Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 57-63. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 57-63.
Научная статья УДК 323.2
https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.7
Различия политической апатии и пассивности на примере современного российского общества
Георгий Амбарцумович Абрамов
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Российское общество неоднозначно в плане его политической активности или пассивности. Существует несколько аргументов, поддерживающих первую точку зрения. Во-первых, высокая явка избирателей на выборах свидетельствует о некоторой активности граждан. Однако низкий уровень вовлеченности населения в политическую жизнь склоняет нас, скорее, к признанию российского социума пассивным. Для достоверного установления характера политической интеграции граждан в современных условиях было проведено исследование. Целью его стало выявление степени участия населения страны в принятии избирательных решений и вовлеченности граждан в политическую жизнь федерального и местного уровня. В ходе анализа был применен индекс корреляции политической активности, который позволил оценить полученные результаты с учетом правовых положений, соответствующих реальному измерению политической активности в России.
Ключевые слова: политический абсентеизм, политическая апатия, социальная аномия, гражданская пассивность, российское общество
Для цитирования: Абрамов Г.А. Различия политической апатии и пассивности на примере современного российского общества // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 57-63. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.7.
Original article
Differences between Political Apathy and Passivity on the Example of Modern Russian Society
George A. Abramov
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Russian society is ambiguous in terms of its political activism or passivity. There are several arguments supporting the former viewpoint. Firstly, a high voter turnout at elections indicates some degree of civic activity. However, the low level of the population's involvement in political life inclines us, rather, to the recognition of the Russian society as passive. In order to reliably establish the nature of citizens' political integration in modern conditions a study was conducted. The aim was to determine the degree of participation of the country's population in making electoral decisions and the involvement of citizens in political life at the federal and local levels. During the analysis, a political activity correlation index was applied, which allowed adjusting the obtained results in accordance with the legal provisions corresponding to the actual measurement of political activity in Russia. Keywords: political absenteeism, political apathy, social anomie, civ^ passivity, Russian society For citation: Abramov, G.A. (2023) Differences between Political Apathy and Passivity on the Example of Modern Russian Society. Society: Politics, Economics, Law. (6), 57-63. Available from: doi:10.24158/pep.2023.6.7 (In Russian).
Политическую активность российского общества трудно однозначно охарактеризовать. С одной стороны, мы можем наблюдать высокую явку избирателей во время президентских и парламентских выборов. Это свидетельствует о том, что они являются важным событием для многих людей, которые стремятся влиять на политическую ситуацию в стране.
С другой стороны, граждане проявляют малую заинтересованность в политической жизни государства вне периода выборов. Отсутствие активного участия в политических дискуссиях, низкая вовлеченность в общественные дела и ограниченная мотивация к отслеживанию политических событий указывают на явление политической апатии, распространенное среди населения. Кроме того, государственная политика в отношении оппозиционных партий оказывает явное влияние на
© Абрамов Г.А., 2023
роитюэ
участие граждан в политических группировках. Ограничения, с которыми сталкиваются оппозиционные кандидаты при выдвижении на выборы и регистрации в качестве участников, создают препятствия для формирования конкурентной политической среды. Более того, неравное отношение к проведению избирательной кампании и непрозрачные практики могут ослабить доверие граждан к политическому процессу и уменьшить их мотивацию для участия в нем. В контексте проведения нашего исследования основной целью является анализ политической активности представителей российского общества. Мы стремимся определить диапазон от пассивности до высокой активности, в котором находятся граждане современной России. Результаты анализа позволят нам более точно оценить уровень политической апатии и активности в обществе, а также идентифицировать возможные факторы, влияющие на политическую мотивацию граждан.
Чтобы лучше понять эту ситуацию, можно провести аналогию с пазлом. Российское общество представляет собой сложный мозаичный образ, состоящий из различных элементов. Некоторые из них указывают на активное участие граждан в политической жизни, однако другие элементы говорят о пассивности и отсутствии интереса к политике, оставляя пустые места в этой картине. Таким образом, российское общество является неоднородным и противоречивым, в нем политическая апатия и активность сосуществуют параллельно1.
