Конкурсное праВо
ИНСТИТУТ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
М.И. КУТЕР,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, аудита и АОДКубанского государственного университета
Д.В. ЛУГОВСКОЙ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и АОД Кубанского государственного университета
P.A. ТХАГАПСО,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, аудита и АОД Кубанского государственного университета, кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета
Переход в 1990-е гг. к рыночной экономике и связанные с ним кризисные явления в российской экономике привели к резкому увеличению неплатежей. Многие организации оказались неспособными оплачивать счета поставщиков, вовремя погашать задолженность по заработной плате, а также осуществлять платежи в бюджет и внебюджетные фонды и т. д. Финансовое положение большинства хозяйствующих субъектов резко ухудшилось из-за острой нехватки финансовых ресурсов, вызванной высокими темпами инфляции. В данных условиях производственная функция управления дополняется функцией стратегического развития организации, что в бухгалтерском учете предполагает следование одному из основополагающих принципов — принципу непрерывности деятельности предприятия. На решение именно данной стратегической задачи направлены все усилия хозяйствующего субъекта.
В сложившихся условиях возникает острая необходимость в исследовании и глубокой проработке истории возникновения и развития института банкротства в России.
Развитие российского конкурсного права можно представить тремя основными этапами, совпадающими с социальными, экономическими и политическими преобразованиями в истории
России. Первый этап — дореволюционное конкурсное право; второй — конкурсное право советского периода (существовавшее только в период НЭП); третий — современное конкурсное право (развивающееся с июня 1992 г.).
Нормы, регулирующие проблему несостоятельности в дореволюционном законодательстве России, прошли длительную эволюцию, во многом сходную с развитием аналогичного законодательства стран Западной Европы.
В древней России не было разделения общества на сословия, которые во взаимной борьбе выдвинули бы свои привилегии. Напротив, русская история представляет единство всего гражданского общества. Поэтому не было почвы для появления феодального или купеческого права. Если иногда торговый оборот требовал для себя некоторых юридических особенностей, то они находили себе место в общих законодательных, памятниках, а не обособлялись в особую систему.
С другой стороны, замкнутость и преимущественно земельный уклад жизни государства тормозили развитие конкурсных отношений и в целом института банкротства.
Зачатки конкурсного процесса мы можем обнаружить уже в древнейшем своде законов, возникшем
и действовавшем в Древней Руси Х1—Х11 вв., — в «Русской правде» пространной редакции. «Русская правда» закрепляла дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Например, ст. 54 гласила: «Аже которыи купец, кде любо шед с чюжими кунами, истопиться, любо рать возметь, ли огонь, то не насилити ему, ни продати его но како начнет от лета платити, тако же платить, зане же пагуба от бога есть, а не виноват есть; аже ли пропиеться или пробиеться, а в безумьи чюжь товар испортить, то тако любо тем, чии то товар, ждут ли ему, а своя им воля, продадять ли, а своя им воля» [9, т. 2, с. 68].
Законодательство различало несчастную несостоятельность, возникшую не по вине должника, при которой он получал возможность выплатить долг в рассрочку, но эта льгота не распространялась на купца, пропившего капитал или потерявшего его в драке (неосторожное банкротство). В таких случаях судьба должника зависела от воли кредиторов, которые могли по своему усмотрению либо согласиться на погашение долга в рассрочку, либо продать имущество и самого должника в холопы.
От случайного и неосторожного древнерусский законодатель отличает злостное банкротство: «Аже ктомногимъ долженъ будеть, а пришедъ гость из иного города или чюжеземець, а не ведая запустить за нь товаръ, а опять начнеть не дати гости кунъ, а первии должебити начнуть ему запинати, не дадуче ему кунъ, то вести и на торгъ, продати же и отдати же первое гостины куны, а домашнимъ, что ся останеть кунъ, тем же ся поделять; паки ли будуть княжи куны, то княжи куны первое взяти, а прокъ в делъ; аже кто многореза ималъ, то тому не имати» [9, т. 2, с. 68].
Согласно ст. 55 «Русской правды» пространной редакции купец, лишенный кредита своих горожан, взявший для продажи товар и не знающий о его неплатежеспособности приезжего купца и не расплатившийся за полученные вещи, должен быть продан кредиторами в холопы, рассрочка ему не предоставлялась.
