Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / приемы учебной мотивации / обучение математике / дистанционное обучение математике / информационно-коммуникационные технологии / электронный урок / интерактивный урок. / motivation / methods of educational motivation / teaching mathematics / distance learning in mathematics / information and communication technologies / electronic lesson / interactive lesson.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Ирина Владимировна, Черская Лилия Ивановна

Статья посвящена проблеме формирования приемов учебной мотивации на уроках математики в основной школе при дистанционном обучении. В связи с пандемией COVID-19 школы Донецкой Народной Республики с 2020 года массово перешли на дистанционное обучение и перед большинством учителей возникли вопросы, связанные с построением электронных уроков. Реализация образования в период эпидемии – это тяжелое испытание не только для учителей, но и для родителей и детей. При организации учебного процесса вынужденно была введена дистанционная форма обучения. При переходе на такую форму обучения необходимо принимать во внимание не только техническую составляющую ее организации, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению математики. Организовывая обучение на дому, учителю важно наладить учебный процесс таким образом, чтобы ученикам было интересно обучаться. В качестве решения данной проблемы в статье описан авторский электронный ресурс – электронный интерактивный урок-путешествие по теме «Центральный угол», предназначенный для повышения мотивации восьмиклассников к изучению темы «Окружность». Применение подобных средств в условиях дистанционного обучения позволит добиться более глубокого понимания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF METHODS OF EDUCATIONAL MOTIVATION FOR DISTANCE LEARNING IN MATHEMATICS USING AN ELECTRONIC INTERACTIVE LESSON

The article is devoted to the problem of forming methods of educational motivation in mathematics lessons in basic school with distance learning. In connection with the COVID-19 pandemic, schools in the Donetsk People's Republic have massively switched to distance learning since 2020, and most teachers have questions related to the construction of electronic lessons. The implementation of education during the epidemic is a difficult test not only for teachers, but also for parents and children. Education was forced to switch to distance learning. When switching to this form of education, it is necessary to take into account not only the technical component of its organization, but also take into account the motivation of students to independently master mathematics. When organizing homeschooling, it is important for the teacher to set up the learning process in such a way that students are interested in learning. As a solution to this problem, the article describes the author's electronic resource an electronic interactive lesson-journey on the topic «Central Corner», designed to increase the motivation of eighth graders to study the topic «Circumference». The use of such tools in the conditions of distance learning will allow to achieve a deeper memorization of educational material through figurative perception, strengthening its emotional impact, providing «immersion» in a specific environment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ НАУКА - УЧИТЕЛЮ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

УДК 373.51

001: 10.24412/2079-9152-2022-55-90-100

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА

Гончарова Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: i.goncharova@donnu.ru Черская Лилия Ивановна,

магистрант, e-mail: liliyaivanovna034@gmail.com ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования приемов учебной мотивации на уроках математики в основной школе при дистанционном обучении. В связи с пандемией СОУЮ-19 школы Донецкой Народной Республики с 2020 года массово перешли на дистанционное обучение и перед большинством учителей возникли вопросы, связанные с построением электронных уроков. Реализация образования в период эпидемии - это тяжелое испытание не только для учителей, но и для родителей и детей. При организации учебного процесса вынужденно была введена дистанционная форма обучения. При переходе на такую форму обучения необходимо принимать во внимание не только техническую составляющую ее организации, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению математики. Организовывая обучение на дому, учителю важно наладить учебный процесс таким образом, чтобы ученикам было интересно обучаться. В качестве решения данной проблемы в статье описан авторский электронный ресурс - электронный интерактивный урок-путешествие по теме «Центральный угол», предназначенный для повышения мотивации восьмиклассников к изучению темы «Окружность». Применение подобных средств в условиях дистанционного обучения позволит добиться более глубокого понимания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную среду.

Ключевые слова: мотивация, приемы учебной мотивации, обучение математике, дистанционное обучение математике, информационно-коммуникационные технологии, электронный урок, интерактивный урок.