При исследовании пассивности общества имеет смысл прибегнуть к изучению таких категорий, как политическое воздержание, отчуждение и апатия, попытаться разобраться в причинах и последствиях подобных явлений, чтобы более глубоко понять состояние общества и его отношение к политике.
Названные термины, хотя и схожи, не совсем взаимозаменяемы и имеют некоторые различия в своих концепциях. Например, политическое воздержание может быть связано с осознанным решением граждан не участвовать в политических процессах из-за недоверия к политической системе или нежелания вкладывать усилия в активное участие. С другой стороны, политическое отчуждение подразумевает отсутствие связи или идентификации с политическими институтами и процессами у граждан. Люди, испытывающие его, могут думать, что их мнение не учитывается, а голос не имеет значения, что влечет за собой равнодушие к политике. Стоит отметить, что политическая апатия, которая выражается в пассивности общества, рассматривается как дисфункция демократии. Она указывает на отсутствие активного участия граждан в политической жизни, что может ослабить демократические процессы и привести к неравномерному представительству интересов населения. Исследователи обращают также внимание на влияние современных технологий и социальных сетей на пассивность общества (DeLuca, 1995). В эпоху цифровизации и информационного перегруза граждане могут испытывать чувство безучастности в огромном потоке информации и мнений. Это вызывает усиление политической апатии и может стать препятствием для развития активного гражданского участия субъектов в политических процессах, протекающих в государстве. Таким образом, изучение пассивности общества и ее компонентов является важным для оценки состояния демократии в стране и разработки мер, направленных на стимулирование проявления активной гражданской позиции. Данное обстоятельство требует дальнейших исследований и усилий в разработке эффективных стратегий, чтобы справиться с проблемами политической апатии и отчуждения в обществе.
При рассмотрении этих явлений с точки зрения отсутствия участия граждан или низкой их вовлеченности в политическую жизнь страны целесообразно анализировать конкретные факторы, которые снижают мотивацию общества в поддержке прямых и косвенных форм демократии (Kazmierczak, 2011). Участие населения в выборах является неотъемлемым ее условием. Как отмечает Роберт Даль, в классическом понимании мы можем говорить только о наличии участия или его отсутствии (Даль, 2003). Это означает, что граждане имеют возможность проявить свою политическую волю через процедуру выборов или воздержаться от этого действия.
Жан Бодрийяр исследует связь между политическим участием и политическим режимом. По его мнению, демократия сводится к созданию правил, которые служат легитимизации буржуазной власти (Baudrillard, 1893).
Политическая апатия представляет собой в некоторой степени рациональное массовое поведение, возникающее из убеждения индивидов в бесполезности их голоса.
Кшиштоф Корженевский, рассматривая концепцию политического отчуждения, подчеркивает важность различия между современным и классическим его проявлением, заключающегося
1 Гражданская активность на карте России [Электронный ресурс] // Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. 2012. 30 май. URL: https://www.levada.ru/2012/05/30/grazhdanskaya-aktivnost-na-karte-rossii/ (дата обращения: 11.06.2023). (ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА).
в том, что люди сегодня пассивно относятся к политике и осознают свое отчуждение (Korzeniowski, 1993). Это объясняется тем, что общество поддерживает сознательное бездействие по отношению к политике.
Феномен политического отчуждения имеет два ключевых аспекта, которые могут быть дополнены новыми предложениями и фактами. Первый из них связан с пассивностью и отражает отсутствие интереса граждан к политическим явлениям и их нежелание принимать активное участие в политической жизни. Одной из причин такого отношения может быть убежденность в неэффективности политических процессов и институтов. Второй аспект называется «воспринимаемой аномией» и относится к переживанию отклонения от общепринятых норм в политической среде. Это включает в себя уверенность граждан в том, что политическая система и ее представители не соответствуют их ожиданиям и не действуют в интересах общества. Этот аспект политического отчуждения может быть обусловлен разочарованием в политике, коррупцией, неравенством и другими факторами, которые приводят к сомнениям и негативному отношению к политическим институтам со стороны населения (Finifter, 1970).
