Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМАХ'

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМАХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хаперская Алена Васильевна

В статье описываются основные компетенции обучающего персонала при консультировании и обеспечении обратной связи для людей с ОВЗ. Описаны разработанные методы реализации предоставления всех условий для осуществления обратной связи и процесса консультирования в электронной среде с применением информационных технологий (метрики, веб-технологии, базы данных и т. д.). Помимо компетенций, которые были выделены для консультирования обучающихся с ОВЗ при традиционной форме освоения образовательных программ, представлены и охарактеризованы компетенции для консультирования и работы в электронной среде. Отмечается, что возможности ее лучше соотносятся с потребностями инклюзивного образования, делая процесс обучения более оперативным и адаптированным для людей с ОВЗ, чем его традиционный формат. Заключается, что образовательные онлайн-платформы обладают тремя преимуществами в этом отношении: делают процесс обучения максимально доступным ввиду отсутствия необходимости физического присутствия, предоставляют возможности выбора индивидуального плана обучения, позволяют работать с адаптированным учебным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хаперская Алена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF AN ALGORITHM FOR COUNSELING STUDENTS WITH DISABILITIES ON ELECTRONIC PLATFORMS

The article describes the main competencies of the training staff in consulting and providing feedback for people with disabilities. The methods developed to implement all the conditions for providing feedback and the process of counseling in an electronic environment using information technology (metrics, web technologies, databases, etc.) are described. In addition to the competencies that were allocated for advising students with disabilities in the traditional form of mastering educational programs, competencies for consulting and working in an electronic environment are presented and characterized. It is emphasized that its capabilities better correlate with the needs of inclusive education, making the learning process more responsive and adapted to people with disabilities than its traditional format. Conclsion dwells upon the fact that educational online platforms have three advantages in this regard: make the learning process as accessible as possible due to the lack of the need for physical presence, provide opportunities to choose an individual learning plan, allows to work with adapted educational material.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМАХ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 141-145. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 5. P. 141-145.

Научная статья УДК 376.2

https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.19

Разработка алгоритма консультирования обучающихся с ОВЗ на электронных платформах

Алена Васильевна Хаперская

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия, khape@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6280-603X

Аннотация. В статье описываются основные компетенции обучающего персонала при консультировании и обеспечении обратной связи для людей с ОВЗ. Описаны разработанные методы реализации предоставления всех условий для осуществления обратной связи и процесса консультирования в электронной среде с применением информационных технологий (метрики, веб-технологии, базы данных и т. д.). Помимо компетенций, которые были выделены для консультирования обучающихся с ОВЗ при традиционной форме освоения образовательных программ, представлены и охарактеризованы компетенции для консультирования и работы в электронной среде. Отмечается, что возможности ее лучше соотносятся с потребностями инклюзивного образования, делая процесс обучения более оперативным и адаптированным для людей с ОВЗ, чем его традиционный формат. Заключается, что образовательные онлайн-платформы обладают тремя преимуществами в этом отношении: делают процесс обучения максимально доступным ввиду отсутствия необходимости физического присутствия, предоставляют возможности выбора индивидуального плана обучения, позволяют работать с адаптированным учебным материалом.

Ключевые слова: консультирование, обратная связь, цифровая образовательная среда, инклюзия, информационные технологии, обучение людей с ОВЗ

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 19-1800300, https://rscf.ru/project/19-18-00300/.

Для цитирования: Хаперская А.В. Разработка алгоритма консультирования обучающихся с ОВЗ на электронных платформах // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 141-145. https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.19.

Original article

The Development of an Algorithm for Counseling Students with Disabilities on Electronic Platforms

Alena V. Khaperskaya

National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia, khape@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6280-603X

Abstract. The article describes the main competencies of the training staff in consulting and providing feedback for people with disabilities. The methods developed to implement all the conditions for providing feedback and the process of counseling in an electronic environment using information technology (metrics, web technologies, databases, etc.) are described. In addition to the competencies that were allocated for advising students with disabilities in the traditional form of mastering educational programs, competencies for consulting and working in an electronic environment are presented and characterized. It is emphasized that its capabilities better correlate with the needs of inclusive education, making the learning process more responsive and adapted to people with disabilities than its traditional format. Conclsion dwells upon the fact that educational online platforms have three advantages in this regard: make the learning process as accessible as possible due to the lack of the need for physical presence, provide opportunities to choose an individual learning plan, allows to work with adapted educational material.

