Научная статья на тему 'РАЗНООБРАЗИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ НИКИФОРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

РАЗНООБРАЗИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ НИКИФОРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОРАЗНООБРАЗИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / СИСТЕМАТИКА ВИДОВ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Микляева Марина Анатольевна, Околелов Андрей Юрьевич, Шаламова Татьяна Владимировна

В статье представлен перечень разнообразия позвоночных животных Никифоровского района Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Микляева Марина Анатольевна, Околелов Андрей Юрьевич, Шаламова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSITY OF VERTEBRATES OF THE NIKIFOROVSKY DISTRICT OF THE TAMBOV REGION

The article presents a list of the diversity of vertebrate animals of the Nikiforovsky district of the Tambov region.

Текст научной работы на тему «РАЗНООБРАЗИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ НИКИФОРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 355.233.23

РАЗНООБРАЗИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ НИКИФОРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Марина Анатольевна Микляева

кандидат биологических наук, доцент m. [email protected] Андрей Юрьевич Околелов кандидат биологических наук, доцент

[email protected] Татьяна Владимировна Шаламова старший преподаватель [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье представлен перечень разнообразия позвоночных животных Никифоровского района Тамбовской области.

Ключевые слова: биоразнообразие, краеведческий материал, систематика видов.

В связи с общим научно-техническим прогрессом все больше возрастает требование к повышению объема и качества подготовки обучающихся. Проблемные ситуации, основанные на краеведческом материале должны планироваться и строится педагогом. Обязательное его руководство должно быть направлено на то, чтобы решение проблемы связывалось с вопросами образования. При этом разрабатываемые педагогом вопросы для создания проблемных ситуаций не должны ограничиваться требованиями воспроизводящего характера, а быть направленными на конструктивные, преобразовательные суждения и выводы. В свою очередь повышенный интерес и обостренная наблюдательность способствует, как показывает практика проведение экскурсий, лучшему запоминанию обучающимися видов животных, их названий, особенностей строения, будет способствовать активизации мыслительной деятельности. На экскурсиях можно выяснить места обитания позвоночных животных и принадлежность их к тем или иным таксонам. Правильно поставленные экологические наблюдения помогут обучающимся глубже и прочнее усвоить учебный материал, научится применять его в практической деятельности.

Сохранение биологического разнообразия животных тесно связано с устойчивым использованием его компонентов, сохранению биоразнообразия [8, 9]. Краеведческие знания представляют теоретический и практический интерес, создают педагогические условия по организации экологически ориентированной деятельности учащихся [6], являются основой для проектной деятельности [7]. Краеведение ставит обучающегося, который занимается им, в положение исследователя. В то же время оно дает материал для решения в процессе обучения проблемных вопросов, направленных на формирование познавательного интереса и преобразовательного отношения к явлениям и фактам, составляющим содержание дисциплины. Большие возможности в накоплении материала для проблемного обучения дает практика. Подчиняя ее задачам профессиональной подготовки обучающихся, целесообразно расширять в ней работы, направленные на освоение знаний активного

обучения. Изучение разнообразия видов животных развивает коммуникативную компетентность и успешность обучающихся [5].

Рельеф Никифоровского района, расположенного в западной части Тамбовской области представляет плоскую равнину, спускающуюся к долине реки Польный Воронеж. Климат умеренно-континентальный. Основные водотоки района - средний участок реки Польной Воронеж с притоками Ярославским, Ближняя и Дальняя Сурена, река Чебоксар, река Шехмань, река Криуша, ручей Моховой. За два полевых сезона 2019-2022гг. во время проведения экскурсий при реализации учебно-воспитательного процесса обучающихся Мичуринского ГАУ, были отмечены следующие виды позвоночных животных района [1].

Ихтиофауна Никифоровского района представлена 17 видами пяти семейств (рис.1).

17,64%

5,88%

5,88%%

лососеобразные I карпообразные Iсомообразные трескообразные I окунеобразные

64,70%

Рисунок 1 - Соотношение по семействам класса Костные рыбы в Никифоровском районе

Видовой состав земноводных по нашим данным представлен 11 видами. При изучении онтогенеза птиц [2, 4] и статистической оценке некоторых видов [3] на территории Никифоровского района встречено 43 вида птиц, относящихся к 9 семействам (рис.2).

