Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ И ФИЛОСОФСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О ПОНЯТИИ АКТИВНОСТЬ'

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ И ФИЛОСОФСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О ПОНЯТИИ АКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ / ФОРМА АКТИВНОСТИ / МЕХАНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИНКТ / РЕФЛЕКСИЯ / ПАССИВНОСТЬ / РЕАКТИВНОСТЬ / РЕАКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБУСЛОВЛЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОЦЕСС САМОИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Екатерина Дмитриевна, Кабатьева Алина Юрьевна

Такое неоднозначное понятие как «активность» очень часто встречается в различных областях науки или деятельности. Несмотря на это мы редко задумываемся о том, какие значения могут быть присуще ему. Может ли это понятие нести в себе какой-либо другой смысл, кроме привычного нам обозначения деятельности или ритма жизни человека? Конечно может, и именно для этого мы проводим исследование данного понятия в таких областях, как психология и философия. В нашем исследовании раскрываются схожесть и различия активности. Изучена литература прошлых исследований, в большинстве труды современных ученых, но также была затронута история изучения понятия активности, рассмотрены труды как зарубежных, так и отечественных ученых. Приведены рассуждения великих древнегреческих философов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENCE BETWEEN PSYCHOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL IDEAS ABOUT THE CONCEPT OF ACTIVITY

Such an ambiguous concept as "activity" is very often found in various fields of science or activity. Despite this, we rarely think about what values may be inherent in it. Could this concept carry any other meaning than the usual designation of a person's activity or rhythm of life? Of course it can, and it is for this that we are conducting a study of this concept in areas such as psychology and philosophy. Our research reveals the similarities and differences in activity. The literature of past studies was studied, in most of the works of modern scientists, but the history of the study of the concept of activity was also touched upon, the works of both foreign and domestic scientists were considered. The reasoning of the great ancient Greek philosophers is given.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ И ФИЛОСОФСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О ПОНЯТИИ АКТИВНОСТЬ»

Различие между психологическим и философским представлением о понятии

активность

The difference between psychological and philosophical ideas about the concept of activity

Волкова Екатерина Дмитриевна

Студент

Казанского Государственного Энергетичекого Университета

Россия, Казань ekat3rinavolkova22@yandex. ua

Volkova Ekaterina Dmitrievna

Student of Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan ekat3rinavolkova22@yandex. ua

Кабатьева Алина Юрьевна

Студент

Казанского Государственного Энергетического Университета

Россия, Казань Alinochkakabateva@mail.ru

Kabateva Alina Yurevna

Student of Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan Alinochkakabateva@mail.ru

Аннотация.

Такое неоднозначное понятие как «активность» очень часто встречается в различных областях науки или деятельности. Несмотря на это мы редко задумываемся о том, какие значения могут быть присуще ему. Может ли это понятие нести в себе какой-либо другой смысл, кроме привычного нам обозначения деятельности или ритма жизни человека? Конечно может, и именно для этого мы проводим исследование данного понятия в таких областях, как психология и философия. В нашем исследовании раскрываются схожесть и различия активности. Изучена литература прошлых исследований, в большинстве труды современных ученых, но также была затронута история изучения понятия активности, рассмотрены труды как зарубежных, так и отечественных ученых. Приведены рассуждения великих древнегреческих философов.

Annotation.

Such an ambiguous concept as "activity" is very often found in various fields of science or activity. Despite this, we rarely think about what values may be inherent in it. Could this concept carry any other meaning than the usual designation of a person's activity or rhythm of life? Of course it can, and it is for this that we are conducting a study of this concept in areas such as psychology and philosophy. Our research reveals the similarities and differences in activity. The literature of past studies was studied, in most of the works of modern scientists, but the history of the study of the concept of activity was also touched upon, the works of both foreign and domestic scientists were considered. The reasoning of the great ancient Greek philosophers is given.

Ключевые слова: Активность и деятельность, деятельное отношение к миру, формы проявления, форма активности, механическая реализация, инстинкт, рефлексия, пассивность, реактивность, реактивная активность, обусловленная активность, процесс самоизменения.

Keywords: Activity and performance, active attitude to the world, forms of manifestation, form of activity, mechanical realization, instinct, reflection, passivity, reactivity, reactive activity, conditioned activity, the process of self-change.

В повседневной жизни мы часто встречаем такое понятие как активность, причем в разных сферах оно имеет различные и, порой, совершенно несопоставимые значения. Это понятие приобрело на столько широкий спектр использования, что иногда для того, чтобы понять его смысл, необходимо более внимательное его изучение. Обратившись к словарю русского языка, видим, что он дает определение «активного» как деятельного, энергично развивающегося.

