РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
К.Р. Цколия
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия 117198
Статья посвящена изучению образов животных в романе Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Окружающая человека действительность в произведении представлена в восприятии животных. Писатель наделяет животных человеческими качествами (сопереживание, сострадание), способностью рассуждать, мыслить, и помогать людям.
Ключевые слова: образы животных, анималистика, добро, зло, природа, свобода.
Фазиль Абдулович Искандер, как истинный сын своего народа, практически все свои произведения посвящает родному краю — Абхазии. Лейтмотивом его восприятия абхазского национального характера является своеобразный подход к изображению крестьянства и деревни, который проявляется в неоднозначности специфики национального характера, сочетающего в себе отрицательные проявления вкупе с чертами национального идеала. Изображение негативных сторон действительности объясняется принципиальной авторской установкой на объективность повествования.
Искандеровская художественная концепция национального идеала предполагает практически обязательное соотношение настоящего времени с прошлым. Преемственность поколений, уважение к старшим, соблюдение норм, обычаев, традиций, следование ценностям, заложенным в душу человека — все это идеалы писателя, которые, так или иначе, проявились в его творчестве.
Принципиальные особенности прозы Ф. Искандера (географическая локализация, переход героев из одного рассказа в другой, особая функция автора-повествователя) являются выражением свойственного писателю особого мироощущения, где главное — осознание мира. Возникает ощущение бесконечного потока бытия, жизни народа, складывающееся из малозначительных на первый взгляд событий жизни простых людей. В его прозе создается целостный художественный мир. Органическую целостность этого мира обеспечивает проявляющееся во всех произведениях писателя эпическое мышление.
Эпическое ощущение истории неразрывно связано с чувством патриотизма. Герои Ф. Искандера ощущают себя преемниками своих предков, их законными наследниками по крови и духу. И самое важное — это любовь к Родине, служение, поклонение ей.
К художественным особенностям прозы Ф. Искандера можно отнести оригинальные приемы комического изображения трагической ситуации. Например, в новелле «Рассказ мула старого Хабуга» многие трагические детали текста при-
обретают комический эффект, так как повествование ведется от имени мула. Часто Ф. Искандер сопрягает абсурдную ситуацию с разумностью животного, ребенка, простодушного человека или поверяет ее мудростью народного обычая. Большое место в своих произведениях писатель уделяет животным. Это и петух (рассказ «Петух»), и козлотур (который принес успех своему литературному создателю — повесть «Созвездие Козлотура»), кролики и удавы (философская сказка «Кролики и удавы»), любимая собака Чика Белка (цикл рассказов «Детство Чика»), это и все животные, появляющиеся в романе «Сандро из Чегема»: козочка (новелла «Хар-лампо и Деспина»), лошади (например, лошадь по кличке Кукла, новелла «Лошадь дяди Кязыма»), буйвол из новеллы «Широколобый». Животные либо постоянно сопровождают героев Ф. Искандера, либо сами являются главными персонажами, и вокруг них разворачиваются события. Они думают, веселятся, огорчаются, гневаются, но при этом автор не уподобляет психику животного психологии человека, хоть они и наделены широчайшими душевными качествами.
Мир животных — благородный, утонченный, нравственный. Животные не опускаются до ничтожества, никогда не предают близкого существа.
Человек — сын матери-природы. Но если человек вредит природе, то она ему мстит. О единстве человека и зверя много говорится в абхазском фольклоре. Одним из интересных его проявлений воспользовался Ф. Искандер при создании своего «Джамхуха» («Джамхух — Сын Оленя, или Евангелие по-чегемски»).
Джамхух — сказочный благородный герой. Он — олицетворение самых лучших человеческих качеств. Выросший в лесу и вскормленный оленихой, он понимает язык животных, смел и вынослив, чист душою, мудр, добр. Ф. Искандер не рассказывает нам сказку о любви Джамхуха к прекрасной Гунде, которую охраняют братья; он повествует о том, как с помощью фольклорных помощников герой преодолевает все препятствия. Джамхух живет так, как ему подсказывает совесть. Он никому не вредит и творит только добро. Ф. Искандер показывает нам идеальный мир сказки. Но сказка переосмысливается в современном мире и сознании человека. «Страх и любовь к истине несовместимы, — сказал Джамхух... Ах, Джамхух — Сын Оленя! Конечно, страх и любовь к истине несовместимы. Но любовь к истине в этой жизни слишком часто бывает несовместимой с самой жизнью» [3. С 1059].
И вот Джамхуха исподтишка убивают. Он, дитя природы, оказался слишком хорош и не был приспособлен ко всем коварствам реального мира. Сын Оленя не может справиться с реальностью не потому, что он слаб, а потому, что эта самая реальность чревата злом.
