Научная статья на тему 'Размышления о преодолении противоречий в профессиональной деятельности сотрудников МВД'

Размышления о преодолении противоречий в профессиональной деятельности сотрудников МВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МВД / PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERIOR MINISTRY / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКА МВД / CONTINUOUS TRAINING OF POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силин Александр Анатольевич

В статье рассматриваются современные проблемы профессиональной деятельности сотрудников МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTIONS ON THE OVERCOMING OF CONTRADICTIONS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF THE INTERIOR MINISTRY

The article considers modern problems of professional activity of employees of the interior Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «Размышления о преодолении противоречий в профессиональной деятельности сотрудников МВД»

УДК 378.096 ББК 74.4

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД

Силин Александр Анатольевич,

юрисконсульт правового отделения Воронежского института МВД России (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы профессиональной деятельности сотрудников МВД России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка сотрудников МВД, культурно-образовательная среда, непрерывное обучение сотрудника МВД.

REFLECTIONS ON THE OVERCOMING OF CONTRADICTIONS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF THE INTERIOR

MINISTRY

Silin A.A., the legal counsel of the legal Department of the Voronezh Institute of The interior Ministry of Russia (Voronezh)

Abstract. The article considers modern problems ofprofessional activity ofemployees of the interior Ministry of Russia.

Key words: professional training of employees of the interior Ministry, the cultural and educational environment, continuous training of police officer.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» в число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел (ОВД) входит образовательный ценз, при этом он варьируется в зависимости от уровня должности, на которую претендует кандидат. Так, для назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава гражданину, принимаемому на службу, достаточно иметь среднее (полное) общее образование. Для назначения на должности среднего начальствующего состава требуется наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. И, наконец, для назначения на должно-

сти старшего и высшего начальствующего состава сотрудник органов внутренних дел должен иметь соответствующее направлению деятельности высшее профессиональное образование.

Заметим, что на практике требование по соответствию среднего или высшего профессионального образования определенному направлению деятельности соблюдается весьма условно, и при назначении на целый ряд должностей в ОВД учитывается наличие образования соответствующего уровня как такового. То есть для того, чтобы занять, например, должность оперуполномоченного вовсе не обязательно иметь за плечами пять лет юридического факультета какого-либо вуза, а достаточно

получить любое высшее или даже среднее профессиональное образование. Более того, на должности, связанные с расследованием уголовных дел, административным расследованием, рассмотрением дел об административных правонарушениях либо проведением антикоррупционных и правовых экспертиз, в исключительных случаях могут быть назначены лица, не имеющие высшего профессионального юридического образования, но имеющие другое высшее профессиональное образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности. Такой подход сродни гипотетической ситуации, когда в больницу на место хирурга взяли бы инженера или агронома, имеющего большой опыт врачевания на дому. Для сравнения заметим, что при назначении на должности следователей Следственного комитета и прокурорских работников во главу угла ставится наличие высшего юридического образования. В системе МВД столь жесткого образовательного ценза при назначении на должности, непосредственно связанные с применением норм уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства, а также юридическим обеспечением деятельности органов внутренних дел, как видно, нет.

При ближайшем рассмотрении возложенных на полицию (органы внутренних дел) обязанностей (часть 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» содержит на этот счет более 40 пунктов), станет понятным, что их реализация возможна только силами хорошо образованных, в первую очередь в области правоохраны, сотрудников, мотивированных на постоянный личностный рост. Однако, как указывалось выше, претенденту на должности рядового и младшего начальствующего состава в ОВД достаточно иметь среднее (полное) общее образование. В связи с этим возникает вопрос, а в состоянии ли недавний школьник, пусть даже отслуживший срочную службу в армии и прошедший шестимесячную профессиональную подготовку в ведомственной образовательной организации, постичь глубинный смысл фундаментальных отраслей нашего законодательства, на изучение которых в юридических вузах уходят годы? Между тем, как справедливо отмечают Е.А. Супонина и И.П. Долгих, уровень базовых (школьных) знаний у вышеуказанной категории лиц нередко не выдерживает никакой критики, «многие из них просто безграмотны и не способны к полноценному обучению» [7]. Можно ли вести сколь-нибудь серьезный разговор об обстоятельствах, исключающих преступность деяния или об уголовно-правовых основах применения оружия с принятыми уже на службу полицейскими «кадрами», которые не в состоянии

переписать без ошибок из Уголовного кодекса диспозицию определенной статьи? Впрочем, и иной сотрудник органов внутренних дел, занимающий должность следователя, оперуполномоченного или участкового, может выдать, подчас, такую «фигуру речи», что невольно задумаешься не то что о профессиональной компетентности, а о дееспособности ее автора.