Keywords: consulting, feedback, digital educational environment, inclusion, information technology, training for people with disabilities

Funding: The reported study is funded by Grant No. 19-18-00300 of the Russian Science Foundation, https://rscf. ru/project/19-18-00300/.

For citation: Khaperskaya, A.V. (2023) The Development of an Algorithm for Counseling Students with Disabilities on Electronic Platforms. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 141-145. Available from: doi: 10.24158/spp.2023.5.19 (In Russian).

Постановка проблемы. При обучении слушателей с ОВЗ возникает ряд сложностей. Во-первых, многие из цифровых учебных материалов защищены их правообладателями, поэтому

© Хаперская А.В., 2023

люди с особыми потребностями могут столкнуться с невозможностью использования необходимых текстов. Во-вторых, автоматический контент некоторых онлайн-платформ может быть сложным для обучающихся с ОВЗ, например, некоторые могут испытывать трудности с просмотром видео или прослушиванием аудио. В-третьих, онлайн-обучение почти полностью исключает очную коммуникацию с другими студентами: для многих слушателей с ОВЗ это может оказаться причиной психологического дискомфорта. В-четвертых, удаленный контакт с преподавателем может быть недостаточным для слушателей с ОВЗ в плане повышенной потребности в поддержке и помощи.

Следует сказать, что лишь некоторые образовательные онлайн-платформы адаптированы к использованию их людьми с ограниченными возможностями. Так, например, осуществить проектную деятельность и кейс-задания на большинстве из них маловероятно (Хаперская, Минин, 2021а). Требуется интеграция дополнительных приложений в уже существующие платформы для обеспечения специальных нужд людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом необходимо полное понимание разработчиками принципов электронного обучения и знание основных функций всех субъектов образовательного процесса. Проблема организации такого рода удаленной учебной деятельности состоит в глубоком убеждении педагогического сообщества, что созданием электронных обучающих платформ должен заниматься только IT-специалист, при этом упускается из вида, что это человек, который не имеет компетенций в образовательной сфере.

Основные условия организации учебного процесса для людей с ограниченными физическими возможностями. При разработке учебных курсов как очного, так и удаленного формата, предназначенных для освоения их студентами с оВз, необходимо прежде всего уточнить, о каком типе физического ограничения у слушателей идет речь, так как методики обучения, консультирования и коммуникации будут различаться. В целом же, для эффективного образовательного процесса студентов с ОВЗ необходимо:

1. Использовать индивидуальные подходы. Не существует универсальной методики обучения, которая подойдет всем без исключения. Важно изучать специфические потребности и особенности обучающегося с ОВЗ и адаптировать методику работы с ним в соответствии с этой информацией (Хаперская, Минин, 2021 а).

2. Обеспечить доступность материалов и образовательных ресурсов. Для тех, кто имеет определенные физические ограничения, может быть сложным соответствовать стандартным условиям обучения, например, работать в учебном классе и т. д. Поэтому важно обеспечить для них доступность аудио- или видеозаписей занятий и т. д.

3. Создать возможности для коммуникации обучающихся с ОВЗ с коллективом и преподавателем в альтернативных форматах в зависимости от ограничения (Chapin et al., 2018).

4. Использовать необходимые периферические устройства, технологии в работе со студентами, имеющими ОВЗ (например, клавиатура Брайля, скрытые субтитры, сенсорные экраны, специализированные приложения, технологии чтения на губах и т. д.). Например, компания Гугл адаптировала некоторые функции приложений для смартфонов под физические ограничения пользователей: в приложение TalkBack (озвучивание текста на экране) была встроена клавиатура Брайля.

