Научная статья на тему 'Профессионально-личностные кризисы у сотрудников органов внутренних дел различных возрастных категорий'

Профессионально-личностные кризисы у сотрудников органов внутренних дел различных возрастных категорий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное воспитание сотрудников МВД / профессиональная деформация / professional education of employees of the Ministry of internal Affairs / professional deformation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силин Александр Анатольевич

статье рассматриваются проблемы прохождения службы в органах внутренних дел сотрудниками МВД различных возрастных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Силин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL CRISES OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF DIFFERENT AGE GROUPS

The article deals with the problems of service in the internal Affairs bodies by the Ministry of internal Affairs employees of different age categories.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностные кризисы у сотрудников органов внутренних дел различных возрастных категорий»

УДК 37.015.3/057.36 ББК 74.6:67.401.213

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КРИЗИСЫ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ

Силин Александр Анатольевич,

преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского института МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы прохождения службы в органах внутренних дел сотрудниками МВД различных возрастных категорий.

Ключевые слова: профессиональное воспитание сотрудников МВД, профессиональная деформация.

PROFESSIONAL AND PERSONAL CRISES OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF DIFFERENT AGE GROUPS

Silin A.A.

Abstract. The article deals with the problems of service in the internal Affairs bodies by the Ministry of internal Affairs employees of different age categories.

Key words: professional education of employees of the Ministry of internal Affairs, professional deformation.

Придерживаясь тезиса о том, что профессиональное образование «способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов, а не вне их» [3, с. 5], мы считаем необходимым уделить внимание некоторым психолого-педагогическим аспектам профессионального воспитания сотрудников МВД.

В процессе изучения учебно-методической документации по подготовке кадров для органов внутренних дел в поле нашего зрения постоянно попадает компетенция, состоящая в формировании у курсанта (слушателя) устойчивого интереса к своей будущей профессии, понимания ее сущности и социальной значи-

мости. Как ни странно, но эта как будто нормальная, правильная целевая установка при ближайшем рассмотрении оказывается не более чем химера. Косвенным подтверждением тому являются далеко не единичные факты увольнения из органов внутренних дел по собственному желанию молодых сотрудников. А происходит это ввиду того, что формированием устойчивого интереса к профессии, тем более понимания ее сущности и социальной значимости следует заниматься задолго до, но уж никак не после поступления гражданина на службу в органы внутренних дел, когда уже пройдены кризисы детско-юношеского возраста, а нередко и какой-то части «взрослой» жизни человека. Другой, не менее важной

проблемой прохождения службы в органах внутренних дел является возникновение различного рода профессиональных кризисов (деформаций) у сотрудников, прослуживших определенное количество лет в системе МВД. Л.А. Китаев-Смык обращает особое внимание на несколько периодов, в течение которых у сотрудников органов внутренних дел с большой долей вероятности могут наступить профессиональные кризисы: 1) первый (реже второй) год службы; 2) третий-четвертый год службы; 3) на десятом-двенадцатом году службы [1, с. 111-112]. И.В. Шаповаленко выделяет несколько периодов взрослого и зрелого возраста, на которые чаще всего приходятся существенные личностные изменения: около 20 лет, около 30 лет (28-34), 40-45 лет, 55-60 лет, поздний возраст [5, с. 292]. В контексте рассматриваемой проблемы хотелось бы предложить свой вариант периодизации профессионально-личностных кризисов: 1) от 17 до 22 лет у курсантов вузов системы МВД и у части сотрудников территориальных органов, впервые принятых на службу; 2) от 22 до 30 лет у сотрудников, занимающих должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава; 3) от 30 до 40 лет у сотрудников, прослуживших в системе МВД 10 и более лет; 4) от 40 лет и старше у сотрудников, достигших возраста выхода на пенсию.

У каждого возрастного периода есть свои особенности взаимоотношений личности с окружающей действительностью, отраженные в ее переживаниях и реализуемые в совместной деятельности с социальной средой. В связи с этим в системе МВД была бы уместной актуализация возрастного подхода, основывающегося на принципе природосообраз-ности (А. Дистервег) и предполагающего учёт и использование закономерностей развития личности в профессиональной, в том числе культурно-образовательной среде органов внутренних дел.

Ниже, с учетом предложенной периодизации, мы хотели бы сделать небольшой срез наиболее значимых профессионально-личностных проблем, с которыми, как правило, сталкиваются сотрудники МВД различных возрастов.

В возрасте от 17 до 22 лет начинает службу значительная, если не большая часть сотрудников органов внутренних дел. Это время, когда

житейский багаж молодого человека не отягощен «грузом» совершенных ошибок и ему кажется, что «весь мир у его ног», когда в его незамутненном еще сознании рисуется навеянный прекрасными отечественными кинокартинами образ «крутого» профессионала (следователя, оперативника, криминалиста).

И вот вчерашний школьник, успешно сдавший вступительные испытания в образовательную организацию МВД, переступает порог КПП и вдруг оказывается в совершенно новой для себя атмосфере «закрытой организации, в которой весь учебно-воспитательный процесс детально урегулирован нормами права» [1]. Здесь нет уютного мира семьи и привычного круга друзей, но есть жесткий распорядок, постоянные построения и маршировки, учебные занятия, для подготовки к которым еще нужно изыскать время и много чего еще «интересного». И какими-то нереальными на фоне всего этого курсантского досуга становятся образы Глеба Жеглова и Володи Шарапова, и в сознание закрадывается мысль о неправильности выбора профессии. Большинство курсантов, конечно же, преодолевают этот кризисный момент, но небольшая их часть все-таки «сходит с дистанции» уже на начальном этапе. Впрочем, и из тех, кто остался, далеко не каждый по-настоящему мотивирован к службе. Многие продолжают свой путь по более прозаическим причинам, как то: боязнь расстроить родителей, нежелание возмещать затраты на обучение и т.д. У таких курсантов велик риск распада позитивных новообразований более раннего периода и развития отрицательных изменений личности.

