Научная статья на тему 'РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ'

РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виды визуализации / применение на практике / types of visualization / practical application

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османова Хатидже Сергеевна

Визуализация и ее виды способны не только изменить отношение обучающихся к стандартной школьной программе, но и начать воспринимать ее как универсальный инструмент для работы в любой сфере деятельности. Обилие интересно и красочно поданного материала, создание атмосферы контроля и поддержки со стороны учителя, создают не только правильный эмоциональный фон, но и порождают эмоциональный интерес к сущности изучаемого предмета. ИКТ позволяет как во время урока, так и во время подготовки к нему использовать большое количество разнообразных форм подачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Османова Хатидже Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visualization and its types can not only change the attitude of students to the standard school curriculum, but also begin to perceive it as a universal tool for working in any field of activity. The abundance of interesting and colorfully presented material, the creation of an atmosphere of control and support from the teacher, create not only the right emotional background, but also generate emotional interest in the essence of the subject being studied. ICT allows both during the lesson and during the preparation for it to use a large number of different forms of information presentation.

Текст научной работы на тему «РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ»

Каждый увидит своих героев картины. Но мы знаем точно: нейроееть умеет изобразить то, о чем даже не знает, используя лишь словоформы русского языка.

Данный результат может быть вызван тем, что нейроееть обучали именно российские разработчики. Тем самым, у неё есть способность осознавать грамматическое значение предложения и самостоятельно дополнять его лексическим:

• бокрёнок - мальчик,

• куздра - существо в платье,

• глокая - признак, обозначающий странную скрученную форму.

С тем же успехом справилась и нейроееть WomboDream, также изобразившая трех действующих лиц, выполнения одним из них действия, принадлежность бокренка к бокру и т.д.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод: нейросети, созданные на базе русского языка, способны наполнить смыслом слова, не обладающие лексическим значением, но имеющими только грамматическое значение. Это подводит нас к тому, что лексический компонент языковой компетенции не настолько важен, как грамматический, а грамматика значительно влияет на понимание всего предложения.

Аннотация. В статье рассматривается проблема отношения нейросетей к предложениям с несуществующими аффиксами. Нейронная сеть, способная создавать картинки из текста, получила выбранное нами предложение в качестве основы для изображения. Мы предполагали, что нейросетям недоступно понимание грамматических значений. Они опираются только на его совокупность с лексическим. Соответственно, нейросети не смогут обработать предложение. В результате они могут предоставить нам нелогичное сочетание форм и цветов, однако мы ошибались. Эксперимент дал интересные результаты.

Ключевые слова: отношения нейросетей к предложениям, нейросетям доступно понимание грамматических значений.

Annotation. The article deals with the problem of the relationship of neural networks to sentences with non-existent affixes. A neural network capable of creating images from text has received our chosen proposal as the basis for the image. We assumed that neural networks could not understand grammatical meanings. They rely only on its combination with the lexical one. Accordingly, neural networks will not be able to process the offer. As a result, they can provide us with an illogical combination of shapes and colors, but we were wrong. The experiment yielded interesting results.

Keywords: the relationship of neural networks to sentences, neural networks have an understanding of grammatical meanings.

Литература:

1. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов 11 Издательство «Высшая школа». - Москва, 1987. - URL -https://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/maslov_us/maslov.pdf (дата обращения: 01.12.2023)

2. Морковкин, Е.А. Искусственный интеллект как инструмент современного искусства / Е.А. Морковкин, А.А Новичихина, И.С. Замулин 11 Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. - 2021. - №1 (35). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/iskusstvennyy-intellekt-kak-instrument-sovremennogo-iskusstva (дата обращения: 01.12.2023)

3. Мусаелян, И.Ф. Формирование лексико-грамматической составляющей языковой компетенции / И.Ф. Мусаелян 11 Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksiko-grammaticheskoy-sostavlyayuschey-yazykovoy-kompetentsii (дата обращения: 01.12.2023)

УДК 372.881.111.1

РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ

Останова Хатидже Сергеевна аспирант

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Любое средство наглядности ускоряет образовательный процесс, повышает его эффективность и делает более увлекательным. Именно по этой причине затруднения, связанные с прочтением или пониманием визуализированной информации, в первую очередь должны связываться с неправильной обработкой мысли или правила именно учителем, а уже затем - учениками. Для успешной работы с визуализацией обучающему как минимум стоит изучить ряд публикаций и учебников, объясняющих принцип ее работы. Но наиболее рациональным решением было бы предоставление им специализированного курса о визуализации учебного материала, которое, зачастую, образовательная организация дополнительного образования не рассматривает.