Активность и деятельность неоднократно выступают как синонимичные понятия в литературе и разговорной речи. Деятельность подразумевает под собой совершение какого-то механического действия. В физиологическом смысле активность является всеобщей характеристикой живых существ или поддержания ими существенно значимых связей с внешним миром.

Можно сказать, что активность - это важное состояние живого организма. Не имея активности, человек не способен существовать даже как биологическое существо, а тем более как член социума. Будет ли значение активности сохранять такой смысл, если мы начнем рассматривать его использование в сфере психологии или философии?

ПСИХОЛОГИЯ

Психология - наука, изучающая структуры и процессы, находящиеся и протекающие внутри, которые не поддаются внешнему изучению. Если мы станем рассматривать понятие «активность» в психологии, то сможем определить его, как деятельное отношение человека к миру, способность значимо преобразовывать материальную и духовную среду на основе опыта человечества. Формы ее проявления - это творческая деятельность и общение.

Самая простая форма активности - это механическая реализация внутренней программы или реагирование на действие, оказываемое внешней средой, например, тропизм, таксис, рефлекс. Усложненной формой является инстинкт. В свою очередь, инстинкт представляет собой совокупность врожденных стремлений, оказывающих стимулирующего действия на формирование поведения. Также встречаются выученные формы активности, которые воплощаются с помощью приобретения навыков и умений, то есть «выучиваются» с течением времени. При этом, навыком является действие, полученное путем многократного повторения и доведения до автоматизации. Не маловажную роль играет и следующая форма активности - интеллектуальная. Которая с помощью мышления подразумевает составление целевых программ для действий, совершаемых человеком. К последней форме активности можно отнести рефлексию, то есть сознательную активность. Рефлексия - обращение человека на свою личность (мировоззренческие установки, определенные чувства, телесные ощущения, реакцию), свое состояние или самопознание.

С точки зрения биологического устройства, психическая активность определяется работой мозга, который оснащен органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами. Суть такой активности состоит в обработке информации, ее анализе и использование в координировании движений различного характера, таких как речь, движение рук и ног и т.п.

Все формы активности имеют, как правило, внутреннюю (психическую) и внешнюю (поведенческую, практическую) составляющие.

Психика подразделяется на познавательную, эмоциональную и волевую, сознательную и бессознательную, личностную и безличностную. Такой вид активности мы можем отнести к внутренней, так как она проявляется в одной субстанции.

Попытка создания согласованной картины субъекта и его основных процессов связана поведенческая активность. Данный вид мы можем отнести как к внутренней, так и к внешней активности, то есть активность между двумя субстанциями [5]

Значит, мы можем выделить четыре модели активности, которые выделяют различные взаимодействия этих двух субстанций:

• Пассивность - влияние одной субстанции на другую, а внутреннее состояние второй и ее реакция на внешнее воздействие выражает полное безразличие.

• Реактивность - влияние одной субстанции на другую, внутреннее состояние которой равно нулю, но ее ответная реакция равна внешней.

• Собственная активность - влияние одной субстанции на другую, ответ которой равен ее собственному состоянию.

• Обусловленная активность - влияние одной субстанции на другую, ответ которой представляет собой совокупность внешнего воздействия и внутреннего состояния.

Вопросом об активности личности интересовались такие знаменитые ученые, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм. Появлялись школы, создающие теории об активности личности. «Гуманистическая школа» отвергала учение Фрейда, в соответствии с которым природные импульсы, такие как страх одиночества, агрессия, стремление к власти, обязательно враждебны обществу. По их теории в качестве источника активности рассматривались врожденные альтруистические мотивы. Представителем является Карл Роджерс. Другие представители этой школы с Гордоном Олпортом представили концепцию «Теория черт», в которой люди имеют отличие друг от друга по набору степени развития независимых черт, а описание личности получаемо с помощью тестологического метода обследования. Абрахам Маслоу - автор «Теории Потребностей» предполагал, что человек с рождением приобретает семь классов потребностей, которые сопровождают его на протяжении всей жизни. По мнению автора, главными потребностями выступают эстетические потребности, а менее значимыми - физиологические. Пьер Мария Феликс Жане, представитель Французской Психологической школы, в своей теории тоже выделил семь уровней источников поведения.

