Научная статья на тему 'Проблемы регионального управления'

Проблемы регионального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / СИСТЕМЫ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ / SYSTEMS OF SATELLITE NAVIGATION / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / TRANSPORT BRANCH / УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ / MANAGEMENT OF TERRITORIES / АВТОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ROAD TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пацук О. В., Пацук Е. Б.

Благосостояние страны определяют по тому положению, которое она занимает на мировом рынке технологий и инноваций, от способности воспользоваться дополнительными возможностями, которые они предоставляют. В рамках направления устойчивого экономического развития любого государства возможно решение возникающих региональных проблем управления с помощью экономического моделирования, которое позволяет описывать те или иные процессы через количественное измерение, с вводом определенных условных обозначений различных факторов. Если рассчитать такие модели и найти наиболее целесообразные варианты решений, то существует возможность их использования с целью научно обоснованного управления любым объектом регионального анализа, либо его прогнозирования, распределения ресурсов и для контроля его эффективности. Важным показателем развития высоких технологий и экономики страны в целом, является использование в отраслях народного хозяйства автоматизированных технологических процессов. Так, в существующих сейчас условиях глобализации система ГЛОНАСС представляет собой перспективный инструмент управления любыми регионами. От применяемых сегодня новых методов менеджмента зависит в большой степени качество и эффективность управленческой деятельности региональной экономики, причем они являются таким способом воздействия на территорию, который целенаправленно помогает достигать поставленные перед ней задачи. Оптимальное распределение машин по дорогам, даёт возможность объединить усилие и ликвидировать являющуюся актуальной в настоящее время проблему автотранспорта, а также сохранению имеющихся ресурсов, чего можно достичь благодаря использованию системы спутниковой навигации. В сфере внедрения нового оборудования появляются такие технические вопросы его разработки, как полноценная работа центров отслеживания, служб экстренного реагирования, нацеленных на спасение, но при этом часто не учитываются положительные возможности такой системы в экономической сфере. Применение таких средств может помочь в достижении однородности транспортного потока на дорогах, также выровнять скорость движения автомобилей, повысить уровень безопасности дорожного движения. Все это очень востребовано и возможно в настоящее время с помощью использования спутниковых систем ГЛОНАС для России, Galileo для Европы, GPS для США, Бэйдоу для Китая, IRNSS для Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGIONAL GOVERNMENT

Well-being of nation is determined by that position which it holds in the world market of technologies and innovations, from ability to use additional opportunities which they give. Within the direction of sustainable economic development of any state the solution of the arising regional problems of management by means of economic modeling which allows to describe these or those processes through quantitative measurement, with input of certain symbols of various factors is possible. If to calculate such models and to find the most expedient versions of decisions, there is a possibility of their use for the purpose of evidence-based management of any object of the regional analysis, or its forecasting, distribution of resources and for control of its efficiency. An important indicator of development of high technologies and national economies in general, is use in branches of a national economy of the automated technological processes. So, in the globalization conditions existing now GLONASS system represents the perspective instrument of management of any regions. Quality and efficiency of administrative activity of regional economy depends on the new methods of management applied today in big degree, and they are in such a way impacts on the territory which purposefully helps to reach the tasks set for it. Optimum distribution of cars on roads, gives the chance to combine efforts and to liquidate motor transport problem which is actual now, and also to preservation of the available resources that can be reached thanks to system of satellite navigation. In the sphere of introduction of the new equipment there are such technical questions of its development as full work of the centers of tracking, the services of the emergency reaction aimed at rescue, but thus positive opportunities of such system in the economic sphere often aren't considered. Application of such means can help with achievement of uniformity of a transport stream on roads, also level the speed of the movement of cars, increase the level of traffic safety. All this is very demanded and Galileo for Europe is possible by means of use of satellite systems of GLONAS for Russia, GPS for the USA, Beidou for China, IRNSS for India now.

Текст научной работы на тему «Проблемы регионального управления»

