Группа научных специальностей: Педагогика
Шифр научной специальности:
5.8.2
УДК 378.1:1
АФАНАСЬЕВА Людмила Викторовна,
Кандидат исторических наук, доцент, Комсомольский-на-Амуре государственный университет, e-mail: [email protected]
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОЕКТЕ ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА О ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ В ФОРМАТЕ «СТАРТАП КАК ДИПЛОМ»
АННОТАЦИЯ. Работа посвящена вопросам, связанным с разработкой в образовательной организации высшего образования проекта локального нормативного акта, посвященного подготовке и защите выпускной квалификационной работе в формате «Стартап как диплом». На основе сопоставления содержания текстов аналогичных документов ряда образовательных организаций предложены доводы в пользу выбора формы этого документа, способа его утверждения, названия и возможной структуры. Дополнительно автором обозначены документы, которые потребуют от образовательной организации некоторой корректировки (после принятия и введения в действия обозначенного проекта).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: локальный нормативный акт, положение, выпускная квалификационная работа, стартап, диплом.
AFANASEVA Ludmila Victorovna,
Candidate of historical sciences, assistant professor, Komsomolsk-na-Amure State University,
Russia
REFLECTIONS ON THE DRAFT LOCAL NORMATIVE ACT ON THE PREPARATION AND PROTECTION OF FINAL QUALIFICATION WORKS IN THE FORMAT OF "STARTUP AS A DIPLOMA"
ANNOTATION. The work is devoted to issues related to the development in an educational organization of higher education of a draft local regulatory act dedicated to the preparation and defense of final qualifying work in the "Startup as a Diploma" format. Based on a comparison of the content of texts of similar documents from a number of educational organizations, arguments are proposed in favor of choosing the form of this document, the method of its approval, name and possible structure. Additionally, the author identifies documents that will require some adjustments from the educational organization (after the adoption and implementation of the designated project).
KEY WORDS: local regulative act, regulation, final qualifying work, startup, diploma.
Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) вошло в нашу жизнь и стало ее неотъемлемым атрибутом. Студенты направления «Государственное и муниципальное управление» изучают дисциплины, связанные с деятельностью государства в области поддержки субъектов МСП. В перечне национальных целей развития России до 2030 г. обозначено успешное предпринимательство, а одним из целевых показателей, характеризующих ее достижение, - рост числа занятых в сфере МСП до 25 млн. чел. [1, с. 2].
Одним из путей реализации запланированного в сфере высшего образования, несомненно, является программа «Стартап как диплом», реализуемая в настоящее время, пусть и не во всех, высших учебных заведениях страны. Информация о ней представлена на сайте Минобрнауки. Там же приведены примеры лучших из них [2]. При этом нельзя не отметить, что упоминание о праве обучающегося на использование созданного им стартапа в качестве выпускной квалификационной работы (ВКР) мы обнаруживаем еще
ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ I III IIII III 11II III 11 III IIII III IIII III 11 III IIII III 11IIII111 III 1111II111IIII111II11111II111IIII111IIII111II111IIII111IIII11 III 111IIII11 III I
ранее, в тексте Паспорта федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», утвержденного в 2019 г. [3].
Первыми, кто приступил к осуществлению программы «Стартап как диплом», стал Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Информация об этом размещена и на сайте самой образовательной организации, где, кроме прочего, указано, что практиковать защиту ВКР в виде стартапа там начали с 2017 г. [4].
С этого времени прошло более 5 лет. И мы полагаем, что это достаточный срок для того, чтобы в стране накопился опыт реализации программы «Стартап как диплом» и регламентации работ в этом направлении. Подтверждает наше предположение и то обстоятельство, что на уровне Минобрнауки в 2022 г. была принята «Концепция построения и развития экосистемы молодежного предпринимательства в системе высшего образования» [5] и соответствующие методические рекомендации по формированию обозначенной экосистемы [6].
Знакомство с последними побудило нас заинтересоваться вопросом о том, каким образом в настоящее время регулируется процесс подготовки и защиты ВКР как стартапа, а именно - какие положения на уровне образовательной организации создаются.
Письмо Минобрнауки России от 29.09.2022 № МН-11/3030 ценно для нас тем, что содержит «Методические рекомендации для образовательных организаций высшего образования по формированию экосистемы, направленной на развитие практик сопровождения обучающихся при подготовке и защите выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом»)».
