Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональном обучении сотрудников, как эффективном направлении кадрового обеспечения органов внутренних дел'

К вопросу о профессиональном обучении сотрудников, как эффективном направлении кадрового обеспечения органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарчоков Беслан Алексеевич

В статье рассмотрены некоторые аспекты процесса профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Отмечено что, приобретение ряда необходимых знаний, умений и навыков, которыми они должны обладать, поддержание их на соответствующем уровне и предпринятие всех необходимых усилий к максимальному повышению уровня профессионального мастерства для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является служебной обязанностью. Решение задач кадрового обеспечения достигается путем подбора различных видов и определенных форм процесса профессионального обучения наиболее приемлемых в данный период и при условии наступления определенных обстоятельств. Автором отмечено, что профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемым элементом единой многоуровневой кадровой системы МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарчоков Беслан Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROFESSIONAL TRAINING, AS AN EFFECTIVE DIRECTION, AND STAFFING OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article deals with some aspects of the process of professional training of employees of the internal Affairs bodies. It is noted that, acquisition of a number of necessary knowledge, abilities and skills which they have to possess, their maintenance at the corresponding level and undertaking all necessary efforts to the maximum increase of level of professional skill for employees of law-enforcement bodies of the Russian Federation is an official duty. The solution of problems of staffing is achieved by selecting different types and certain forms of the process of vocational training the most appropriate in this period and subject to certain circumstances. The author notes that professional training of employees of the internal Affairs bodies is an integral part of a single multi-level personnel system of the Ministry of internal Affairs.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональном обучении сотрудников, как эффективном направлении кадрового обеспечения органов внутренних дел»

23.3. К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ, КАК ЭФФЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Тарчоков Беслан Алексеевич, канд. экон. наук, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях

Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации

btarchokov@mail.ru

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые аспекты процесса профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Отмечено что, приобретение ряда необходимых знаний, умений и навыков, которыми они должны обладать, поддержание их на соответствующем уровне и предпринятие всех необходимых усилий к максимальному повышению уровня профессионального мастерства для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является служебной обязанностью.

Решение задач кадрового обеспечения достигается путем подбора различных видов и определенных форм процесса профессионального обучения наиболее приемлемых в данный период и при условии наступления определенных обстоятельств. Автором отмечено, что профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемым элементом единой многоуровневой кадровой системы МВД.

Ключевые слова: образование, полицейский, кадры, профессиональное обучение, кадровое обеспечение, образовательная программа, системность.

ON THE PROFESSIONAL TRAINING, AS AN EFFECTIVE DIRECTION, AND STAFFING OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Tarchokov Beslan A., PhD in Economics, police colonel. Position: head of chair. Department: The activities of the police Department in special circumstances

Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: The North-Caucasian advanced training Institute

btarchokov@mail.ru

Abstract: the article deals with some aspects of the process of professional training of employees of the internal Affairs bodies. It is noted that, acquisition of a number of necessary knowledge, abilities and skills which they have to possess, their maintenance at the corresponding level and undertaking all necessary efforts to the maximum increase of level of professional skill for employees of law-enforcement bodies of the Russian Federation is an official duty.

The solution of problems of staffing is achieved by selecting different types and certain forms of the process of vocational training the most appropriate in this period and subject to certain circumstances. The author notes that professional training of employees of the internal Affairs bodies is an integral part of a single multi-level personnel system of the Ministry of internal Affairs.

Keywords: education, police, personnel, vocational training, staffing, educational program, consistency.

Во все времена профессия «полицейский» являлась одной из сложнейших профессий в государственной структуре, так как она требует от сотрудника наличия способности с высокой эффективностью решать сложнейшие оперативно-служебные задачи[1], нередко связанные с риском для жизни и здоровья, в условиях временных ограничений максимально эффективно реагировать на различные сложившиеся ситуации, при высоком уровне ответственности за свои действия. Исходя из этого, важнейшее значение приобретает профессиональное обучение сотрудников, одной из основных целей которой выступает формирование у сотрудников вышеуказанных качеств. А приобретение ряда необходимых знаний, умений и навыков, которыми они должны обладать, поддержание их на соответствующем уровне и предпринятие всех необходимых усилий к максимальному повышению уровня профессионального мастерства для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является служебной обязанностью.

