведённого в рамках проекта 046-М Программы стратегического развития ПГГПУ. Исходным пунктом теоретических рассуждений явился анализ здоровьесберегающих образовательных технологий, в результате которого и была построена лингвоинформационная платформа в логике требований компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A HEALTH-PROTECTIVE LINGUAINFORMATIONAL TEACHER-TRAINING ENVIRONMENT AS A WEB 2.0-3.0 PORTAL

The article is devoted to the results of the research done within the project 046M of the Programme of Strategic Development of PSHPU. The starting point of theoretical exploration was analyses of health-protective educational technologies, which then gave birth to linguainformational platform which meets the requirements of competence-oriented approach to higher professional education.

Текст научной работы на тему «Разработка безопасной здоровьесберегающей лингвоинформационной среды подготовки будущего учителя в виде веб-портала на основе технологий веб 2. 0-3. 0»

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 371.134

Б.А. Крузе

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

РАЗРАБОТКА БЕЗОПАСНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ЛИНГВОИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ВИДЕ ВЕБ-ПОРТАЛА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0-3.0*

B.A. Kruse

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

DEVELOPING A HEALTH-PROTECTIVE LINGUAINFORMATIONAL TEACHER-TRAINING ENVIRONMENT AS A WEB 2.0-3.0 PORTAL

Статья посвящена результатам исследования, проведённого в рамках проекта 046-М Программы стратегического развития ПГГПУ. Исходным пунктом теоретических рассуждений явился анализ здоровьесберегающих образовательных технологий, в результате которого и была построена лингвоинформационная платформа в логике требований компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии,

лингвоинформационные технологии, веб-платформа, компетентностный подход, лингвоинформационная среда.

The article is devoted to the results of the research done within the project 046M of the Programme of Strategic Development of PSHPU. The starting point of theoretical exploration was analyses of health-protective educational technologies, which then gave birth to linguainformational platform which meets the requirements of competence-oriented approach to higher professional education.

Keywords: health-protective technologies, linguainformational technologies, web-platform, linguainformational environment.

Цель настоящего проекта заключается в разработке и практической реализации здоровьесберегающей лингвоинформационной среды лингводидактической подготовки будущего учителя иностранного языка.

Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

*

Подготовлено в рамках проекта 046-М Программы стратегического развития ПГГПУ.

методологического обоснования здоровьесберегающих технологий профессиональной подготовки будущего учителя;

- методологического обоснования лингвоинформационной модели подготовки будущих учителей как инновационного средства реализации здоровьесбережения;

- выявления сущностных характеристик процесса реализации здоровьесберегающих технологий в рамках лингвоинформационной подготовки будущего учителя;

- определения базовых понятий и закономерностей здоровьесберегающего лингвоинформационного развития будущего учителя;

- разработки и внедрения в практику здоровьесберегающей лингвоинформационной среды подготовки будущего учителя в виде вебпортала на основе технологий веб 2.0-3.0;

- внедрения в практическую работу разработанных научнометодических положений, касающихся здоровьесберегающих технологий лингвоинформационной подготовки будущего учителя;

- применения и реализации на практике значимых положений в виде учебно-методических комплексов, включающих программы курсов и электронные учебные пособия, направленных на обеспечение здоровьесбережения в процессе лингвоинформационного развития будущего учителя.

Решение указанных задач и достижение цели определили необходимость обратиться к Национальной доктрине образования и Федеральной программе развития образования, где в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни [3; 4].

Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, кураторов, к необходимой для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько эффективно решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения [2; 5].

Лингвоинформационные технологии в такой риторике являются наиважнейшим средством модернизации образовательного процесса на междисциплинарном уровне, поскольку они позволяют:

- преодолевать инфраструктурные проблемы образовательных учреждений, смещая акцент с аудиторной работы в условиях, не всегда

отвечающих требованиям здоровьесбережения, на самостоятельную, направляемую квалифицированными специалистами;

- обеспечивать рациональную организацию учебного процесса;

- соблюдать гигиенические нормы и требования к организации и объему нагрузки (домашнего задания) на всех этапах обучения;

- проектировать максимальную индивидуализацию обучения (учет индивидуальных особенностей организма), работу по индивидуальным программам.

