УДК 316.6
РАЗНИЦА В ВОЗРАСТЕ И СМЕНА ПЕДАГОГА КАК ПРИЧИНЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ
© 2024 В. А. Зирин1, О. А. Овсяник2
1 аспирант кафедры социальной и педагогической психологии e-mail: vzirin @ rambler. ru ORCID 0000-0002-8819-5337 SPIN-код 6067-7057 2 доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и педагогической психологии e-mail: ovsianik@mail.ru ORCID 0000-0003-0274-1702 Scopus Author ID 57191878196 SPIN-код 7718-3237
Государственный университет просвещения
В статье рассматривается социально-психологическая специфика танцевального спорта, и в частности завершение партнёрами совместной спортивной деятельности. В рамках исследования был проведён опрос танцоров высокой квалификации с целью выявления статистики распада пар, а также анкетирование по авторской экспресс-методике. Показаны основные группы причин расставания дуэтов в рамках танцевального спорта, среди которых важное место занимает роль тренера и разница в возрасте между партнёрами.
Ключевые слова: социальная психология, танцевальный спорт, профессиональный спорт, танцевальные пары, причины завершения совместной деятельности, разница в возрасте, смена педагога.
AGE DIFFERENCE AND TEACHER CHANGE AS REASONS FOR ENDING JOINT ACTIVITIES IN DANCE SPORTS
© 2024 V. A. Zirin1, O. A. Ovsyanik2
1 Postgraduate student of the Department of Social and Pedagogical Psychology
e-mail: vzirin@rambler.ru ORCID 0000-0002-8819-5337 SPIN code 6067-7057 2 Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Social and
Educational Psychology
e-mail: ovsianik@mail.ru ORCID 0000-0003-0274-1702 Scopus Author ID 57191878196 SPIN code 7718-3237
State University of Education
The article deals with the socio-psychological specifics of dance sport and, in particular, the completion of joint sports activities by partners. Within the framework of the research a survey of highly qualified dancers was conducted in order to identify the statistics of couples' break-up, as well as a questionnaire using the author's express methodology. The main groups of reasons for the break-up of duets in dance sport are shown, among which the role of the coach and the age difference between the partners occupy an important place.
Keywords: social psychology, dance sport, professional sport, dance couples, reasons for the termination of joint activities, age difference, change of teacher.
Танцевальный спорт активно развивается как в нашей стране, так и за её пределами. Многие специалисты в области физической культуры и спорта полностью разделяют точку зрения о том, что спортивные бальные танцы являются одним из самых сложных видов спортивной деятельности. Спортивный танец является многоплановым феноменом, в основе которого лежат два разнонаправленных и диаметрально противоположных друг другу вида человеческой деятельности -область спортивных достижений и область культуры и искусства. Однако одним из важнейших аспектов развития танцевального дуэта выступает взаимодействие и взаимопонимание спортсменов в паре. Партнёры буквально чувствуют друг друга и должны быть очень дружны между собой, что, в свою очередь, подразумевает высокий уровень сплочённости и удовлетворённости как имеющимися межличностными отношениями, так и совместно выполняемой спортивной деятельностью.
По своим характерным особенностям танцевальный спорт, по мнению Л.К. Серовой, относится к группе художественных, сложнокоординационных, парных и взаимозависимых видов спорта [11; 12]. Кроме дихотомии спорт/искусство, танцевальный спорт обладает также такой фундаментальной особенностью, как исключительно одновременное парное «танцевание» партнёров разных полов. В танцевальном спорте высших достижений невозможно сольное исполнение европейской или латиноамериканской программы бальных танцев. Данный феномен подразумевает под собой совместное развитие общих и специальных физических и психологических качеств обоих спортсменов, постановку общей цели, планирование совместных тренировочных занятий, выбор подходящих соревнований и т.д.
Спортивная составляющая бальных танцев заключается в постоянном напряжении как физических, так и психологических сил обоих партнёров в рамках тренировочного и соревновательного процессов с целью достижения всё более высоких результатов. Но, кроме перманентного совершенствования своих физических кондиций путём выполнения общей физической подготовки, необходимой для спортсменов любой специализации, танцоры также должны уделять большое внимание и развитию своих специальных навыков, а именно отработке собственно танцевальных движений под музыку в каждом конкретном танце спортивной программы.