В тексте этого документа обозначено то, что определено профильным министерством в этом направлении, и указано, что передано образовательным организациям для самостоятельного закрепления в рамках локального нормативного акта. Исходя из этого и с учетом полномочий образовательной организации, зафиксированных в ее уставе, мы можем предположить, что статус (форму) такого документа образовательная организация вольна определить самостоятельно. Доводами при принятии решения об этом могут быть:
- рекомендации федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции учредителя образовательной организации (например, рекомендации и методические указания Минобрнауки России);
- требования, содержащиеся в уставе конкретной образовательной организации, о том, какие именно виды локальных нормативных актов могут приняты (например, в уставе Комсо-мольского-на-Амуре государственного университета в разделе VIII «Виды локальных нормативных актов Университета» в качестве таковых перечислены не только регламенты и положения) [7, с. 37];
- примеры других образовательных организаций (цель - поддержание единообразия в принимаемых локальных нормативных актах).
Поиск (по фразам «Стартап как диплом» и «ВКР в виде стартапа») в информационно-телекоммуникационной сети Интернет позволил обнаружить в открытом доступе конкретные положения и регламенты 8-ми учреждений высшего образования, привлекших наше внимание:
1) федеральные университеты (ФГАОУ ВО):
- Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ);
- Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ);
- Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ);
- Сибирский федеральный университет (СФУ);
2) университеты, не имеющие такого статуса (ФГБОУ ВО):
- Новосибирский государственный технический университет (НГТУ);
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС);
- Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
- Сургутский государственный педагогический университет (СГПУ).
Сводная информация о статусе интересующего нас документа, способе и дате его принятия представлена в таблице 1 (в целях удобства документы расположены в обратном хронологическом порядке: принятые ранее других документы - внизу таблицы).
ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III мм мм мм мм мим
Таблица 1. Сведения о виде, дате и способе утверждения ЛНА о ВКР (стартап как диплом)
Название организации Форма документа Дата утверждения Способ утверждения документа
РАНХиГС положение 30.10.2023 приказом ректора на основании решения ученого совета
СГПУ положение 05.06.2023 приказом ректора после принятия ученым советом
РХТУ положение 20.03.2023 приказом и. о. ректора на основании решения ученого совета
СФУ регламент 07.06.2022 приказом (информации о содержании приказа в открытом доступе нет)
КФУ регламент 01.10.2021 приказом ректора после принятия ученым советом
СКФУ регламент 24.12.2020 решением ученого совета
ДВФУ регламент 23.05.2020 решением ученого совета
НГТУ регламент 27.01.2020 ректором (на документе гриф «Утверждаю»)
Отметим, что принятый в октябре этого года документ РАНХиГС является новой редакцией положения.
Статус регламента преобладает. Однако, сопоставление этой информации с датой утверждения документов подводит к мысли о том, что разрабатываемый в настоящее время в образовательной организации локальный нормативный акт, посвященный порядку подготовки и защиты ВКР в форме стартапа, следует оформить по форме, принятой в образовательной организации для положений. Что касается порядка утверждения, то делать это следует после того, как проект документа пройдет процедуру принятия на заседания ученого совета образовательной организации. Последнее предложение не противоречит полномочиям коллегиального органа управления образовательной организации, к числу которых, например, в уставе КнАГУ отнесено «нормативное регулирование основных вопросов образовательной деятельности» [7, с. 19].
Часть информации о ВКР в виде стартапа, как уже было отмечено нами ранее, зафиксирована в Министерских рекомендациях. Точнее, в письме Минобрнауки России от 29.09.2022 № МН-11/3030, в котором четко прописаны задачи упомянутых Методических рекомендаций:
1) дать разъяснения, касающиеся процедуры ГИА в форме защиты ВКР «Стартап как диплом»;
2) предложить подходы к подготовке этого вида ВКР [6, с. 3].