Деление несостоятельности на категории и установление характера вины должника свойственны исключительно русскому законодательству. В любом явлении идет попытка докопаться до сути причин, его порождающих, во имя справедливой оценки и воздаяния. Рациональный и деловой Запад такой черты в характере своих народов не имеет [19, с. 157].
Особый интерес представляет то явление, что чем более отдаляется развитие права от первоначальной эпохи, тем слабее становятся черты несостоятельности. Если положения «Русской
правды» были достаточны для своего времени и по объему соответствовали общей системе права, нельзя того же сказать о новейшем времени, когда кредитные отношения развились настолько, что без конкурсного законодательства невозможно уже было обойтись. А между тем только к XIX столетию появляется у нас конкурсный устав.
Следы конкурсного права встречаются в договоре смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой, Готландом и немецкими городами 1229 г. В ст. 10 этого договора мы находим указание порядка удовлетворения при стечении нескольких кредиторов. В этом случае как немец в отношении своего русского должника в Смоленске, так и русский в отношении своего немецкого должника в Германии пользовались привилегией преимущественного удовлетворения. Эта привилегия сохранялась по ст. 11 даже в случае конфискации имущества за преступление — «аже разгневается князь на своего человека».
К середине XIV в. на Руси в основном было завершено восстановление хозяйства, разрушенного нашествием Батыя и последующими вторжениями войск Золотой Орды, и постепенно создавались условия для дальнейшего развития феодальной экономики. Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к необходимости обмена между городом и деревней, который происходил в форме все расширяющейся торговли. Развитие внутренних и внешних торговых связей способствовало формированию рынков и укреплению экономических связей внутри отдельных русских земель. Рост товарно-денежных отношений и развитие гражданского оборота обусловили развитие обязательного права. Взыскание по долгам все более переходило с личности должника на его имущество, в том числе и на недвижимое. При этом сохранялось обращение взыскания на родственников, слуг и крестьян должников.
«Русская правда» настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что ее включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки «Пространной правды» активно распространялись еще в XV—XVI вв. И только в 1497 г. был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший «Пространную правду» в качестве основного источника права на территориях, объединенных в составе централизованного Русского государства.
Статьи, содержащие нормы о банкротстве, можно обнаружить и в последующих нормативных актах, действовавших в средневековой Руси. Так, в ст. 55 Судебника 1497 г., первого крупного общерусского закона, детализированы описанные ранее нормы «Русской правды» и регламентированы некоторые
вопросы процедурного характера: «А которой купець, идучи в торговлю, возмет у кого денги или товар, да на пути у него утеряется товар безхитростно, истонет, или згорить, или рать возметь, и боярин обыскав, да велит дати тому диаку великого князя полетную грамоту с великого князя печятию, платити исцеву истину без росту. А кто у кого взявши что в торговлю, да шед пропиет или иным какым безумием погубит товар свой без напраздньства, и того исцю в гибели выдати головою на продажу» [9, т. 2, с. 61].
Выдача головою есть древнейший способ удовлетворения требований. Кто не гасил убытков, не платил долга, того самого отдавали истцу. Кредитор мог или взять его к себе во двор в качестве раба, или продать его. После смерти должника, если он не успевал отработать своего долга, его обязательства переходили к его детям. Для лиц, которых не выдавали головою, правеж мог окончиться только мировой сделкой с кредиторами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень экономических отношений, существовавших в те времена, не достиг той отметки, когда возникает необходимость в детальном регулировании конкурсных отношений.
Этот период характеризуется образованием Русского централизованного государства. В Судебнике указывалось, что уплата долга случайным банкротом должна производиться погодно без начисления процентов по нему. Если невозврат долга был вызван виной ответчика, то в отличие от «Русской правды», где наказание передавалось на усмотрение кредиторов, Судебник предписывал выдачу виновного истцу в холопство. Кроме того, в Судебнике усилена роль государства в пресечении разного рода злоупотреблений и охране интересов кредиторов, установлен неизвестный «Русской правде» порядок, согласно которому полетная грамота выдается только после установления несостоятельности по несчастью.
Вопреки установившемуся обычаю обращать несостоятельных должников в рабов законодатель позволяет выдавать таких лиц кредитору головою, до тех пор пока не отработают. В XVII в. вырабатывается постепенно идея имущественной ответственности за неисполнение по обязательству, вырабатывается порядок обращения взыскания за долги не на лицо, а на имущество должника. С того времени отрешенность обязательства от лица должника установилась во взглядах законодателя, но долго еще в бытовых отношениях продолжало сохраняться воззрение на обязательство, как имеющее своим объектом самого должника.