Решение вопросов подобного рода в танцевальном спорте не может идти в отрыве от межличностной коммуникации танцоров. Процесс спортивного совершенствования диады напрямую зависит от процесса межличностного общения юноши и девушки [2]. Успешность танцевальной пары, безусловно, основывается на уровне развитости технических, тактических и физических качеств и свойств каждого из партнёров и создаваемом целостном образе пары на паркете. Но кроме спортивной подготовленности танцоры должны также обладать высоким уровнем общепсихологической и социально-психологической подготовленности.
Стоит отметить, что социально-психологическая составляющая танцевального
спорта играет ведущую и соединяющую роль в системной работе со спортсменами,
базирующейся на эмоциях создания и воплощения художественного образа [13, с. 3],
что способствует развитию пластики и красоты движений. Успешные танцевальные дуэты в процессе своего развития и пути к вершинам спортивного Олимпа совершенствуют как общепсихологические качества личности каждого из партнёров, что помогает им увеличивать и улучшать необходимые спортсменам всех специализаций умения, уровень мотивации и концентрацию внимания, объём памяти, скорость мышления и т.п. [8], так и социально-психологические: уровень эмпатии каждого из партнёров в процессе межличностной коммуникации в рамках тренировочной и соревновательной деятельности, желание слушать и слышать своего партнёра по общению, возможность понимания мыслей друг друга с полуслова, а также и вовсе без слов, что само по себе является неотъемлемым атрибутом турнирного танца.
Кроме обозначенных выше социально-психологических качеств, необходимых для развития любого танцевального дуэта, должны быть сформированы доверительные дружеские и партнёрские межличностные взаимоотношения, которые напрямую влияют на успешность и результативность спортивной диады. Так, в более ранних эмпирических исследованиях было установлено, что высококвалифицированные дуэты, представляющие собой «элиту» танцевального спорта России (финал, полуфинал и четвертьфинал чемпионата России, то есть диады, занимающие соответственно места с 1 по 24 общероссийского рейтинга), имеют высокий уровень взаимной удовлетворённости как имеющимися внутри их пар межличностными отношениями, так и совместно выполняемой танцевальной деятельностью [6].
Помимо своей основной составляющей (активное физическое и психическое напряжение в процессах подготовки и выступления [7]), большую роль в совершенствовании и развитии танцевального дуэта играет гармоничное взаимодействие партнёров в совместной деятельности [1, с. 5; 3, с. 3], а также наличие высокого уровня удовлетворённости межличностными отношениями между всеми участниками данного спортивного процесса [4], в том числе и по линиям взаимодействия тренер-спортсмен и тренер-родитель [10, с. 3].
Таким образом, стоит отметить, что, несмотря на хорошо отлаженные совместные физические действия, танцоры должны уметь грамотно коммуницировать не только друг с другом, но и с тем контингентом людей, которые непосредственно вовлечены в процесс спортивного совершенствования данной диады, а именно с тренерским составом.
Как и любой другой вид спортивной деятельности, танцевальный спорт невозможно представить без педагогов. Тренеры в танцевальном спорте в процессе подготовки каждого конкретного дуэта к соревнованиям решают большое количество задач как педагогического, так и социально-психологического характера.
Социально-психологический аспект работы тренера в рамках танцевального спорта заключается в способности педагога найти индивидуальный, личностный подход к «раскрытию» спортивного потенциала как отдельного танцора, так и каждой отдельной диады на различных этапах её подготовки. Безусловно, тренер по спортивным бальным танцам в процессе своей работы делает акцент на развитие у своих подопечных всех необходимых физических, технических и тактических качеств и свойств, что делает танцоров одними из самых разносторонне развитых спортсменов среди представителей других спортивных специализаций. Но, кроме знаний вышеизложенных характеристик подготовки в рамках танцевального спорта, тренер должен уметь справляться также с большим числом трудностей социально-психологического характера. Одной из таких задач является распад танцевальной пары и, как следствие, завершение совместной деятельности диады с возможным последующим уходом одного или сразу обоих спортсменов от конкретного педагога,
либо переход в другой танцевально-спортивный клуб, либо уход вообще из танцевального спорта.
