Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В АСПЕКТЕ ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ФЕНОМЕН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В АСПЕКТЕ ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
860
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ACTIVITY / COGNITION / COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE INTEREST / COGNITIVE INDEPENDENCE / SUBJECT OF COGNITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грибова Е.П.

Статья посвящена теоретическому исследованию феномена познавательной активности. Социальная значимость, недостаточная теоретическая изученность вопроса формирования познавательной активности старших дошкольников, являющейся предметом диссертационного исследования автора статьи, побуждает к выявлению генезиса понятия «познавательная активность» и рассмотрению дефиниций, составляющих данную категорию - «активность» и «познание», а также определению соотношения смежных понятий, таких как «деятельность» и «познавательный интерес». Автор представляет детальный обзор и анализ современных теоретических и научно-методических исследований философов и ученых-психологов, согласно которым активность неизменно связывают с деятельностью, а в ее структуре прежде всего с такой составляющей, как потребность. В итоге «активность» определяется как деятельностная характеристика личности. В статье автором рассматривается понятие «познание», которое можно представить как процесс активной деятельности человека, в ходе которой он получает представление об объектах, явлениях и процессах окружающей среды, что позволяет глубже проникнуть в их сущность, и, в итоге, преобразовать окружающую действительность согласно своим целям и потребностям. В научных исследованиях существует как минимум два подхода к рассмотрению сущности познавательной активности человека. Так, одни исследователи рассматривают познавательная активность как деятельность человека, причем активную, другие - как свойство или качество познающей личности. На взгляд автора оба подхода видятся недостаточными, если их рассматривать изолированно друг от друга, так как познавательная активность не отделима ни от деятельности, ни от качеств, свойств личности. В заключении статьи автор приходит к выводу, что познавательную активность можно рассматривать и как деятельность со своей целью и творческим использованием средств для достижения результата, и как интегративное качество личности, которое проявляется в его осознанном отношении к овладению новыми знаниями, умениями, способами действий и стремлении к преобразованию, конструированию себя и среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грибова Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE ASPECT OF PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH

The article is devoted to the theoretical study of the phenomenon of cognitive activity. The social significance, insufficient theoretical study of the issue of the formation of cognitive activity of older preschoolers, that is subject of the research, impels to identify the genesis of the concept of "cognitive activity" and consider the definitions that are components of this category i.e. "activity" and "cognition", as well as determine the ratio of related concepts, such as "activity" and "cognitive interest". The author presents a detailed review and analysis of modern theoretical and scientific-methodological studies of philosophers and psychologists, according to which human action is invariably associated with activity. And in the structure of human action, activity is associated with need. As a result, “activity” is defined as an activity characteristic of a person. In the article, the author considers the concept of "cognition", which can be represented as a process of active human activity, during which he gets an idea of objects, phenomena and processes of the environment, which allows him to penetrate deeper into their essence, and, as a result, transform the surrounding reality in accordance with your goals and needs. In scientific research, there are at least two approaches to examining the essence of human cognitive activity. So, some researchers consider cognitive activity as a human activity, even active, others - as a property or quality of a cognizing person. In the author's opinion, both approaches are insufficient if considered in isolation from each other, since cognitive activity is not separable either from activity, or from the personal qualities and personality traits. In the conclusion of the article, the author comes to the conclusion that cognitive activity can be considered both as an activity with its own purpose and the creative use of means to achieve a result, and as an integrative quality of a person, which manifests itself in his conscious attitude to mastering new knowledge, skills, methods of action and aspiration to transform, construct oneself and the environment.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В АСПЕКТЕ ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

https:// mir-nauki. com

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Грибова Е.П. Феномен познавательной активности в аспекте философских и психолого-педагогических исследований // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Gribova E.P. (2020). The phenomenon of cognitive activity in the aspect of philosophical and psychological-pedagogical research. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN420.pdf (in Russian)

Феномен познавательной активности в аспекте философских и психолого-педагогических исследований

Аннотация. Статья посвящена теоретическому исследованию феномена познавательной активности. Социальная значимость, недостаточная теоретическая изученность вопроса формирования познавательной активности старших дошкольников, являющейся предметом диссертационного исследования автора статьи, побуждает к выявлению генезиса понятия «познавательная активность» и рассмотрению дефиниций, составляющих данную категорию - «активность» и «познание», а также определению соотношения смежных понятий, таких как «деятельность» и «познавательный интерес».

