Научная статья на тему 'Разминка как начальный этап учебно-тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах для дошкольников, занимающихся ушу'

Разминка как начальный этап учебно-тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах для дошкольников, занимающихся ушу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
839
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УШУ / ДОШКОЛЬНИКИ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ / РАЗМИНКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / WO-SHU / PRESCHOOL CHILDREN / SPORTS GROUPS / STRETCH / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сутормин Александр Сергеевич

Существенной частью тренировки в спортивно-оздоровительных группах для дошкольников, занимающихся ушу, является разминка. От продуманности разминочной программы зависит готовность спортсмена к усвоению специфических технических элементов, т. е. в конечном счете его прогресс на пути к мастерству. Основные требования к разминке: относительно невысокая интенсивность, разнообразие упражнений; последовательность; специализированность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сутормин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRETCH AS THE INITIAL STAGE OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS IN WO-SHO SPORTS GROUPS FOR PRESCHOOL CHILDREN

Essential part of training in wo-shu sports groups for preschool children is stretching. Readiness of the athlete for assimilation of specific technical elements depends on reasonableness of stretching program, i.e. finally its progress on a way to skill. The main demands to stretch are rather low intensity, variety of exercises; sequence; specialization.

Текст научной работы на тему «Разминка как начальный этап учебно-тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах для дошкольников, занимающихся ушу»

№ 3 - 2012 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 613.735-053.4:796/.799

РАЗМИНКА КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

УШУ

А.С. Сутормин

ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» (г. Шуя)

Существенной частью тренировки в спортивно-оздоровительных группах для дошкольников, занимающихся ушу, является разминка. От продуманности разминочной программы зависит готовность спортсмена к усвоению специфических технических элементов, т. е. в конечном счете его прогресс на пути к мастерству. Основные требования к разминке: относительно невысокая интенсивность, разнообразие упражнений;

последовательность; специализированность.

Ключевые слова: ушу, дошкольники, спортивно-оздоровительные группы, разминка, тренировочный процесс.

Сутормин Александр Сергеевич — аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», e-mail nata@ivu.ru

Введение. Занятия гимнастикой ушу развивают силу, гибкость, оказывают положительное психофизическое воздействие, влияют на координацию и точность движений. Через практику ушу ребенок получает возможность узнать лучше себя, свои физические и психологические возможности, научиться правильно действовать и прикладывать силы при встрече с проблемами, приобрести адекватную самооценку [1, 2].

Организация спортивно-оздоровительной работы с дошкольниками целесообразна как с точки зрения повышения спортивного потенциала и необходимости качественного отбора юных талантов на ранней стадии подготовки, так и в контексте развития массового спорта, привлечения большего числа детей к систематическим занятиям по выбранному виду спорта [3].

Материалы и методы. Базой для разработки данной программы явилась Ивановская областная спортивная общественная организация «Федерация УШУ» и МУ ДОД СДЮШОР № 7 Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Иваново,

где в течение трех лет реализуется система спортивной тренировки дошкольников (3-6 лет) в структуре годичного цикла. Нами была разработана программа формирования спортивно-оздоровительных групп для занятий китайской гимнастикой ушу, адаптированная к потребностям современного дошкольного физического воспитания. В основу программы был положен игровой метод, позволяющий в интересной и общедоступной форме донести до ребёнка предмет «ушу». Программа реализуется средствами ушу-таолу — спортивного направления, где при обучении и отработке техники исключается контакт между детьми, что минимизирует риск получения спортсменами травм на тренировках и соревнованиях. Набор детей в спортивнооздоровительные группы производится с 3-летнего возраста с учетом состояния их здоровья. Для обеспечения спортивной подготовки используется система спортивного отбора, включающая в себя анализ физического развития и освоения спортивных навыков обучающихся; сдачу контрольных нормативов с целью комплектования групп; просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

Для анализа и корректировки учебного процесса используются следующие критерии: стабильность состава обучающихся, уровень потенциальных возможностей обучающихся ушу; динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся; уровень освоения техники ушу, выполнение массовых спортивных разрядов. Для повышения мотивации к занятиям и поддержанию хорошего эмоционального фона у детей физические нагрузки завуалированы игрой.

Обсуждение результатов. В спортивно-оздоровительных группах проводится изучение и отработка упрощённых (по техническому уровню) комплексов чанцюань — чанцюань цзичу таолу. Комплексы ушу являются избранными соревновательными упражнениями — целостными действиями, максимально приближенными к условиям реальных соревнований. Соревновательные упражнения моделируют условия соревнований по ушу в полном соответствии с правилами, а тренировочные формы упражнений, совпадая с ними по цели, отличаются режимом выполнения и содержанием.