Танцевальная пара в течение своей совместной спортивной карьеры проходит множество этапов, каждый из которых сопровождается рядом трудностей и проблем, через которые необходимо пройти всем дуэтам. Как и любой другой вид совместно выполняемой деятельности или других человеческих взаимоотношений, танцевальный спорт подразумевает под собой завершение этой совместной деятельности, конечность профессиональных отношений партнёров и, как следствие, распад спортивного дуэта.
По данным проведённого в 2021 году исследования [6], средний «возраст» дуэта составляет примерно 2,5 года от момента официальной постановки в пару и до принятия спортсменами решения о завершении совместной профессиональной танцевальной карьеры. Данный аспект позволяет взглянуть на танцевальную пару с точки зрения комплектования дуэтов на начальном этапе совместной карьеры, но также и на проблему распада пар, чему в научной литературе на современном этапе развития психологической мысли уделено недостаточное внимание. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования межличностного взаимодействия спортсменов и тренеров.
Прекращение совместной деятельности в рамках танцевального спорта может носить как объективный, так и зачастую субъективный характер. На разных возрастных этапах танцевального спорта причины, побудившие партнёров или других участников спортивного процесса, а именно тренеров или родителей, говорить об окончательном завершении парного «танцевания», могут быть различными. Первопричины этого могут быть очевидны и основываться на объективных параметрах. Но также дуэты распадаются в силу психологических причин, в основе которых лежит межличностное взаимодействие всех участников танцевального процесса.
Ослабление качества межличностной коммуникации может иметь место непосредственно как в общении между партнёрами, так и по таким каналам, как тренер-спортсмен, тренер-родитель и спортсмен-родитель. Одними из таких причин, имеющих под собой организационную составляющую взаимодействия между тренером и спортсменами, являются разница в возрасте и смена педагога, что и выступило в качестве темы данного научного изыскания.
Цель исследования заключалась в определении проблем организационного характера как причин завершения совместной деятельности дуэта в танцевальном спорте.
Эмпирической базой нашего исследования является выборка из 100 танцоров (50 юношей и 50 девушек). Возрастные характеристики испытуемых: 18-25 лет (средний возраст 21 год).
Научное изыскание проводилось на базе ТСК (танцевально-спортивные клубы) «Вега Степ», «Атриум», «Вельвет», «Лидер», «Вектор». Исследование охватило танцоров высокой квалификации из городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской области (г.о. Долгопрудный, Раменское, Люберцы, Красногорск и г. Жуковский).
Все танцоры имеют спортивные звания МС (мастер спорта), спортивные разряды КМС (кандидат в мастера спорта) и I взрослый и классы танцевального мастерства А/Б/М (3 наивысших класса танцевального мастерства по версии ФТСАРР (Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла)).
Для выявления субъективного мнения по вопросу распада пар нами было проведено экспресс-анкетирование по авторской методике, которое проходило в режиме онлайн через Google-форму и в режиме оффлайн (общение экспериментатора с респондентами и запись ответов).
Статистическая обработка полученных в рамках анкетирования результатов проводилась посредством описательной статистики и корреляционного анализа Х2 (хи-квадрат) Пирсона.
Результаты и их обсуждение. Респондентам был задан вопрос: «Каковы, по вашему мнению, могут быть причины расставания пар в танцевальном спорте? Выделите как можно больше причин». Ответы танцоров носили ретроспективный характер, то есть описывались причины, имевшие место в их личной спортивной карьере, и причины, по которым распадались дуэты их друзей, знакомых или пар, с которыми респонденты лично не были знакомы, но так или иначе знали о предпосылках завершения их совместной танцевальной карьеры. Все суждения носили характер ответов на поставленный вопрос открытого типа.