Для цитирования: Гончарова И.В. Формирование приемов учебной мотивации к дистанционному обучению математике с помощью электронного интерактивного урока

/ И.В. Гончарова, Л.И. Черская // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2022. - Вып. 55. - С. 90-100. БОТ: 10.24412/2079-9152-2022-55-90-100

Постановка проблемы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, что невозможно без интереса учащегося к предмету [8].

Как известно, решающее значение для достижения позитивных результатов в рамках обучения имеют мотивирующие факторы, т. е. внешние и внутренние движущие силы. Многие специалисты говорят о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации к учебной деятельности, отмечая, что формирование мотивов учебной деятельности гораздо труднее, чем формирование действий и операций. От того, с каким желанием и интересом будут учиться школьники, во многом зависят результаты их учебной деятельности. Поэтому можно сказать, отмечает А. А. Абашеева, фактор положительной мотивации к успешной учебно-познавательной деятельности можно считать не менее важным, чем фактор интеллекта [1].

В современных условиях, когда в мире распространяется коронавирусная инфекция COVID-19, функционирование всех сфер жизни сильно изменилось. Реализация образования в период эпидемии - это тяжелое испытание не только для учителей, но и для родителей. Образование вынужденно было перейти на дистанционную форму обучения. При переходе на такую форму обучения необходимо принимать во внимание не только техническую составляющую ее организа-

ции, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению учебных предметов. Организовывая обучение на дому, педагогу важно наладить учебный процесс таким образом, чтобы ученикам было интересно обучаться, чтобы они с нетерпением ожидали очередную порцию учебного материала от учителя.

При дистанционном обучении математике многие учащиеся испытывают затруднения, так как данная форма требует высокой мотивации, умения планировать и организовывать свою учебную деятельность, самостоятельно работать с источниками информации, анализировать достигнутые результаты. К тому же, чем старше дети, тем меньше они считают математику интересной наукой [8]. Процент обучающихся в начальной школе, мотивированных на изучение математики, достаточно высок потому, что содержание предмета им кажется простым и понятным. В среднем и старшем звене математика - один из самых сложных предметов для обучающихся, так как строится на использовании абстрактных конструкций, которые не имеют прямых аналогов в физическом мире, к тому же изучение математики строится по спирали: школьник, не усвоивший хотя бы одну из тем, не может в дальнейшем успешно освоить материал школьного курса [2]. Поэтому, особенно остро стоят проблемы формирования мотивации у обучающихся в условиях дистанционного обучения школьников среднего звена, так как учащиеся младших классов обычно находятся под пристальным контролем родителей, а старшие школьники уже имеют более высокую мотивацию и лучше организованы.

Во время дистанционного обучения компьютер для ученика выполняет различные функции: учителя, наставника, орудия труда, объекта обучения, помощника, тренажера, игровой среды и т. п. Однако существует проблема недостаточной интерактивности процесса дистанционного обучения, длительное чтение текста с экрана компьютера или телефона не заинтересовывает ученика. Поэтому в арсенале учителя должны быть современные и действенные приемы и методы, чтобы добавить в электронные уроки хоть малую долю интерактивности, чтобы сделать уроки нестандартными, заинтересовать обучающегося, повысить его мотивацию к обучению. Здесь учителю несколько сложнее замотивировать учащихся, но вполне возможно [3]. Поэтому важно организовать процесс дистанционного обучения так, чтобы учащимся было интересно заниматься математикой.

Анализ актуальных исследований.

Увеличение в последние годы числа публикаций, раскрывающих результаты поиска способов и средств воздействия на мотивационную сферу обучаемых и целенаправленной работы по формированию мотивации учащихся, свидетельствует о растущем интересе исследователей к данной проблеме. Ведется поиск отдельных педагогических методов, приемов и средств стимулирования, таких компонентов методической системы как: содержание учебного материала, конкретные формы организации учебной и внеклассной деятельности, методы и приемы обучения. Проблемой мотивации учебной деятельности и вопросами ее формирования и развития занимались ведущие педагоги и психологи, в результате чего сегодня можно встретить в различных трудах и исследованиях огромное количество трактовок слова «мотивация».

