Научная статья на тему 'Разработка антикризисной стратегии на предприятии'

Разработка антикризисной стратегии на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / СТРАТЕГИЯ / КРИЗИС / ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айдарова Анна Сергеевна

В рыночной системе планирование является основой управления деятельностью предприятия. Место финансового планирования в рыночной экономике определяется тем, что планирование это одна из функций управления, поэтому финансовое планирование функция управления финансами. Управление финансами хозяйствующего субъекта это финансовый менеджмент, который является частью финансового механизма, т.е. системы действий финансовых рычагов, выражающейся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Целями стратегического финансового планирования являются, прежде всего, цели, которые ставятся финансовым директором перед работниками финансовой службы и определяющие направления их деятельности в области разработки и реализации финансовой политики хозяйствующего субъекта. Но при этом финансовое состояние хозяйствующего субъекта зависит от всей хозяйственной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айдарова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка антикризисной стратегии на предприятии»

РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Айдарова А.С.

Айдарова Анна Сергеевна - магистрант, факультет гидрометеорологического обеспечения экономико-управленческой деятельности

в отраслях и комплексах, Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в рыночной системе планирование является основой управления деятельностью предприятия. Место финансового планирования в рыночной экономике определяется тем, что планирование - это одна из функций управления, поэтому финансовое планирование - функция управления финансами. Управление финансами хозяйствующего субъекта - это финансовый менеджмент, который является частью финансового механизма, т.е. системы действий финансовых рычагов, выражающейся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Целями стратегического финансового планирования являются, прежде всего, цели, которые ставятся финансовым директором перед работниками финансовой службы и определяющие направления их деятельности в области разработки и реализации финансовой политики хозяйствующего субъекта. Но при этом финансовое состояние хозяйствующего субъекта зависит от всей хозяйственной деятельности в целом. Ключевые слова: банкротство, стратегия, кризис, финансы предприятия, финансовая стратегия, антикризисная стратегия.

У любого юридического лица постоянно существует риск столкнуться с такой проблемой как отсутствие платежеспособности (либо собственной, либо у должников). По этой причине юридическому лицу может угрожать банкротство либо в качестве несостоятельного должника, либо в качестве кредитора несостоятельного должника.

Банкротство (несостоятельность) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В любом случае банкротство (несостоятельность) предприятия - это самый надёжный способ для ликвидации компании. Ведь после него, предприятие будет полностью и целиком освобождено от долгов, а также оно исключается из единого государственного реестра предприятий. Правда, тут необходимо учитывать массу мелочей и нюансов. Только тогда вы сможете избежать ответственности за долги.

Необходимо отметить, что банкротство предприятия признают по решению арбитражного суда. И только после того, как организация не будет в течение трёх месяцев выполнять свои финансовые обязательства. Банкротство бывает принудительным и добровольным.

Если говорить о принудительном банкротстве, то оно осуществляется в том случае, когда в суд обращаются сами кредиторы - лица, которым фирма должна. Предварительно они получают соответствующее решение суда, которое и подтвердит долг компании. Должнику даётся один месяц для того, чтобы он смог удовлетворить требования кредиторов. Если же этого не произошло, кредиторы потребуют того, чтобы фирма была признана банкротом.

Добровольное банкротство выполняется непосредственно руководителем фирмы. Допустим, владелец компании видит, то не может выплатить все свои долги, а сама фирма уже денежные средства практически не приносит, он подаёт соответствующее заявление в высшие инстанции. В любом случае, лучше самостоятельно принимать решение про банкротство несостоятельность предприятия, ведь при участии кредиторов, должнику вряд ли удастся избежать ответственности.

В настоящее время многие юридические лица, пытаясь уйти от официальной процедуры банкротства в связи с ее сложностью и трудоемкостью, идут, как им кажется, по пути наименьшего сопротивления, пользуясь услугами сомнительных организаций, которые обещают осуществить ликвидацию организации за два, три дня. При этом многие не подозревают, что таким образом осуществляя ликвидацию организации, фактически совершают противоправные действия, подпадающие под действие как административной так и уголовной ответственности (фиктивное или преднамеренное банкротство и т.д.). Поэтому не исключено, что воспользовавшись услугами таких сомнительных фирм, в дальнейшем у учредителей либо у генерального директора такой фирмы могут возникнуть серьезные проблемы с сотрудниками правоохранительных органов.

Экономическая нестабильность коммерческого предприятия может быть обусловлена внешними либо внутренними факторами. Привести юрлицо на грань банкротства может как инфляция и кризисное состояние экономики в стране, так и неэффективный менеджмент. Но, независимо от причин спровоцировавших проблему, существует три стадии банкротства предприятия, каждая из которых обладает набором характерных признаков.