В течение четырех столетий, вплоть до Соборного Уложения 1649 г., не найдено каких-либо законов, регулирующих конкурсные отношения в России, хотя в других странах такие законы уже были. Очевидно, что в России в то время не было необходимости в таких законах. Об этом говорит и тот факт, что Соборное Уложение практически повторяет то, что было установлено за 400 лет до этого «Русской правдой».
Следует отметить, что уже в законодательстве о несостоятельности Древней Руси вводилась очередность удовлетворения исков кредиторов. Первым по очередности был князь, за ним шли иностранные и иногородние купцы, а последними — местные кредиторы. К тому же к удовлетворению требований не допускались кредиторы, успевшие взыскать значительную сумму процентов, в результате чего кредитор практически взыскал с должника данный взаймы капитал. Приведенные положения казались настолько важными и справедливыми, что их практически полностью воспроизводили последующие законодательные акты русского права. В более позднем российском законодательстве, например в Уложении Алексея Михайловича 1649 г., преимущество в очередности кредиторов отдавалось государственной казне и иностранным кредиторам.
В гл. 4 «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» (рукописный вариант которого, как предполагается, редактировал сам Петр Великий), изданного в марте 1715 г., находим ст. 5 следующего содержания: «Купеческие книги, из которых видимо, что тот и тот толикое число винен, могут токмо вместо половины доказания служить...» [9, т. 4, с. 419].
В соответствии с теорией формальных доказательств в ходе судебныхразбирательств торговые книги купцов рассматривались как половина доказательств. Сомнение в доказательной ценности торговых книг было связано с тем, что они велись обычно самим купцом, и контрагенты не имели права контролировать данные записи, а сами книги не подлежали государственной регистрации. При этом законодатель дает возможность получения книгами полной доказательной силы при судебных разбирательствах. Купец должен был подтвердить истинность записей в книги клятвой перед богом, которой доверяли в случае непорочности купца и при соответствующем оформлении торговых книг. Подтверждением достоверности книг выступало также требование хронологической последовательности («...в каждой почтовой день число записано») в ведении торговых книг.
Несмотря на практически отсутствующее законодательное регулирование, проблемы, свя-
занные с банкротством, становились все более актуальными. Торговые отношения значительно усложнились, и со временем стало недостаточно имеющихся законоположений, которые определяли только самый общий порядок действий при несостоятельности должника. Тем не менее задолго до появления первых систематизированных законов о несостоятельности проводились конкурсные процессы, особенно в крупных торговых городах.
Конкурсное право в России развивалось в трех не взаимосвязанных между собой направлениях. Первое направление заключалось в попытке приспособить нормы иностранных законодательств к российским условиям и особенностям. Второе направление в основе института несостоятельности видело развитие национальных конкурсных отношений. Третье направление — создание и кодификация норм российского конкурсного права.
В России иностранное законодательство в основном применялось при разбирательствах в рамках наиболее крупных процессов. Правительство не только не препятствовало применению правовых норм иностранного государства, а более того, иногда настоятельно рекомендовало, объясняя свои поступки разработанностью иностранной законодательной базы.
Торгово-экономические отношения значительно усложнились, и со временем стало недостаточно имеющихся законодательных и нормативных актов, которые определяли только самый общий порядок действий при несостоятельности должника. Такой ход событий не мог более устраивать ни руководство страны, ни тем более обычных предпринимателей. По указу императрицы Анны Ивановны Коммерц-коллегией к 1740 г. разрабатывается проект устава о банкротах, который был рассмотрен Сенатом и подан Кабинету. По причине конфликта Сената с Кабинетом проект Устава был возвращен в Сенат с критикой, намеками на недостаточно высокий уровень и советом привлечь специалистов к исправлению замечаний. Позже оказалось, что 12.09.1740 президент Коммерц-коллегии барон Менгден предложил на рассмотрение в Сенат свой проект Устава, который впоследствии был принят.
Итак, по определенным причинам первым нормативным документом в России, регулирующим процедуру банкротства, был Банкротский устав, принятый 15.12.1740. Указом, сопровождавшим Устав, было предписано во всех вопросах, касающихся банкротств, поступать в соответствии с Уставом. Как было отмечено ранее, во многом этот документ просто копировал западноевропейское
законодательство, причем некоторые положения не могли применяться в России лишь по той простой причине, что не соответствовали ни национальным особенностям, ни экономическим реалиям того времени. Не совсем понятным остается вопрос о причинах, по которым ни указ, ни Устав не были обнародованы, а в некоторых случаях даже его законная сила была игнорируема.