Основные усилия педагогов направлены, прежде всего, на совершенствование методического аппарата учебного процесса, в то время как развитие моти-

вационной сферы деятельности учащихся является важным рычагом активизации их учебно-познавательной деятельности.

Интерес к изучению форм развития положительной мотивации нашел свое отражение в многочисленных исследованиях современных авторов: А.В. Боровских [4], А.Р. Исакиной [10], З.В. Шиловой [25] и др. Они выявили основные источники формирования и развития мотивации учения школьников при изучении предмета; осветили психологический аспект проблемы мотивации; исследовали некоторые формы и средства организации деятельности учащихся для формирования положительной мотивации.

Так Е.П. Ильин [9] рассматривает мотивацию в качестве психологической основы обучения. Под мотивацией учебной деятельности он понимает все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.

По мнению Т.С. Марковой [16], мотивация включает в себя эмоциональную устойчивость обучающихся, которая уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий и предупреждает развитие стресса у школьников. Поэтому эмоциональная устойчивость является одним из важных факторов надежности, эффективности и успеха в учебной деятельности. А.К. Маркова считает, что мотивация - это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению [16].

Вопросы повышения мотивации при дистанционном обучении педагогическое сообщество обсуждает не первый год. Опубликован целый ряд работ, посвященных развитию дистанционного обучения и образования в целом. К ним относим исследования таких авторов, как: Н.Н. Быкова [5], А.К. Каримова [11], А.А. Маркеева [15], А.В. Орлова [18], А.Ю. Смирнова [21], Л. А. Степанова [24].

В связи с развитием дистанционного обучения возникает потребность в ис-

пользовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Поэтому, все чаще возникает вопрос о формировании положительной учебной мотивации с использованием современных ИКТ. Этот вопрос особенно интересен ученым: Т.С. Бойко, О. А. Борзенковой, О.Е. Гринько, Н.А. Корниенко, А.В. Корольковой.

В частности, Т.А. Поскакалова и Т. А. Прудникова [19] выделили наиболее популярные на данный момент сетевые ИКТ, а также привели примеры исследований, демонстрирующих потенциал ИКТ для повышения учебной мотивации и улучшения академической успеваемости у обучающихся разного возраста.

В своих работах А. А. Абашеева [1] и Д.М. Мамедяров [13] в качестве средства формирования мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике рассматривают задачи занимательного и логического характера. По мнению А. Л. Кияк-баевой [12] и Л.А. Мамыкиной [14] эффективным средством формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности являются прикладные математические задачи.

Также стоит отметить важность использования исторических сведений о математике на уроках. Использованию элементов истории математики в курсе средней школы, в частности, посвящены работы: Е.В. Безенковой [3], И.В. Гончаровой [6; 7], С.Н. Дорофеева [8], О.А. Никотиной [17], Д.В. Смоляковой [23] и др.

В частности О.А. Никотина [17] отмечает, что экскурсии в историческое прошлое оживляют урок, дают разрядку психического стресса, повышают интерес к изучаемому предмету.

Итак, исследования ученых позволяют направить наши педагогические поиски по формированию положительной мотивации у обучающихся, овладевающих математику, в направлении создания новых методических приемов обучения

школьников предмету на основе внедрения средств ИКТ.

Цель статьи - описание опыта формирования приемов учебной мотивации к дистанционному обучению математике через использование авторских электронных интерактивных уроков.