Организация подготовки высококвалифицированных кадров представляет собой комплекс мероприятий, направленных на систематическое повышение суще-

ствующей и, при необходимости, получение новой квалификации сотрудников, отвечающих реалиям и перспективам развития правоохранительных органов, и обеспечивающих оптимальное соотношение способностей сотрудника и соответствующих предъявляемых должностных требований.

Профессиональным обучением является процесс непосредственного освоения новых профессиональных знаний, получения умений и навыков сотрудниками органов внутренних дел.

Процесс кадрового обеспечения органов внутренних дел реализовывается путем осуществления учебного процесса в соответствии с основными образовательными программами профессионального обучения граждан, которые были приняты впервые на службу в органы внутренних дел; программами профессиональной подготовки, в результате чего ими приобретаются основные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции, необходимость которых необходима при исполнении служебных обязанностей; программами переподготовки сотрудников, целью которых является приобретение компетенции, которая необходима при осуществлении нового вида служебной деятель-

Социально-политические науки

5'2018

ности и получения новой квалификации; программами повышения квалификации, целью которых является совершенствование имеющихся или приобретение новых компетенций, которые необходимы для осуществления служебной деятельности, а также повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Также подготовка кадров осуществляется путем обучения по программам среднего профессионального образования, высшего образования, а также обучения по дополнительным профессиональным программам[2].

Организация управления процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые вырабатываются на основе наличия надобности в оптимизации деятельности сотрудников^], а также необходимости решения поставленных перед ними задач и организации выполнения своих служебных обязанностей.

Профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с должностной категорией и нацелены на последовательное и планомерное повышение общеобразовательного и профессионального уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

При рассмотрении профессионального образования с позиции системности, возможно выделение двух обособленных этапов.

Первым является профессиональная подготовка, целью которой выступает ускоренное приобретение слушателями навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ.

Профессиональная подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МВД России, федеральных государственных организациях дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении МВД России, центрах профподготовки территориальных органов МВД России.

Главным при подготовке сотрудников, на наш взгляд, является принцип непрерывности. В сущности, концепция «непрерывного» обучения состоит в периодическом повышении квалификации, постоянной адаптации и переподготовке сотрудников в течение всей службы на основе качественной первоначальной профессиональной подготовки. Обеспечение принципа непрерывности профессионального обучения должно сопровождаться последовательным прохождением каждым слушателем различных этапов образования на основе последовательного приобретения знаний, умений, навыков. В этой связи, логичным является то, что процесс обучения целесообразно выстраивать по нарастающей так, чтобы каждый последующий уровень являлся логическим продолжением предыдущих, но и вместе с тем представлял из себя обособленный этап обучения.

Второй этап, это, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации, переподготовка и повышение квалификации, которые обусловлены необходимостью изменения специальности или изменением характера и содержания служебной деятельности сотрудника по замещаемой должности, а также необходимостью обновления морально устаревших знаний.

Сотрудники органов внутренних дел осуществляют

процесс прохождения профессионального обучения в соответствии с программами переподготовки, целью которых является приобретение компетенций, которые необходимы для осуществления новых видов оперативно-служебной деятельности, получение новых квалификаций, а также программами повышения квалификации для того чтобы совершенствовать имеющиеся или приобрести новые компетенций, необходимые сотрудникам в ходе осуществления своей оперативно-служебной деятельности, а также с целью повысить уровень своего профессионального мастерства в рамках существующей квалификации.

В процессе профессионального обучения, в отличие от процесса освоения образовательной программы в вузе, где на протяжении пяти лет курсанты получают соответствующие компетенции, слушателям профессионального обучения, в зависимости от программы, на это отводится около шести месяцев. Однако, не смотря на отведенные сроки обучения, при этом, выпускники образовательной организации МВД России любого уровня должны в полной мере обладать необходимыми компетенциями.