Структура Устава была представлена тремя частями, которые в той или иной мере раскрывали нормы конкурсного права, положение и обязанности кураторов, а также состав и порядок формирования конкурсной массы.
Для решения дел, связанных с несостоятельностью, положения Устава определяли специальные органы в России: Коммерц-коллегия, городовые магистраты, Главный магистрат, контора Главного магистрата и Сенат.
Принимая во внимание тот факт, как утверждался Устав 1740 г, более странным выглядит и то, что в 1753 г Сенат разработал новый проект Устава, который в большинстве своем повторял положения действующего Устава, с серьезными изменениями отдельных статей. Проект Устава 1753 г. не был принят.
Особо следует отметить проект 1763 г., по которому действие Устава расширялось с купцов до заводчиков, фабрикантов, откупщиков и других лиц, занимавшихся в той или иной степени коммерческой деятельностью. Кроме того, новый проект 1763 г. вводил ограничение, касавшееся суммы долгов несостоятельного, — конкурс учреждался только если сумма обязательств превышала 3 000р. Данное нововведение было аргументировано тем, что издержки делопроизводства в незначительных делах значительно превышают извлекаемые из них выгоды.
В России, в отличие от западных стран, долгое время не существовало каких-либо сроков, в течение которых кредиторы должны были заявить свои требования, и лишь указом от 27.01.1780 такие сроки были установлены: живущим в Петербурге кредиторам — месячный, а иногородним и иностранным — шестимесячный срок. Истечение этих сроков прекращало право кредитора на имущество должника, вследствие чего по истечении срока претензии в конкурс не принимались. Конкурсная масса представляла собой все имущество должника, находящееся как у него, так и у других лиц.
Переломной в истории банкротства в России стала вторая половина XVIII в. Именно тогда были разработаны четыре законопроекта, регулирующие проблемы банкротства, было принято множество актов, и вся оживленная работа по кодификации
завершилась изданием в 19.12.1800 крупнейшего законодательного акта — Устава о банкротах.
В 1800 г. с учетом национальных особенностей и состояния российской экономики Павлом I принимается новый закон—Устав о банкротах. По Уставу 1800 г., банкротом считалось лицо, «не могущее сполна заплатить своих долгов». Вводилось три вида банкротства: от несчастья, от небрежности и пороков, от подлога. В отношении каждого из видов несостоятельности принимались различные меры воздействия. В любом случае банкрот не считался бесчестным, если не было доказано его злостное намерение. Должник, ставший банкротом «от несчастья», освобождался от ответственности по всем своим долгам. Но даже данная редакция не отвечала всем требованиям того времени.
По структуре своей Устав о банкротах 1800 г. весьма оригинален и состоял из двух частей. Первая часть называлась «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями»; вторая — «Для дворян и чиновников», которая практически не имела отношения к конкурсному праву, поскольку в основном рассматривала вопросы правоспособности дворян в области обязательственных отношений.
Публикация сведения об открытии несостоятельности обязывает всех кредиторов, а также должников или имеющих в своем владении какие-либо вещи банкрота заявить об этом в течение 3 месяцев — для находящихся в том же городе, 9 месяцев — для находящихся в других городах или европейских местах, наконец, 18 месяцев — для находящихся в других частях света. Лица, не успевшие представить в установленный срок свои требования, лишаются всех своих требований. Предъявленные кредиторами претензии записываются в особые книги, после чего должны быть представлены доказательства их действительности, без чего претензия исключается из списка.
В Устав 1800 г. не попала норма проекта Устава 1763 г. об ограничении касавшейся суммы долгов несостоятельного — сумма долгов несостоятельного должника, необходимая для открытия конкурса, Уставом вообще не определялась.
23.06.1832 был принят приемлемый и адекватный российской действительности новый закон — Устав о торговой несостоятельности, который вначале применялся только к лицам, принадлежащим к торговому сословию, а в 1846 г. был распространен на всех лиц, занимающихся торговлей. Данный Устав применялся с небольшими поправками вплоть до 1917 г.