Раздел 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

УДК 339.137

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

О. В. Пацук*, Е. Б. Пацук

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Благосостояние страны определяют по тому положению, которое она занимает на мировом рынке технологий и инноваций, от способности воспользоваться дополнительными возможностями, которые они предоставляют. В рамках направления устойчивого экономического развития любого государства возможно решение возникающих региональных проблем управления с помощью экономического моделирования, которое позволяет описывать те или иные процессы через количественное измерение, с вводом определенных условных обозначений различных факторов. Если рассчитать такие модели и найти наиболее целесообразные варианты решений, то существует возможность их использования с целью научно обоснованного управления любым объектом регионального анализа, либо его прогнозирования, распределения ресурсов и для контроля его эффективности. Важным показателем развития высоких технологий и экономики страны в целом, является использование в отраслях народного хозяйства автоматизированных технологических процессов. Так, в существующих сейчас условиях глобализации система ГЛОНАСС представляет собой перспективный инструмент управления любыми регионами. От применяемых сегодня новых методов менеджмента зависит в большой степени качество и эффективность управленческой деятельности региональной экономики, причем они являются таким способом воздействия на территорию, который целенаправленно помогает достигать поставленные перед ней задачи. Оптимальное распределение машин по дорогам, даёт возможность объединить усилие и ликвидировать являющуюся актуальной в настоящее время проблему автотранспорта, а также сохранению имеющихся ресурсов, чего можно достичь благодаря использованию системы спутниковой навигации. В сфере внедрения нового оборудования появляются такие технические вопросы его разработки, как полноценная работа центров отслеживания, служб экстренного реагирования, нацеленных на спасение, но при этом часто не учитываются положительные возможности такой системы в экономической сфере. Применение таких средств может помочь в достижении однородности транспортного потока на дорогах, также выровнять скорость движения автомобилей, повысить уровень безопасности дорожного движения. Все это очень востребовано и возможно в настоящее время с помощью использования спутниковых систем ГЛОНАС для России, Galileo для Европы, GPS для США, Бэйдоу для Китая, IRNSS для Индии.

Ключевые слова: региональная экономика, системы спутниковой навигации, транспортная отрасль, управление территориями, автодорожный транспорт.

PROBLEMS OF REGIONAL GOVERNMENT

O. V. Patsuk*, E. B. Patsuk

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Well-being of nation is determined by that position which it holds in the world market of technologies and innovations, from ability to use additional opportunities which they give. Within the direction of sustainable economic development of any state the solution of the arising regional problems of management by means of eco-

nomic modeling which allows to describe these or those processes through quantitative measurement, with input of certain symbols of various factors is possible. If to calculate such models and to find the most expedient versions of decisions, there is a possibility of their use for the purpose of evidence-based management of any object of the regional analysis, or its forecasting, distribution of resources and for control of its efficiency. An important indicator of development of high technologies and national economies in general, is use in branches of a national economy of the automated technological processes. So, in the globalization conditions existing now GLONASS system represents the perspective instrument of management of any regions. Quality and efficiency of administrative activity of regional economy depends on the new methods of management applied today in big degree, and they are in such a way impacts on the territory which purposefully helps to reach the tasks set for it. Optimum distribution of cars on roads, gives the chance to combine efforts and to liquidate motor transport problem which is actual now, and also to preservation of the available resources that can be reached thanks to system of satellite navigation. In the sphere of introduction of the new equipment there are such technical questions of its development as full work of the centers of tracking, the services of the emergency reaction aimed at rescue, but thus positive opportunities of such system in the economic sphere often aren't considered. Application of such means can help with achievement of uniformity of a transport stream on roads, also level the speed of the movement of cars, increase the level of traffic safety. All this is very demanded and Galileo for Europe is possible by means of use of satellite systems of GLONAS for Russia, GPS for the USA, Beidou for China, IRNSS for India now.

Keywords: regional economy, systems of satellite navigation, transport branch, management of territories, road transport.

Введение. В системе регионального управления планирование, как таковое, позволяет определять стратегические и текущие цели развития любого района. В связи с этим, поставленная задача управления заранее определяет факторы и условия, которые должны быть в нее заложены изначально и способствовать выявлению социального, экономического и других эффектов развития районов страны. В условиях происходящей глобализации возникает необходимость в поиске новых способов управления территориями, поэтому в настоящее время следует вкладывать средства, в том числе и в развитие транспортной среды, чтобы получить положительную отдачу в будущем. Эффективная эксплуатация транспорта, то есть оптимальное распределение машин по дорогам, даст возможность объединить усилие и ликвидировать существующую проблему автотранспорта и сохранению ресурсов, что возможно с помощью использования системы спутниковой навигации [1—2].

Основная часть. Актуальный в настоящее время для регионального управления организационный вопрос заключается в определении и правильном понимании его функций. Здесь важно знать, что к ним относятся определенные виды действий различных государственных структур, направленных на достижение своих конкретных управленческих целей, так как именно с их помощью происходит реализация экономических законов развития любых территорий. Достижение высоких результатов развития для любого региона практически невозможно без построения такой модели, которая бы отражала его желаемое экономическое и социальное положение. При этом важно определение возможных путей, необходимых средств, сроков, разнообразных способов достижения запланированных результатов [3-5].