Реализация этих положений создаёт условия для ликвидации перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

На сегодняшний день все более высокие требования предъявляются к подготовке специалистов в различных профессиональных сферах. Объемы информации растут, а способы ее передачи, хранения и обработки часто являются неэффективными, поэтому разрабатываются лингвоинформационные технологии [1; 5].

Лингвоинформационные технологии все шире и шире внедряются в практику преподавания посредством использования их продуктов — электронных учебных ресурсов. Электронные ресурсы обладают важными свойствами, такими как интерактивность (взаимодействие, чаще всего бинарное), мультимедийность (представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука), моделинг (моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования), коммуникативность (возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль над протеканием процесса) и производительность (автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много времени) [6; 8].

С развитием интернет-технологий появилось множество социальных сервисов, получивших название «Веб 2.0-3.0», которые открывают перед преподавателями и учащимися новые перспективы в силу того, что все эти приложения, как правило, бесплатны и интерактивны; благодаря этим сервисам Интернет превращается в среду, где информация постоянно создается и трансформируется в силу активности пользователей [7].

Первый этап реализации проекта предполагал системное осмысление проблемы лингвоинформационной подготовки учителя в логике концепции здоровьесбережения. С этой целью был освоен курс повышения квалификации в некоммерческом партнёрстве «Центр здоровьесберегающих технологий», основанном Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом в объёме 144 часа. В рамках курса освещались основные тенденции развития здоровьесбережения в России, здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в рамках организации аудиторной и внеаудиторной работы, аппараты, используемые для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, и технологии работы с ними.

Результатом такого осмысления явилась монография, посвящённая проблеме использования лингвоинформационных технологий в процессе развития готовности будущего учителя к педагогической самореализации, и разработка структуры предполагаемой лингвоинформационной платформы, которая включает несколько разделов: «Новостная лента», где публикуются сообщения для будущих магистров о текущих и планируемых учебных мероприятиях (задания, сроки, контрольные мероприятия), «Компетентностный профиль будущего магистра», который включает профессиональную коммуникативную компетентность и психолого-педагогическую компетентность, «Виртуальный класс», в котором преподаватель размещает необходимые материалы курса, организует их обсуждение и выполнение предусмотренных заданий, «Папка личных достижений», где студенты хранят, систематизируют и осмысливают результаты освоения курса, «Карьерные перспективы».

Разработанная структура лингвоинформационной среды потребовала всестороннего обсуждения. С этой целью были осуществлены следующие мероприятия:

- совместно с Доверительным образовательным фондом г. Москвы организована международная конференция «Российское школьное образование в зеркале международных стандартов»;

- проведены переговоры с руководителем отдела дистанционного образования Лондонского университета Энрю Боллингтоном, в ходе которых обсуждались различные варианты построения платформы;

- проведены переговоры со специалистами университета Бирмингема, где обсуждались проблемы здоровьесбережения;

- посещён тренинг в организации Международного бакалавриата, где освещались наиболее актуальные тенденции подготовки учителя;

- совместно с Ассоциацией школ Международного бакалавриата стран СНГ организована международная конференция в г. Санкт-Петербург «Воспитание межкультурного взаимопонимания».

Указанные мероприятия явились важным основанием для доосмысления планируемой лингвоинформационной платформы и её технического воплощения на основе технологии Drupal.

По итогам проекта были опубликована статья в журнале, индексируемом в системе Scopus, и статья в журнале, рецензируемом ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, две статьи в журналах, индексируемых в системе РИНЦ, подготовлена заявка на конкурс на соискание премий Пермского края в области науки за создание оригинальных научных работ, открытий, изобретений и за научно-исследовательские разработки, имеющие большое научное и практическое значение для развития Пермского края, организатором которого является Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края.

Другая важная группа результатов связана с подготовкой УМК и учебных пособий. По результатам проекта были модернизированы УМК следующих курсов:

- Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении.