В перечень того, что передано для определения самим образовательным организациям, включено несколько позиций, связанных с определением:
- вида ВКР «Стартап как диплом» (упомянуто во 2-м абзаце раздела III);
- требований к ВКР этого вида (упомянуто во 2-м абзаце раздела III);
- порядка ее выполнения (упомянуто во 2-м абзаце раздела III);
- критериев оценки или критерии оценивания защиты ВКР (упоминается дважды - во 2-м абзаце раздела III и последнем абзаце раздела V);
- процедуры проведения защиты ВКР (упоминается в последнем абзаце раздела V).
При этом следует отметить, что за год до появления цитируемых в настоящей работе рекомендаций в работе авторов А. В. Кирьякова, Н. В. Спешилова, О. Г. Гореликова-Китаева есть упоминание о том, что вопросы, переданные для определения в локальных нормативных актах образовательной организации, во ФГОС не установлены [8, с. 48].
Если мы руководствуемся принципом «Что не разрешено, то запрещено», тогда все то, что не упомянуто в письме Минобрнауки России от 29.09.2022
№ МН-11/3030, в идеале, не должно быть предметом нормотворчества в образовательно организации. Также учитываем, что для создания собственных положений мы можем назвать разрабатываемое положение:
1111 ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ I III II II III 11 II III 11 III II II III II II III 11 III II II III 11 II II 111 III 1111 II 111 II II 111 II 11111 II 111 II II 111 II II 111 II 111 II II 111 II II 11 III 111 II II 11 III I
- общей фразой - о ВКР «Стартап как диплом» - без акцентирования внимания на тех вопросах, что не переданы для самостоятельного определения (установления) образовательной организацией;
- включить в название слова о подготовке и защите, но при их описании повторить то, что уже зафиксировано в организационно-распорядительных и методических документах (т.е. рекомендациях) органов власти федерального уровня.
Мы также имеем возможность свериться с опытом коллег из других образовательных организаций. Но следует учитывать, что еще до появления письма Минобрнауки России от 29.09.2022 № МН-11/3030 в различных образовательных организациях высшего образования представления о ВКР в форме стартапа, критерии оценивания различались и не являлись унифицированными [9].
Нас заинтересовал вопрос - какой может быть оптимальная структура если не идеального, то хотя бы просто удобного для применения (в первую очередь самими обучающимися), документа о подготовке и защите ВКР в форме стар-тапа, который будут разрабатывать и принимать те образовательные организации, которые этого еще не сделали. Ознакомление с содержанием 3-х положений и 5-и регламентов упомянутых в начале работы 8-ми образовательных организаций (4-х ФГАОУ ВО и 4-х ФГБОУ ВО) подводит к пониманию того, что оптимальным названием для документа, который будет разрабатываться в тех организациях, где его еще нет, может быть таким: «Положение о подготовке и защите выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом» в ...» (тут предлагается указывать сокращенное наименование самой образовательной организации).
Можно последовать примеру положения РХТУ им Менделеева и просто пронумеровать все имеющиеся в тексте абзацы, не разделяя их по разделам. Но обычно так не делают.
Если есть желание придать этому документу форму стандарта организации (СТО), можно сразу оформлять его под ту структуру, что требуется от документа такого типа. Типичная структура стандарта организации примерно такова (заимствовано из СТО 4.2.3-5 ФГБОУ ВО «КнАГУ»):
1. Назначение и область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Термины, определения и сокращения.
4. Ответственность.
5. Описание действий.
6. Разработчики [10, с. 6].
Но учитывая, что обычно форму стандарта в образовательной организации получают документы, ориентированные на всеобщее применение (тотальные и всеобщие, повсеместно приме-
няемые), мы не видим смысла оформлять его по форме, типичной для любого СТО.
Также учитываем, что обозначенная структура, приемлемая для типового стандарта организации, не демонстрирует, что образовательная организация отразила в своем положении позиции, упомянутые в письме Минобрнауки России от 29.09.2022 № МН-11/3030, в котором в перечень того, что передано образовательным организациям, включено несколько позиций.
Поэтому предлагаемая структура документа, по нашему мнению, может быть такой:
1. Общие положения
2. Вид и тематика выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом»
3. Порядок и сроки принятия решения о выполнении выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом»
4. Требования к выпускной квалификационной работе в формате «Стартап как диплом» (здесь же будет описание ее структуры)
5. Порядок подготовки выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом»
6. Особенности защиты выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом» (здесь же будут критерии оценивания защиты ВКР)
Раздел 1 типичен для любого университетского положения. Прочие разделы добавлены с учетом того, что именно эти вопросы переданы образовательным организациям для самостоятельного определения.