Территориальному планированию в условиях рынка не следует ограничивать экономической

свободы никаким участникам хозяйствования, так как параметры разрабатываемых планов развития регионов не являются директивными, а носят лишь индикативный, рекомендательный характер [6-7]. Однако не стоит забывать, что они должны создаваться с учетом существующей концепции развития страны, которая формирует общее экономическое пространство для всех предпринимателей.

ГЛОНАСС помогает учитывать все используемые юридическими лицами транспортные средства за счет установленных приборов учета и контроля -тахографов. Управление транспортным комплексом на уровне предприятия происходит за счет отслеживания информации о периодичности прохождения технического обслуживания транспортных средств, их загрузки, расходе топлива, весовом контроле, режиме труда и отдыха водителя, стиле вождения. Система организации и управления транспортным комплексом на региональном уровне осуществляет взимание транспортного налога и обновление Единой регистрационной базы данных транспортных средств [8].

На федеральном уровне осуществляется внедрение системы ГЛОНАСС в транспортный комплекс на уровне всей страны. Оборудование этой системы не ограничивается возможностью подачи сигнала тревоги и указания места происшествия на карте. Более того, эти случаи очень редки в сравнении с ежедневным количеством транспортных потоков по стране в виде перевозок пассажиров и коммерческих грузов свыше 3,5 тонны. Именно эта ежедневная деятельность предприятий составляющих налогооблагаемую базу государства и стала главной целью внедрения «мирного» ГЛОНАСС.

Так, система ГЛОНАСС/вРБ мониторинга СКАУТ предназначается для того, чтобы контролировать транспорт и мобильные объекты, повышать эффективность работы автопарков, а также уменьшать расходы и возможные риски. Эта система

Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 4

может обеспечивать прием и запись в базу данных получаемую информацию о местоположении и состоянии транспорта, грузов, передавать эти данные через ОРЯБ-канал и сеть Интернет, а также существуют различные программные решения для их последующей обработки и анализа [9]. В настоящее время определена величина экономии и снижения транспортных расходов благодаря использованию системы СКАУТ:

- сокращение пробега автотранспорта из-за эффективного управления (10-30 %);

- уменьшение расхода топлива за счет снижения пробега (6-23 %);

- контроль заправок и сливов топлива (95 %);

- поддержание дисциплины водительского состава (98 %);

- возможность контроля транспорта отделом безопасности предприятия;

- система контроля времени и мест разгрузки самосвалов (специальный отчет);

- контроль прохождения маршрута транспортом и расписания его движений [10].

По мнению некоторых экспертов, сейчас частные предприниматели и физические лица контролируют до 60 % рынка коммерческих перевозок, причем владеют они одним или двумя грузовиками, быстро реагируя на любой запрос. Для внутригородских перевозок частники обычно используют автомобили малого и среднего тоннажа, а для междугородных рейсов, как правило, многотоннажную технику [11].

Минтранс в 2006 году начал разрабатывать концепцию платного проезда автотранспорта в стране, причем ее авторы утверждали, что платежи практически не отразятся на стоимости перевозимого товара, и будут увеличивать себестоимость перевозки не более, чем на 3 %. Федеральное дорожное агентство полагает, что 56 % всего ущерба, наносимого автомобильной дороге, приходится на большегрузный транспорт с массой свыше 12 тонн. В связи с этим, полагалось, что собранные таким образом деньги, сумма которых будет рассчитываться на основании маршрутной карты, будут направлены на ремонт и развитие автодорог. Изначально планировалось, что ежегодный сбор денег за пользование федеральными дорогами составит не менее 40 млрд рублей [12].

Серьезные изменения коснулись транспортную с систему в середине ноября 2015 года, когда начала работу система сбора платы за проезд по федеральным трассам крупнотоннажных грузовиков, имеющих массу выше 12 тонн под названием «Платон». Освобождаются от платежа машины скорой помощи и пожарной службы, специальные полицейские автомобили, автобусы, военный транспорт. По своему назначению бортовое устройство системы Платон автоматически определяет маршрут движения транспорта с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС/ОРБ.

Следует отметить, что запуск этой системы вызвал протест грузоперевозчиков по всей стране,

потому что, не смотря на утверждения авторов концепции о незначительном увеличении себестоимости, этот сбор вызвал в итоге рост многих групп товаров, причем до 40%. Особенно пострадал мелкий и средний бизнес [13].