Еще один рассказ, раскрывающий неприглядную действительность реального мира, — «Широколобый». У Широколобого (буйвола) своя система ценностей, свой юмор, любовь, он уважает людей, но не всегда судьба сводит его с разумными из них. Как и большинство животных, несмотря на то, что он силен и красив, он обречен на уничтожение, ведь так может быть закрыт план мясопоставки на год. Но он не отдает свою жизнь без сопротивления. Отправленный на бойню, он бунтует и, проломив заграждение, уплывает в море.
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2013, № 4
«Свобода моря, — пишет Ф. Искандер, — была такой огромной, а люди, даже если они несут несвободу, были по сравнению с морем такими маленькими в своей маленькой лодке, что при таком смехотворном соотношении сил и беспокоиться было нечего» [3. С. 910].
«Мир природы — это мир свободы; мир людей — мир несвободы, наделенный опасной для всего живого силой уничтожения.
Душевное ничтожество людей не умаляет этой силы, а увеличивает ее» [1. С. 269].
Широколобый находит свою смерть в этом бескрайнем море. Не смог он справиться с ничтожеством несвободы.
Обращает на себя внимание и глава «Рассказ мула старого Хабуга», где повествование ведется от лица мула — Арапки. Здесь добро и зло дается глазами животного, много чего повидавшего на своем веку. Мул — это своего рода мерило всего происходящего вокруг. Ф. Искандер наделил животное всеми человеческими чувствами — это и любовь (будь то любовь к хозяину или любовь к жеребятам), юмор, самоирония, ум, наблюдательность, храбрость и т.д.: «Вообще, по моим долгим наблюдениям, ум среднего мула гораздо выше ума среднего человека. И это понятно — почему. Человек, как хищное животное, в основном из мяса делает свое мясо. А мул из травы делает мясо. Из мяса сделать мясо каждый дурак сможет. А вот ты попробуй из травы сделать мясо — это, братец, куда сложней.
Вот как дело обстоит. Но надо быть до конца справедливым. И эта справедливость велит мне признаться в том, что, хотя ум среднего мула гораздо выше ума среднего человека, все-таки ум самых умных людей выше ума самых умных мулов» [3. С. 215].
От лица Арапки Ф. Искандер нам рассказывает и о репрессиях, и о несправедливостях, происходящих в мире, о горе, постигшем народ, и даже о колхозе, о том, стоит ли в него входить или нет.
Автор наделяет своих животных теми качествами, которые не помешали бы многим людям. Его герои-животные осознают, понимают намного больше, чем это дано человеку. Итак, мы видим, что с помощью приема отстранения, через образы животных, писатель рассказывает о насущных проблемах, затрагивает животрепещущие темы. Решение этих проблем остается за человеком, и все зависит только от него, от его выбора, от того, останется ли он Человеком с большой буквы — понимающим, сочувствующим, благородным, верным.
«Нет человечности без преодоления подлости и нет подлости без преодоления человечности. Каждый раз выбор за нами и ответственность за выбор тоже. И если мы говорим, что у нас нет выбора, то это значит, что выбор уже сделан. Да мы и говорим о том, что нет выбора, потому что почувствовали гнет вины за сделанный выбор. Если бы выбора и в самом деле не было, мы бы не чувствовали гнета вины...» [3. С. 197].
ЛИТЕРАТУРА
[ 1 ] Иванова Н.Б. Смех против страха, или Фазиль Искандер. — М.: Советский писатель, 1990.
[2] Искандер Ф.А. Сандро из Чегема. — М.: ЭКСМО, 2010.
[3] Козель О.С. Проза Ф. Искандера. Мировидение писателя. Поэтика. Дисс. ... докт. фи-
лол. наук. — М., 2006.
LITERATURA
[1] Ivanova N.B. Smekh protiv strakha, ili Fazil Iskander. — M.: Sovetski pisatel, 1990.
[2] IskanderF.A. Sandro iz Chegema. — M.: EKSMO, 2010.
[3] Kozel O.S. Proza F. Iskandera. Mirovidenie pisatelia. Poetika. Diss. ... dokt. filol. nauk. — M., 2006.
REFLECTIONS ABOUT HUMANITY IN LITERATURE
K.R. Tskolia
Faculty of re-training of Russian language teachers
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the study of the animals' world in the novel of Fazil Iskander "Sandro from Chegem". The reality in the work presented through the eyes of animals. The writer gives animals human qualities (empathy, compassion), the ability to reason, to think, and to help people. Key words: the animal world, animalistic, good, evil, nature, freedom.