Изложение основного материала. Формированию мотивации учебной деятельности у обучающихся способствует необычная форма преподавания материала. Внедрение исторических и занимательных материалов, прикладных задач на уроках математики не только повышает мотивацию, но и развивает учеников, расширяя их кругозор, раскрывает диалектику предмета; служит для развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся. Поэтому важно уделить время на уроке для вставки небольшого рассказа или ремарки, используя разработанный материал. В начале изучения темы можно предложить учащимся послушать небольшую историческую справку о новой теме или создать интригу, предложив решить прикладную задачу, это позволит сразу показать учащимся прикладную направленность изучения новой темы. А изложение новой темы в сопровождении мультимедийной презентации сконцентрирует внимание учеников.

Мультимедийные презентации -удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Изложение новой темы в сопровождении презентации значительно больше концентрирует внимание учеников, стимулирует их умственную деятельность. Следует отметить, что при проведении урока с использованием мультимедийной презентации соблюдается основной принцип дидактики -наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.

В связи с пандемией СОУГО-19 школы Донецкой Народной Республики

(ДНР) с 2020 года массово перешли на дистанционное обучение. Перед большинством учителей возникли вопросы, связанные с выбором онлайн-платформы, с построением электронных уроков.

Дидактические аспекты интерактивного электронного урока основываются на общих закономерных нормах учебного процесса. В качестве ориентира при определении объема учебного материала следует учитывать методические рекомендации по формированию учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы основного общего образования ДНР [20].

Необходимо помнить, что содержание и цели дистанционного обучения идентичны традиционному обучению. Главное различие заключается в иной форме подачи учебного материала и дальнейшего взаимодействия учителя с учеником.

Многие учителя сталкиваются с проблемой качественной организации дистанционного обучения и отсутствием для этого каких-либо электронных дидактических средств.

Для реализации электронного обучения математике, используя сетевой образовательный ресурс i Spring Suite, нами был разработан электронный интерактивный урок-путешествие по теме «Центральный угол», на котором вводится новое для учащихся понятие центрального угла в теме «Окружность» (8 класс). Данный электронный ресурс представляет собой космическое путешествие по Галактике «Окружность». Он предназначен для повышения мотивации восьмиклассников к изучению темы «Окружность».

Предполагается, что главный герой электронного урока - персонаж робот Олаф выступает в роли учителя (рис. 1). По авторскому замыслу его задача заключается в проведении экскурсии по разным планетам для пользователя (ученику, самостоятельно изучаемому дан-

ный урок дома за компьютером). На каждой планете можно узнать: историю происхождения окружности и углов, изучить новый материал, изучить решение задач по теме, рассмотреть примеры прикладных задач и решения к ним, а также самостоятельно решить задачи. При этом на планете пользователь знакомится с ее представителем и от него узнает много интересной информации. С помощью персонажей мы реализовали диалоги между героями проекта, озвучили их. Поэтому обучение, на наш взгляд, будет сравнимо с маленьким путешествием по космосу. Ресурс сопровождается аудио озвучиванием текста, имеется также и видео-сопровождение с соответствующей музыкой для большей необычности и занимательности.

Функционал программы позволил объединить в один проект различные этапы школьного урока: организационный момент, мотивацию к изучению математического понятия, актуализацию знаний и пр. Ниже представим более подробное описание этапов интерактивного электронного урока.

Организационный этап. На данном этапе ученик знакомится с роботом Ола-фом (см. рис. 1), который сопровождает пользователя на протяжении всего урока, знакомит его с темой и целью урока. Обучающемуся предоставляется «панель управления» с планетами, по которой он будет двигаться на протяжении всего урока. Каждая планета отвечает за определенный этап урока.

Мотивация изучения нового понятия. На этом этапе Олаф знакомит пользователя с первой планетой. Для повышения мотивации изучения изучаемого математического понятия мы подобрали ряд исторических и занимательных фактов по теме. Учащийся сможет как послушать, так и прочитать самостоятельно предоставляемый материал (рис. 2). Были подобраны соответствующие иллюстрации для большей занимательности и красочности электронного урока.