Исследователь Стивен Лонг расширяет поле анализа понятия политического отчуждения, включая в него изучение таких явлений, как пассивность, неудовлетворенность, цинизм, отчуждение и беспомощность. Он обращает внимание на то, что политическая апатия, проявляющаяся в безразличии части граждан к политической деятельности, имеет глубокие корни и может быть обусловлена не только недоверием к власти, но и чувством беспомощности перед сложностью и непреодолимостью системных проблем. Это отчуждение проявляется в форме отказа от участия в выборах, в отсутствии интереса к общественному мнению и даже в невыполнении гражданских обязанностей. В последнее время отмечается рост популярности неправительственных организаций и движений, которые мобилизуются для борьбы с политическим отчуждением и привлечения граждан к активному участию в общественно-политической жизни. Также можно упомянуть о появлении новых форм коммуникации - в социальных сетях и на других онлайн-платформах, которые влияют на способы взаимодействия граждан с политической сферой и могут изменить динамику развития процессов отчуждения (Long, 1976).
Анализ политической апатии требует более глубокого подхода, чем простой разбор результатов выборов. Ее проявлением в том числе является решение граждан не участвовать в политической жизни. Необходимо рассматривать это как результат недостаточного вовлечения членов общества в политическую сферу. Это проявляется в низком уровне участия в различных формах политической деятельности, таких как выборы, референдумы и избирательные инициативы и обусловлено убеждением в невозможности оказать влияние на процессы принятия решений, а также снижением доверия к государственным институтам.
Чтобы эффективно изучать политическую апатию и активность, необходимо учитывать разнообразные формы политической деятельности и проводить анализ законодательства, регламентирующего участие граждан в политической жизни. Это позволяет рассматривать подобного рода деятельность в правовом контексте - Wap (ap), но не оценивать фактическое состояние вовлеченности в нее общества.
С целью расчета индекса политической активности мы будем использовать следующую формулу:
Wap (ap) = Zi + Z2 +... +Zn, (1)
где Z1 - возможность создавать политические объединения и действовать в качестве их представителя (свобода ассоциации);
Z2 - возможность участия в парламентских и президентских выборах (активное и пассивное избирательное право);
Z3 - возможность организации и проведения референдумов, проявления законодательной инициативы.
Индекс политической активности (correlate index) рассчитывается как среднее значение в соответствии с уравнением:
Wap (k) = (X1 + X2 + Хз + X4 + X5 + Хб) / n, (2)
где X - результат, полученный для каждого из вопросов операционализации;
n - количество переменных.
Особое внимание следует обратить на ситуацию, когда индекс политической активности (Wap (k)) имеет оценку «0» или «1». Если результат равен «1», то корреляционный анализ подтверждает данные изучения законодательства, что говорит о соответствии выполнения правил данной страны. Однако возникают сомнения, когда результат равен «0». Тем не менее он подтверждает нарушение данного правила в стране, даже при наличии определенных гарантий выполнения. Конечный результат индекса политической активности (Wap) рассчитывается как произведение двух факторов: Wap = Wap (ap) x Wap (k).
Если все переменные, определяющие политическую активность, полностью использованы, то значение индекса будет находиться в диапазоне от 2,0 до 3,0. В этом случае мы можем сделать вывод, что реализация принципа политической активности соответствует демократическому режиму. Результат в диапазоне от 1,0 до 2,0 указывает на частичное применение некоторых переменных (Z = 0,5). Таким образом, индекс отражает реализацию принципа смены власти на уровне неконсолидированной демократии. Если значение индекса находится в диапазоне от 0 до 1,0, то можно сказать, что уровень реализации принципа политической активности низок или даже отсутствует. Это свидетельствует о наличии апатии в обществе как характерной черте авторитаризма.