Изложение основного материала исследования. Любое изображение или продукт, нацеленное на упрощение предоставляемой информации, не должно быть перегружено деталями и, собственно, самой информацией. Так, при создании ментальных карт по грамматическим правилам английского языка, каждое изображение должно быть посвящено только одному правилу, а не нескольким. В любом средстве наглядности на первое место всегда должна вставать логика кодирования информации, а уже затем - эстетическая составляющая.

Подспорьем для младших школьников становятся и специализированные сайты, так как они располагают большим количеством шаблонов, которые необходимо лишь заполнить нужным учебным материалом. Однако, в первую очередь, при работе с визуализацией каждый обучающий должен отталкиваться от потребностей детей младшего школьного возраста, а желательно от каждого обучающегося отдельно, так как они характеризуются индивидуальными темпом работы, уровнем креативности и складом ума, к которым и должны адаптироваться средства наглядности [3].

Оценка же эффективности визуализации после непосредственного применения средств наглядности на уроке в начальной школе, может проводиться любым из существующих в педагогике методов оценивания. К таким методам могут относиться опрос, анкетирование, таблицу самоанализа, консультацию с учителем. Понимание и владение обучающимся той информацией, которая пройдена, готовность ее воспроизвести и применить на практике также является показателем эффективности выбранного метода работы с учебным материалом. Вовлеченность обучающихся в образовательный процесс в дополнительном образовании, активность на занятии, качество и количество ответов на уроке, аналогично могут дать

ответ обучающему на вопрос, каков эффект от применения средств визуализации на уроке или есть необходимость внести изменения в его ход.

Благодаря современным технологиям, учитель может наполнять урок новым дополнительным материалом, экономя при этом значительное количество времени [1].

Визуализация позволяет наладить использование и синтез различных каналов восприятия школьников (зрительного, аудиального, дискретного), что, согласно К.Д. Ушинскому, позволяет лучше усвоить и запомнить учебный материал, благодаря воздействию на различные органы чувств: «знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются» [4].

В информационный век ценностью является информация. Правильная обработка и умение пользоваться техническими средствами является значимой частью самообразования, которому отводится важная роль в процессе школьного образования. Каждому человеку, а учителю тем более, необходимо постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем. Учебный процесс также проходит эволюционное развитие, становясь более эффективным, адаптивным и содержательным. Все это может достигаться не только с помощью повышенного внимания к самообразованию, а комплексно, с изучением новых приемов, а также программных и технических средств, что позволяет выстроить методику активного обучения и эффективного получения знаний - культуру образования [2].

Информатизация школ - это процесс не будущего, а настоящего, потому как даже в обычной жизни человек не может представить себя без влияния информационных технологий. Вместе с тем, что в обычной жизни мы получаем все больший объем информации, учебный процесс должен быть лаконичным и законченным с точки зрения методики и используемых технологий. Поэтому важным является использование соответствующих учебных стратегий при разработке учебных материалов в начальной школе с использованием визуализации.

Новые процессуальные умения (использование ИКТ) могут применяться младшими школьниками на различных этапах изучения материала во время классной работы или дополнительного образования, учитель, используя данные технологии, может разрабатывать новые формы групповых и тематических занятий [6].

Ученики в большинстве своем уже имеют опыт использования персонального компьютера, интерактивных технологий и других высокотехнологических средств в повседневной жизни и активно изучают все новые и новые технологии интерактивного общения, и обмена информации. Поэтому использование привычных ученику технологий не только повышает эффективность обучения на уроках в начальной школе, но и за счет повышения наглядности повышает интерес к предмету, а возможность дифференциации обучения облегчает контроль знаний, а также позволяет разнообразить традиционные формы представления информации.

Визуализация позволяет реализовать такие стратегические и приоритетные личностные цели у младших школьников, такие как [5]:

- развитие критического мышления;

- комплексный подход при решении задач любой сложности;

- получение, обработка и применение новых знаний;

- оценка результатов своей работы;

- развитие эмоционального интеллекта.