Здравствуй! Очень рад тебя Видеть на машем космическом корабле Меня зовут Олаф и я люблю интересные путешествия. Сегодня мы с тобой посетим новую Галактику, которая называется "Окружность"

Рисунок 1 - Фрагмент электронного интерактивного урока: приветствие

Рисунок 2 - Фрагмент электронного интерактивного урока: историческая справка

Актуализация знаний не выделена нами как отдельный пункт назначения, поскольку этап проверки знаний для учащихся должен плавно вливаться в учебный процесс и не быть обособлен-

ным действием. Здесь пользователь встретится впервые с другим героем урока. Герой «пропускного пункта» не допустит к изучению нового понятия, пока не проверит знания учащихся (рис. 3). Для

большей убедительности и правдоподобности ситуации ученику необходимо заполнить карточку с персональными данными, с ее помощью учитель сможет проверить, как ученик прошел тестирование. Прежде, чем пройти тестирование, ученику будет предложено вспомнить основные понятия и факты, которые изучаются в рамках темы. Результаты тестирования будут выведены на экран, а учитель получит их на электронную почту.

Изучение нового материала. На этапе изучения нового материала, учащиеся познакомятся со следующим героем, он «проведет экскурсию по новым знаниям». Здесь ученику предстоит познакомиться с новым понятием и основными фактами о нем. Все определения, которые важно ученику запомнить, выделены шрифтом, картинки прорисованы так, как бы это выглядело на школьной доске (рис. 4). Также здесь предложен ряд задач с решением базового и основного уровней.

О-

Проверь себя!

Выберите одно или несколько правильных утверждений:

^ угол - геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки

О диаметр - хорда, проходящая через любые две точки окружности любой угол делит плоскость на 4 части

^ угол, обе стороны которого лежат на одной прямой, называется развёрнутым

^ окружность - геометрическое место точек, равноудаленных от данной--------

любые /1

Частично верно

Вы ответили не совсем верно

СМОТРЕТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

Рисунок 3 - Фрагмент электронного интерактивного урока: тест актуализации

Определение

Угол с вершиной в центре окружности называется центральным

Угол МОР - центральный чгол окружности

< НАЗАД I ДАЛЕЕ >

Рисунок 4 - Фрагмент электронного интерактивного урока: введение понятия

Закрепление пройденного материала. Здесь учащимся предоставлен ряд прикладных задач с решениями, а также небольшое задание на закрепление пройденного материала. Оно включает в себя задачи для самостоятельного выполнения, которые необходимо решить и ответ

Рисунок 5 -

Очень важно поддержание положительной мотивации учения в условии электронного обучения. Современные ИКТ, в частности надстройка iSpring Suite к программе Microsoft PowerPoint, позволила нам создать средство, направленное на самостоятельное изучение учениками нового понятия. Она позволит школьникам проконтролировать свой уровень знаний по предыдущим темам курса геометрии 8 класса, проверить знания, которые понадобятся им при изучении нового понятия, а также поможет ученикам проверить, как они усвоили новый материал. После прохождения тестов обучающиеся сразу видят свои ошибки, так как получают результаты тестирования на электронную почту. Возможность многократного прохождения теста предоставит

записать в соответствующее окно. Программа проверит правильность ответа и выдаст соответствующий результат (рис. 5). У учителя будет возможность проконтролировать этот процесс, т.к. все результаты ему придут на электронную почту.

ПРОДОЛЖИТЬ >

условия для получения хороших результатов. А учитель сможет с легкостью проверить, как учащиеся прошли данный урок, ведь все результаты тестирования и решения задач приходят ему на электронную почту.

Что касается реализации таких электронных уроков, то их удобно распространять, поскольку они сформированы в формате ссылки, которую можно расположить на сайте школы или в групповом чате класса. Это мобильный проект, который не занимает много пространства на ПК и не требует установки особых программ для пользования, проект отлично работает на стандартных браузерах. Для работы с таким электронным средством необязательно наличие ПК, его можно

Реши задачу и запиши ответ Точки А и В делят окружность па две дуги, длины

которых относятся как 9:11. Найдите величину центрального угла, опирающегося на меньшую из дуг. Ответ дайте в градусах (указать только число)

Вы ответили неверно.