История конкурсного права, как российского, так и зарубежного, проводит разделение несостоятельности на виды. В качестве критериев классификации можно выделить:
1) характер причин, повлекших несостоятельность;
2) характер деятельности должника.
В Уставе 1832 г. выделялось три вида несостоятельности: простая несостоятельность, подложная или злонамеренная при наличии умысла и подлога; при отсутствии вины должник признавался несостоятельным по несчастию и не подлежал аресту.
По другому критерию в зависимости от ведения лицом торговой деятельности выделяются торговая и неторговая несостоятельность. Данная норма способствовала определению субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными.
Дореволюционное законодательство в России предусматривало три формы возбуждения дела о несостоятельности: по заявлению должника, по просьбе кредиторов и по инициативе суда. Прежде всего право просить об открытии конкурсного процесса было предоставлено кредиторам, но предполагалось, что сам должник раньше своих кредиторов может обнаружить свою несостоятельность. Чистосердечное признание должника было очень важным обстоятельством, так как, во-первых,, кредиторы могли убедиться в добросовестности такого должника, во-вторых, в случае собственного заявления должник мог избежать ареста.
Особое место в русском праве занимает способ возбуждения дела о несостоятельности, который в современном праве отсутствует, по усмотрению суда. Многие иностранные законодательства не признавали этого способа, в частности открытие конкурсного процесса по усмотрению суда не допускалось в Германии, Австрии, Англии, Швейцарии, Венгрии. Признавался этот способ во французском, бельгийском, голландском законодательствах, но большого применения не имел; в частности во Франции число конкурсных производств, возбуждаемых по инициативе суда, составляло 6—7 % общего числа конкурсных процессов.
Все действия в рамках процедуры несостоятельности (отчуждение имущества, заключение мировой сделки и т. д.) осуществлялись после их утверждения судом. Суд утверждал и заключительный акт конкурсного производства — определение свойства несостоятельности, составлявшееся конкурсным управлением и выносившееся на обсуждение общего собрания кредиторов. От вида несостоятельности зависели правовые последствия признания банкротом.
Необходимо отметить, что наряду с традиционными процедурами конкурсного производства российское законодательство той поры регламентировало процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников в процессе торговой несостоятельности, т. е. то, что на современном языке называют реабилитационными процедурами. Для их проведения были созданы администрации по торговым делам.
Г. Ф. Шершеневич, сравнивая конкурсное производство и деятельность администраций, писал: «В противоположность конкурсному процессу, который имеет своей целью ликвидировать дела несостоятельного должника для того, чтобы равномерно и соразмерно удовлетворить всех его кредиторов, — администрация по торговым делам имеет своей задачей восстановить пошатнувшиеся дела должника для полного удовлетворения кредиторов» [18, с. 74]. Цель администрации состояла именно в восстановлении дел должника, в приведении торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность не только удовлетворить всех кредиторов, но и обеспечить дальнейший ход предприятия [19, с. 158].
Следует подчеркнуть, что существовавший институт администрации отличался от своих западных аналогов, где для предотвращения несостоятельности должнику предоставлялась отсрочка в платежах, применялись такие меры, как предупредительная мировая сделка, судебная ликвидация. При этом по зарубежному законодательству за должником сохранялось управление его имуществом, а по законодательству России должник отстранялся от управления имуществом.
Согласно Уставу о торговой несостоятельности торговец, дела которого пришли в упадок, мог во избежание признания банкротом обратиться к своим кредиторам с предложением рассрочить ему уплату долгов и принять участие в ведении его предприятия. Необходимо отметить, что законодательство по несостоятельности в России использовалось часто. Так, за период 1893—1903 гг. было ликвидировано 546 акционерных обществ с капиталом собственника в 1 142 млн руб., причем за этот же период было создано 1 190 акционерных общества с капиталом собственника в 2 147,7 млн руб. [1, с. 46].
Одновременно с совершенствованием законодательства о несостоятельности в XIX в. шло становление и развитие регулирования бухгалтерского учета в России. Законом от 14.07.1834 на купцов, независимо от того, осуществляли они торговые операции самостоятельно или коллективно (в товариществе),
была возложена обязанность ведения торговых книг, число которых зависело от рода торговли. Для оптовой торговли, в частности, предусматривались: «а) мемориал — книга для ежедневной записи дел, б) главная книга (гросс-бух), открывающая отдельные счета по всем оборотам торговли» [18, с. 82]. По этому поводу известный русский цивилист П. П. Цитович в «Очерке основных понятий торгового права» заметил: «Торговый Устав. дал целое руководство обязательной бухгалтерии, различной, впрочем, по размерам торговли. Бухгалтерия обязательная для всех, так что банкир должен вести товарную и фактурную книги, хотя не имеет никаких товаров, не получает и не отправляет никаких фактур» [15, с. 107].