В процессе занятий ушу, прежде чем приступать к отработке комплексов, ребенок должен овладеть техникой выполнения базовых элементов и их комбинаций. Для этой цели в процессе подготовки к изучению комплексов тренер выделяет из структуры комплекса отдельные комбинации — цзухэ дунцзо и включает их в отработку базовой техники — цзибэньгун с целью выработки у спортсмена специфической мышечной памяти. На этапе отработки частей комплекса — фэндуань сюньлянь и комплекса целиком чжэньтао сюньлянь в подготовке юного спортсмена появляется такой критерий, как выносливость. Именно тренировке выносливости следует уделять особое внимание в планировании тренировочного процесса. Выполнение отдельных элементов и их комбинаций требует кратковременного усилия, в то время как непрерывное выполнение сложнейших движений на протяжении полутора минут требует мобилизации всех внутренних ресурсов организма.

Существенной частью тренировки, важность которой невозможно переоценить, является разминка. От продуманности разминочной программы зависит готовность спортсмена к усвоению специфических технических элементов, т. е. в конечном счете его прогресс на пути к мастерству. Нами были выделены основные требования к разминке.

1. Относительно невысокая интенсивность. Следует дозировать нагрузки таким образом, чтобы упражнения не вызывали у учеников чрезмерной усталости, а, наоборот, способствовали мобилизации организма перед последующим освоением технических элементов. Упражнения, требующие большего напряжения

(приседания, наклоны, прогибы, изометрические упражнения, растяжка), должны выполняться не более 10 раз за подход и не более 1-2-х подходов за тренировку. Более легкие упражнения (разминка суставов, балансирование, кувырки) можно выполнять 15-20 раз за подход, 3-5 подходов за тренировку.

2. Разнообразие упражнений. Упражнения должны быть так подобраны по интенсивности и амплитуде, чтобы параллельно-последовательно развивать все группы мышц и суставы. Например, при наклонах вперед-назад основная нагрузка приходится на поясницу, меньшая — на мышцы спины. При выполнении после этого упражнения наклонов вбок или поворотов корпуса поясница разгружается, в то время как нагрузка на спину сохраняется. Последующее упражнение — вращение таза, снимает нагрузку и с поясницы, и с мышц спины, задействовав тазобедренные суставы. Такое чередование упражнений позволяет подготовить тело спортсмена к предстоящей тренировке, не вызывая сильного утомления.

3. Последовательность. Разминка должна осуществляться по определенному, заранее разработанному сценарию. Можно выделить несколько этапов разминки: разогревающие упражнения (бег, прыжки на месте); последовательная разминка суставов и мышц, осуществляемая сверху вниз (шея, плечевой пояс, поясница, таз, колени и стопы); интенсивная разминка, подразумевающая быструю смену уровней и характера движений (махи ногами и прыжки из приседа, скрутки, чередующиеся прогибы, калейдоскоп силовых упражнений); упражнения на расслабление, позволяющие снизить усталость, сохраняя тонус мышц (прыжки на месте, свободные махи конечностями).

4. Специализированность. Уже в процессе разминки спортсмены должны осваивать основы техники, завуалированные под общеукрепляющие упражнения. Вся разминка представляет собой единую композицию, по гармоничности и красоте движений и плавности переходов от одних упражнений к другим напоминающую танец или распространенные в системах обучения единоборствам комплексы формальных упражнений. Цель специализированной разминки — не только общее физическое развитие, но и прививание ученикам культуры движения, необходимой для более быстрого постижения техники. Интенсивность и характер разминочных упражнений варьируются в зависимости от возраста и уровня физической подготовки занимающихся, однако общие принципы должны сохраняться.

Один из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по ушу-таолу — применение круговой тренировки. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие дифференцирование нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности. Создание у детей интереса к круговой тренировке предполагает использование заранее продуманных организационнометодических приемов. Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, необходимо таким образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми как часть игры. Этому способствуют, прежде всего, сюжетные комплексы круговой тренировки, в которых каждое упражнение на «станции» имеет образное название, либо применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем и др.). При разучивании комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возраста рекомендуется данная последовательность действий:

1. Разместить занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения.