Фрагмент электронного интерактивного урока, разработанного в программе iSpring Suite: закрепление знаний

открывать в смартфоне, планшете и других гаджетах.

Выводы. На наш взгляд, применение такой интерактивной разработки в условиях дистанционного обучения позволит добиться более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную среду.

Благодаря такому электронному средству обучения, на наш взгляд, у учителя будет возможность проконтролировать процесс обучения, организовать обратную связь. Применение электронного интерактивного средства обучения позволит:

- повысить уровень наглядности при обучении математике;

- повысить индивидуализацию обучения;

- облегчить проверку и анализ усвоения знаний учащимися.

Также следует отметить его пользу и в условиях очного обучения. Дети часто пропускают уроки по болезни, из-за соревнований или по другим причинам. Учитель может предоставить ссылку на готовый продукт, чтобы ученик мог сам ознакомиться с новым материалом и проверить себя. Ученик может работать, как на персональном компьютере, так и на планшете или других гаджетах.

Таким образом, с помощью описанного электронного интерактивного урока по математике можно «оживить» обучение; создать учебный продукт, который учащиеся с интересом будут использовать, особенно в условиях дистанционного обучения. Ведь правильное использование средств ИКТ в образовательной деятельности школьников является одним из наиболее эффективных способов оптимизации процесса обучения и формирования мотивации учения.

1. Абашеева А.А. Формирование познавательной мотивации старших школьников при обучении математике / А.А. Абашеева //

Евразийский Союз Ученых. - 2014. - № 8. -С. 6-8.

2. Арасланов Г.Г. Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов в процессе обучения математике [Электронный ресурс] / Г.Г. Арасланов // Электронная библиотека УрГПУ. - Режим доступа: ИИр://в1аг. uspu.ru. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 15.02.2022.

3. Безенкова Е.В. Использование исторического компонента на уроках математики / Е.В. Безенкова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 6-7. -С. 32-35.

4. Боровских А. В. К проблеме образовательной мотивации / А.В. Боровских // Дея-тельностная педагогика и педагогическое образование : Сб. трудов III междунар. конф. Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 24-44.

5. Быкова Н.Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Быкова // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2016. - № 4-2. -С. 40-45.

6. Гончарова И. В. Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы с помощью исторических фактов по математике / И.В. Гончарова // Дидактика математики: проблемы и исследования : Междунар. сборник научных работ. - 2020. -Вып. 51. - С. 70-76.

7. Гончарова И. В. Формирование математической культуры обучающихся путем использование исторических сведений при изучении математики / И.В. Гончарова // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2021. - Вып. 54. - С. 104-112. ГЮ1: 10.24412/2079-9152-2021-54-104-112

8. Дорофеев С.Н. Подготовка будущих бакалавров педагогического образования к проектированию уроков геометрии с использованием историко-научного потенциала / С.Н. Дорофеев, О.Н. Журавлева, Е.Н. Есетов // Дидактика математики: проблемы и исследования : Междунар. сборник научных работ. - 2020. - Вып. 52. - С. 50-56.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 512 с.

10. Исакина А.Р. Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уроках математики / А.Р. Исакина, М.А. Пи-липенко, Л.Г. Зверева //International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. -№44. - С. 134-136.

11. Каримова А. К Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения / А.К Каримова, Е.В. Пономарева, Л.В. Звездина //Молодой ученый. -2020. - № 33 (323). - С. 116-121.

12. Киякбаева А.Л. Необходимость использования прикладных задач в обучении математике / А.Л. Киякбаева // Молодой учёный. - 2015. - №19 (99). - С. 9-11.

13. Мамедяров Д.М. О роли занимательной математики в обучении / Д.М. Мамедя-ров // Вестник Социально-педагогического института. - 2016. - №4. - С.58-63.