Все выделенные причины были объединены в 3 группы по степени их «объективности», то есть по наличию или отсутствию видимых внешних причин завершения танцевального партнёрства или по наличию внутренних, то есть психологических, предикторов прекращения конструктивного межличностного взаимодействия как между самими танцорами, так и по таким каналам социально-психологического взаимодействия, как тренер-спортсмен, тренер-родитель, родитель-спортсмен, ставшими классическими в научных работах по психологии физической культуры и спорта.
Таким образом, методом количественной и качественной обработки результатов исследования удалось установить, что дуэты в танцевальном спорте завершают совместную деятельность в силу 28 причин (в сумме танцоры дали 2 326 ответов-причин, из которых юноши - 1 108, а девушки - 1 218). Методом контент-анализа нами были выделены 3 группы причин: внешние (7 причин, в частности 296 ответов юношей (27% от общего числа их ответов) и 268 ответов девушек (22% от общего числа их ответов)), личностные (14 причин, в частности 510 ответов юношей (46%) и 637 -девушек (52%)) и эмоциональные (7 причин, в частности 302 ответа юношей (27%) и 313 - девушек (26%)) [4] (см. рис. 1).
Рис. 1. Процентное распределение данных ответов-причин в зависимости от пола респондентов
Как можно увидеть из рисунка, юношами и девушками было дано практически одинаковое число ответов по отношению к эмоциональным причинам распада танцевальных пар (27 и 26% соответственно). Наибольшая разница в количестве высказываемых ответов оказалась в группе причин, в основе которых лежит личностная компонента, а именно девушки дали на 6% идей больше, нежели представители сильного пола. Одновременно с этим разница в 5% была обнаружена в количестве ответов-причин, отнесённых к группе внешних предикторов завершения совместной деятельности в танцевальном спорте. Так, в этой группе причин юноши высказали на 5% вариантов больше, чем их партнёрши. Это подтолкнуло нас
к выдвижению частной гипотезы о том, что в партнёрских отношениях в рамках спортивной деятельности юноши больше внимания уделяют внешним обстоятельствам функционирования и развития их танцевального дуэта, а девушки имеют больший локус контроля внутри их пары, который заключается в поддержании оптимальных межличностных отношений между партнёрами обоего пола.
На основе полученных данных в ходе проведения опросного метода исследования нами был рассчитан непараметрический критерий согласия х2 Пирсона для определения статистической значимости различий двух показателей - количества ответов-причин, полученных путём опроса двух независимых групп испытуемых, а именно танцоров-юношей и танцоров-девушек высокой квалификации. В результате проведённого расчёта было установлено, что разница в количестве данных ответов между юношами и девушками статистически значима по причине большего числа ответов в группе танцоров-девушек высокой квалификации. Наибольшая статистическая разница была выявлена в группе личностных причин распада танцевальных дуэтов (см. табл.). Кроме того, этот вывод подтверждает общепринятое мнение, что девушки являются по своей сути более эмоциональными и эмпатичными с психологической точки зрения по сравнению с представителями сильного пола, что и позволило им выделить в среднем на 2-3 личностных причины больше.
Расчёт непараметрического критерия согласия х2 (хи-квадрат) Пирсона для определения статистической значимости различий двух показателей
N Эмпирическая частота Теоретическая частота (/э - /т) (/э - /т)2 (/э - /т)2//т
1 1108 1108 0 0 0
2 1218 1218 0 0 0
3 296 268.66 27.34 747.48 2.782
4 268 295.34 -27.34 747.48 2.531
5 510 546.38 -36.38 1323.5 2.422
6 637 600.62 36.38 1323.5 2.204
7 302 292.96 9.04 81.72 0.279
8 313 322.04 -9.04 81.72 0.254
Суммы 4652 4652 - - 10.472
V Р
0.05 0.01
3 7.815 11.345
Критические значения х2 при у=3
х2Эмп равно критическому значению или превышает его, расхождения между распределениями статистически достоверны.