5. Обеспечить доступность технологий, используемых для электронного обучения и консультирования, веб-сайтов, социальных сетей, программного обеспечения и компьютерных приложений.

6. Иметь более гибкое расписание занятий и предусмотреть возможность изменять их длительность для удовлетворения конкретных потребностей обучающихся с ОВЗ (например, более короткие занятия или частые перерывы).

Не следует считать, что основная причина, по которой люди с ОВЗ обращаются за консультационной помощью, связана с их ограничением, необходимо провести комплексную оценку заявленной слушателем проблемы и постараться разрешить ее (Ringland et al., 2019).

Алгоритмы организации процесса консультирования и выполнения кейса на электронной платформе. Следует отметить, что даже студентам без каких-либо ограничений тяжело выполнять проектную работу и кейсовые задания в группе на онлайн-платформе, поэтому предложенный алгоритм может облегчить реализацию выполнения упражнений в электронной среде всем обучающимся.

Для начала рассмотрим основные проблемы, которые возникают у студентов с ОВЗ при выполнении кейсов и проектных, групповых заданий в электронной среде:

1. Отсутствие очной коммуникации.

2. Доступность материалов в необходимом формате (для людей с проблемами зрения они должны быть предоставлены в аудиозаписях, с проблемами слуха - визуально).

3. Соответствие темпу работы в группе. В зависимости от типа физического ограничения слушатели воспринимают материал с разной скоростью его осознания.

4. Обеспечение оперативной обратной связи и диагностики полученных знаний.

Имитационная модель работы алгоритмов построена с учетом решения проблем, возникающих в процессе выполнения кейсов, групповых и проектных заданий на электронной платформе. Алгоритмы были разработаны в симуляторе процессов StormBPMN (рис. 1), который реализует возможность проиграть реальный процесс в режиме текущего времени с использованием ИКТ-ком-петенций, специфики обучения людей с ОВЗ в онлайн-среде, принципов электронного обучения и многих других факторов. Пример разработанного алгоритма организации процесса выполнения кейса на онлайн-платформе не такой объемный и сложный, но большинство процессов, которые изображены на рис. 1 с прикреплением баз данных происходят именно в этих блоках.

Как видим, сначала происходит автоматическое объединение в группу всех подключившихся к заданию пользователей. Далее будет предложено выбрать вид ограниченной возможности здоровья (наша категория группы - это люди с проблемами зрения, опорно-двигательного аппарата и слуха). Три параллельных процесса на рис. 1 означают, что происходит подбор материала по видам ограничения (для людей с проблемами зрения - в аудиальной форме, с проблемами слуха - в визуальной). Завершается данный алгоритм окончанием выполнения задания без диагностического процесса, консультирования и обратной связи от преподавателя.

В рамках исследования был решен достаточно широкий спектр задач. Так, на рис. 2 видно, что для начала процесса диагностики и консультирования при выполнении проектной групповой работы или кейса необходима сверка ответов участников с той базой данных результатов, что предоставили эксперты (база данных экспертных мнений). Автоматическая диагностика результатов описана в одной из наших работ (Хаперская, Минин, 2021 б). Если слушатель результатом удовлетворен, то алгоритм его обучения пойдет по положительному сценарию, и консультация специалиста ему не потребуется.

При получении результатов обучения, не удовлетворяющих слушателя система отправляет его на консультирование. Процесс взаимодействия с преподавателем происходит в таком же формате, что и выполнение задания (см. рис. 1), т. е. идет объединение консультанта и слушателя в группу, формат излагаемого материала трансформируется в необходимый слушателю в соответствии с видом имеющегося у него ограничения здоровья и т. д. Также предусмотрена онлайн-запись (с подбором соответствия расписания каждого участника учебного процесса) на следующую консультацию или же возможность дать обратную связь по предыдущей. На рис. 1 и 2 представлена имитация процесса обучения и консультирования. Программа показывает, что при проработке данных алгоритмов процесс завершается успешно. Функция имитации также выявляет проблемы во время учебного процесса и консультирования. Так, например, если симуля-тор процесса остановился на каком-либо блоке алгоритма, значит, этот блок не работает или же имеет проблемы в своей работе. Справа на схеме отображаются субъекты учебного процесса, которые отвечают за работу каждого блока. Когда система проверила результат, и он неудовлетворительный, пользователю предлагаются следующие варианты действий: отправить на повторную консультацию, изучить материал заново и сделать задание повторно, получить обратную связь от преподавателя. Если симулятор данного процесса не сработал, значит, ни одно из этих действий не было предложено. В нашем случае все процессы завершены успешно, что обозначено на рис. 1 и 2 отметкой «Finished».