Политическая активность российского общества измеряется с помощью уравнения Wap = Wap (ap) x Wap (k). Сначала рассматриваются две переменные индекса политической активности с правовой точки зрения, что позволяет оценить уровень ее реализации в России на основе законодательства. Затем проверяется индекс корреляции политической активности, который позволяет скорректировать результаты в соответствии с реальной политической активностью в России (Мясоедов, 2021).
Особое внимание уделяется анализу положений, связанных с возможностью граждан России создавать политические объединения и участвовать в них. Конституция Российской Федерации признает политический плюрализм и многопартийность. Она обеспечивает равенство граждан перед законом и запрещает объединения, противоречащие законодательству.
Рассматривая вопросы, связанные с политическими партиями, важно обратить внимание на их права и привилегии. Они обуславливают возможность участвовать в процессе принятия решений государственными и муниципальными органами власти, в выборах и референдумах, организовывать и проводить различные публичные мероприятия, такие как собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты, а также иметь равный доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации. Особое внимание при анализе политической деятельности следует уделить законодательным нормам, связанным с участием в выборах, включая право голосовать и быть избранным.
Анализ законодательства, регулирующего реализацию вышеперечисленных прав и возможностей, позволяет сделать вывод, что в случае рассмотрения формирования и деятельности политических объединений разных типов следует учесть определенный дуализм. С одной стороны, существует множество положений, способствующих равенству всех участников, но, с другой стороны, есть и такие, которые значительно затрудняют политическую деятельность общества. Таким образом, возможность участия можно рассматривать как частично гарантированную со степенью уверенности 0,5.
Участие в парламентских и президентских выборах также гарантируется, но не полностью. Реализация этой возможности не обеспечивается ни полностью, ни просто с оценкой 0,5.
Еще одним аспектом является возможность организации и проведения референдума, а также право на законодательную инициативу. Российское законодательство предусматривает участие граждан во всех видах референдумов, однако не предполагает инициацию ими законодательных изменений1, поэтому данная возможность оценивается как 0,5.
Учитывая юридический аспект, расчет индекса политической активности выглядит следующим образом:
Wap (ap) = Z1 + Z2 + Z3 (4)
Wap (ap) = 0,5 + 0,5 + 0,5 (5)
Следовательно, Wap (ap) равен 1,5. В данном случае мы не можем говорить об осуществлении политической деятельности на уровне демократического государства.
Следующая часть исследования касается реального измерения осуществления политической деятельности (коррелятов).
X1 - количество новых ассоциаций.
Согласно изменениям в российском законодательстве, наблюдается значительное сокращение числа политических групп, а не его увеличение за счет создания новых. Во многом на это повлияли поправки к положениям Закона о политических партиях2, касающиеся увеличения минимального числа членов политического объединения.
X2 - участие граждан в гражданских и политических объединениях, что представляет собой сценарий, в котором эти законодательные положения значительно ограничивают данную возможность (Porta, Kreating, 2008).
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О политических партиях : Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Заметно, что гражданские организации все больше становятся объектом политизации. Согласно мониторингу гражданского общества, в 2019 г. 10 % граждан заявили о своем членстве в организациях третьего сектора, в то время как в 2020 г. этот показатель снизился до 8 %1.
По отношению к степени удовлетворенности информантов возможностью участия в политической жизни, результаты исследования неоднозначны: 12 % респондентов полностью удовлетворены ею, 21 - скорее удовлетворены, 25 - скорее недовольны, 14 - абсолютно недовольны, а 28 % - затруднились дать ответ2.
Касательно готовности участвовать в политической жизни на уровне города, позиции информантов также различны3. В 2018 г. 7 % из них заявили, что «определенно» готовы проявить себя на политическом поприще, в то время как в 2020 г. этот показатель составил 5 %. Ответ «Вероятно, да» был характерен для 21 % опрошенных в 2018 и 2020 гг. на аналогичный вопрос. «Вероятно, нет» - отметили 30 и 28 % участников исследования в 2018 и 2020 гг. соответственно. «Определенно нет» - заявили 33 и 34 % информантов. Также в ходе опроса в 2018 г. было выявлено 9 % неопределившихся, в 2020 г. - 134.