Кстати, озвучив словосочетание «профессиональная компетентность», хотелось бы заострить внимание на одной животрепещущей теме, связанной с формулированием т. н. компетенций курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций системы МВД. Взяв за основу рабочую программу профессиональной подготовки лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу на должности сотрудников подразделений предварительного следствия, подразделений дознания, экспертно-криминалистических подразделений, поразмышляем немного о содержании отдельных профессиональных компетенций (ПК), которые необходимо сформировать у рассматриваемой категории обучающихся.

Например, ПК-4. «Уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола».

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. С учетом изложенной нормы возникает вполне резонный вопрос, почему указанная компетенция поставлена среди прочих на четвертое место? Это все равно, что в Особенной части действующего Уголовного кодекса поменять местами статьи 158 (Кража) и 105 (Убийство).

В связи с этим совсем уж непонятно, почему профессиональная компетенция, состоящая в оказании первой помощи, обеспечении личной безопасности и безопасности граждан в процессе решения служебных задач, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, помещена на двенадцатое место?

Заметим, что ПК-1 предполагает проявление устойчивого интереса к своей будущей профессии, понимание ее сущности и социальной значимости. Не углубляясь уже в философствования на тему «триады ценностей» личность-общество-государство, позволим себе выразить мысль о том, что формированием устойчивого интереса к профессии, тем более, понимания ее сущности и социальной значимости следует заниматься задолго до, но уж

184 -I

никак не после, поступления гражданина на службу в органы внутренних дел.

Само слово «служба» созвучно слову «служение», но, несмотря на кажущуюся их синонимичность, они существенно отличаются по содержанию, причем, именно второе, не использующееся в официальной документации слово, наиболее полно и правильно отражает глубинный смысл полицейской профессии. Служение (ст. слав. - общинная служба) - это отношение человека к осуществляемой деятельности (нередко бескорыстное), основанное на повышенной ответственности за выполнение любой, взятой на себя работы. В русском языке на сей счет есть масса выражений: «служение Отечеству», «служение верой и правдой», «служение народу» и т. д. Служба в отличие от служения, подчас, может быть лишена элемента добровольности волеизъявления. Служение же всегда добровольно, оно зиждется на христианских заповедях, и поэтому жизненным принципом человека, посвящающего себя какому-либо служению, является любовь к своему ближнему. Не случайно великий русский полководец Александр Васильевич Суворов особо заботился о духовном воспитании солдат, повторяя, что «безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы», что «неверующее войско учить - что ржавое железо точить» [4, с. 348349]. Другой выдающийся русский военачальник адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков на протяжении всей своей жизни показывал пример самого трепетного отношения к окружавшим его людям. В 1804 году, подытоживая свою флотоводческую деятельность, он написал: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался» [2].

Законодательство, регламентирующее сферу деятельности органов внутренних дел, перенасыщено нормами, применение которых, по мнению их авторов, должно привести к появлению новой формации сотрудников органов внутренних дел - этаких рыцарей без страха и упрека. Есть даже литература соответствующего содержания. К примеру, отдельные методические рекомендации посвящены профилактике коррупционных проявлений, хотя главная «рекомендация» о том, что взятка - страшный грех уже много веков содержится в Священном Писании, и тот, кто это понимает и принимает, вряд ли совершит коррупционное преступление. Можно до бесконечности генерировать требования к профессиональному уровню и служебному этикету сотрудников органов внутренних дел, но до тех пор,

пока личным составом МВД, самим обществом полицейская профессия будет восприниматься не как особый вид служения людям, а как разновидность федеральной государственной службы, любые усовершенствования в этой сфере обречены на провал. Об осмысленности, упорядоченности и целостности отбора и подготовки полицейских кадров мы сможем говорить лишь тогда, когда осуществляемые в связи с этим нормотворчество и образовательный процесс обретут наконец-таки должное философско-педагогическое, историко-педагогиче-ское, культурно-педагогическое и иные фундаментальные, но обязательно педагогические обоснования.

