Научная статья на тему 'РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕРМИНОЛОГИИ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕРМИНОЛОГИИ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕРМИНОЛОГИИ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ»

разработке приложения были выявлены и разработаны следующие объекты: общие модули, подсистемы, справочники, документы, отчеты, регистры сведений, регистры накопления. [2]

После поступления заявки на ремонт или техническое обслуживание фондов предприятия принимается решение о выполнении заказа. Заключается договор между организацией и заказчиком, после выполнения работы составляется акт об оказании услуги. По окончанию выполнения работ осуществляется сбор информации по всей выполненной работе. Сюда входит договор, акт об оказании услуги, квитанция об оплате, отчет по плановой работе. На основе собранной информации формируется основной отчет по выполненной работе.

Использованные источники:

1. Устав ООО «Коммунсервис-Актаныш»

2. Радченко М.Г., Хрусталева Е. Ю. 1С: Предприятие 8.2. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы / М.Г.Радченко - м.: ООО «1С-Паблишинг», ЗАО Издательский дом «Питер», 874 стр.

3. http://www.1c.ru - официальный сайт фирмы 1С.

Апушова Т.С., к. э. н.

доцент Петреев Н.Ю. студент 5 курса ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Россия, г. Элиста РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕРМИНОЛОГИИ КАПИТАЛА

ОРГАНИЗАЦИИ Одним из важных терминов финансового менеджмента в организации является капитал. С точки зрения финансового менеджмента капитал представляет собой общую сумму денежных и материальных средств, вложенных в имущество организации. С точки зрения корпоративных финансов капитал - это денежные отношения, которые возникают между компанией и другими участниками финансовых отношений.

В настоящее время нет единого определения концепции капитала, разработаны различные подходы к его понятию, отраженные в трудах многих отечественных и зарубежных ученых.

В ранних исследованиях капитал рассматривался как совокупность вещественных и материальных ресурсов. В современной теории фирмы основную роль играет человеческий капитал, как основная составная часть капитала организации.

Теория капитала возникла и получила свое распространение с 17 века. Так, представители школы физиократов, такие как Ф. Кенэ и А. Тюрго, под капиталом или ресурсами общества подразумевали постоянно

воспроизводимые богатства сельского хозяйства [1].

Представитель классической школы А. Смит отметил основным качеством капитала способность приносить доход собственнику. Вместе с тем термин «капитал» имеет прямую связь с термином производительного труда, т.е. если ценности направлены в производство и реализацию, и тем самым получена прибыль от их использования, то указанные средства можно назвать капиталом. Соответственно, средства, связанные с непроизводительным трудом, например деятельностью государственных чиновников, домашних слуг, не относятся к капиталу [2].

В трудах К. Маркса категория капитал рассматривалась как социально-экономическое явление. Капитал переходит в форму вещи, обладающую поддельной жизнью и независимостью, которая является формой её действительного существования [3].

По мнению К. Маркса, капитал является самовозрастающей стоимостью, отображающей отношения классов и сословий общества и отличающейся от товара. В свою очередь, стоимость товара можно рассматривать как кристаллизацию общественного труда.

Определенное влияние на исследование теории капитала внесли следующие ученые:

- представитель неоклассической школы А. Маршалл обозначил различие между понятиями капитала на уровне микро- и макроэкономики. Так, капитал на микроуровне представляет собой ценности, которые индивид использует для получения дохода в виде денежных средств. Капитал на макроуровне - комплекс средств производства, используемый в целях производства материальных благ вместе с трудом и землей.

- представитель субъективно-психологической школы О. Бём-Баверк утверждал, что первичными факторами являются земля и труд, которые предопределяют величину капитала;

- Дж. М. Кейнс отмечал, что богатство может превратиться в капитал при условии, если доход от использования богатства будет выше ссудного процента;

- Й. Шумпетер утверждал, что отсутствие экономического роста приведет к исчезновению капитала, т.к. «фонд покупательной силы», в состав которого входят деньги и платежные обязательства, должен способствовать развитию общества;

- П. Самуэльсон и У. Нордхауз выделяли, что капиталом являются блага, имеющие длительный характер использования в целях производства других товаров;

- Дж. Хикс различал два направления ученых в области исследования теории капитала. Первое направление - сторонники теории фонда - под капиталом понимали денежную стоимость. Второе направление -материалисты - капитал определяют как совокупность предметов, которым характерно общее свойство [4].

Термин «капитал» является конкретным объектом для финансового менеджера, который он подвергает воздействию для получения прибыли. В данном случае капитала выступает объективным фактором производства. Кроме того, объективными факторами могут быть основные и оборотные активы, работники организации.

Так, когда денежные средства вложены в материальные ресурсы, капитал принимает форму этих активов. Вложенный основной капитал перевоплощается во внеоборотные активы, оборотный капитал - в оборотные средства.

Капитал является величиной непостоянной. Его структура также подвергается изменениям. Следовательно, необходимо проведение беспрерывного контроля за его созданием, увеличением, уменьшением, движением в определенные периоды.

С финансовой позиции капиталом является совокупность денежных средств, вложенных в основные и оборотные активы организации и принимающие участие в процессе воспроизводства, приносящие прибыль.