Согласно ст. 3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», юр. лицо считается неспособным погасить кредиторскую задолженность в том случае, если организация не исполнила договоренность по выплате обязательных платежей на протяжении трех месяцев с даты их погашения. Индивидуальный предприниматель, по отношению к которому имеется неудовлетворенные в течение трех месяцев денежные требования на сумму более 10 тысяч рублей, может быть признан несостоятельным должником. При этом не имеет значения, превышает размер обязательств стоимость принадлежащего ИП имущества или нет.

Если появились признаки банкротства организации, то руководитель предприятия обязан сообщить об этом факте учредителям. Однако принять решение о неспособности должника удовлетворить в установленном законом порядке требования кредиторов и о введении процедуры наблюдения может только местный арбитражный суд. Основанием для инициации процедуры банкротства может стать заявление от кредитора, должника либо от государственных органов (налоговой инспекции).

Оценка вероятности банкротства контрагента дает возможность кредиторам обезопасить свои финансовые вложения. Определенные выводы кредитор может сделать на основании бухгалтерской отчетности, предоставленной контрагентом. Так, например, снижение объемов продаж на фоне сокращения активов и увеличения кредиторской задолженности - это очевидные признаки банкротства организации. Большинство методик оценки финансового положения организации и прогнозирования развития событий основаны на анализе коэффициентов, определяющих деловую активность и финансовую устойчивость должника.

Экономическая эффективность такой процедуры, как банкротство несостоятельного должника, во многом обусловлена соблюдением негласных принципов. В настоящее время принципы банкротства законодательно не определены, тем не менее, поступают предложения зафиксировать некоторые положения (в частности, принцип независимости арбитражного управляющего). В качестве основы может использоваться более тщательно проработанная зарубежная практика банкротства.

По определению И.А. Бланка, финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, но «обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий

внешней среды» [5, с. 311]. Данное определение может претендовать на самое полное и расширенное, среди приведенных.

По выполненному обзору можно сделать следующие выводы: рассмотренные нами специалисты в области финансового менеджмента представляют финансовую стратегию как компонент общей стратегии компании на ряду с продуктовой, инвестиционной, маркетинговой и другими видами стратегий - и это их непосредственно объединяет.

И.П. Хоминич использует системный подход, так как рассматривает финансовую стратегию как экономическую категорию, подчиненную законам рынка, использование фондов финансовых ресурсов из внешней среды свидетельствует о существовании входов и соответственно преобразованных выходов существующей системы [13, с. 91].

Используя подход Радунина, представим компоненты финансовой стратегии в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты финансовой стратегии предприятия [12, с. 84]

Формирование финансовой стратегии обеспечивает способность моделировать финансовую ситуацию; выявлять необходимость изменений, а также предвидеть вектор и характер будущих изменений; применять в ходе изменений надежные инструменты и методы, реализовывать финансовую стратегию, получив желаемый результат.

Ряд экономистов выделяют по отношению к финансовой стратегии еще один классификационный признак - временной. Это связано с тем, что согласно их мнению, некоторые из аспектов формирования финансовой стратегии более

правильно рассматривать в истинно стратегическом плане, то есть на долгосрочную перспективу. Другие же целесообразно определять при конструировании среднесрочных целей и ориентиров деятельности компании [11, с. 78].

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2014. 384 с.

2. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. Питер, 2014. 432 с.

3. Бессонова Е. Способы определения кредитоспособности заемщика при проектном финансировании // Бухгалтерия и банки, 2012. № 4. С. 33-34.

4. Богомолов А.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля в организации // Современный бухучет, 2014. № 5. С. 46-51.

5. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. К.: Ника—Центр. Эльга, 2014. 448 с.

6. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия. К.: Центр. Эльга, 2014. 448 с.

7. Бредихина С. Бухгалтерский и налоговый учет кредитов и займов. М.: Вершина. 2014. 144с.

8. Ван Хорн Джеймс К., Вахович, Джон М. Основы финансового менеджмента. 11-е издание. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2014. 992 с.

9. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. М.: КНОРУС, 2014. 376 с.

10. Герасимова Е.Б. Комплексный анализ кредитоспособности заемщика // Экономический анализ: теория и практика, 2014. № 9. С. 43-51.

11. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. М.: Юрайт, 2012.

12. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Под ред. Вахрушиной М.А. М.: Вузовский учебник, 2009.

13. Шеремет А.Д., Нечашев Е.В. Методика финансового анализа коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2011. 208 с.

РАЗРАБОТКА РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ В ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПОЕЗДАХ Чернышина В.А.

Чернышина Виктория Андреевна - магистрант, кафедра экономики и управления на транспорте, Российский университет транспорта, г. Москва

Аннотация: в данной статье описан поэтапный план разработки рекламной кампании для транспортной организации, которая предоставляет услуги по перевозке пассажиров в высокоскоростных поездах. Также приведены некоторые методы для оценки экономической эффективности рекламной кампании. Ключевые слова: рекламная кампания, экономическая эффективность, рекламная стратегия, транспортная организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.