При использовании приемов визуализации младшие школьники принимают непосредственное участие в своем обучении: учатся сами обрабатывать информацию, принимают решения, связанные с логикой переходов, осуществляют поиск вариантов решения, развивают умение проводить исследовательскую и экспериментальную деятельности. Все это сказывается как на дисциплинированности учеников, так и формировании культуры учебной деятельности: развитие внимания, творческой активности, исследовательского интереса, вариативности мышления.

Первичному восприятию предмета, а также мотивация познавательной деятельности способствуют учебные материалы, которые рассчитаны на эмоционально визуальное восприятие: видео-лекции, виртуальные экскурсии, красочные презентации, наполненные иллюстративным, ярким и эмоциональным материалом. Все это делает возможность подключить учащегося при проникновении в предмет к интерактивному пространству, целому миру бесконечных возможностей, что не может не сказаться на учебном процессе. Любые надстроенные ИКТ в процессе обучения ни в коем случае не должны отходить от основной программы обучения, они являются вспомогательным средством, способствующим положительному усвоению в рамках уже устоявшейся программы [7].

С развитием информационных технологий пропадает необходимость долгосрочного поиска нужных сведений, а благодаря гипертекстовым технологиям информация больше не хранится в конкретном малодоступном месте - вся информация перешла в интерактивное пространство. Текст, а также другие мультимедийные материалы находятся в постоянном интерактивном доступе, нужно только грамотно сделать запросы и сопоставить эти запросы с задачами урока. Также мы получаем возможность создания интерактивной образовательной среды, которая помогает лучше проектировать процесс обучения, направленный на достижение образовательных целей, а также создавать точки роста для профессионального самообразования. Вот лишь некоторые аспекты воздействия информационных технологий на процесс обучения в начальной школе [8]:

- удобное и доступное представление материала;

- организация исследовательской деятельности;

- организация дифференцированного подход в обучении;

- повышенный эмоциональный интерес;

- создание атмосферы активного творческого взаимодействия;

- быстрая смена форм деятельности;

- применение игровых технологий;

- организация групповых форм обучения и т.д.

Отметим, что, используя визуализацию на уроках в начальной школе учитель может:

- привлечь учащихся к процессу изучения материала с помощью наглядных, современных и известных им технологий;

- разнообразить учебную деятельность учеников, при этом наполнив ее новым содержанием;

- повысить мотивацию учащихся за счет наглядности и индивидуализации обучения;

- сделать урок ярче и динамичнее.

Использование презентаций относится к визуализации информации, к этому же относится любой иллюстративный и наглядный материал, опорные схемы, таблицы, виртуальные экскурсии, фильмы и так далее. Визуализация информации используется в качестве сопроводительного материала, позволяющего повысить наглядность урока, продемонстрировать его структуру, дифференцировать процесс обучения. Данный тип информации может быть использован на всех этапах обучения: в начале урока, в качестве введения в тему и актуализации познавательного интереса школьников, в середине, для промежуточного оценивания и структурирования материала, в конце урока для подведения итогов и этапа рефлексии. А также в дополнительном образовании младших школьников, например, сопроводительная презентация к выполнению домашнего задания. Самостоятельная работа учащихся при анализе или создании презентаций дает развитие инициативности в поиске информации, позволяет проявить творческую деятельность через поиск и обобщение информации, а также поиск вариантов решений. Еще одним направлением использования визуализации в дополнительном образовании в начальной школе является реализация тренинговых упражнений. Сюда относятся задания на заполнения таблиц и аналитических схем, и другие упражнения, направленные на запоминание и отработку полученных знаний и умений.

Наглядность и высокая визуализирующая роль презентации подразумевают серьезное отношение к ее дизайну. В основном это связано с тем, что неправильный выбор основных цветов, шрифта и фона презентации влияет на утомляемость обучающихся. Рекомендуется использование единой цветовой гаммы презентации, включающей не более трех не слишком контрастных цветов. Согласно физиологическим особенностям восприятия цвета, теплые или нейтральные оттенки способствуют наибольшей эффективности презентации. Анимированные объекты, наоборот, понижают ее и оказывают отвлекающее воздействие на обучающихся. Не рекомендуется использовать фоновую музыку и подобное звуковое сопровождение, если оно не относится напрямую к учебному материалу. Использование гиперссылок приветствуется только в том случае, что они не нарушают логику повествования и не перегружают обучающихся лишней информацией, а также не позволяют не затрачивать длительное время на их открытие.