Из отечественных ученых этой темой интересовались И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомской, В.М. Бехтерев, которые представили активную установку организма по отношению к окружающей среде. Их труды оказали серьезное влияние на разработки зарубежных психологов, которые изучали проблемы поведения и активности животных и человека.

С психологической точки зрения можно определить активность как подсознательную работу мозга. Как что-то интуитивное, то, что задает команды для механической работы человека.

ФИЛОСОФИЯ

Если мы начнем рассматривать активность в философском аспекте, то заметим, что оно рассматривается как универсальное, всеобщее свойство материи, которое выступает, во-первых, как мера направленного действия; во-вторых, как возбужденное состояние объекта, определяемое обратным воздействием на действие; и в-третьих, как возможность иметь взаимоотношения реальных объектов с другими объектами. Также его сопоставляют с понятиями бытия и небытия, являющихся абсолютными антонимами, которые характеризуются существованием и отсутствием чего-либо.

Известный ученый, кандидат философских наук, автор множества работ И.А. Джидарьян считает, что понятие активность относится к группе общенаучных. Оно, как отмечает автор, «фиксирует такое свойство явлений и систем материального мира, которое проявляется в их способности к внутренне необходимому движению и связано с процессами самоизменения, саморазвития, саморегуляции» [2, 3] Автор присваивает данную философскую трактовку человеку, то есть системе материального мира с развитым сознанием.

Другой выдающийся советский и российский ученый, философ и культуролог, специалист в области философии и истории культуры - Моисей Самойлович Каган раскрывает понятие активности человека, как призванную обеспечить не только его биологическую, но и социальную жизнь.

Не можем обойти стороной и древнегреческого философа, который первый проявил интерес в изучении внутреннего мира человека. Если мы обратимся к учениям Сократа, то обнаружим, что он определяет мыслящую активность и сопоставляет ее с термином «Душа» и нравственным поведением. Для него душа стала

философским открытием в данном смысле. В своих трудах он обращает внимание на проблематику человека, которого принимает как природное существо. При этом человек обладает автономией существования. А при изучении человека познающего, т.е. находящегося в состоянии познания, он ставит и решает вопрос: "В чем природа и последняя реальность человека, что есть сущность человека?"[1] В конечном итоге он приходит к выводу, что человек - это его душа с того момента, как она становится зрелой и отличающей его от других существ.

Мышление есть невидимая форма проявления активности человека, Сократ использовал для его описания метафору ветра: «Ветров самих не видать, но действия их нам видны, и приближение их мы чувствуем» [4].

Дуализм четко прослеживается в философском учении афинского философа, ученика Сократа - Платона. Для него тело и душа несопоставимы, как параллельные миры. Платон считает, что тело - смертно, а душа -вечна. В диалоге «Государство», в котором изложено учение философа, тело в отличие от души можно погубить. Даже порок не может привести душу к смерти, а просто извращает и делает ее нечестивой. А то, что не способно погибнуть не от какого зла, считается бессмертным.

Таким образом, проведя анализ, мы можем прийти к выводу, что в аспектах философии активность является свойством материи и определяется как способность организма подстраиваться под условия жизни с целью самосохранения. В основу активности человека заложена его социальная природа. Благодаря сознанию, человек способен целенаправленно взаимодействовать с природой и обществом, изменяя и преобразуя не только окружающую среду, но и самого себя. Активность выступает как социально одобренный способ поведения и деятельности человека, результатом которого являются соответствующие социально и личностно значимые изменения.

Следовательно, если резюмировать данные, полученные в ходе анализа, можно сделать следующие выводы: активность - одна из важнейших составляющих жизни человека, без которой невозможно его существование как биологического организма, так и члена социума. Но рассматривая это понятие в науках, которые исследуют человека на уровне духовной и интеллектуальной деятельности, таких как психология и философия, мы видим, что его значение приобретает существенные различия. Понятие активности в психологии и философии создают образ полноценной личности, связывая при этом разум и душу. В нем воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения и моральное мировоззрение.

Список используемой литературы:

1. Платон. "Государство". Аристотель. «Политика», II 1, 10, 1261 в 330

2. Минюрова.С. А. Психология самопознания и саморазвития: учебник для вузов - Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2013 - с.302.

3. Джидарьян, И. А. Психология счастья и оптимизма / И. А. Джидарьян. - Институт психологии РАН, 2013. - с.272.

4. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе - М.:Наука, 1993. - С.205

5. Фромм Э. Психоанализ и религия 1949 / Пер. А. Дванова. — М.: АСТ, 2010. — с.160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.