Как можно увидеть из рисунка 2, группа личностных причин включает в себя причины, когда «разрыв» можно было предупредить, проявив определённые усилия, но по какой-то причине достичь общего знаменателя всем субъектам спортивного процесса так и не удалось. Эти причины базируются на различного рода проявлениях межличностных отношений между всеми участниками. Так, 58% личностных причин
(8 из 14) зиждятся на межличностных отношениях внутри пары, 21% основываются на взаимоотношениях по линии тренер-спортсмен (3 из 14), 21% причин связаны с родителями спортсменов и их межличностными отношениями со вторым танцором, его родителями и с тренерским составом (3 из 14) [5] (см. рис. 2).
Распад пары также может основываться на проблемах организационного характера, которые танцорам под силу было бы решить путём достижения некоего компромисса как между собой, так и путём нахождения консенсуса с тренерским составом.
Одной из причин организационного характера выступает разница в возрасте между партнёрами. Согласно официальному документу один из партнёров может быть моложе другого не более чем на 4 года [9].
Наиболее остро эта проблема встаёт в таких возрастных группах, как «Юниоры и юниорки (16-18 лет)» и «Юниоры и юниорки (16-21 год включительно)», но и в более младших возрастных группах она также не редка. Действительно, если один из партнёров моложе своего коллеги, то пара обязана выступать по возрасту старшего танцора.
В последние годы стала активно развиваться возрастная группа «Юниоры и юниорки (16—21 год включительно)»: в Календарном плане ФТСАРР стало появляться в разы больше соревнований различных уровней, вплоть до общенациональных, по данной категории, что увеличивает шанс спортсменов повысить класс своего мастерства, а главное - попасть на вершину Всероссийского рейтинга и получить разряды и звания КМС и МС.
В этой связи более младший танцор не хочет терять 2 или 3 драгоценных года своей будущей славы и, возможно, своего места на вершине танцевального Олимпа России. По этой причине наибольшее число распадов пар, а именно 65% случаев, приходится именно на последний год данной категории (20 лет), так как более старший спортсмен с 1 января будущего года перейдёт в группу «Мужчины и женщины», где нет верхней возрастной планки и где вероятность повысить свой класс и завоевать высшее спортивное звание сводится к минимуму в связи с острой конкуренцией и большим количеством соперников, которые также в силу достижения 21 года переходят в категорию «Взрослые».
Отношения внутри пары Линия тренер-
спортсмен ■ Родители
танцоров
Рис. 2. Процентное распределение личностных причин распада диады танцоров
Другим предиктором, оказывающим большое влияние на развитие и успешное функционирование спортивного дуэта, является социально-психологический климат в триаде спортсмен-спортсмен-тренер. Для танцора очень важно найти «своего» педагога, с которым ему будет комфортно психологически взаимодействовать как в личном, так и в профессиональном ключе. С таким утверждением согласны 87% респондентов. Поэтому для качественного развития дуэта важно наличие между тренером и подопечным корректного, «рабочего» межличностного взаимодействия. В случае невозможности его установления танцор может отказаться от дальнейших занятий с конкретным педагогом и вынести своё решение на суд своему партнёру. Вследствие данной причины в танцевальном спорте происходит в среднем 37% распадов дуэтов (по данным проведённого нами опроса с танцорами высокой квалификации). В этом случае могут быть 3 пути решения ситуации:
1) педагог и спортсмен с обеих сторон всё же находят «точки соприкосновения» и приходят к конструктивному выходу из кризиса;
2) в межличностном взаимодействии тренера и спортсмена сохраняется напряжённость, и вследствие этого танцор решает уйти от педагога. В это же время второй партнёр может быть удовлетворён своими отношениями с тренером и не собирается уходить, что неизбежно приводит к распаду пары и переходу первого партнёра в другой танцевальный клуб;
3) сохранение танцевальной пары в угоду продолжения совместной спортивной деятельности. В таком случае второй партнёр, чтобы избежать расставания и распада дуэта, также принимает решение об уходе от нынешнего педагога в силу невозможности нормального дальнейшего развития диады.