Гипертекстовость позволяет насыщать отобранную информацию дополнительными источниками. Мультимедийные презентации активизируют одновременное запоминание материала разными способами, воздействуют на ее эмоциональное восприятие.

Тем не менее, для составления действительно качественной и эффективной мультимедийной презентации необходимо соблюдать ряд правил и критериев, к которым можно отнести лаконичность, грамотная выборка необходимого материала, его систематизация, порядок расположения слайдов, дизайн и прочее. Каждый из этих критериев играет ключевую роль и не может быть опущен, для этого их стоит рассмотреть подробнее.

Лаконичность презентации включает в себя систематизацию выбранного материала. В главную очередь стоит отредактировать его в соответствии с академическими требованиями оформления слайда: исключить лишние слова, вводные предложения, не размещать на слайде больше 5-7 предложений. К тому же не стоит забывать о разбавлении «сухого» текста иллюстрациями, графиками, фотографиями, видео и аудио фрагментами. Именно такой подход при составлении мультимедийной презентации способствует привлечению внимания обучающихся, их большей заинтересованности и, соответственно, лучшему пониманию и осмыслению излагаемого материала.

Составление мультимедийной презентации может стать полезным индивидуальным или групповым заданием, так как оно подразумевает применение базовых знаний по заданной теме, интерпретацию и переработку найденных данных, определение взаимосвязей и логической последовательности предоставления материала и, что немаловажно, креативность.

Особая методическая роль отводится интерактивной викторине, то есть игре-презентации, насыщенной различными элементами визуализации, заключается в ее игровой направленности. Игре, как таковой в учебном процессе посвящено немало трудов, и большая часть авторов сходится во мнении, что она обладает богатым обучающим и терапевтическим потенциалом.

Если задания посильны и обучающиеся чувствуют равенство и честность во время игры, то их мотивация повышается за счет преодоления скованности и стеснительности. Спонтанность игры помогает задействовать в ней всех обучающихся и дать каждому возможность проявит свои знания, умения и навыки. Однако, на этом список преимуществ интерактивной викторины не заканчивается.

Огромным потенциалом обладает и оформление викторины. Так, яркие и красочные образы, видео и аудио фрагменты мотивируют обучающихся на активное участие в игре, как и сама идея интерактивности.

Мультимедийная поддержка во время урока, составленная на основе интернет технологий, способна разнообразить подачу материала и представив его в удобной и доступной форме. Прослеживается устойчивая связь между формой подачи материала и способностью обучающегося усвоить его. Разработанный с помощью ИКТ иллюстративный материал, выводит процесс обучения на иной качественный уровень. Это и разработанные к уроку мультимедийные презентации, интерактивные приложение, электронные учебники и т.д.

Обучающиеся в обычной жизни привыкли обрабатывать большие объемы поступающей информации. Задачей учителя становится научить их превращать информацию в знания. Правильная обработка информации, её структурирование, выделение главного и нахождение связок приводит к системности получаемых знаний. В организации самостоятельной активности обучающихся, а также целенаправленного поиска нужной информации и поисково-исследовательской деятельности помогает ИКТ.

Составление каталогов интернет ресурсов по интересующей теме приводит к быстрому поиску необходимых сведений. А подготовка отчетов в виде презентаций и использование текстовых редакторов для красивого оформления найденного материала систематизируют полученные знания. Современный учитель стремиться выявить индивидуальные способности каждого обучающегося.

Индивидуально дифференцированный подход при организации учебного процесса помогает не только укрепить класс по направлению достижения учебной цели, но и сохранить психологическое и физическое здоровье обучающихся, что не может не сказаться на процессе обучения в целом. Педагогическое мастерство учителя состоит не только в сочетании разных форм подачи материала, но ив учете психологических особенностей каждого из учеников.