В 1857 г. в Устав были введены нормы о ежегодном составлении бухгалтерского баланса. Совершенствовалось и законодательство о публичной отчетности: п. 45 Положения о компаниях на акциях, утвержденного 06.12.1836, определял состав годовой отчетности: «Отчеты подписываются всеми членами Правления, и должны содержать в себе: а) состояние капитала компании; б) общий приход и расход за то время, за которое отчет представляется; в) подробный счет издержкам по управлению; г) счет чистой прибыли; д) счет запасного капитала, когда таковой есть, и е) особый отчет по искусственным и другим заведениям, если таковые находятся при компании» [4, с. 14]. Кроме того, в Положении содержались нормы, касающиеся ликвидации предприятия: предусматривалось обязательное оповещение в печати о начале и окончании процедуры ликвидации. По отношению к собственникам компании устанавливалась очередность покрытия их требований, согласно которой они могли получить свои доли «пока от компании не будет внесена в одно из государственных кредитных установлений сумма, необходимая на уплату всех ее обязательств» [4, с. 15].
В ходе анализа законодательства периода 1800 — 1917 гг. можно выделить некоторые характерные его особенности:
1) банкротство рассматривается как несостоятельность торговца, банкира по причине непогашения обязательств по его вине; от степени виновности зависел выбор процедуры банкротства;
2) дается четкое терминологическое разграничение между несостоятельностью и банкротством, где первое выступает более объемным понятием, а второе — отдельным случаем несостоятельности;
3) проводится классификация понятий несостоятельности (торговая и неторговая) и банкротства (корыстное и простое).
Кроме того, при определении несостоятельности хозяйствующего субъекта практически не использовалась бухгалтерская отчетность, что в первую очередь объясняется отсутствием единой методологической базы, а также привязкой несостоятельности только к признаку неоплатности должника.
Попытка регламентировать форму, порядок составления и публичность отчетности была предпринята в Уставе о промысловом налоге, который предписывал предприятиям ежегодно публиковать балансы и извлечения из годовых отчетов, но при этом не регулировал экономической структуры баланса и не давал методики оценки статей.
Следующий весьма непродолжительный по времени этап развития института несостоятельности можно назвать советским. На данном этапе развития конкурсного права процедура несостоятельности как способ прекращения предпринимательской деятельности, практически не применялась.
Переход к мирной жизни, внедрение новой экономической политики и возникновение свободного товарооборота привели к появлению проблемы неплатежей и, соответственно, необходимости их правового регулирования. Первый Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие в условиях несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц. Однако на практике применение данных норм было затруднительным, поскольку Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, принятый в 1923 г., процедуры объявления несостоятельности не регулировал. В законодательстве не был установлен четкий порядок осуществления процедур банкротства. Этот недостаток был компенсирован только в 1928 г., когда Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен гл. 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических». В ст. 318 предусматривались признаки несостоятельности: «Должник, прекративший платежи по долгам на сумму свыше трех тысяч рублей или долженствующий прекратить их на означенную сумму по состоянию своих дел, может быть признан несостоятельным, если судом будет установлена неспособность его к полной оплате денежных требований кредиторам» [19, с. 46].
С 1928 г. по мере свертывания НЭП и введения программы индустриализации страны и первых пятилеток постепенно стали исчезать из законов и те незначительные конкурсные нормы, которые существовали. Все происходящее объяснялось тем, что институт несостоятельности в отличие от
некоторых других институтов совершенно несовместим с плановой экономикой и безраздельной государственной монополией на собственность, модель несостоятельности существовала только в нормативных актах советского государства, на практике она не реализовывалась. Проблема неплатежей регулировалась на государственном уровне с помощью разработанной системы дотирования убыточных отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Нерентабельные предприятия и хозяйства искусственно встраивались в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих схем перераспределения финансовых потоков в хозяйственных системах министерств и ведомств.
В отношении граждан вопрос о банкротстве не возникал вовсе, так как они не имели права заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. Неплатежи по налогам взыскивались в порядке гражданского судопроизводства путем обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество.