Текст министерских рекомендаций, представленный в начале раздела III «ВКР «Стартап как диплом»: требования, критерии, структура» (точнее, 3-й абзац этого раздела) мы можем трактовать как возможность выбора обучающимся формы подготовки и защиты ВКР.
Там же (в самом первом абзаце того же раздела) дается и ясное указание на то, что ВКР «Стартап как диплом» может быть подготовлен не только командой из нескольких обучающихся, но и одним обучающимся. Это отличается от того, что было принято и реализовывалось ранее, когда наличие команды воспринималось в качестве непременного условия [9]. Однако это не отменяет того, что часть образовательных организаций продолжают указывать в своих локальных нормативных актах пункт о коллективном выполнении ВКР в форме стартапа.
Также следует отметить, что разработка и принятие в образовательной организации высшего образования локального нормативного акта о ВКР «Стартап как диплом» потребует одновременной или последующей корректировки других документов организации. Их минимальный перечень приведен в разделе VI «Методических реко-
N111 ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III мм мм мм мм ми
мендаций для образовательных организаций высшего образования по формированию экосистемы, направленной на развитие практик сопровождения обучающихся при подготовке и защите выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом»)», содержащихся в письме Минобрнауки России от 29.09.2022 № МН-11/3030.
Кроме этого, образовательной организации в целях создания условий для реализации положения о порядке подготовки и защиты ВКР в форме стартапа потребуется:
1 ) внести изменения в образовательный и воспитательный процессы:
- определить, какое именно подразделение отвечает за процесс подготовки, организации и проведения ГИА в форме стартапа;
- внедрить в учебные планы новые компоненты;
- развить практику менторства;
- приступить к реализации программ дополнительного образования для будущих предприни-
мателей (или, как указано в «Концепции построения и развития экосистемы молодежного предпринимательства в системе высшего образования» - предусмотреть возможности прохождения обучающимися предпринимательского майнора с набором элективов) [5, с. 10];
- внедрить программы подготовки работников самой организации, способных стать руководителями и консультантами ВКР;
- определить статус преподавателя-трекера и т. п.;
2) зафиксировать эти новшества в собственных локальных нормативных документах, т. е. сопроводить деятельность, обозначенную в предыдущем пункте, разработкой и внедрением в деятельность образовательной организации соответствующих положений, правил или регламентов (на стадии создания будущего «Положения о порядке подготовки и защиты ВКР в форме стартапа» эти виды работ еще не являются актуальными и отодвинуты на второй план).
Список литературы:
[1] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 // Портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 10.12.2023).
[2] Стартап как диплом // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Дата размещения материала: 20.11.2020. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/25900/ (дата обращения: 19.11.2023).
[3] Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9 // Справочно-правовая система «Консультант+». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_328933/9e733b9ece0472e8f17a73cd753a75784f9e1 fab/ (дата обращения: 19.11.2023).
[4] История программы «Стартап как диплом» // Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. - URL: (дата обращения: 19.11.2023).
[5] О направлении информации: Письмо Минобрнауки России от 28.03.2022 № МН-11/542 // Справочно-правовая система «Консультант+». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_413102/(дата обращения: 05.12.2023).
[6] О направлении методических рекомендаций: Письмо Минобрнауки России от 29.09.2022 № МН-11/3030 // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: https://base.garant.ru/405668947/ (дата обращения: 05.12.2023).
[7] Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Комсомольский-на-Амуре государственный университет»: Приказ Минобрнауки России от28.11.2018 № 1074 // Официальный сайт ФГБОУ «КнАГУ». - URL: https://knastu. ru/media/uploads/Ustav_018_SC3lQ9.pdf (дата обращения: 09.12.2023).
[8] Кирьякова, А. В. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа / А. В. Кирьякова, Н. В. Спешилова, О. Г. Гореликова-Китаева // Вестник ОГУ. - 2021. - № 1 (229). - Стр. 47 - 55. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-preimuschestva-zaschity-vypusknoy-kvalifikatsionnoy-raboty-v-forme-startapa (дата обращения: 27.11.2023).