Выводы:
- девушки, занимающиеся танцевальным спортом на уровне высших спортивных достижений, более чувствительны к изменениям в межличностной коммуникации внутри дуэта, чем представители сильного пола, что позволяет им точнее дифференцировать причины, по которым они могут завершить совместную спортивную деятельность в рамках танцевального спорта;
- смена тренера, который не смог наладить коммуникацию со спортсменами, является одной из причин ухудшения результатов танцевальных пар и может привести к распаду дуэта;
- разница в возрасте, особенно в категории «Юниоры и юниорки (16-21 год включительно)», также может выступить причиной разрыва танцевальных пар и завершения совместной спортивной деятельности.
Танцевальный спорт со всей уверенностью можно назвать не просто парным, но и командным видом спорта, так как развитие и успех каждой отдельной пары зависят не только от слаженной физической работы обоих танцоров, но и от наличия корректных взаимоотношений внутри самой пары и в контексте профессионального взаимодействия тренера и спортсмена.
Библиографический список
1. Безикова, А. А. Гармонизация взаимодействия партнёров в спортивных бальных танцах: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А. А. Безикова. - Тюмень, 2006. - 25 с.
2. Володина, Е. И. Особенности взаимоотношений в паре танцоров, занимающихся спортивными бальными танцами / Е. И. Володина. - URL: https://textarchive.ru/c-2293922.html (дата обращения: 09.01.2024).
3. Жаворонкова, И. А. Комплектование пар в спортивных бальных танцах (на примере детей 12-15 лет): автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / И. А. Жаворонкова. - Москва, 2007. - 23 с.
4. Зирин, В. А. Причины завершения совместной спортивной деятельности пар высокой квалификации в танцевальном спорте / В. А. Зирин, О. А. Овсяник // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения: сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции (19-20 октября 2022 года). Часть 2 / под общей редакцией В. В. Горбачевой, Е. Г. Борисенко. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2022. - С. 142-150.
5. Зирин, В. А. Социально-психологические причины завершения совместной деятельности высококвалифицированных пар в танцевальном спорте / В. А. Зирин, О. А. Овсяник // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. ФГБОУ ВО «УрФУ». - 2022. - Т. 2. - № 3. - С. 17-22.
6. Зирин, В. А. Стратегии развития межличностных отношений в паре танцоров высокой квалификации / В. А. Зирин, А. А. Клочко // Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта: актуальные вопросы и пути их решения : материалы межвузовской научной конференции молодых ученых и студентов в рамках программы Дня науки МГАФК, Малаховка, 21-24 апреля 2021 года / Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2021. - С. 58-64.
7. Лопушанская, Е. Б. Психологические аспекты спортивнотанцевальной деятельности на примере спортивных бальных танцев / Е. Б. Лопушанская, И. В. Трибунский // Научный Лидер. - 2021. - № 24(26). - С. 42-44.
8. Лысакова, А. Н. Психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности / А. Н. Лысакова, М. С. Новицкая // Вестник университета. - 2014. - № 2. - С. 254-257.
9. Правила вида спорта «танцевальный спорт» утв. приказом Минспорта России от 19 янв. 2022 г: (в ред. от 08 июля 2022 г. №29). - URL: https://legalacts.ru/doc/pravila-vida-sporta-tantsevalnyi-sport-utv-prikazom-minsporta-rossii_2/?ysclid=ld3nlyygx783878242 (дата обращения: 09.01.2024).
10. Ронь, И. Н. Психолого-педагогические условия формирования соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсных танцевальных пар: автореферат диссертации . кандидата педагогических наук / И. Н. Ронь. - Ставрополь, 2006. - 21 с.
11. Серова, Л. К. Психологическая классификация видов спорта / Л. К. Серова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 302-306.
12. Серова, Л. К. Психологическая характеристика танцевального спорта / Л. К. Серова, Л. Г. Чернышева, Е. И. Сидоров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1(167). - С. 393-397.
13. Чеботарёва, С. С. Психологические аспекты комплексной подготовки спортсменов художественных видов спорта: методическое пособие / С. С. Чеботарёва, под редакцией О.В. Тиуновой. - Москва: Проспект, 2023. - 96 с.