Стоимость платы для автомобилей составляет 1,53 руб. за километр. Предполагалось, что плату увеличат с марта 2016 года до 3,73 руб., но этого не сделали в силу большого возмущения водителей грузовых автомобилей, которые зарабатывают на перевозках. Данную меру отложили до конца 2018 года. Для сравнения, тарифы, предлагаемые системой Платон, являются довольно низкими в Европе. Так, владельцы большегрузных автомобилей, в Германии за автомобили более 12 т платят от €0,14 до €0,29/км, Австрии - от €0,156 до €0,4431/км (массой более 3,5 т), Франции - €0,11 до €0,155/км. Однако не стоит забывать, что сопоставлять доходы и затраты фирм в развитых странах с предприятиями государства, которое только не давно стало осваивать рыночную экономику надо с осторожностью [14].

Особенностью внедрения системы «Платон» является то, что она будет работать в условиях государственно-частного партнёрства, то есть частная компания, выигравшая официальный конкурс будет устанавливать приборы на автотранспорт, и контролировать весь процесс, получая при этом от государства ежегодную оплату в размере 11 млрд. рублей за предоставляемые услуги. Это соглашение будет действовать до 2025 года. За первый месяц работы система «Платон» собрала с дальнобойщиков полтора миллиарда рублей [15]. Декларировалось, что в связи с реализацией проекта «Платон» транспортный налог будет постепенно отменён, также как и акцизы на бензин, но все осталось по-прежнему.

Заключение. Таким образом, разработка целевых планов развития территорий, которые предусматривали бы всевозможные комбинации различных методов воздействия на экономическое состояние района, являются действительно необходимым шагом в рамках принятия управленческих решений. Важной особенностью при этом должен стать анализ баланса полученных результатов и затраченных ресурсов, которые связаны с осуществлением той или иной программы, для того, чтобы не допустить выявленные проблемы транспортной отрасли.

При разработке системы управления экономикой территорий нужно использовать метод формирования сценариев различного варианта развития событий, позволяющий сделать выбор наиболее рациональный, с учетом поставленных задач, определенных критериев и ограничений. Однако именно с их помощью можно просчитать вероятность наступления определенных событий, в отличие от прогнозов, благодаря которым можно судить только о состоянии некоторых переменных функционирования рассматриваемой системы в будущем [16].

Поэтому через сравнительный анализ, с использованием метода оптимизации плановых решений, следует отбирать тот вариант развития региональной экономики, который будет удовлетворять всем критериям эффективности.

Библиографические ссылки

1. Кузнецова О. В. Экономическое развитие ре-гионо: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. 304 с.

2. Пацук О. В. Инновационная направленность инвестиций // Креативная экономика. 2011. № 10. С. 21-26.

3. Комплексное оценивание и планирование развития региона / А. Б. Левинталь [и др.]. М. : Инт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН,

2006. 207 с.

4. Пацук О. В. Развитие регионов: проблемы и решения // Вестник СибГАУ. 2009. Вып. 1(22), ч. 1. С. 161-165.

5. Самофалова Е. В., Кузьбожев Э. Н., Вертако-ва Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики / под ред. д-ра экон. наук проф. Э. Н. Кузьбожева. М. : КноРус, 2008. 272 с.

6. Пацук О. В. Территориальный аспект управления // Вестник СибГАУ. Вып. 3(24). 2009. С. 145-150.

7. Индикативное планирование и проведение региональной политики / под общ. ред. А. Б. Ле-винталя, Ф. Ф. Пащенко. М. : Финансы и статистика, 2007. 368 с.

8. Кульнев В. В., Куликов В. Ю. Обработка информации от нескольких контрольно - корректирующих станций при реализации дифференциального режима ГЛОНАСС и GPS // Радиотехника.

2007. № 9. С. 112-113.

9. Карасёв В. В. Современные спутниковые радионавигационные системы (СРНС). Владивосток: Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 2006. 79 с.

10. Использование системы СКАУТ [Электронный ресурс]. URL: http://www.scoutkazan.ru/infor-mation/obzor-sistemy-monitoringa-transporta-skaut (дата обращения: 7.06.2016).

11. Транспорт [Электронный ресурс]. URL: http://www.navigatortt.ru/poleznaya-informaciya/ plyusy-i-minusy-sistemy-platon.html (дата обращения: 10.06.2016).

12. О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн : Постановлении Правительства РФ [Электронный ресурс]. URL: http://pddmaster.ru/avtomobili/pravila-platnogo-proez-da-po-federalnym-trassam-dlya-gruzovikov-tyazhelee-12-tonn.html (дата обращения: 12.06.2016).