На исходе XX столетия увидела свет монография профессора Ивана Венедиктовича Горлинского «Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития». Тогда автору казалось, что в МВД сложилась самодостаточная четырехуровневая система непрерывного профессионального образования, дальнейшее развитие которой он связывал, прежде всего, с внедрением в педагогический процесс новых технологий [3, с. 3]. С тех пор не прошло и четверти века, а вместо милиции у нас появилась полиция, средние специальные учебные заведения МВД в большинстве своем стали высшими, функции учебных центров (переименованных в центры профессиональной подготовки) были переданы вузам МВД, а внутренние войска, спецназ и вневедомственную охрану Президент страны «переместил» под эгиду росгвардии. Кроме того, 29 декабря 2012 года был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. В связи с этим хотелось бы провести небольшой экскурс в историю подготовки сотрудников органов внутренних дел в Воронежской области, необходимый для формулирования некоторых выводов по существу затронутой проблемы.

10 мая 1949 года начальником УМВД по Воронежской области во исполнение приказа Министерства внутренних дел СССР от 19 февраля 1949 года № 00173 принимается решение об организации при областном Управлении милиции учебного пункта. В апреле 1977 года учебный пункт был преобразован в Межобластную школу подготовки младшего и среднего начсостава УВД Воронежского облисполкома. В соответствии с приказом МВД СССР № 0223 от 10 июля 1985 года на базе школы образуется учебный центр УВД Воронежского облисполкома (последнее название - центр профессиональной подготовки ГУ МВД России по Воронежской области).

В июле 1978 года в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР в Воронеже создается специальная средняя школа милиции МВД СССР по подготовке специалистов со средним техническим образованием для подразделений вневедомственной охраны (специальность «Эксплуатация автоматических систем связи и сигнализации»). В июле того же года по данному поводу был издан соответствующий приказ МВД Союза ССР. В июле 1992 года Воронежская специальная средняя школа милиции была преобразована в Воронежскую высшую школу МВД России. С 1999 года учебное заведение именуется Воронежским институтом МВД России.

С 1 сентября 2013 года к Воронежскому институту МВД России перешли функции, учебно-материальная база и штаты центра профессиональной подготовки ГУ МВД по Воронежской области и на его базе был создан факультет профессионального обучения (с 2015 года - факультет профессиональной подготовки). Казалось бы, вот они идеальные условия для организации учебно-воспитательного процесса практически со всеми категориями сотрудников органов внутренних дел в масштабе отдельно взятого региона, но все оказалось не так просто.

Профессор Николай Константинович Сергеев, развивая теорию целостного подхода к рассмотрению педагогических процессов и явлений выдающегося ученого-педагога профессора Владимира Сергеевича Ильина, обращает особое внимание на категорию «связи», «стороны которой диалектически взаимодействуют друг с другом, стимулируя развитие «партнера», сотрудничают в большей мере не по принципу сходства, одинаковости, а по принципу пополнения» [5, с. 150-151]. Спроецируем данное утверждение на некоторые, на первый взгляд, не связанные между собой события и факты.

1. В 2013 году к Воронежскому институту МВД России, образованному летом 1978 в качестве специальной средней школы милиции МВД СССР по подготовке специалистов для вневедомственной охраны, был присоединен региональный центр профессиональной подготовки, ведущий свою историю с 1949 года. Опыт подготовки кадров, накапливавшийся десятилетиями в этом учебном подразделении, оказался невостребованным в институте. В 2013 году прекратили существование прекрасный музей истории органов внутренних дел Воронежской области и солидная библиотека, располагавшиеся в корпусе бывшей «учебки».