14. Мамыкина Л.А. Направленность мотивации обучения математике на ее понимание и практическое применение посредством решения различных математических задач / Л. А. Мамыкина // Вестник Омского университета. - 2013. - №4. - С. 274-276.

15. Маркеева А.А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А.А. Маркеева // Школьная педагогика. -2020. - №2 (18). - С. 1-4.

16. Маркова А. К Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://www. studmed. ru/view/markova-a-formirovanie-motivacii-ucheniya-v-shkolnom-vozraste_81f4c50505d.html. - Заглавие с экрана. - Дата обращения: 24.02.2022.

17. Никотина О.А. Формы и методы использования истории математики на уроках и факультативных занятиях / О.А. Никотина //Молодой учёный. - 2017. - №24 (158). -С. 121-122.

18. Орлова А.В. Проблемы мотивации дистанционного обучения на примере анализа онлайн ресурсов для обучения школьников математике / А.В. Орлова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2018. - №1. - С. 326-333.

19. Прудникова Т.А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации / Т.А. Прудникова, Т.А. Поска-

калова // Современная зарубежная психология. - 2019. - №2. - С. 67-82.

20. Реализация основных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения новых редакций государственных образовательных стандартов : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https:// cdoippo. blogspot.com/p/blog-page_24.html. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 19.03.2022.

21. Смирнова А.Ю. Мотивация при дистанционной форме обучения / А.Ю. Смирнова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. - 2021. - № 13. -С. 348-354.

22. Смирнова Г.Ю. Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] / Галина Смирнова // nsportal.ru. - 2014. - 25 ноября. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/ 2014/11/25/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti. -Заглавие с экрана. - Дата обращения: 25.02.2022.

23. Смолякова Д. В. Теория и методика обучения математике : конструирование учебных заданий с элементами истории математики : учебно-методическое пособие / Д.В. Смолякова. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2012.

- 50 с.

24. Степанова Л.А. Учебная мотивация школьников при дистанционном обучении // Образование и педагогика: теория и практика : материалы Всероссийской научно-практ. конф. (Чебоксары, 4 декабря 2020 г.) / ред-кол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 261-264.

25. Шилова З.В. Стимулирование и мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] / З.В. Шилова // Концепт: Научно-методический электронный журнал. - 2014.

- Т. 16. - С. 61-65. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/64213.htm. - Заглавие с экрана. - Дата обращения: 17.01.2022.

.......&

FORMATION OF METHODS OF EDUCATIONAL MOTIVATION FOR DISTANCE LEARNING IN MATHEMATICS USING AN ELECTRONIC INTERACTIVE LESSON

Goncharova Irina,

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Cherskaya Lily, Master Student, Donetsk National University, Donetsk, DPR

Abstract. The article is devoted to the problem of forming methods of educational motivation in mathematics lessons in basic school with distance learning. In connection with the COVID-19 pandemic, schools in the Donetsk People's Republic have massively switched to distance learning since 2020, and most teachers have questions related to the construction of electronic lessons. The implementation of education during the epidemic is a difficult test not only for teachers, but also for parents and children. Education was forced to switch to distance learning. When switching to this form of education, it is necessary to take into account not only the technical component of its organization, but also take into account the motivation of students to independently master mathematics. When organizing homeschooling, it is important for the teacher to set up the learning process in such a way that students are interested in learning. As a solution to this problem, the article describes the author's electronic resource - an electronic interactive lesson-journey on the topic «Central Corner», designed to increase the motivation of eighth graders to study the topic «Circumference». The use of such tools in the conditions of distance learning will allow to achieve a deeper memorization of educational material through figurative perception, strengthening its emotional impact, providing «immersion» in a specific environment.

Keywords: motivation, methods of educational motivation, teaching mathematics, distance learning in mathematics, information and communication technologies, electronic lesson, interactive lesson.

For citation: Goncharova I., Cherskaya L. (2022). Formation of methods of educational motivation for distance learning in mathematics using an electronic interactive lesson. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 55, pp. 90-100. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-90-100

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 30.04.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.