Таким образом, к началу 1960 г. общие нормы о банкротстве были исключены из гражданского законодательства СССР.
Учитывая тот факт, что институт несостоятельности присущ только рыночной экономике, его возрождение стало возможным только с переходом российской экономики к рыночным отношениям.
С началом проведения реформ по формированию рыночной экономики проблема создания нормативно-правовой основы несостоятельности хозяйствующих субъектов стала неотложной практической задачей. Уже в самом первом российском экономико-реформаторском законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (принят Верховным Советом РСФСР 25.12.1990) имелась ст. 24, п. 3 которой гласил: «Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством РСФСР».
Третий, современный, этап функционирования механизма банкротства начинается с опубликования обстоятельного, богатого по нормативно-правовому содержанию Указа Президента РФ от 14.06.1993 №623 «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Указ появился в чрезвычайно сложный
для СССР период, когда фактически началась процедура распада страны, что привело к обрыву годами складывавшихся связей между социалистическими предприятиями, терялась вертикаль управления экономикой, началась приватизация государственных и муниципальных предприятий.
Указ № 623 был издан в целях поддержки государственных предприятий, оказавшихся несостоятельными (банкротами), а также обеспечения эффективного использования государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями, защиты прав и интересов государства, кредиторов и трудовых коллективов несостоятельных предприятий. К тому времени уже назрела необходимость урегулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью предприятий, основанных на других формах собственности.
Для регулирования института несостоятельности вскоре был принят Закон Российской Федерации от 19.11.1992 №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [8], который за десятилетие претерпел три совершенно противоположные редакции. Здесь законодатель отдает приоритет внешним признакам банкротства, тем самым сужая понятие неплатежеспособности и разрушая исторически сложившуюся концепцию банкротства.
Закон 1992 г. [8] по сравнению с Указом Президента РФ от 14.06.1992 принципиально иначе решил главный вопрос: несостоятельность предприятия стала считаться имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.
Реализация Закона 1992 г. [8] началась далеко не сразу после вступления его в силу. К применению Закона 1992 г. оказались не готовы все, кто должен был его исполнять. Потребовалась значительная подготовительная работа по созданию необходимых организационных и правовых предпосылок. Важные вопросы правового регулирования института несостоятельности (банкротства) решались в нормативных актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с Законом 1992 г.
Практика применения Закона 1992 г. [8] выявила и его слабые стороны. В первую очередь проблема связана с тем, что нормы и принципы, изложенные в Законе, были «подогнаны» под понятийный аппарат действовавшего тогда законодательства РСФСР. Во-вторых данный нормативный правовой акт устаревал морально, переставал в полной мере отвечать складывавшимся новым экономическим
отношениям. Объяснялось это прежде всего тем, что принят он был в 1992 г. задолго до принятия Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 и нового Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г.
Работа по пересмотру Закона 1992 г. велась в течение нескольких лет. Результатом труда стал Федеральный закон от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [6]. Арбитражными судами Закон 1998 г. стал применяться при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), производство по которым было возбуждено с 01.03.1998.
Закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [6] был направлен на решение только одной задачи — защита интересов кредиторов. Процедура банкротства была настолько упрощена, что каждому предприятию, имевшему просроченную на 3 мес. задолженность в мизерном размере — 50 тыс. руб., угрожала ликвидация. А ведь в те времена в России примерно 40 % предприятий были убыточны и каждому из них угрожало банкротство. В результате Закон о банкротстве из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. В целом складывается впечатление, что разработчики Закона преследовали одну цель — супербыструю вторичную приватизацию государственного имущества.
Недобросовестные кредиторы нередко проявляли заинтересованность не в погашении задолженности должниками, осуществлении мер по финансовому оздоровлению, а в их ликвидации и овладении имущественными комплексами за бесценок.
Серьезным недостатком прежнего Закона было по существу бесправное положение должника. Конечно, он мог представить суду отзыв на заявление кредитора со своими возражениями в пятидневный срок (сейчас — в десятидневный), но в остальном его интересы практически не учитывались.
Проблема несостоятельности стала особенно актуальной в Российской Федерации вследствие августовского кризиса 1998 г. и обозначившейся в результате угрозы «суверенного дефолта», которая вызвана прекращением со стороны России платежей по государственным облигациям федерального займа и краткосрочным облигациям (ОФЗ и ГКО), а также государственному долгу СССР. Указанные события применительно к инструментам, размещавшимся на иностранных рынках через коммерческие банки, не могли не вызвать цепной реакции в сфере финансовых операций последних.