2. На кафедре уголовного процесса, считающейся одной из ведущих в институте, в память о

ее первом руководителе - профессоре Владимире Яковлевиче Понарине была создана именная аудитория. Летом 2014 года, когда ученому исполнилось бы 75 лет, после проведения ремонтных работ этот учебный объект бесследно исчез. Напомним, что профессор В.Я. Понарин являлся одним из наиболее талантливых учеников профессора Льва Дмитриевича Кокорева - основателя школы процессуалистов, сформировавшейся во второй половине XX века на юридическом факультете Воронежского госуниверситета.

Любопытная деталь - в течение нескольких лет кафедра обеспечивает профиль подготовки следователей органов внутренних дел по делам несовершеннолетних. При этом в соответствии с пп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, введенным Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ, предварительное следствие о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.

3. После подписания в апреле 2016 года Президентом России Указа № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» возникла необходимость в пересмотре концепции подготовки на базе института специалистов для подразделений вневедомственной охраны.

Таким образом, вместо диалектической взаимосвязи друг с другом элементов системы отбора и подготовки сотрудников органов внутренних дел, в Воронежской области (и не только, ведь рассматриваемые нами проблемы в большей или меньшей степени актуальны для всех образовательных организаций и территориальных органов МВД) мы имеем их явную «разбалансировку», причинами которой являются:

1) плохая общеобразовательная подготовка лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава;

2) неоднозначность требований к образованию лиц, назначаемых на должности, связанные с применением норм уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства, а также юридическим обеспечением деятельности органов внутренних дел;

3) введение стандартов образования - порождения исключительно знаниевой парадигмы, ориентирующей как обучающего, так и обучающегося на минимум знаний, «авторы которых, как очень точно заметил профессор Евгений Петрович Белозерцев, неизвестны, и поэтому диалог невозможен» [1, с. 378];

186

4) формальный подход к разработке учебно-методической документации;

5) бюрократизация научно-педагогической деятельности, когда «непомерно велики издержки на составление вторичных документов и собирание подписей под бумагами сопроводительными» [6, с. 77];

6) подготовка специалистов по направлениям, отнесенным к сфере деятельности других силовых ведомств;

7) забвение отдельных страниц истории своей «среды», являющейся неотъемлемой частью историко-культурного и научно-педагогического наследия родного (Отчего) края и всей страны.

Каковы же пути решения обозначенных нами проблем?

Во-первых, образовательная система МВД не должна быть ориентирована «внутрь себя», ее успешное функционирование возможно только в тесной взаимосвязи с имеющейся культурно-образовательной средой.

Во-вторых, исходя из того, что деятельность сотрудников МВД есть особый вид служения, ха-растеризующийся постоянным «включением» в него личности (субъекта), необходимо вести речь о непрерывности полицейского обучения (обучения сотрудника МВД), выходящей далеко за рамки ведомственных образовательных организаций.

В-третьих, процесс формирования устойчивого интереса к полицейской профессии в идеале необходимо начинать еще в детстве с учетом психолого-педагогических положений о социальной ситуации развития человека.

Соблюдение вышеуказанных условий, по нашему глубокому убеждению, обеспечит возможность формирования гармоничной во всех отношениях (духовный мир, интеллект, здоровье) личности сотрудника органов внутренних дел.

Литература:

1. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. - Издание 2-е, дополненное и переработанное. - Курск: Мечта, 2013. - 465 с.

2. Глаголева, О. Святой праведный воин Фёдор Ушаков [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie. ru/put/061015142146.htm

3. Горлинский, И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. - М.: 1999. - 291 с.

4. Непознанный мир веры. - 14-е издание. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. - 430 с.

5. Сергеев, Н.К. Избранные труды по педагогике / Н. К. Сергеев; отв. Ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. - 284 с.

6. Синченко, Г.Ч. Парадокс правоблюстителя. Фило-софско-правовые эссе / Г.Ч. Синченко. - Омск: Омская академия МВД России, 2010. - 204 с.

7. Супонина, Е.А., Долгих, И.П. О некоторых проблемах профессиональной подготовки сотрудников полиции в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2016. .№ 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.