УДК 316
DOI 10.23672/l1427-4664-8864-q
Качанов Антон Викторович
магистрант кафедры социологии и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна» [email protected]
Anton V. Kachanov
Master student of the Department of Sociology and Humanities, State University «Dubna» [email protected]
Электоральный абсентеизм
в современной россии
Electoral absenteeism
in modern russia
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для политической жизни современного российского общества проблема сознательного отказа граждан от участия в голосовании. По мнению автора, массовый электоральный абсентеизм сдерживает формирование гражданского общества, легитимных, эффективных органов власти и управления - непременных институтов демократической политической системы. Автор анализируют электоральный абсентеизм как многоаспектный социокультурный феномен и предлагают пути его преодоления.
Ключевые слова: электоральный абсентеизм, избирательное право, демократия, выборы, электоральная активность, электоральная пассивность, политическое отчуждения, преодоление абсентеизма.
Annotation. The article considers the issue of the conscious refusal of citizens to vote to be relevant to the political life of modern Russian society. Massive electoral absenteeism restrains the formation of civil society, legitimate, effective bodies of power and government - indispensable institutions of a democratic political system. The author analyzes electoral absenteeism as a multidimensional sociocultural phenomenon and suggest ways to overcome it.
Keywords: electoral absenteeism, suffrage, democracy, elections, electoral activity, electoral passivity, political exclusion, overcoming absenteeism.
Одной из характерных черт современного общества является снижение политической активности, в том числе и электоральной активности, проявляющееся в электоральном абсентеизме. Под электоральным абсентеизмом понимается форма политического отчуждения, характеризующаяся добровольным отказом граждан от реализации своих избирательных прав[1, с. 214220].
Рост электорального абсентеизма наблюдается во всех высокоразвитых странах. По данным Международного института демократии и содействия выборам, среднестатистический показатель явки на выборах в европейских странах в период с 2000 по 2018 годы снизился с 70 % до 64 % [2, с. 105-111].
В Российской Федерации в голосовании на выборах различного уровня не участвует от 40 % до 70 % граждан, наделенных активным избирательным правом [3, с. 1]. Электоральный абсентеизм охватил российскую молодежь. Проводимые в преддверии выборов президента Российской Федерации 2018 года социологические исследования фиксировали низкий интерес молодежи к этому событию: читали агитационные материалы, просматривали выступления кандидатов всего 36 % молодежи, а большинство (62 %) не придавало им значения [11]. Не интересовали выборы президента 68 % студентов и 64 % работающей молодежи [14]. В итоге явка молодежи в
день голосования составила всего 24 % от имеющих право голоса [4, с. 17-20].
Одной из основных причин развития абсентеизма в данной возрастной категории является особенности политической культуры современного Российского общества, характеризующейся низкой степенью доверия к государственным институтам. Это обусловлено высокой степенью «закрытости» государственных институтов и политической автаркией, то есть, отсутствием необходимости учитывать волеизъявление граждан органами власти при принятии политических решений. Кроме того, отсутствие общепринятой и устоявшейся системы политических ценностей в Российской Федерации ведет к невозможности эффективной политической социализации. Исторически сложилось, что население не может достичь политических целей через механизм выборов [16].
На электоральной активности россиян сказывается весьма широко распространенное общественное мнение о заведомой предсказуемости выборов, о «выборах без выбора». Так, президентские выборы 2018 года для большинства избирателей не содержали эффекта новизны [5, с. 124-147]. За 6 дней до голосования 67 % респондентов считали результаты выборов предрешенными [14]. Для 64 % респондентов даже выборы Президента не являются знаковым и значимым событием [8]. Это - важный индикатор
заинтересованности российского электората в выборах разного уровня и формирования электорального мнения о постановочном и нечестном характере всего избирательного процесса. 59 % респондентов оценили выборы президента России 2018 года как честные. При этом только 14 % опрошенных назвали их бесспорно честными и 45 % - скорее честными. Однозначно нечестными посчитали президентские выборы 26 % россиян [9]. Эти данные говорят о серьёзной деформации демократического института и демократической процедуры выборов в России.
Возрастная группа от 30 до 50 лет на выборах Президента России 2018 года составила 48,2 % от числа респондентов [7, с. 90-94]. Данная категория избирателей наиболее активна по сравнению с молодежью и гражданами предпенсионного-пенсионного возраста, однако, цифры сравнительно не велики, учитывая, что указанная группа является наиболее «политически-зрелой» и формирует ядро электорального поля России. По результатам исследований, 44 % респондентов данной возрастной группы на вопрос о причинах неучастия в выборах президента 2018 указали отсутствие интереса к политике, 22 % опрошенных указали, что в день голосования заняты своими личными делами.
В условиях демократии электоральный абсентеизм как закономерное социально-политическое явление не представляет опасности для политической системы, но в случае его массовости и глубокой укоренённости в обществе абсентеизм выступает симптомом серьёзной «политической болезни», которая называется «нелегитимность власти».