- Технологи Международного бакалавриата.

- Современные средства оценивания результатов образования.

- Основы научно-исследовательской деятельности.

Также были разработаны новые курсы дисциплин:

- Интеграция технологий Международного бакалавриата в российское образовательное пространство.

- Международная система образования. Индивидуальная образовательная траектория в условиях региональной образовательной среды.

- Методика и технология профессиональной исследовательской деятельности.

- Способы рефлексии учебной деятельности.

Вновь созданные и модернизированные учебные курсы обеспечиваются электронными учебными пособиями, которые являются содержанием лингвоинформационной среды.

В настоящее время тематика проектов получает своё развитие в выпускных квалификационных работах, в которых исследуются возможности проектирования лингвоинформационных сред в условиях общеобразовательных школ, в магистерской диссертации, где исследуются здоровьесберегающие технологии, кандидатской диссертации, где исследуются сущностные закономерности лингвоинформационного развития школьников, в курсовых работах.

В плане коммерциализации результатов проекта были организованы обучающие семинары в рамках курсов повышения квалификации в Республике Казахстан.

Программа курсов включала несколько разделов, в том числе лекционные занятия по теме «Современные здоровьесберегающие технологии»,

семинарские занятия, посвящённые психологическим основам познания, мастер-классы, демонстрирующие современные, здоровьесберегающие технологии преподавания дисциплин на иностранном языке.

Подобные курсы были организованы в г. Москве, на этот раз они были проведены внешним специалистом, по программам, разработанным в рамках проекта.

Другим направлением коммерциализации результатов является

учреждённое ПГГПУ малое инновационное предприятие «Общество

с ограниченной ответственностью “Инновационные процессы в образовании”», директором которого является руководитель проекта.

Ввиду финансовой и временной ограниченности молодёжного проекта часть результатов имеет отсроченную перспективу.

В августе 2013 года были проведены новые обучающие семинары с использованием разработанной лингвоинформационной среды в Хорватии.

В апреле 2014 года в г. Перми запланирована международная конференция, посвящённая современным технологиям международного

образования. К участию в конференции на данный момент привлечены директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, топ-менеджеры организации Международного бакалавриата, Министерство образования Пермского края.

Таким образом, проект 046-М Программы стратегического развития ПГГПУ можно считать успешным и имеющим дальнейшие перспективы.

Список литературы

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Развитие профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата (региональный сетевой проект) // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 62-66.

2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Самореализация будущего учителя иностранного языка в логике лингвоинформационного подхода к высшему иноязычному образованию // Педагогическое образование и наука. - 2011. -№ 6. - С. 71-76.

3. Крузе Б.А. Лингвомультимедийная компетентность учителя иностранного языка в логике новой парадигмы иноязычного образования // Язык и культура - 2010 - № 3 (11). - С. 119-133.

4. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка // Начальная школа плюс до и после. -2011. - С. 84-87.

5. Крузе Б.А., Ожегова Е.В. Формирование лингвоинформационной самостоятельности студентов специальности «Перевод и переводоведение» // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 6. - С. 76-80.

6. Bezukladnikov K. and Kruze B. An Outline of an ESP Teacher Training

Course // World Applied Sciences Journal (Special Issue of Pedagogy and Psychology). - 2012. - № 20. - С. 103-106. - URL:

http://www.idosi.org/wasj/wasj20(pp)12/19.pdf.

7. Bezukladnikov K.E., Shamov A.N. and Novoselov M.N. Modeling of Educational Process Aimed at Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. - 2013. - № 22(7). - С. 903-910. -URL: http://www.idosi.org/wasj/wasj22(7)13/4.pdf.

8. Oskolkova V., Ozhegova E. And Kruze B. The Competence - Based Approach in the Russian Federation: The Definition of the Notion and Structure of the Professional Competence of a Future Teacher // World Applied Sciences Journal (WASJ). - 2012. - vol. 20, Issue 20 (Special Issue on Pedagogy and Psychology). -URL: http://www.idosi.org/wasj/online.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.