Автор представляет детальный обзор и анализ современных теоретических и научно-методических исследований философов и ученых-психологов, согласно которым активность неизменно связывают с деятельностью, а в ее структуре прежде всего с такой составляющей, как потребность. В итоге «активность» определяется как деятельностная характеристика личности.

В статье автором рассматривается понятие «познание», которое можно представить как процесс активной деятельности человека, в ходе которой он получает представление об объектах, явлениях и процессах окружающей среды, что позволяет глубже проникнуть в их сущность, и, в итоге, преобразовать окружающую действительность согласно своим целям и потребностям.

В научных исследованиях существует как минимум два подхода к рассмотрению сущности познавательной активности человека. Так, одни исследователи рассматривают познавательная активность как деятельность человека, причем активную, другие - как свойство или качество познающей личности. На взгляд автора оба подхода видятся недостаточными, если их рассматривать изолированно друг от друга, так как познавательная активность не отделима ни от деятельности, ни от качеств, свойств личности.

В заключении статьи автор приходит к выводу, что познавательную активность можно рассматривать и как деятельность со своей целью и творческим использованием средств для

For citation:

УДК 37.025 ГРНТИ 14.35.01

Грибова Елена Петровна

АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», Ставрополь, Россия

Аспирант E-mail: tati19701@rambler.ru

https:// mir-nauki. com

достижения результата, и как интегративное качество личности, которое проявляется в его осознанном отношении к овладению новыми знаниями, умениями, способами действий и стремлении к преобразованию, конструированию себя и среды.

Ключевые слова: активность; познание; познавательная активность; познавательный интерес; познавательная самостоятельность; субъект познания

Современное общество проживает в мире, где информация постоянно обновляется и пополняется. И человеку важно не просто мгновенно усваивать и переработать новую информацию, но и научиться ее творчески применять. В связи с этим перед образованием стоит задача развития познавательной активности обучающейся личности, которая позволит не только обрабатывать и пополнять знания, но и применять их на практике с целью преобразования окружающего мира.

Итак, социальная значимость, недостаточная теоретическая изученность вопроса формирования познавательной активности дошкольников (являющейся предметом нашего диссертационного исследования), побуждает нас к анализу понятия «познавательная активность» и его производных.

Существенной составляющей методологии педагогики, как в прочем и других наук, ее концептуальным основанием теоретической и практической деятельности является определение понятий. Генезис научного понятия, его истории появления в науке позволяет, с одной стороны, определить имеющуюся совокупность факторов и средств становления и формирования данного феномена, с другой стороны, дает возможность его совершенствования, оптимизации и амплификации, то есть предусматривает перспективу дальнейшего развития понятия в системе научного педагогического знания. Теоретико-методологический анализ понятия служит основанием для выявления его взаимосвязей с другими научными понятиями и сферами деятельности, а также введения новых, обеспечивающих актуальное развитие науки.

Цель исследования состоит в изучении феномена познавательной активности личности с позиций философских и психолого-педагогических исследований.

Материалами исследования послужили диссертационные работы по педагогике, психологии, научные труды, публикации и личные наработки автора статьи в рамках диссертационного исследования в сфере формирования познавательной активности дошкольников.

Применены следующие методы исследования: анализ теоретических источников, систематизация материала, анализ, классификация, обобщение.

Прежде чем определить особенности познавательной активности (далее ПА) старших дошкольников, нам представляется необходимым провести генезис понятия «познавательная активность» и рассмотреть дефиниции, составляющие данную категорию - «активность» и «познание», а также выявить соотношение смежных понятий, таких как «деятельность» и «познавательный интерес».