[9] Аниськов, Е. Стартап вместо диплома: как устроена альтернатива выпускной работе / Е. Аниськов // РБК Тренды. Дата размещения материала: 25.05.2022. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/ education/628dcfaf9a7947186903 8879 (дата обращения: 07.12.2023).
NIM INI III INI INI INI INI III INI INI INI INI III INI INI INI INI III INI INI INI III INI INI INI МММ
[10] СТО 4.2.3-5 Управление документацией. Правила составления, оформления и утверждения стандартов организации // Официальный сайт Комсомольского-на-Амуре государственного университета. - URL: https://www. knastu.ru/media/files/page_files/page_425/omk/sto/STO_4.2.3-5 _Pravila_ napisaniya_STO_Izm._2.pdf (дата обращения: 07.12.2023).
[1] O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossi-jskoj Federacii ot 21 ijulja 2020 goda № 474 //Portal pravovoj informacii. - URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202007210012 (data obrashhenija: 10.12.2023).
[2] Startap kak diplom // Oficial'nyj sajt Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii. Data razmeshhenija materiala: 20.11.2020. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nau-ka-i-obrazovanie/25900/ (data obrashhenija: 19.11.2023).
[3] Pasport federal'nogo proekta «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki» (utverzhden prezidiumom Pravitel'st-vennoj komissii po cifrovomu razvitiju, ispol'zovaniju informacionnyh tehnologij dlja uluchshenija kachestva zhizni i uslovij vedenija predprinimatel'skoj dejatel'nosti, protokol ot 28.05.2019 № 9 // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant+». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328933/9e733b9ec-e0472e8f17a73cd753a75784f9e1fab/ (data obrashhenija: 19.11.2023).
[4] Istorija programmy «Startap kak diplom» // Oficial'nyj sajt Dal'nevostochnogo federal'nogo universi-teta. - URL: https://www.dvfu.ru /startup_as_diploma/the-history/ (data obrashhenija: 19.11.2023).
[5] O napravlenii informacii: Pis'mo Minobrnauki Rossiiot 28.03.2022 № MN-11/542//Spravochno-pra-vovaja sistema «Konsul'tant+». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413102/ (data obrashhenija: 05.12.2023).
[6] O napravlenii metodicheskih rekomendacij: Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 29.09.2022 № MN-11/3030 // Spravochno-pravovaja sistema «Garant». - URL: https://base.garant.ru/405668947/ (data obrashhenija: 05.12.2023).
[7] Ob utverzhdenii ustava federal'nogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezh-denija vysshego obrazovanija «Komsomol'skij-na-Amure gosudarstvennyj universitet»: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 28.11.2018 № 1074 // Oficial'nyj sajt FGBOU «KnAGU». - URL: https:// knastu.ru/media/uploads/ Ustav_018_SC3lQ9.pdf (data obrashhenija: 09.12.2023).
[8] Kir'jakova, A. V. Problemy i preimushhestva zashhity vypusknoj kvalifikacionnoj raboty v forme startapa /A. V. Kir'jakova, N. V. Speshilova,
O. G. Gorelikova-Kitaeva // Vestnik OGU. - 2021. - № 1 (229). - Str. 47- 55. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-i-preimuschestva-zaschity-vypusknoy-kvalifikatsionnoy-raboty-v-forme-startapa (data obrashhenija: 27.11.2023).
[9] Anis'kov, E. Startap vmesto diploma: kak ustroena al'ternativa vypusknoj rabote /E. Anis'kov// RBK Trendy. Data razmeshhenija materiala: 25.05.2022. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/628dc-faf9a7947186903 8879 (data obrashhenija: 07.12.2023).
[10] STO 4.2.3-5 Upravlenie dokumentaciej. Pravila sostavlenija, oformlenija i utverzhdenija standartov organizacii// Oficial'nyj sajt Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo universiteta. - URL: https://www. knastu.ru/media/files/page_files/page_425/omk/sto/STO_4.2.3-5 _Pravila_ napisaniya_STO_Izm._2.pdf (data obrashhenija: 07.12.2023).
Spisok literatury:
MM MM MM III MM MM MM MM III MM MM MM MM III MM MM MM III MM MM MM MM III MM MM MM III MM MM MM MM III IM