Выборы, как демократический институт и демократическая процедура, призваны выявлять назревающие социальные конфликты, намечать и оформлять новые социально-политические тенденции. Именно поддержка народа на выборах обеспечивает легитимность власти, определяет результативность её политики, однако, безразличное отношение к выборам электорального ядра общества является признаком неэффективности существующей избирательной системы, неспособности власти аккумулировать наиболее потенциально-продуктивный электорат.
Избиратели предпенсионного и пенсионного возраста (от 55 лет) составили 28,1 % от числа опрошенных граждан, участвовавших в выборах Президента России 2018 года [6, с. 14-19].Тенденции абсентеизма в данной возрастной категории связывают с нарастающей социальной отчужденностью, вызванной неблагоприятной экономической обстановкой и снижением уровня реальных доходов.
Экономическое положение избирателей выступает в качестве показателя электоральной активности. Электоральный абсентеизм в большей степени характерен для социально неблагополучных и малообеспеченных групп населения, социального дна, социальной периферии общества, отчужденной не только от собственности, но и от политической жизни. Эта маргинально-
люмпенская социальная страта с крайне низким уровнем социально-политических притязаний, социально безответственная, настроенная иждивенчески, не способная к социально-политической самоорганизации, необходимой для формулирования и отстаивания своих политических инте ресов, прежде всего, решает проблему выживания и социально-экономической адаптации.
Снижение явки на выборах зафиксирована в тех регионах, которые в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2018 года занимают места далекие от регионов с высоким качеством жизни населения. Архангельская область - 24,41 %, Ярославская область (46-е место) - 25 %, Владимирская область (43-е место) - около 24 %. Все эти области объединяет не только общее депрессивное состояние экономики, но и состав населения, характерный для средней полосы России [10].
При этом в беднейших регионах России таких, как Дагестан (58-е место) - 96,60 %, Ингушетия (82-е место) - 92,51 %, Кабардино-Балкария (77-е место) - 93,61 %, Тыва (85-е место) - 92,89 %, Чечня (72-е место) - 91,54 %, зафиксирована наивысшая явка на выборы Президента Российской Федерации 2018 года, превышающая 90 % [17].
Кроме того, наивысшая явка на выборы Президента Российской Федерации зафиксирована в регионах с высокими социально-экономическими показателями. Так, в республике Татарстан (4-е место) явка составила - 96,99 %, а в Белгородской области (5-е место) - 97,50 % [15].
Таким образом, абсентеизм в зависимости от благосостояния субъекта Российской Федерации свойственен регионам среднего звена, в отличие от политически-аккумулированных богатейших и беднейших субъектов страны.
Принимая во внимание социально-экономические, демографические политические, социально-культурные основания электорального абсентеизма, можно выделить способы его преодоления.
Важной мерой понижения электорального абсентеизма является законодательное установление порога явки на выборах. На основании социологического исследования, проводимого Фондом «Общественное мнение» в 2018 году 43 % опрошенных считает, что он нужен, 39 % не видят в нём необходимости, 18 % затрудняются ответить [12]. Сторонники введения меры считают: «чем больше проголосует, тем ближе к истине», это поможет «повысить уровень сознания людей», порог нужен, «чтобы результаты выборов максимально сложно было подделать». Аргументы противников таковы: «это принуждение и нарушение прав гражданина», «те, кто хотел, высказались, предложение было ко всем». Таким образом, необходимо определить такую норму порога явки, которая обеспечивала бы явку, отражающую мнение достаточно весомой части населения, но, одновременно, не завышала бы реальный потенциал возможной активности и
гражданственного самосознания населения, не срывала бы выборы.
Кроме того, необходимо осуществлять политику по повышению уровня и качества жизни населения, как в центральной части страны, так и в регионах России с помощью принятия государством комплексных мер, направленных на создание устойчивого и сбалансированного рынка труда, обеспечение доступности профессионального образования, эффективной занятости населения, формирование современных институтов социокультурной адаптации населения.
Также, необходимым способом преодоления абсентеизма является повышение электоральной и
Литература:
1. Аринина К.И. Абсентеизм в политике: причины и последствия // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 214-220.
2. Доманов В.Г. Политический неоампир: выбор России или геополитический сателлитизм. / В.Г. Доманов, О.А. Артюхин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1. Ч. I. С. 105-111.
3. Кузнецов В.И. Абсентеизм как разновидность протестного движения молодежи / В.И. Кузнецов, Н.Е. Родин // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. С. 1.
4. Логунова В.П. Повышение политического участия молодежи как фактор снижения уровня абсентеизма посредством государственной политики // Вопросы управления. 2018. № 5(48). С. 1720.
5. Мамонов М.В. Имитационные характеристики президентских выборов 2018 г. и их влияние на следующий электоральный цикл: результаты опросов общественного мнения / М.В. Мамонов, И.В. Гаврилов, М.А. Вядро // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 124-147.
6. Общественное мнение - 2018. М. : Левада-Центр, 2018. С. 14-19.
7. Русских Л.В. Абсентеизм как модель политического поведения / Л.В. Русских, А.А. Сумина // Вестник ЮУр-ГУ Серия «Социально-гуманитарные науки». 2018. Т. 18. № 4. С. 90-94.