Введение

Материал и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

https:// mir-nauki. com

Вначале обратимся к характеристике категории «активность», которая в данном случае является родовой. Анализ базовой категории «активность» в теоретическом аспекте свидетельствует о том, что она является общенаучной, охватывающей довольно большой круг явлений - от энергетической активности неживой природы и жизнедеятельности простейших организмов до высших форм движения материи. В научной литературе имеется множество определений понятия активность, а также немалое описание ее разновидностей (социальная, физическая, интеллектуальная, коммуникативная и др.).

С биологических позиций данное понятие тесно соединено с поведением живых систем. Присутствие биологической активности у живых систем доказано физиологическими исследованиями И.П. Павлова, который при этом указывает на различия в активности у животных и человека. У животных этот рефлекс проявляется лишь как реакция на колебания окружающей среды, у человека «рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую безграничную ориентировку в окружающем мире» [1, с. 27].

Согласно Н.А. Бернштейну «активность выступает как наиболее общая всеохватывающая характеристика живых организмов и систем» [2, с. 329], которая обнаруживается через приспособление организма к окружающей среде.

Активность (от лат. activus - деятельный) - «наиболее существенное качество живого организма, проявляющееся в целенаправленном изменении состояния данного организма и элементов окружающей среды, с которыми он входит во взаимоотношение, обусловленное нуждами этого организма. ... На уровне животных активность предстает в форме психического отражения и поведения, а на уровне человека - в форме личностной активности и деятельности как творческого преобразования культурной и биологической среды» [3]. Другими словами, необходимо отдельно рассматривать активность биологического создания - человека и активность социального субъекта - личности, где активность предстает как способность вносить изменения в окружающий предметный, природный и социальный мир в соответствии со своими интересами и нуждами [4].

С позиции психологии понятие «активность» зачастую связывается многими исследователями с деятельностью. При этом одни исследователи объединяют «активность» с «деятельностью», другие указывают на то, что «активность» является ее результатом, третьи рассматривают понятие «активности» намного шире, чем «деятельность».

Как философская категория «деятельность» отражает специфическую для личности форму отношения к окружающей среде, содержание которой, составляет ее целенаправленное изменение и преобразование в интересах человека и людей в целом [5]. Лекторский В.А. трактует деятельность как всеобщую форму активности человека [6].

Во многих психологических исследованиях активность рассматривается как деятельность, активное взаимодействие с окружающей средой, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно влияющий на объект, удовлетворяя таким образом свои потребности.

В частности, в работах отечественных психологов А.Н. Леонтьева и В.А. Петровского [7; 8] активность рассматривается как источник возникновения и развития деятельности, ее мера. В связи с этим в трудах последователей данных ученых исследование активности происходит по «видам деятельности» - активность учебная, эмоциональная, интеллектуальная, двигательная и пр. В работах же С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского [9; 10] деятельность выступает одной из форм активности, помимо которой человек развивается и находит свою реализацию в таких сферах, как познание, общение, созерцание, обучение и др.

https:// mir-nauki. com

Итак, в психологии активность неизменно связывают с деятельностью, а в ее структуре прежде всего с такой составляющей, как потребность. В работах А.М. Матюшкина о потребностях говорится как о «внутренних источниках активности» [11, с. 31]. С.Л. Рубинштейн характеризовал «потребность как испытываемую человеком нужду в чем-то лежащем вне его, проявляющую связь человека с окружающим миром и его зависимость от него» [12]. Иными словами, у основания активности личности лежат потребности, которые, чтобы их удовлетворить с подвигают к деятельности. О чем говорится и в теории потребностей А. Маслоу [13] и в многочисленных теориях мотивации [14-16]. В свою очередь, процесс удовлетворения потребности порождает конкретные эмоции, в основе которых заложены истоки интереса. Автор теории дифференцированных эмоций К.Э. Изард трактовал интерес как положительную эмоцию, которая по сравнению с иными эмоциями испытывается человеком существенно чаще и «играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта» [17, с. 105]. Далее, интересы, зародившиеся из потребностей, порождают деятельность, которая уже не входит в границы первоначальной, удовлетворяющей имеющиеся изначально потребности. Это указывает на то, что порой сама деятельность пробуждает потребности.