Другая ситуация - имеющие за плечами среднее (полное) общее, или как вариант -среднее профессиональное образование и отслужившие срочную военную службу молодые люди, назначаемые на должности рядового или младшего начальствующего состава полиции. К сожалению, у многих из них мы часто наблюдаем ограниченность кругозора, примитивизм мышления, отсутствие духовных потребностей и, как следствие, слабую мотивацию к службе, проблемы психологического характера.

В возрасте от 22 до 30 лет у подавляющей части сотрудников МВД происходит плотное «соприкосновение» с представителями «кривого зазеркалья» нашего общества, в результате

чего они начинают совершенно иначе смотреть на окружающий мир.

Ежегодно на различные должности в системе МВД назначаются сотни молодых специалистов, но далеко не каждому новоиспеченному следователю, оперативнику, участковому, эксперту, инспектору ПДН суждено пройти свой путь до конца - слишком велики духовно-нравственные издержки полицейской профессии. Трудно даже представить, каким положительным потенциалом должен обладать сотрудник, чтобы победить своего личного Минотавра, оказавшись в системе координат, где идет непрерывное противоборство добра и зла. И довольно часто у приближающегося к тридцатилетнему рубежу сотрудника МВД мы наблюдаем не позитивные личностные новообразования, а стойкую профессиональную деформацию, сопровождающуюся процессами внутреннего разрушения.

Особое внимание хотелось бы заострить на том, что в возрасте от 20 до 30 лет человек, как правило, создает семью, у него рождаются дети. В связи с этим у «семейных» сотрудников полиции на данном отрезке жизненного пути происходит неминуемое столкновение личных и служебных интересов. Наверное, не случайно выдающийся русский юрист Анатолий Фёдорович Кони, всецело отдававшийся служению на правоохранительном поприще, закончил свою жизнь в одиночестве. Увы, но в настоящее время в службах и подразделениях органов внутренних дел крайне редко относятся с пониманием к семейным проблемам сотрудников, а ведь среди них немало женщин, для которых нет ничего важнее радости замужества и материнства. О проблемах же «отцов» в органах внутренних дел и вовсе не принято говорить.

После тридцати многие сотрудники органов внутренних дел начинают испытывать неудовлетворенность, связанную с отсутствием подобающего их возрасту продвижения по службе. Может показаться странным, но «потолки» значительной части должностей в территориальных органах МВД ограничиваются званием капитана, и постоянная оптимизация личного состава только усугубляет эту проблему. Но если человеку не к чему стремиться, если он объективно не может «прыгнуть выше своей головы», уместно ли вести речь

о его профессиональном воспитании? Между тем, в лучшие времена именно 30-35-летние сотрудники были движущей силой, авангардом органов внутренних дел. Сегодня же, едва ли не единственной причиной продолжения службы в МВД полицейскими, относящимися к указанной возрастной категории, является их желание достичь необходимой для выхода на пенсию выслуги лет.

В 40-45 лет большинство полицейских выходят на пенсию, хотя по закону сотрудники, имеющие специальные звания до подполковника включительно, могут пребывать на службе до 50 лет. Происходит это по нескольким причинам:

1) серьезные проблемы с физическим здоровьем, возникающие как в результате травм, полученных при исполнении служебных обязанностей, так и вследствие систематических нервно-психических перегрузок;

2) эмоциональное «выгорание», очаг которого постепенно и неотвратимо поражает душу человека, вынужденного ежедневно соприкасаться с форменным злом в самых различных его проявлениях;

3) желание «пожить для себя», пока окончательно не выработался ресурс физических и психических возможностей организма.

В 50-55-летнем возрасте в полиции продолжают службу либо «предельники», которым по каким-то причинам продлили ее срок, либо сотрудники, «доросшие» до звания полковника и выше. Остальные, «не вписавшиеся» в существующий возрастной ценз могут довольствоваться (если, конечно, захотят) пребыванием в Совете ветеранов какого-нибудь территориального органа. По нашим наблюдениям, ветеранской работой в МВД на сегодняшний день наиболее активно занимаются пребывающие в достаточно почтенном возрасте выходцы из советской (даже не российской) милиции.

Обозначенных нами штрихов к «возрастным проблемам» сотрудников органов внутренних дел, видимо, уже достаточно, чтобы сделать вывод о насущной необходимости углубленного рассмотрения профессии полицейского с позиций возрастно-нормативной модели развития ее субъектов и выявления в связи с этим сопутствующих благоприятных и неблагоприятных аспектов - с целью развития первых и блокирования последних. И в этом

смысле нам очень близок провозглашенный В.И. Слободчиковым тезис о том, что «для психологической антропологии норма развития -это не то среднее, что есть, а то лучшее - что возможно» [4], в нашем случае - для конкретного сотрудника МВД в конкретных условиях его жизни, могущего стать заложником «профессиональных кризисов», подстерегающих его на различных этапах служебной деятельности, или же научиться использовать опыт преодоления кризисных моментов для своего непрерывного профессионального роста.

Литература:

1. Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел (по материалам постоянно действующего семинара

для психологов): сборник / Под общ. ред. канд. педаг. наук В.Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 144 с.

2. Остапенко, В.С. Модель процесса формирования научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России / В.С. Остапенко // Вестник ВИ МВД России. - 2007. - № 3. - С. 65-67.

3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.П. Бе-лозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.]; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

4. Слободчиков, В.И. Понятийный строй возраст-но-нормативной модели развития // Вестник Калмыцкого университета. - 2012. - № 2 (14). - С. 79-86.

5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гар-дарики, 2005. - 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.