УДК 355.233.23
РАЗНООБРАЗИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ НИКИФОРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Марина Анатольевна Микляева
кандидат биологических наук, доцент m. [email protected] Андрей Юрьевич Околелов кандидат биологических наук, доцент
[email protected] Татьяна Владимировна Шаламова старший преподаватель [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье представлен перечень разнообразия позвоночных животных Никифоровского района Тамбовской области.
Ключевые слова: биоразнообразие, краеведческий материал, систематика видов.
В связи с общим научно-техническим прогрессом все больше возрастает требование к повышению объема и качества подготовки обучающихся. Проблемные ситуации, основанные на краеведческом материале должны планироваться и строится педагогом. Обязательное его руководство должно быть направлено на то, чтобы решение проблемы связывалось с вопросами образования. При этом разрабатываемые педагогом вопросы для создания проблемных ситуаций не должны ограничиваться требованиями воспроизводящего характера, а быть направленными на конструктивные, преобразовательные суждения и выводы. В свою очередь повышенный интерес и обостренная наблюдательность способствует, как показывает практика проведение экскурсий, лучшему запоминанию обучающимися видов животных, их названий, особенностей строения, будет способствовать активизации мыслительной деятельности. На экскурсиях можно выяснить места обитания позвоночных животных и принадлежность их к тем или иным таксонам. Правильно поставленные экологические наблюдения помогут обучающимся глубже и прочнее усвоить учебный материал, научится применять его в практической деятельности.
Сохранение биологического разнообразия животных тесно связано с устойчивым использованием его компонентов, сохранению биоразнообразия [8, 9]. Краеведческие знания представляют теоретический и практический интерес, создают педагогические условия по организации экологически ориентированной деятельности учащихся [6], являются основой для проектной деятельности [7]. Краеведение ставит обучающегося, который занимается им, в положение исследователя. В то же время оно дает материал для решения в процессе обучения проблемных вопросов, направленных на формирование познавательного интереса и преобразовательного отношения к явлениям и фактам, составляющим содержание дисциплины. Большие возможности в накоплении материала для проблемного обучения дает практика. Подчиняя ее задачам профессиональной подготовки обучающихся, целесообразно расширять в ней работы, направленные на освоение знаний активного
обучения. Изучение разнообразия видов животных развивает коммуникативную компетентность и успешность обучающихся [5].
Рельеф Никифоровского района, расположенного в западной части Тамбовской области представляет плоскую равнину, спускающуюся к долине реки Польный Воронеж. Климат умеренно-континентальный. Основные водотоки района - средний участок реки Польной Воронеж с притоками Ярославским, Ближняя и Дальняя Сурена, река Чебоксар, река Шехмань, река Криуша, ручей Моховой. За два полевых сезона 2019-2022гг. во время проведения экскурсий при реализации учебно-воспитательного процесса обучающихся Мичуринского ГАУ, были отмечены следующие виды позвоночных животных района [1].
Ихтиофауна Никифоровского района представлена 17 видами пяти семейств (рис.1).
17,64%
5,88%
5,88%%
лососеобразные I карпообразные Iсомообразные трескообразные I окунеобразные
64,70%
Рисунок 1 - Соотношение по семействам класса Костные рыбы в Никифоровском районе
Видовой состав земноводных по нашим данным представлен 11 видами. При изучении онтогенеза птиц [2, 4] и статистической оценке некоторых видов [3] на территории Никифоровского района встречено 43 вида птиц, относящихся к 9 семействам (рис.2).
60,40%
11,60°%
6,90% 6,90%
2,30% 2,30% 2,30%
■ аистообразные
■ гусеобразные
■ соколообразные
■ журавлеобразные
■ голубеобразные
■ кукушкообразные
■ стрижеобразные
■ дятлообразные
■ воробьинообразные
Рисунок 2 - Соотношение по семействам класса Птицы (Aves)
По нашим данным на территории Никифоровского района встречаются млекопитающие относящиеся к 5 семействам (рис.3) 17 видов.
Таким образом, видовое разнообразие позвоночных Никифоровского района отличается скудностью и составляет от такового по Тамбовской области, соответственно: рыбы - 38,6%; земноводные - 100%; рептилии - 50%; птицы - 17; млекопитающие - 23 %.
Активная деятельность обучающихся определяется, прежде всего умением овладевать доступными знаниями и умениями. На материалах краеведения раскрываются связи и закономерности, решаются задачи
■ насекомоядные
■ рукокрылые
■ зайцеобразные
■ грызуны
■ хищные
Рисунок 3 - Соотношение семейств класса Млекопитающие (Mammalia)
преобразования и сохранения природы. Изучение фауны своего края это важный участок воспитательной работы с обучающимися, один из важнейших путей повышения подготовки обучающихся, формирования широкого научного кругозора, создание обоснованных рекомендаций по охране природы и улучшению использования территории.
Список литературы:
1. Золотова О.М., Шиковец Т.А., Свотнева А.М. Экскурсии как форма учебно-воспитального процесса//Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 17.
2. Микляева М.А. Особенности раннего онтогенеза экологически различных групп птиц//автореферат дис. ... кандидата биологических наук/ Моск. пед. гос. ун-т. Москва. 1998.
3. Микляева М.А., Скрылева Л.Ф., Лебедева Н.В., Тихонова А.В.Статистическая оценка морфологических структур большой синицы (Parus major L.) различных природных зон //Вестник Технического университета. Серия: Естественные и технические науки.2013.Т.18.№3.С.808-814.
4. Микляева М.А. Типовые методики исследования раннего онтогенеза птиц/М.А. Микляева// Вестник Тамбовского университета: Серия естественные и технические науки. Т. 18. Вып. 3.2013. С. 799-803.
5. Микляева М.А., Микляев С.А., Солопова А.С. Развитие коммуникативной компетентности как фактор успешного формирования обучающихся. Наука и Образование. 2021.Т. 4. № 1
6. Микляева М.А., Окольничева А.С. Педагогические условия организации экологически ориентированной деятельности учащихся//В сборнике: Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0. Материалы Международной научной школы, организованной при финансовой поддержке Администрации Тамбовской области. Под общей редакцией Е.С. Симбирских. 2017. С.91-93.
7. Микляева М.А., Околелов А.Ю., Ремнева Н.А. Проектная деятельность как инновационная методика в школьном образовании// Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 164.
8. Микляева М.А., Романкина М.Ю., Шаламова Т.В., Дьяконова И.В., Окольничева А.С. Альтернативная система защиты промышленных садов от вредителей в условиях лесостепи Центральной России//В сборнике: Перспективы развития интенсивного садоводства. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти ученого-садовода, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля науки РСФСР В.И. Будаговского. 2016.С.194-198.
9. Околелов А.Ю., Микляева М.А. Сохранение наследия И.В. Мичурина в архитектурном ландшафте г. Мичуринска //Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 152.
UDC 355.233.23
DIVERSITY OF VERTEBRATES OF THE NIKIFOROVSKY DISTRICT OF THE TAMBOV REGION
Marina A. Miklyaeva
candidate of Biological Sciences, Associate Professor
m. [email protected] Andrey Yu. Okolelov candidate of Biological Sciences, Associate Professor
[email protected] Tatiana V. Shalamova
senior lecturer [email protected] Michurinsk State Agrarian University
Michurinsk, Russia
Annotation. The article presents a list of the diversity of vertebrate animals of the Nikiforovsky district of the Tambov region.
Keywords: biodiversity, local history material, taxonomy of species.
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.