Таким образом, мы можем заключить, что наличествует взаимосвязь между активностью, потребностями, деятельностью и эмоциональной сферой человека. Следовательно, активность рождается из состояния, имеющего яркий эмоциональный фон.

Под влиянием интереса у человека неизменно возникают вопросы, ответы на которые с подвигают его на активный поиск. Интерес, который выражается в стремлении человека узнать новое, неизвестное и неясное о качествах, свойствах предметов и явлений реального мира, а также имеющихся между ними связях и закономерностей, то есть вникнуть в их суть, называют познавательным интересом.

В связи с этим, некоторые исследователи, изучающие вопросы, касающиеся ПА, рассматривают и такой феномен как «познавательный интерес». Например, Г.И. Щукина [18], анализируя понятия «познавательный интерес» и «познавательная активность», определяет между ними взаимосвязь, более того, указывает на обусловленность познавательной активности именно познавательным интересом, специфическими характеристиками которого, с точки зрения ученого, выступают стремление к его удовлетворению и определенный эмоциональный подъем. Познавательный интерес представляет собой личностное образование, которое включает в себя избирательную направленность, устойчивую познавательную активность и стремление проникнуть в сущность познания. При этом, согласно исследованию Г.И. Щукиной «познавательный интерес» в своем развитии проходит четыре основных этапа -это любопытство, любознательность, собственно «познавательный интерес» и теоретический интерес.

Итак, можно заключить, что интерес является мощным побудителем активности личности, который стимулирует все психические процессы, делая их более интенсивными и напряженными, а деятельность устремлена на то, чтобы познавательная потребность была удовлетворена/погашена.

Опираясь на исследования ученых М.И. Лисина считает, что ПА «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее» [19]. В целом можно заключить, что познавательная потребность, соединяющая в целое нужду, свойство и состояние личности, выступает причиной, началом познавательной деятельности, которая тесно связана с познавательной активностью, становясь для нее (активности) своеобразным тригером.

Вместе с тем М.И. Лисина в своей работе замечает, что нередко понятие «активность» применяется в разных сферах науки с трех позиций: «1) определенной, конкретной деятельности индивида..., 2) состояния, противоположного пассивности... и, наконец, 3) для обозначения инициативности, или явления, противоположного реактивности.» [19; 20, с. 228]. Таким образом, заключает исследователь, активность предстает минимум в трех аспектах, а именно как деятельность, готовность к ней и как инициативность. И общим для этих аспектов активности выступает «...указание на наличие энергии и ее мобилизованность...» [19; 20, с. 228].

В большинстве зарубежных научных исследованиях термин «активность» отождествлен с термином «деятельность» и употребляются они в качестве синонимичных [21]. Это происходит из-за того, что в некоторых языках (например, английском и французском) активность и деятельность идентичные понятия, то есть обозначаются одним термином. Однако, в зарубежной психологии имеются исследования, в которых, как и в отечественной психологии, рассматривается активность субъекта. Например, в работах К. Левина [22], активность человека трактуется как соотношение личностных качеств и характеристик окружающей среды. Среда выступает «внешним полем» приложения сил человека, то есть она не является фактором, тотально определяющим поведение человека. Личность - это «внутренне поле» систем напряжений. Данные поля составляют «динамическое единство», в котором человек либо подчиняется «притяжению объекта» (реактивное поведение), либо действует в соответствии с внутренними потребностями (произвольная активность).

В итоге можно отметить, что соотношение «активности» и «деятельности» в работах ученых скорее всего свидетельствуют об отдельных аспектах этих исследований, но все они указывают на тесную взаимосвязь данных феноменов.