Рисунок 1 - Алгоритм организации процесса выполнения кейса на онлайн-платформе

Рисунок 2 - Алгоритм организации процесса взаимодействия и консультирования с преподавателем

Что касается принципов электронного обучения, то они соблюдаются, разработанная имитационная модель не трансформирует их. Рассмотрим каждый из них подробнее применительно к показанному алгоритму.

1. Все материалы и ресурсы для электронного обучения должны быть доступны для всех обучающихся, независимый алгоритм соответствует данному принципу, более того, он увеличивает доступность учебных материалов за счет их трансформации в необходимый формат.

2. Электронное обучение должно быть гибким и адаптироваться к различным потребностям обучающихся с ОВЗ. Например, материалы дифференцируются по цветовым схемам, размерам шрифтов, возможностям перевода на разные языки, использованию технологии словарных запоминаний. Этот принцип подтверждается в алгоритме тем, что во многие приложения встроена клавиатура Брайля, дается возможность использования разных темпов работы. Так, например слушатель с проблемами опорно-двигательного аппарата оперативнее всех в группе воспринимает материал, в связи с этим ему дается возможность через всплывающие окна ознакомиться с дополнительной информацией по теме и т. д.

3. Электронное обучение должно быть построено таким образом, чтобы обеспечить ин-клюзивность и устранить барьеры при взаимодействии всех акторов процесса. Это означает, что все слушатели, в том числе и обучающиеся с ОВЗ, должны иметь одинаковые возможности для восприятия информации. Данный принцип в полной мере обеспечивается алгоритмом через использование электронных платформ.

4. Материалы для электронного обучения должны быть адаптируемыми для различных типов ограничений. Например, аудиоматериалы могут быть переведены в текст или видео, чтобы помочь людям с нарушениями слуха, и наоборот. При обеспечении адаптивности важны ИКТ-ком-петенции преподавателя, так как именно он наполняет базу материалами под различные виды ограничений. Если не знать файловые форматы и не распределить их правильно по базам данных, то обеспечить адаптивность через разработанные нами алгоритмы будет крайне сложно. Именно поэтому в создании обучающих платформ должен участвовать не только 1Т-специалист, но и преподаватель с достаточно развитыми ИКТ-компетенциями.

5. Технологии могут существенно разнообразить досуг и оптимизировать обучение слушателей с ОВЗ. Например, использование роботов индивидуального сопровождения может помочь людям с проблемами опорно-двигательного аппарата или плохим зрением. В контексте данного принципа не стоит думать только о разработанных приложениях и алгоритмах, есть и физические помощники, которых можно вызывать с помощью смартфона, ноутбука, приложения и т. д.

6. Слушатели с ОВЗ могут нуждаться в специальных учебных средствах и окружении, чтобы успешно обучаться. Такая среда может включать в себя доступ к специализированным

инструментам и средству обучающей технологии - диктофону или монитору для слабовидящих. Данный принцип является наиболее сложным для обеспечения соответствия между разработанным алгоритмом и существующими возможностями обучения в электронной среде. Если он изначально не соблюден, то алгоритм требует доработки. Данный принцип сложно смоделировать с самого начала, это проще сделать после обратной связи - внести корректировки, которые будут адаптированы под запросы и нужды людей с ограниченными физическими возможностями.