60,40%

11,60°%

6,90% 6,90%

2,30% 2,30% 2,30%

■ аистообразные

■ гусеобразные

■ соколообразные

■ журавлеобразные

■ голубеобразные

■ кукушкообразные

■ стрижеобразные

■ дятлообразные

■ воробьинообразные

Рисунок 2 - Соотношение по семействам класса Птицы (Aves)

По нашим данным на территории Никифоровского района встречаются млекопитающие относящиеся к 5 семействам (рис.3) 17 видов.

Таким образом, видовое разнообразие позвоночных Никифоровского района отличается скудностью и составляет от такового по Тамбовской области, соответственно: рыбы - 38,6%; земноводные - 100%; рептилии - 50%; птицы - 17; млекопитающие - 23 %.

Активная деятельность обучающихся определяется, прежде всего умением овладевать доступными знаниями и умениями. На материалах краеведения раскрываются связи и закономерности, решаются задачи

■ насекомоядные

■ рукокрылые

■ зайцеобразные

■ грызуны

■ хищные

Рисунок 3 - Соотношение семейств класса Млекопитающие (Mammalia)

преобразования и сохранения природы. Изучение фауны своего края это важный участок воспитательной работы с обучающимися, один из важнейших путей повышения подготовки обучающихся, формирования широкого научного кругозора, создание обоснованных рекомендаций по охране природы и улучшению использования территории.

Список литературы:

1. Золотова О.М., Шиковец Т.А., Свотнева А.М. Экскурсии как форма учебно-воспитального процесса//Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 17.

2. Микляева М.А. Особенности раннего онтогенеза экологически различных групп птиц//автореферат дис. ... кандидата биологических наук/ Моск. пед. гос. ун-т. Москва. 1998.

3. Микляева М.А., Скрылева Л.Ф., Лебедева Н.В., Тихонова А.В.Статистическая оценка морфологических структур большой синицы (Parus major L.) различных природных зон //Вестник Технического университета. Серия: Естественные и технические науки.2013.Т.18.№3.С.808-814.

4. Микляева М.А. Типовые методики исследования раннего онтогенеза птиц/М.А. Микляева// Вестник Тамбовского университета: Серия естественные и технические науки. Т. 18. Вып. 3.2013. С. 799-803.

5. Микляева М.А., Микляев С.А., Солопова А.С. Развитие коммуникативной компетентности как фактор успешного формирования обучающихся. Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1

6. Микляева М.А., Окольничева А.С. Педагогические условия организации экологически ориентированной деятельности учащихся//В сборнике: Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0. Материалы Международной научной школы, организованной при финансовой поддержке Администрации Тамбовской области. Под общей редакцией Е.С. Симбирских. 2017. С.91-93.

7. Микляева М.А., Околелов А.Ю., Ремнева Н.А. Проектная деятельность как инновационная методика в школьном образовании// Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 164.

8. Микляева М.А., Романкина М.Ю., Шаламова Т.В., Дьяконова И.В., Окольничева А.С. Альтернативная система защиты промышленных садов от вредителей в условиях лесостепи Центральной России//В сборнике: Перспективы развития интенсивного садоводства. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти ученого-садовода, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля науки РСФСР В.И. Будаговского. 2016.С.194-198.

9. Околелов А.Ю., Микляева М.А. Сохранение наследия И.В. Мичурина в архитектурном ландшафте г. Мичуринска //Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 152.

UDC 355.233.23

DIVERSITY OF VERTEBRATES OF THE NIKIFOROVSKY DISTRICT OF THE TAMBOV REGION

Marina A. Miklyaeva

candidate of Biological Sciences, Associate Professor

m. [email protected] Andrey Yu. Okolelov candidate of Biological Sciences, Associate Professor

[email protected] Tatiana V. Shalamova

senior lecturer [email protected] Michurinsk State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article presents a list of the diversity of vertebrate animals of the Nikiforovsky district of the Tambov region.

Keywords: biodiversity, local history material, taxonomy of species.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.