Необходимо отметить, что необходимость освоения соответствующих компетенций ставит приоритетным наличие умений решать задачи, возникающие в процессе познания, нравственного выбора, организации оперативно-служебной деятельности, при самоорганизации и самооценке, а наличие у студентов профессиональных знаний отодвигает на второе место. Компетенции представляются как отдельные, заранее обозначенные требования к образовательной подготовке слушателей, необходимые для его результативной и эффективной деятельности в правоохранительной сфере. Таким образом, когда мы ведем речь о компетенциях и компетентности сотрудников, мы имеем в виду различные характеристики профессиональной деятельности, преобладающий вид активности индивида, наличие у него соответствующих знаний и умений, а также уровень овладения им профессиональными навыками. Современная педагогическая практика выделяет основные необходимые компетенции, слушатель должен знать, уметь и владеть. Здесь под владением подразумевается соответствующий практический опыт, наличие которого является определенной характеристикой уровня освоения соответствующей компетенции, поскольку отражает практическое применение результатов образовательного процесса. Причем в зависимости от ставящихся задач на данном этапе возникает необходимость в сохранении ранее приобретенной квалификации, приведении в соответствие с изменяющейся обстановкой и использовании ее в дальнейшей профессиональной деятельности.

В современных условиях, усиление различных, в том числе инновационных, процессов в современной правоохранительной сфере деятельности сопровождается ужесточением требований к профессиональной подготовке действующих сотрудников. При этом происходит постоянная оптимизация самого процесса накопления и обновления профессиональных знаний у личного состава. Так, во исполнение Приказа МВД России от 5 мая 2018 года № 275 (в ред. от 14.08.2018) «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» независимо от уровня, имеющегося образования, профессиональное обучение по программам переподготовки или повышения

квалификации сотрудники из числа рядового и младшего начальствующего состава должны проходить не реже одного раза в пять лет[4].

Разнообразие различных видов и определенных форм процесса профессионального обучения позволяет подбирать наиболее приемлемые в данный период и при условии наступления определенных обстоятельств, достичь намеченные цели и решить поставленные задачи. Таким образом, подбор вида и формы процесса обучения может определяться конкретными условиями, в которых осуществляет свое функционирование учреждение и целями, которые предполагается достичь в ходе осуществления обучения.

Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемым элементом единой многоуровневой кадровой системы МВД.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,17%.

Список литературы:

1. Тарчоков, Б.А. Процесс познания как основа оперативно-розыскной деятельности / Б.А. Тарчоков. - Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью Центр научного сотрудничества Интерактив плюс, 2015. №3(5). С. 510-511.

2. Федеральный закон № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] : от 30 ноября 2011 г. : принят Гос. Думой 17 ноября 2011 г. : одобр. Советом Федерации 25 ноября 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 15.10.2018).

3. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. Организационное обеспечение прогнозирования в МВД / З.Л. Шхагапсоев, Б.А. Тарчоков. // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 3. - С. 17-18.

4. Приказ МВД России № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] : от 05 мая 2018 г. : в ред. от 14.08.2018 г. // СПС «КонсультантПлюс». - (Дата обращения: 15.10.2018).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «К вопросу о профессиональном обучении сотрудников, как эффективном направлении кадрового обеспечения органов внутренних дел», подготовленную начальником кафедры деятельности ОВД в особых условиях СКИ (ф)

КрУ МВД России Б.А. Тарчоковым В статье, представленной на рецензирование, рассмотрены актуальные вопросы профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, которые с высокой эффективностью смогут решать сложнейшие оперативно-служебные задачи, связанные с риском для жизни и здоровья, максимально эффективно реагировать на различные экстремальные ситуации.

Автором отмечено, что организация подготовки высококвалифицированных кадров представляет собой комплекс мероприятий, направленных на систематическое повышение существующей и, при необходимости, получение новой квалификации сотрудников, отвечающих реалиям и перспективам развития правоохранительных органов, а также обеспечивающих оптимальное соотношение способностей сотрудника и соответствующих предъявляемых должностных требований.

В статье проанализированы направления непосредственного освоения новых профессиональных знаний, получения умений и навыков сотрудниками органов внутренних дел, рассмотрены этапы и принципы профессионального образования. Автором отмечено, что в современных условиях, усиление различных, в том числе инновационных, процессов в современной правоохранительной сфере деятельности сопровождается ужесточением требований к профессиональной подготовке действующих сотрудников органов внутренних дел.

Считаю, что в статье «К вопросу о профессиональном обучении сотрудников, как эффективном направлении кадрового обеспечения органов внутренних дел», представленной начальником кафедры деятельности ОВД в особых условиях СКИ (ф) КрУ МВД России Б.А. Тарчоковым, рассматриваются достаточно актуальные вопросы и она может быть рекомендована к опубликованию.

Начальник кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, канд. пед. наук, полковник полиции

А.К. Карданов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.