8. ВЦИОМ дал старт первому в России электоральному исследованию на платформе блокчейн -экзитполу на выборах Президента РФ: пресс-выпуск № 3607. URL : https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=116752 (дата обращения 21.11.2019).
9. Институт недоверия // Romir: Исследования. URL : https://romir.ru/ (дата обращения 21.11. 2019).
10. Левада-центр Аналитический центр Юрия Левады. URL : http://www.levada.ru/category/rubriki-saita/press-vyp (дата обращения 13.10.2019).
политической культуры населения. Таким образом, нужно активизировать работу по реализации «Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в России». Эта программа регламентирует нормы избирательного процесса и законодательства в целом. Необходимо создавать специальные радио- и телепередачи. Кроме того, повышение электоральной культуры возможно с помощью создания специализированного обучения в старших классах средней школы. В школьную программу целесообразно в качестве факультативного занятия ввести изучение основ граждано-ведения, призванного помогать будущим избирателям получать знания о выборах и политики в целом.
Literature:
1. Arinina K.I. Absenteeism in politics: causes and consequences // Uchenye zapiski Kazan University. Series: Humanities. 2014. № 1. P. 214-220.
2. Domanov V.G. Political neo-empire: the choice of Russia or geopolitical satelliteism. Part I / V.G. Domanov, O.A. Artyukhin // State and municipal administration. Scholarly notes of SKAGS. 2016. № 1. P. 105-111.
3. Kuznetsov V.I. Absenteeism as a form of youth protest movement / V.I. Kuznetsov, N.E. Rodin // International Student Scientific Bulletin. 2017. № 2. P. 1.
4. Logunova V.P. Increasing the political participation of youth as a factor in reducing the level of absenteeism through public policy // Management Issues. 2018. № 5(48). P. 17-20.
5. Mamonov M.V. Simulation characteristics of the 2018 presidential election and their impact on the next electoral cycle: results of public opinion polls / M.V. Mamonov, I.V. Gavrilov, M.A. Vyadro // Monitoring of public opinion: Economic and social changes. 2018. № 4. P. 124-147.
6. Public Opinion - 2018. M. : Levada Center, 2018. P. 14-19.
7. Russkich L. V. Absenteeism as a model of political behavior / L.V. Russkich, A. A. Sumin // Bulletin of the South Ural State University Series «Social and Human Sciences». 2018. Vol. 18. № 4. P. 90-94.
8. VTslOM launched the first in Russia electoral research on the blockchain platform - exit poll in the presidential elections: press release № 3607. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116752 (accessed 11/21/2019).
9. Institute of distrust // Romir: Research. URL : https://romir.ru/ (date of the address 21.11.2019).
10. Levada Center Analytical Center of Yuri Levada. URL http://www.levada.ru/category/rubriki-saita/ press-vyp (date of the address 13.10.2019).
11. Мельникова В.Ю. Проблемы молодежного абсентеизма в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф.: материалы: сб. ст. № 3 (2018). URL : http://sibac.info/archive/ guman/3(18) (дата обращения 15.11.2019).
12. Отношение молодежи к выборам и электоральному законодательству // Фонд общественного мнения. URL : https://fom.ru/Politika/13940 (дата обращения 01.02.2020).
13. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1100.2018. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11022 (дата обращения 11.11.2019).
14. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3604. URL : https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=116747 (дата обращения 26.11.2019).
16. РИА Рейтинг: регионы России. URL : https ://ri-arating.ru/regions/20190219/630117442.html (дата обращения 21.11.2019).
16. Топ РБК. URL : http://top.rbc.ru/politics/24/ 12/2011/631617.shtml (дата обращения 01.11. 2019).
17. Уровень политической активности. 2018 // База данных ФОМ. URL : http://bd.fom.ru/report/ map/dominant/dom1111 /d 111111 (дата обращения 17.11.2019).
11. Melnikova V.Yu. Problems of youth absenteeism in Russia // Scientific community of students of the XXI century. Humanities: XVIII Int. Stud. scientific-practical conf.: Materials: Sat Art. № 3 (2018). URL : http://sibac.info/archive/guman/3(18) (date of the address 15.11.2019).
12. The attitude of young people to elections and electoral legislation // Public Opinion Foundation. URL : https://fom.ru/Politika/13940 (date of the address 01.02.2020).
13. Press release of VTsIOM № 1100.2018. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11022 (date of the address 11.11.2019).
14. Press release of VTsIOM № 3604. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116747 (date of the address 26.11.2019).
15. RIA Rating: Russian regions. URL : https://riarat-ing.ru/regions/20190219/630117442.html (accessed date: 11/21/2019).
16. Top RBC. URL : http://top.rbc.ru/politics/24/12/ 2011/631617.shtml (date of the address 01.11. 2019).
17. The level of political activity. 2018 // POF database. URL : http://bd.fom.ru/report/map/domi-nant/dom1111/d111111 (date of the address 17.11.2019).