В зависимости от функциональной принадлежности капитал делят на основной и оборотный.

К основному капиталу относятся денежные средства, вложенные в основные фонды и нематериальные активы. Не имеющие определенного назначения основные средства, одновременно применяемые в производственном процессе, относятся к основному капиталу. По причине того, что капитал относится к производственному процессу, он делится на основной производственный и непроизводственный капитал.

К оборотному капиталу относят денежные средства, которые вложены в текущие активы организации, применяемые и имеющие предназначение для использования в производстве и приносящие прибыль (прибавочную стоимость или добавочный капитал).

Ввиду того, что текущие активы участвуют в производственном процессе на всех стадиях кругооборота (денежной, производственной, товарной), оборотный капитал также может принимать эти формы. Оборотный капитал в зависимости от стадии производства может быть производственным и находящимся в обращении.

По источникам денежных средств капитал делят на: собственный, привлеченный и заемный капитал.

К собственному капиталу можно отнести денежные средства, которые являются собственностью владельца организации, и вложены в средства, принимающие участие в производственном процессе и приносящие прибыль компании.

Заемным капиталом можно назвать сумму денежных средств, заимствованную в кредитной организации, на условиях возврата через конкретный срок и уплатой ссудного процента, предусмотренного кредитным договором. Указанная сумма денежных средств является

капиталом для организации-заемщика, и доходом от операции по вложению средств - для кредитной организации. Данное заимствование может носить краткосрочный или долгосрочный характер.

В зависимости от формы вложения капитал делят на предпринимательский и ссудный.

Предпринимательским капиталом называют вложенные средства в основные, нематериальные и финансовые активы организации для получения дохода.

Ссудным капиталом называют средства, которые предоставлены организации на условиях срочности, платности, возвратности и залоговой обеспеченности. Основное различие ссудного капитала от предпринимательского заключается в том, что его не инвестируют в компанию, а передают организации-заемщику во временное пользование для получения процента. Ссудный капитал в данном случае является товаром, а его стоимостью является процент [5].

Цена или стоимость капитала показывает размер денежных средств, который необходимо отдать за привлечение конкретной величины капитала.

Стоимость собственного капитала представляет собой размер дохода по акциям или величину прибыли, которую выплачивают по паевым вкладам.

Стоимость заемного капитала показывает размер процентов, подлежащих уплате за займы или кредит.

Стоимость привлеченного капитала представляет собой цену кредиторской задолженности. Другими словами, это размер штрафных санкций за указанные долги, которые не погашены в срок более трех месяцев после возникновения или в утвержденный контрактом срок.

Одним из основных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации является также динамика капитала. Собственный капитал может увеличиваться за счет роста нераспределенной прибыли. Снижение финансовой автономии организации и повышение значения внешних источников финансирования может быть связано с уменьшением доли собственных средств.

Основными задачами процесса управления капиталом можно отметить следующие.

1. Создание необходимого размера капитала, который обеспечит соответствующие темпы роста предприятия. Данная задача будет реализовываться с помощью оценки общей потребности в капитале для финансирования операционной деятельности, активов, разработки графиков формирования оборотных и внеоборотных активов, системы мероприятий по привлечению разных форм капитала.

2. Формирование оптимальной структуры капитала по видам деятельности и направлениям использования реализуется посредством изучения наиболее эффективного использования капитала в отдельных

видах деятельности организации; формирования пропорций последующего использования капитала, обеспечивающих создание условий эффективности деятельности и максимизации рыночной стоимости.

3. Создание условий, способствующих росту доходности капитала при предусматриваемом уровне риска. Следует принимать во внимание, что высокая доходность капитала сопровождается высоким риском, т.к. между ними существует прямая зависимость.

4. Проведение финансового контроля со стороны владельцев и акционеров компании.

5. Обеспечение необходимой финансовой гибкости компании, которая свидетельствует о возможности предприятия в краткие сроки сформировать достаточную сумму капитала при возникновении высокоэффективных инвестиционных предложений.

6. Обеспечение оптимального оборота капитала достигается посредством управления различными видами капитала в ходе определенных циклов его кругооборота, синхронности их потоков.

7. Создание условий для своевременного реинвестирования капитала. Исследуя сущность процесса управления капиталом, необходимо

отметить, что он является средством повышения эффективности операционной, финансовой и инвестиционной деятельности организации. Кроме того, данный процесс играет важную роль в финансовом и хозяйственном механизме организации. Следовательно, его исследование должно быть основано на анализе и использовании системного подхода. Результатом осуществления указанного механизма должна стать возможность принятия правильных управленческих финансовых решений.

Использованные источники:

1. Мен Т., Кенэ Ф., Бём-Баверк О. и др. Хрестоматия по истории экономических учений. - 2001. - с. 104.

2. Г. А. Шмарловская и др. История экономический учений. Учебное пособие для вузов. - Минск: Новое знание, 2006. - С. 59-61.

3. Современное значение экономической теории К. Маркса // В. Леонтьев. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М., 1990.

4. Е.Г. Русанова Обзор современных исследований по теории структуры капитала // Финансы и кредит. 2009. №38 (374) - с.63.

5. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. И.Я. Лукасевича. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.