13. Запуск системы «Платон» [Электронный ресурс]. URL: http://bolshefaktov.ru/v-mire/yekono-

mika/sistema-platon-segodnya-plyusy-i-minusy-2054 (дата обращения: 03.06.2016).

14. Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http:// pddmaster.ru/avtomobili/sistema-vzimaniya-platy-dlya-bolshegruzov-platon.html (дата обращения: 27.05.2016).

15. Внедрение системы «Платон» [Электронный ресурс]. URL: http://pln-pskov.ru/ehonomics/ 229337.html (дата обращения: 10.06.2016).

16. Patsuk O. V. Design of the regions' economic development strategy // Perspectives of innovations, economics and business (PIEB) / International cross-industry research j. (Professional & Innovative Research Publications). Prague, Czech Republic, Vol. 5, Issue 2, 2010. P. 82-85.

References

1. Kuznetsova O. V. Economic development of regions: theoretical and practical aspects of state regulation. M. : Publishing house of LKI, 2007. 304 p.

2. Patsuk O. V. Innovative orientation of investments // Creative economy. Moscow: JSC Publishing House Kreativnaya ekonomika, 2011, No. 10. P. 21-26.

3. Levintal A. B. [etc.]. Complex estimation and planning of development of the region. M. : Ying t of problems of management of V. A. Trapeznikov of the Russian Academy of Sciences, 2006. 207 p.

4. Patsuk O. V. Development of regions: problems and decisions // Vestnik SibGAU. 2009. Vyp. 1(22), p. 1, р. 161-165. (In Russ.)

5. Samofalova E. V., Kuzbozhev E. N., Vertako-va Yu. V. State regulation of national economy / under the editorship of the Dr. экон. sciences, prof. E. N. Kuz-bozhev. M. : KnoRus, 2008. 272 p. (In Russ.)

6. Patsuk O. V. Territorial aspect of management // Vestnik SibGAU. 2009. Vyp. 3(24), P. 145-150. (In Russ.)

7. Indicative planning and carrying out regional policy / under a general edition of A. B. Levintal, F. F. Pashchenko. M. : Finance and statistics, 2007. 368 p. (In Russ.)

8. Kulnev V. V., Sandpipers V. Yu. Information processing from several control - the correcting stations at realization of the differential GLONASS and GPS mode // Radio engineering. 2007. No. 9, р. 112113. (In Russ.)

9. Karasyov V. V. Modern satellite radio navigational systems (SRNS). Vladivostok: Far East state technical fishery university, 2006. 79 p. (In Russ.)

10. Use of system SCOUT. Available at: http://www.scoutkazan.ru/information/obzor-sistemy-monitoringa-transporta-skaut (accessed: 07.06.2016). (In Russ.)

11. Transport. Available at: http://www.navigatortt. ru/poleznaya-informaciya/plyusy-i-minusy-sistemy-platon.html (accessed: 10.06.2016). (In Russ.)

12. The resolution of the Government of the Russian Federation "About collection of a payment on ac-

Менеджмент социальных и экономических систем. 20i6. № 4

count of the indemnification caused to public highways of federal value by the vehicles having the allowed maximum weight over 12 tons". Available at: http://pddmaster.ru/avtomobili/pravila-platnogo-proez-da-po-federalnym-trassam-dlya-gruzovikov-tyazhelee-12-tonn.html (accessed: 12.06.2016). (In Russ.)

13. Start of Platon system. Available at: http:// bolshefaktov.ru/v-mire/yekonomika/sistema-platon-se-godnya-plyusy-i-minusy-2054 (accessed: 03.06.2016). (In Russ.)

14. 12 tons since November 15, 2015 are heavier than the rule of paid driving through federal highways for trucks. Available at: http://pddmaster.ru/avto-

mobili/sistema-vzimaniya-platy-dlya-bolshegruzov-platon.html (accessed 27.05.2016). (In Russ.)

15. Introduction of Platon system. Available at: http://pln-pskov.ru/ehonomics/229337.html (accessed 10.06.2016). (In Russ.)

16. Patsuk O. V. Design of the regions' economic development strategy // Perspectives of innovations, economics and business (PIEB)/International cross-industry research j. (Professional & Innovative Research Publications). Prague, Czech Republic, 2010. Vol. 5, Issue 2, р. 82-85.

© nauyK О. В., nauyK Е. E., 2016

Для цитирования: Пацук О. В., Пацук Е. Б. Проблемы регионального управления // Менеджмент социальных и экономических систем. 20i6. № 4. С. 40-44.

For citations: Patsuk O. V., Patsuk E. B. Problems of regional government // Social and economic systems management. 20i6. № 4. Р. 40-44. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.