2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. Учитывая рассеянное внимание дошкольников, необходимо

использовать специальные организационно-методические приемы, способствующие сосредоточению занимающихся, иначе невнимательное отношение к объяснению и просмотру упражнений приведет к недополучению части информации и в конечном итоге к ошибкам.

3. Выбрать двух-трех активных и ловких, уверенных в своих возможностях детей, которые будут одновременно с объяснениями преподавателя выполнять различные варианты упражнений на «станциях» с последовательным прохождением одного «круга».

4. Преподаватель отчетливо произносит название каждой «станции», объясняет двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Преподавателю нет необходимости показывать каждое задание самому: во-первых, упражнения, включаемые в содержание круговой тренировки, должны быть предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого; в-третьих, во время показа движений детьми преподаватель может обратить внимание занимающихся на те или иные детали техники, подчеркнуть правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие «станции».

5. После объяснения заданий и прохождения выбранными для показа детьми одного

«круга» преподаватель уточняет представления занимающихся о порядке выполнения упражнений и размещает их по «станциям» (по 3-4 человека

на каждой в зависимости от количества «станций» и детей), акцентируя внимание на правильном исходном положении.

6. По сигналу занимающиеся начинают одновременно делать упражнения,

преподаватель наблюдает за ними, дает дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях». Рекомендуется использовать соответствующее темпу выполнения упражнений музыкальное сопровождение. После разучивания

комплекса круговой тренировки на следующих занятиях занимающихся сразу размещают по «станциям», и они начинают выполнять упражнения после кратких указаний преподавателя, подчеркивающих наиболее важные моменты.

7. Руководство деятельностью детей в процессе круговой тренировки направлено на качественное выполнение ее содержания. Тренер находится в точке наилучшего обзора и следит за выполнением упражнений детьми, поощряет правильные двигательные действия, исправляет ошибки, при необходимости оказывает помощь.

Следует осуществлять несколько видов контроля за нагрузкой — визуальный контроль и метод пульсометрии. Регулировать нагрузку в процессе круговой тренировки можно следующими способами: изменять продолжительность и количество повторений

упражнений на «станциях», количество «станций», количество «кругов»; варьировать темп выполнения упражнений; изменять интервалы отдыха; вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой; предлагать иные способы и условия выполнения упражнений. По возможности тренировки следует проводить на открытом воздухе, так как аэробная работа способствует эффективному развитию общей выносливости, и предоставлять детям самостоятельно дозировать нагрузку.

Выводы. В целом овладение техникой ушу должно быть осмысленным и понятным для обучающихся. Поэтому по мере накопления опыта выполнения упражнений на занятиях следует акцентировать внимание учеников на практическом, прикладном значении технических элементов ушу.

Список литературы

1. Музруков Г. Н. Основы ушу : учебник для спортивных школ / Г. Н. Музруков. — М. : ОАО «Издательский дом „Городец“», 2006. — 576 с.

2. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н. Г. Озолин. — М. : Изд. АСТ, 2011. — 863 с.

3. Филиппова С. О. Теория и методика физической культуры дошкольников : учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физ. культуры педагогических вузов / С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарев. — СПб. : «Детство-пресс», 2008. — 656 с.

STRETCH AS THE INITIAL STAGE OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS IN WO-SHO SPORTS GROUPS FOR PRESCHOOL CHILDREN

A.S. Sutormin

FSEIHPE «Shuya State Pedagogical University» (Shuya c.)

Essential part of training in wo-shu sports groups for preschool children is stretching. Readiness of the athlete for assimilation of specific technical elements depends on reasonableness of stretching program, i.e. finally its progress on a way to skill. The main demands to stretch are rather low intensity, variety of exercises; sequence; specialization.

Keywords: wo-shu, preschool children, sports groups, stretch, training process.

About authors:

Sutormin Alexander Sergeevich — post-graduate student of theory and techniques of physical culture and sport chair at FSEI HPE «Shuya State Pedagogical University», e-mail nata@ivu.ru

List of the Literature:

1. Muzrukov G. N. Bases of wo-shu: textbook for sports schools / G. N. Muzrukov. — M: JSC Gorodets Publishing House, 2006. — 576 P.

2. Ozolin N. G. Reference book of the trainer: science to win / N. G. Ozolin. — M: AST Publishing house, 2011. — 863 P.

3. Filippova S. O. Theory and technique of physical culture of preschool children: manual for students of academies, universities, institutes of physical culture and faculties physical cultures of pedagogical higher education institutions / S. O. Filippov, G. N. Ponomarev. — SPb.: «Childhood press», 2008. — 656 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.