УДК 37S: 351.74(091)
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД СССР
© Галина Валерьевна Горбатенко
Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Россия, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, e-mail: [email protected]
Рассматривается влияние кадровой политики, сложившейся в МВД СССР после Великой Отечественной войны, на профессиональное образование сотрудников ведомства. Выделяются предпосылки возникновения системы высшего профессионального образования МВД СССР.
Ключевые слова: Великая Отечественная война; система высшего профессионального образования МВД СССР; предпосылки возникновения; квалификация; специалист; сотрудник органов внутренних дел.
В настоящий момент в России активно обсуждается реформа МВД, в рамках которой предусмотрено продуманное и последовательное омоложение кадров, создание эффективных механизмов выдвижения и продвижения талантливой молодежи, воспитанной в лучших традициях служения Отечеству, профессионального долга и офицерской чести. В решении этой задачи основная роль отводится ведомственному образованию, «которое будет формировать востребованных страной и службой сотрудников МВД России нового типа». По словам министра внутренних дел Р.Г. Нургалиева, для успешной реализации реформы, а также для того, «чтобы увидеть МВД «сегодня» и «завтра», следует обратиться к опыту прошлых лет...» [1]. Сказанное вполне можно отнести и к профессиональному образованию. Так, пред-
ставляется актуальным изучение исторических условий и предпосылок возникновения системы высшего профессионального образования МВД СССР. Проведение подобного анализа позволит лучше понять суть и основы построения современной высшей школы МВД России и более объективно прогнозировать ее деятельность с целью дальнейшего совершенствования.
Возникновение высшей ступени в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел (ОВД) неразрывно связанно с потребностями развивающегося советского государства после Великой Отечественной войны (ВОВ). Сложная криминогенная ситуация в стране, вызванная амнистиями заключенных, ростом детской беспризорности, упадком экономики и т. д., повысила роль правоохранительных органов
15S
в восстановлении нормальной жизнедеятельности общества и государства. Вновь созданное МВД СССР как никогда нуждалось в высококвалифицированных кадрах. Однако для формирования в системе милицейского образования высшей школы в первое послевоенное десятилетие объективных условий не сложилось, в основном из-за слабой подготовки личного состава, который с 1941 по 1945 г. обновился почти на 70 % [2]. Среди вновь прибывших сотрудников большинство являлись малограмотными и не имели опыта работы в милиции.
Одной из наиболее актуальных проблем стало отсутствие юридической подготовки у личного состава. В Приказе министра внутренних дел СССР от 10 ноября 1946 г. отмечалось, что: «совершенно недопустимым в деле подготовки и переподготовки кадров органов МВД является то, что существующая школьная сеть не дает юридического образования окончившим школу. Отсутствие юридической подготовки затрудняет практическую деятельность руководящего и оперативного состава МВД, ежедневно связанного с соблюдением законов и утверждением прав граждан.». В этой связи возобновлялся вопрос о необходимости интеграции системы профессиональной подготовки кадров МВД в структуру государственного юридического образования. Большую роль в ускорении этого процесса сыграло создание в феврале 1947 г. в ГУМ МВД СССР отдела кадров и его территориальных отделений на местах, а также принятие приказа МВД СССР от 8 февраля 1947 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке руководящих кадров милиции». Этот документ на многие годы определил перспективы милицейского образования, заложил основы той традиции, которая в последствии в определенной степени выровняла уровни общего и юридического образования ведомственных и гражданских учебных заведений [3]. Согласно приказу, межобластные школы милиции МВД СССР были переименованы в школы начальствующего состава с двухгодичным сроком обучения, при этом категорически запрещалось производить досрочные выпуски. Впервые устанавливался образовательный ценз для абитуриентов - не ниже семи классов. Поступающие должны были сдать экзамены по истории СССР, географии, русскому языку и
литературе в объеме программы семилетней школы. Соответственно, менялись учебные планы и программы, в рамках которых выделялось четыре цикла: юридических, социально-экономических, специальных и общеобразовательных дисциплин [4; 5].
В 1947 г. значительные изменения были произведены в организации учебно-методической работы Высшей офицерской школы МВД СССР. В июле по примеру гражданских высших учебных заведений в ней были созданы факультеты, а основным учебным и научным подразделением стала кафедра. В этом же году в школе было организовано заочное обучение для руководящих кадров системы МВД. Первоначально туда зачислялись сотрудники без вступительных экзаменов и независимо от наличия среднего образования. Подготовка проходила по учебному плану и программам юридических вузов. В 1947/1948 гг. учебно-консультационные пункты для заочников от Высшей офицерской школы были открыты в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Минске, Алма-Ате, Свердловске, Казани, Саратове и Иркутске [4, с. 11-12]. ”
Несмотря на все предпринимаемые меры, профессиональный уровень сотрудников милиции оставлял желать лучшего, что негативно сказывалось на деятельности министерства. Во многом именно желанием исправить кадровую ситуацию было продиктовано решение руководства страны о передаче органов милиции в 1949 г. в ведение Министерства государственной безопасности СССР (МГБ). Оценивая факт передачи милиции в МГБ в целом как негативный, повлекший привлечение сотрудников к выполнению не свойственных им обязанностей, ряд исследователей отмечает, что для развития методики профессионального образования он, в некотором роде, сыграл позитивную роль. Был дан толчок к совершенствованию процесса обучения и внедрению более передовых педагогических технологий, открывались перспективы вхождения в государственную систему юридического образования.