Используя работу индивидуальную, коллективную, групповую, классную и внеклассную, необходимо учитывать особенности как класса в целом, так и отдельных групп, и личностей. Техники визуализации способны помочь в организации такого процесса обучения. Для тех, кто не в полной мере усвоил материал можно организовать повторные задания с измененными входными данными или другой формой подачи материала, а те, кто уже в достаточной степени

познакомился с изучаемой темой, получают творческие задания и не скучают в процессе «подтягивания» отстающих. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, но чувствует свою сопричастность общему процессу обучения.

Таким образом, обучающиеся получают возможность проявить на своем уровне творчество и фантазию, избавляются от чувства страха и нервозности, появляется вера в собственные силы. Современному ученику интересно воспринимать информацию в электронном виде. Это диктуется как веянием информационного времени, так и условиями существованиями, сталкивающими индивидуумов с большими объемами информации.

Выводы. Таким образом, рассматривая различные подходы к определению термина «визуализация», можно вывести обобщенное определение и подразумевать под визуализацией в обучении технологию представления учебной информации в форме иллюстраций, графиков, таблиц схем и средств мультимедиа с целью оптимизации процесса обучения. Обучающиеся не только изучают и подбирают информацию, представленную в мультимедийной форме, но и сами принимают непосредственное участие в подготовке таких занятий: готовят разнообразные презентации и выступления, занимательные материалы.

Аннотация. Визуализация и ее виды способны не только изменить отношение обучающихся к стандартной школьной программе, но и начать воспринимать ее как универсальный инструмент для работы в любой сфере деятельности. Обилие интересно и красочно поданного материала, создание атмосферы контроля и поддержки со стороны учителя, создают не только правильный эмоциональный фон, но и порождают эмоциональный интерес к сущности изучаемого предмета. ИКТ позволяет как во время урока, так и во время подготовки к нему использовать большое количество разнообразных форм подачи информации.

Ключевые слова: виды визуализации, применение на практике.

Annotation. Visualization and its types can not only change the attitude of students to the standard school curriculum, but also begin to perceive it as a universal tool for working in any field of activity. The abundance of interesting and colorfully presented material, the creation of an atmosphere of control and support from the teacher, create not only the right emotional background, but also generate emotional interest in the essence of the subject being studied. ICT allows both during the lesson and during the preparation for it to use a large number of different forms of information presentation.

Keywords: types of visualization, practical application.

Литература:

1. Сериков, B.B. Личностный подход в образовании: Концепция и технология / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

2. Сидоров, С.В. Мультимедийная презентация как средство уплотнения учебного материала на уроке / С.В. Сидоров, Л.С. Пылкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 29. - С. 52-56

3. Смолина, Л.И. Некоторые приемы создания мотивации в обучении иностранному языку / Л.И. Смолина // Лингвокультура и концептуальное пространство языка. -2016. - С. 540-545

4. Соколов, Д.И. Литература. Компьютерные технологии в обучении литературе / Д.И. Соколов. - М., 2009. - 304 с.

5. Тарабрина, К.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся младших классов на основе арт-технологий / К.А. Тарабрина // Глобальный научный потенциал. - 2021. - №. 8. - С. 42-44

6. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. - 2-е изд. / И.И. Фришман. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

7. Хамидова, Н.Ю. Повышение мотивации к изучению иностранного языка / Н.Ю. Хамидова // Наука и образование сегодня. - 2017. - 7(18). - С. 63-64

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Перекидайлов Александр Дмитриевич студент 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Система современного образовательного процесса направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются основополагающими составляющими для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых при изучении математики.

Проблема исследования обусловлена потребностями современного образования - развитие знающей, с высоким интеллектом, с высокой самооценкой личности. Система УУД заложенная в ФГОС помогает формированию таких важных качеств у обучающегося при изучении математики как: самосовершенствование, самоутверждение.

В рамках исследования главная роль уделена формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся. Основные аспекты при формировании регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики направлены на создание и применение в учебном процессе новых методов и технологий обучения, новых способов организации учебной деятельности.

В процессе изучения математики формирование общеучебных знаний, умений и владение способами познавательной, исследовательской деятельности у обучающихся, направленно на достижение высоких результатов обучающегося.

У обучающихся, в процессе организации учебного процесса на уроках математики выделим характерные черты, направленные на формирование регулятивных УД:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.