Выводы. Результаты разработки алгоритмов показали, что внедрение обучающихся с ОВЗ в учебный процесс на онлайн-платформе происходит более оперативно и адаптированно, чем при традиционном обучении. В данном контексте можно сказать о важных преимуществах использования онлайн-платформ для обучения слушателей с ограниченными возможностями здоровья.

Первое преимущество - доступность. Обучающиеся с ОВЗ могут иметь проблемы с физическим доступом в учебные заведения вследствие особенностей состояния здоровья и ограничения мобильности.

Второе преимущество - гибкость. Индивидуальный план обучения может быть создан для каждого обучающегося на основе его познавательных потребностей и первоначального уровня знаний. Более того, слушатели могут выполнять задания, когда им удобно и в своем собственном темпе.

Третье преимущество - улучшенный доступ к адаптированному учебному материалу. Он-лайн-обучение позволяет инструкторам легко перестроить учебные материалы для тех слушателей, чьи индивидуальные потребности могут снижать возможность традиционных занятий.

Список источников:

Хаперская А.В., Минин М.Г. Искусственный интеллект как инструмент оценки компетенций в активных методах обучения старшего поколения и людей с ОВЗ на электронной платформе и помощь в их трудоустройстве. Томск, 2021а. 130 c.

Хаперская А.В., Минин М.Г. Электронная обучающая платформа и педагогический мониторинг в условиях цифровой трансформации // Высшее образование в России. 2021 б. Т. 30, № 4. С. 131-138. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-131-138.

Chapin M., McCarthy H., Shaw L., Bradham-Cousar M., Chapman R., Nosek M., Peterson S., Yilmaz Z., & Ysasi N. Disability-Related Counseling Competencies. Alexandria, 2018. 12 р.

Ringland K.E., Nicholas J., Kornfield R., Lattie E.G., Mohr D.C., Reddy M. Understanding Mental Ill-Health as Psychosocial Disability: Implications for Assistive Technology // Proceedings of the 21st International ACM SIGACCESS Conference on Computers and Accessibility. N. Y., 2019. P. 156-170. https://doi.org/10.1145/3308561.3353785.

References:

Chapin, M., McCarthy, H., Shaw, L., Bradham-Cousar, M., Chapman, R., Nosek, M., Peterson, S., Yilmaz, Z. & Ysasi, N. (2018). Disability-Related Counseling Competencies. Alexandria. 12 р.

Khaperskaya, A. V. & Minin M. G. (2021) Iskusstvennyj intellekt kak instrument ocenki kompetencij v aktivnyh metodah obucheniya starshego pokoleniya i lyudej s OVZ na elektronnoj platforme i pomoshch' v ih trudoustrojstve [Artificial Intelligence as a Tool for Assessing Competencies in Active Methods of Teaching the Older Generation and People with Disabilities on an Electronic Platform and Assistance in Their Employment]. Tomsk. 130 р. (In Russian).

Khaperskaya, A. V. & Minin, M. G. (2021) E-Learning Platform and Pedagogical Monitoring in the Context of Digital Transformation. Higher Education in Russia. (4), 131-138. Available from: doi:10.31992/0869-3617-2021-30-4-131-138. (In Russian).

Ringland, K. E., Nicholas, J., Kornfield, R., Lattie, E. G., Mohr, D. C. & Reddy, M. (2019) Understanding Mental Ill-Health as Psychosocial Disability: Implications for Assistive Technology. In: Proceedings of the 21st International ACM SIGACCESS Conference on Computers and Accessibility. New York, рр. 156-170. Available from: doi:10.1145/3308561.3353785.

Информация об авторе А.В. Хаперская - кандидат педагогических наук, доцент Школы инженерного предпринимательства Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776691 SCOPUS AuthorID: 6504672066 Web of Science Researcher ID: C-8032-2016 SPIN-код: 3493-7279.

Information about the author A.V. Khaperskaya - PhD in Pedagogy, Associate Professor, School of Engineering Entrepre-neurship, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=776691 SCOPUS AuthorID: 6504672066 Web of Science Researcher ID: C-8032-2016 SPIN code: 3493-7279.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.