Основной положительный результат дала работа комиссии по приему-передаче милицейских школ в МГБ. По ее итогам был внесен ряд предложений, призванных улучшить организацию учебного процесса. Рекомендовалось ликвидировать многопредмет-
ность, сократив количество учебных дисциплин с 30 до 15-20. Принимая во внимание недостаточный уровень общеобразовательной подготовки, некоторым курсантам (нерусской национальности) разрешалось заниматься только по основным предметам программы, в соответствии с их индивидуальными способностями и по утвержденным личным планам. Предлагалось ввести в штат школы должность преподавателя-методиста для руководства методической работой всех преподавателей [5]. Серьезной мерой на пути дальнейшего совершенствования милицейского образования стало решение руководства МГБ об организации в 1952 г. в своей структуре Управления учебных заведений. Его создание способствовало повышению уровня руководства учебными заведениями, развитию всей материально-технической и учебно-методической базы профессиональной подготовки кадров [3].
В результате проведенных мероприятий к 1952 г. сложились объективные условия для перехода милицейского образования на следующий качественный уровень. В связи с введением в стране в 1949 г. всеобщего обязательного семилетнего обучения увеличилось число сотрудников с полным и неполным средним образованием. Развивалось заочное обучение. Высшая школа милиции МГБ СССР хоть и не являлась вузом, однако в ее деятельности присутствовал ряд элементов высшей школы. Подтверждая это, Министерство высшего образования СССР разрешило Всесоюзному юридическому заочному институту зачислять на старшие курсы ее выпускников, с перезачетом уже изученных дисциплин. В этих условиях, а также учитывая все возрастающую потребность правоохранительных органов в специалистах высшей квалификации, было принято решение о создании первого в системе профессионального образования сотрудников милиции высшего учебного заведения.
15 июня 1952 г. Совет Министров СССР принял постановление «О реорганизации учебных заведений Министерства государственной безопасности СССР», тем самым положив начало формированию высшего профессионального милицейского образования. Согласно ему, Высшая школа милиции МГБ СССР преобразовывалась в вуз с правом
выдачи выпускникам диплома СССР о высшем юридическом образовании по специальности «Правоведение». Срок обучения в ней был увеличен до трех лет, а учебный процесс перестроен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшим учебным заведениям. Устанавливался один из самых важных критериев дальнейшего развития ведомственных вузов - базовое законченное среднее образование [4, с. 13].
Таким образом, проанализировав социально-политические условия в стране после Великой Отечественной войны, а также кадровую ситуацию, сложившуюся в органах внутренних дел, можно выделить следующие предпосылки возникновения системы высшего профессионального образования МВД СССР:
- возросший уровень преступности после ВОВ, который привел к необходимости повышения качественного уровня образования сотрудников ОВД;
- введение в стране в 1949 г. всеобщего обязательного семилетнего обучения, что привело к увеличению числа сотрудников с полным и неполным средним образованием;
- возросшее значение высшего образования в стране. Отсутствие высшего звена в системе профессионального милицейского образования делало ее неконкурентоспособной в сравнении с системой гражданского или военного образования, т. к. наиболее подготовленные граждане предпочитали многоступенчатую систему подготовки, дававшую им возможность для дальнейшего развития и повышения квалификации;
- передача органов милиции в 1949 г. в ведение Министерства государственной безопасности СССР (МГБ СССР), что положило начало процессу интеграции с системой государственного образования (введение элементов высшей школы в ВШ МГБ СССР).
Подводя итог, хотелось бы отметить, что создание в системе профессионального образования сотрудников ОВД высшего звена и переход на общие с гражданскими вузами принципы подготовки кадров создали объективные условия для преодоления ведомственной замкнутости и повышения профессионального уровня выпускаемых милицейскими учебными заведениями специалистов.
1. Нургалиев Р.Г. МВД России: вчера, сегодня, завтра. М., 2010. С. 20-21.
2. ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 8. Д. 78. Л. 5.
3. Проценко Е.Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России: историко-правовой анализ: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 1998.
4. Академия управления МВД России: история и современность / под общ. ред. В.Б. Рушайло. Пермь, 1999. С. 11.
5. Кожевина М.А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918-1991 гг.): автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 2005.
Поступила в редакцию 25.03.2011 г.
UDC 378:351/74(091)
PRECONDITIONS OF OCCURRENCE OF HIGHER EDUCATION SYSTEM OF USSR INTERIOR MINISTRY Galina Valeryevna Gorbatenko, Voronezh Institute of Interior Ministry of Russia, Voronezh, Russia, Lecturer of Special Tactics Preparation Department, e-mail: [email protected]
The article studies the influence of personnel policy of the USSR Interior Ministry on professional education staff after the Great Patriotic War. The preconditions of the occurrence of the higher education system of the USSR Interior Ministry are revealed.
Key words: Great Patriotic War; system of higher education of USSR Interior Ministry; occurrence preconditions; qualification; expert; employee of Interior Ministry.