УДК 004.03
РАЗЛИЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ В НОВОЙ СИСТЕМЕ «ПЛАТОН», РЕАЛИЗОВАННОЙ НА БАЗЕ ГЛОНАСС, И СТАРОЙ СИСТЕМЕ «ЭРА-ГЛОНАСС»
Е. Б. Пацук, В. С. Банова Научный руководитель - А. П. Багаева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются программные возможности систем Эра-ГЛОНАСС и Платон, реализованных на базе спутниковой системы ГЛОНАСС. Выделяются проблемы, возникающие при эксплуатации.
Ключевые слова: тахографический контроль, система ГЛОНАСС, система «Платон», автоматизированные технологические процессы.
DIFFERENCES AND PROBLEMS OF THE NEW SYSTEM «PLATON», BASED ON GLONASS, AND THE OLD SYSTEM «ERA-GLONASS»
E. B. Patsuk, V. S. Banova Scientific Supervisor - A. P. Bagaeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Software features of the systems Era-GLONASS and Platon realized on the basis of satellite system GLONASS are considered. Issues of this system maintetance are highlited.
Keywords: topograf control, GLONASS system, «Platon» system, automated process technologies.
Эффективная эксплуатация транспорта, то есть оптимальное распределение машин по дорогам, даст возможность объединить усилие и ликвидировать существующую проблему автотранспорта и сохранению ресурсов, что возможно с помощью активного использования системы спутниковой навигации. В настоящее время, основными вопросами в сфере внедрения оборудования являются технические разработки оборудования, создания центров мониторинга и спасательных служб экстренного реагирования. В свою очередь, качественно новый уровень мониторинга подвижных объектов является предпосылкой для экономического прорыва страны в ближайшем будущем, что определило актуальность выбранной темы.
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» - российская государственная система экстренного реагирования при авариях. Система использует современные информационные, навигационные (ГЛОНАСС, GPS) и телекоммуникационные технологии для сокращения времени доставки информации о ДТП и других внештатных ситуациях на дорогах до экстренных оперативных служб.
Преимущества системы «Эра-ГЛОНАСС» не ограничиваются возможностью подачи сигнала тревоги и указания места происшествия на карте. Более того, эти случаи очень редки в сравнении с ежедневным количеством транспортных потоков по стране в виде перевозок пассажиров и коммерческих грузов свыше 3,5 тонны [1].
Эффективность работы заключается в сокращении потерь эксплуатационных расходов - исключение потерь людей, грузов, товаров, топлива, регулирование транспортного потока на дорогах, своевременном перенаправлении подвижных объектов с учетом плотности машин на автомагистралях, в случаях чрезвычайных ситуаций и автоматизации отчетности транспортных предприятий.
На основании данной информации становится возможным создание электронного документооборота транспортных предприятий. В этом плане интересна разработка отечественных контрольных
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
устройств режима труда и отдыха водителей совмещённая с модулем ГЛОНАСС. В данных устройствах осуществляется привязка транспортного средства к конкретному предприятию и водителю [2]. По пробегу и наработке определённого количества часов можно установить регламент проведения технического обслуживания.
Новая система взимания платы «Платон», реализованная на базе ГЛОНАСС с ноября 2015 года, создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Полученные средства поступают в Федеральный бюджет РФ, а затем направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
Принципиальное отличие системы «Платон» от системы «Эра-ГЛОНАСС» заключается в том, что новая система в автоматическом режиме обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения
Преимущества «Платон» заключается в том, что внесение платы осуществляется владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам, исходя из утвержденного Правительством РФ размера платы.
Преимуществом «Платон» также является то, что оператор системы фиксирует факт нарушения владельцем транспортного средства правил внесения платы и передает необходимые данные в правоохранительные органы для принятия решения о вынесении постановления об административном правонарушении.
Бортовое устройство - объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения [3].
Проблемы системы «Платон»:
• На данный момент не работает в полной мере, так как не все транспортные средства получили бортовое устройство.
• Налогооблагаемая база формируется очень ограниченно, так как система «Платон» работает только с транспортными средствами, которые имеют массу свыше 12 тонн.
• Программный продукт оказался не очень эффективен для отслеживания нарушителей представителями органов контроля, так как само бортовое устройство вручную можно отключать на налогооблагаемых участках дороги.
Возможным решением проблемы о полноте заполнения базы данных ГЛОНАСС является интеграция систем «Платон» и «Эра-ГЛОНАСС» за счет технических и программных возможностей системы «Эра-ГЛОНАСС», которая позволяет подсоединять к себе другие системы и аппараты.
Обе системы имеют программное сопровождение, которое имеет свои преимущества и недостатки. Так система мониторинга «Скат» - мониторинг парка автомобилей для предприятий создан на основе системы «Эра-ГЛОНАСС».
Полный комплекс оборудования и программного обеспечения позволяющий организовать охрану и контроль передвижения парка автомобилей. Отличительной особенностью данного комплекса является низкая стоимость, позволяющая абсолютно любому предприятию организовать контроль своих автомашин.
Система спутникового слежения «Скат», представляет собой компактное охранно-мониторинговое устройство с интегрированным GPS-приемником (GPS - глобальная спутниковая система навигации), GSM-модемом и встроенным резервным аккумулятором. К спутниковой системе «Скат»«, подключается GPS- и GSM-антенны [4].
Спутниковый мониторинг транспорта - это самый эффективный метод решения проблем: диспетчеризации, контроля расхода топлива и анализа работы водителей, а так же парка в целом. Спутниковая система мониторинга АвтоГраф - это полный контроль транспорта в режиме онлайн. Контроль расхода топлива и оптимизация расходов на обслуживание автомобилей актуальны как для крупных организаций, владеющих внушительным автопарком, так и для малых предприятий, следящих за расходами своего растущего бизнеса.
Преимущества данной системы мониторинга заключается в том, что контроллеры серии «АвтоГРАФ», установленные на транспортных средствах, постоянно получают кодовые сигналы
со спутников систем GPS (NAVSTAR) и ГЛОНАСС, на основании которых вычисляются координаты точного местоположения транспортного средства [5].
Таким образом, анализ систем «Эра-ГЛОНАСС» и «Платон» выявил различные технические и программные возможности этих систем, реализованных на базе ГЛОНАСС. Преимущества обеих систем друг перед другом позволяют повышать эффективность транспортной отрасли, в большей степени для грузоперевозок. Однако проблемы обеих систем уменьшают положительный эффект от использования ГЛОНАСС. Интеграция этих систем могла бы решить многие проблемы и сделать более экономным использование систем, реализованных на базе ГЛОНАСС. Анализ систем мониторинга «Скаут» и «АвтоГраф» показал, что системы сделаны под определенные бортовые устройства, что не позволяет им стать универсальным программными продуктами в этой сфере.
Библиографические ссылки
1. Карасёв В. В. Современные спутниковые радионавигационные системы. Владивосток, 2013. 79 с.
2. Кульнев В. В., Куликов В. Ю. Обработка информации от контрольно - корректирующих станций при реализации дифференциального режима ГЛОНАСС и GPS : учеб. пособие. М., 2014. С.112-113.
3. Платон система взимания платы [Электронный ресурс]. URL: http://platon.ru/ru/onboard-devices/get/ (дата обращения: 20.12.2015).
4. Мониторинг транспортных средств [Электронный ресурс]. URL: http://sbgsm.ru/ monitoring.html (дата обращения: 20.12.2015).
5. АвтоГРАФ71 [Электронный ресурс]. URL: http://www.autograf71.ru/autograf-programm.html (дата обращения: 20.12.2015).
© Пацук Е. Б., Банова В. С., 2016