Подобные результаты свидетельствуют о деполитизации общества, так как менее 30 % граждан проявляют интерес и желание участвовать в политической жизни страны, в то время как более 60 % населения ведут себя безразлично по отношению к ней.
Для оценки политической активности мы можем рассчитать индекс корреляции на основе шести показателей:
Хз - участие граждан в избирательном процессе с учетом явки избирателей на парламентских и президентских выборах.
Х4 - участие в политических объединениях.
Х5 - референдум, отражающий механизм консультаций между обществом и властями по общественным вопросам.
Хб - упущенное право на публичную законодательную инициативу в российском законодательном процессе.
Для этого используем следующую формулу:
Wap (k) = (Х1 + Х2 + Хз + Х4 + Х5 + Хб) / n (б)
В результате анализа условий, связанных с общественно-политической деятельностью, получены следующие результаты:
1. Возможность формирования новых групп, включая оппозиционные, является крайне ограниченной [X1 = 0].
2. Несмотря на жесткие ограничения, касающиеся участия граждан в политических и социальных группах, они всё же осуществляют определенные виды деятельности [X2 = 0,5].
3. Общество принимает участие в парламентских и президентских выборах, но результаты их и уровень явки избирателей подвергаются манипуляциям [X3 = 0,5].
4. Политические группы неактивно участвуют в избирательном процессе, что отражается в законодательных условиях [X4 = 0,5].
5. Фактическая реализация референдума не соответствует предусмотренному механизму консультаций между обществом и властями по социальным вопросам [X5 = 0,5].
6. Граждане не обладают правом выступать с законодательной инициативой [Хб = 0].
Wap (k) = 0 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0/б = 0,33 (0,3) (7)
(Wap) = Wap (ap) x Wap (k) (8)
(Wap) =1,5 х 0,3 = 0,45 (0,5) (9)
1 Monitoring the Status of Civil Society [Электронный ресурс] // HSE Centre for Studies of Civil Society and Nonprofit Sector. URL: https://www.hse.ru/en/monitoring/mcs/ (дата обращения: 11.06.2023).
2 Участие в политике [Электронный ресурс] // Левада-Центр. Аналитический цент Юрия Левады. 2019. 24 январь. URL: https://www.levada.ru/2019/01/24/uchastie-v-politike/ (дата обращения: 11.06.2023). (ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА).
3 Доверие политикам [Электронный ресурс] // Левада-Центр. Аналитический цент Юрия Левады. 2020. 29 май. URL: https://www.levada.ru/2020/05/29/doverie-k-politikam/ (дата обращения: 11.06.2023) ; Ценности, ориентации и участие в политической жизни российского молодого поколения [Электронный ресурс] // Там же. 2020. 30 июнь. URL: https://www.levada.ru/2020/06/30/tsennosti-orientatsii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijskogo-molodogo-pokoleniya/ (дата обращения: 11.06.2023). (ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА).
4 Большинство россиян не верит в то, что они могут влиять на политические процессы [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2010/06/30/politika-site.html (дата обращения: 11.06.2023).
Статистический показатель (Wap = 0,5) свидетельствует о том, что в российском обществе политическая активность не реализуется на уровне, соответствующем демократическому режиму. Это обстоятельство вызывает серьезное беспокойство и поднимает вопросы, касающиеся состояния политической жизни в стране. Вопреки некоторым социальным усилиям по стимулированию активности граждан, множество конкретных ее проявлений строго ограничено различными механизмами, используемыми государством.
Факт недостаточной реализации политической активности также подтверждается оценочным показателем (Wap = 0,5). Его следует рассматривать в контексте противоположного явления - политической апатии, которая становится все более заметной в российском обществе.