В декабре 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [7]. Он распространяется на физических и юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Процедуры банкротства способствуют преодолению кризиса неплатежей, прекращению роста просроченной задолженности и предотвращению негативных социальных последствий, связанных с кризисными процессами. Закон содержит более жесткие требования к арбитражным управляющим, которым доверяется проведение процедур банкротства. Особое место отведено банкротству отдельных категорий должников — юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, кредитных и страховых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий.
Следует отметить прогрессивное значение нового Закона, который состоит из 11 глав, 233 статей. По сравнению с предыдущим последний Закон более подробно регламентирует процесс банкротства. Изменены признаки банкротства; из Закона исчезло внесудебное объявление должника о своем банкротстве, и сам процесс добровольного банкротства должника был поставлен под контроль суда; совершенно по-новому стали назначаться арбитражные управляющие и, что важно, у должника появилось право влиять на этот процесс; появилась новая стадия конкурсного
процесса — финансовое оздоровление; среди особых категорий должников были выделены субъекты естественных монополий. Все эти изменения являются весьма позитивными и, несомненно, способствуют балансу интересов как должников, так и кредиторов.
Обобщая сказанное, приходим к выводу, что становление банкротства как экономической и правовой категории уходит в глубокое прошлое. Более того, как часть торгового права банкротство тесно связано с его становлением и развитием, которое в свою очередь оказало огромное воздействие на генезис бухгалтерского учета. При этом институт несостоятельности на протяжении длительного периода оказывал влияние на различные модели бухгалтерского учета, которые основывались на концепции осторожности или бухгалтерского консерватизма. Роль бухгалтерского учета в защите интересов кредиторов четко охарактеризована в проекте германского закона о борьбе с экономическими правонарушениями: «.Надлежащее ведение бухгалтерского учета имеет практическое значение в современной экономике, так как является основной предпосылкой любой экономической деятельности. Отсутствие оценки экономического положения предприятия сохраняет опасность того, что оно сможет работать, ориентируясь на завершение деятельности, но при этом нести инвестиционные и прочие расходы, которые не обоснованы с точки зрения имеющегося капитала» [5, с. 84].
Литература
1. Гаврилова В. Е. Банкротство в России: вопросы истории, теории и практики: Учеб. пособие. — М.: ТЕИС, 2003. — 207 с.
2. Гольмстен А. Х. Исторический очерк конкурсного процесса. — СПб, 1872.
3. КутерМ. И., ТхагапсоР. А. Бухгалтерский учет в условиях несостоятельности: Учеб. пособие. — Краснодар: Кубанский — госуниверситет, 2005. — 204 с.
4. Носов С.И. Акционерное право в России (опыт историко-правового исследования). Приложение. — М.: РАГС, 2000. 32 с.
5. Обербринкманн Ф. Современное понимание бухгалтерского баланса: Пер. с нем. / Под ред. Я. В. Соколова. — М.: «Финансы и статистика», 2003. — 416 с.
6. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ.
7. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 31.12.2004 г.).
8. О несостоятельности (банкротстве) предприятий: Федеральный закон от 19.11.1992 г. № 3929-1.
9. Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова.—М.: Юридическая литература, 1984.
10 Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. — М.: Статут, 1999. — 204 с.
11. Телюкина М. В. Комментарии к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 591 с.
12. Ткачев В. Н. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Книжный мир». — 362 с.
13. Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. — М.: Изд-во Московского университета, 1953.
14. Тхагапсо Р. А. Становление и развитие института несостоятельности в России // Экономика: теория и практика: Науч. -образовательный журнал. — 2004. — №8. — С. 18 — 21.
15. Цитович П. П. Очерк основных понятий торгового права. — М.: Центр ЮрИнфоР, 2001. — 448 с.
16. Шершеневич Г. Ф. Конкурсное право. — 2-е изд. — Казань: Императорское изд-во, 1898. — 509 с.
17. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г. ) . — М. : Спарк, 1994. — 335 с.
18. Шершеневич Г. Ф. Конкурсный процесс. — М. : Статут, 2000. — 477 с.
19. Юдин В. Г. Несостоятельность (банкротство) : исторический аспект // Вестник ВАС. — 2002. — № 1. — С. 155—162.