Даже на уровне законодательства мы можем обнаружить конкретные положения, направленные на ограничение определенных форм политической деятельности, что существенно сказывается на реальном проявлении активности граждан. Низкий уровень последней отражает глубоко укоренившуюся политическую апатию в российском обществе, которая сформировалась в результате действия жестких правовых норм, препятствующих участию граждан в различных формах политической деятельности. Чтобы изменить данную ситуацию и преодолеть такого рода коллективную апатию, необходимо предпринять широкомасштабные усилия по стимулированию гражданского участия и развитию политической культуры в стране. Открытый диалог, улучшение доступа к информации, повышение политической осведомленности и вовлеченности населения в значимые политические мероприятия и процессы могут способствовать развитию соответствующей активности граждан. Политическая система страны также должна обеспечивать им гарантии свободы выражения мнений и участия в принятии решений, а также прозрачность и открытость политических процессов. Только через совместные усилия государства, общества и граждан можно достичь улучшения ситуации.
Список источников
Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003. 574 с.
Мясоедов А.И. Укрепление и воспроизведение стереотипов: этические соображения при проведении исследований // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. Т. 10, № 3. С. 93-100. https://doi.org/10.12737/2306-1731 -2021 -10-3-93-100.
Baudrillard J. In the Shadow of the Silent Majorities, or the End of the Social. N. Y., 1983. 128 р.
DeLuca T. The Two Faces of Political Apathy. Philadelphia, 1995. 294 р.
Finifter A.W. Dimensions of Political Alienation // American Political Science Review. 1970. Vol. 64, iss. 2. P. 389-410. https://doi.org/10.2307/1953840.
Kazmierczak T. Public Participation: the Concept of a Theoretical Framework // Participation of Citizens in the Life of the Local Community. Warsaw, 2011. P. 83-99.
Korzeniowski K. Political Alienation and Political Participation // Values and Foundations of Poles and Systemic Changes. Sketches in Political Psychology. Warsaw, 1993. P. 155-192.
Long S. Political Alienation Among Black and White Adolescents // American Politics Quarterly. 1976. Vol. 4, iss. 3. Р. 267-304. https://doi.org/10.1177/1532673x7600400301.
Porta D., Kreating M. Approaches and Methodologies in the Social Sciences. Cambridge, 2008. 382 р. https://doi.org/10.1017/cbo9780511801938.
References:
Baudrillard, J. (1983) In the Shadow of the Silent Majorities, or the End of the Social. New York. 128 р.
Dal', R. (2003) Demokratiya i ee kritiki [Democracy and Its Critics]. Moscow. 574 р. (In Russian).
DeLuca, T. (1995) The Two Faces of Political Apathy. Philadelphia. 294 р.
Finifter, A. W. (1970) Dimensions of Political Alienation. American Political Science Review. 64 (2), 389-410. Available from: doi:10.2307/1953840.
Kazmierczak, T. (2011) Public Participation: the Concept of a Theoretical Framework. In: Participation of Citizens in the Life of the Local Community. Warsaw, рр. 83-99.
Korzeniowski, K. (1993) Political Alienation and Political Participation. In: Values and Foundations of Poles and Systemic Changes. Sketches in Political Psychology. Warsaw, рр. 155-192.
Long, S. (1976) Political Alienation Among Black and White Adolescents. American Politics Quarterly. 4 (3), 267-304. Available from: doi:10.1177/1532673x7600400301.
Myasoedov, A. I. (2021) The Strengthening and Reproduction of Stereotypes: Ethical Considerations in Conducting Research. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 10 (3), 93-100. Available from: doi:10.12737/2306-1731 -2021 -10-3-93-100. (In Russian).
Porta, D. & Kreating, M. (2008) Approaches and Methodologies in the Social Sciences. Cambridge. 382 р. Available from: doi:10.1017/cbo9780511801938.
Информация об авторе
Г.А. Абрамов - аспирант департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1197452
Information about the author G.A. Abramov - PhD Student, Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1197452
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.