В педагогике активность рассматривается как сознательное, волевое, целенаправленное выполнение деятельности, которая нужна для овладения знаниями и умениями, используя их в дальнейшей работе и практической деятельности. На основе анализа толкований термина «активность» можно заключить, что данный феномен подвергается рассмотрению как минимум с 2-х позиций. Во-первых, в качестве внешнего выражения активности в деятельности и, во-вторых, в виде свойства либо качества субъекта, когда активность обусловлена внутренними побуждениями (интересами, мотивами, потребностями). Активность чревата деятельностью. Мы разделяем позицию К.А. Абульхановой-Славской, что познавательная активность и деятельность человека, не являются тождественными понятия. Принципиальное отличие между ними содержится в побуждениях. Так, деятельность идет из потребности в объекте, а активность исходит из потребности в деятельности [24, с. 77]. Обобщая сказанное выше, «активность» можно определить как деятельностную характеристику личности.

Что касается понятия «познание», то под ним понимают совокупность психических процессов, целью которых является знание о явлениях и закономерностях окружающего мира. «Познание», согласно теории познания, выступает одной из форм связи человека с миром, которая предполагает интериоризацию свойств мира в сознании человека [25, с. 239].

При этом обратим внимание на то, что познание человека в отличие от познания животного принимает специфическую форму деятельности. Человек способен не просто приспосабливаться к окружающей среде, а менять ее саму, создавать среду своего существования. Познающий человек относится к окружающему миру (природному, социальному) конструктивно, рассматривает его как сферу своей деятельности. Более того человеку под силу конструировать себя, свой разум и даже другие живые системы. Он может осознанно себя развивать и достраивать свою уникальность. То есть речь идет о формировании специфической особенности ПА личности, ее преобразовательном отношении к окружающему миру. Вследствие познания человеком окружающего мира происходит его обогащение, расширение, усложнение, культурное преобразование.

В философии познание определяется как активный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения новых знаний с целью применения их на практике [26]. У человека познание имеет характер целенаправленной, научно-теоретической деятельности, не связанной напрямую с функцией биологического выживания.

В педагогике «познание» понимается как специально-организованная и креативная деятельность обучающегося, которая реализуется с целью достижения сути чего-либо, приобретения истинных представлений и знаний об окружающем1. И так как познание является деятельностью, то оно имеет общие черты с другими видами деятельности - трудом, обучением, игрой, общением и т. д. Следовательно в познании можно выделить составляющие, которые характерны для любого вида деятельности, - потребность, мотив, цель, средства, результат.

В психологии познание определяется термином «когнитивность», и под ним понимают способность умственного восприятия внешней информации для дальнейшей переработки. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в данном процессе. О чем говорится в многочисленных исследованиях [27-29].

Таким образом, «познание» можно представить как процесс активной деятельности человека, в ходе которой человек получает больше ощущений, восприятий и представлений об объектах, явлениях и процессах окружающей среды, что позволяет глубже и полно проникнуть в их сущность, а также постичь закономерности их формирования и развития, имеющиеся связи между ними и, в итоге, преобразовать окружающую действительность согласно своим целям и потребностям. В результате познания человек постигает целый комплекс знаний и представлений, который постоянно обогащается, рождаются цели, интересы и потребности, соответствующие современным условиям и являющиеся источником для познавательной деятельности.

Рассматривая познание как процесс отражения и воспроизведения действительности, как взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого становится новое знание о целостной картине мира, мы полагаем, что активность личности, направленная на познание, преобразуется в ее познавательную активность.

В целом можно заключить, что познание мира человеком зависит от его целей, установок, имеющихся ценностей, потребностей, эмоций, опыта, которые обусловливают избирательность и направленность активной деятельности субъекта познания (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). Субъектность человека, становление его высших познавательных способностей и мышления неразрывно связано с целенаправленным приобретением знания. В развитии человека обучение выполняет значимую функцию. Реконструкция пространства, которое представлено социальными отношениями и культурными практиками, обуславливает модификацию ПА обучающейся личности и развитие умения трактовать и осмысливать полученные сведения с учетом определенного контекста. Условиями развития интеллекта человека являются культурный контекст познания и обучение, которые позволяют контролировать процесс усвоения знания, воздействовать на сферу исследования. И все это связано не только с насыщением личности сведениями, но и с формированием в ее ПА умения ставить цель и планировать.

Субъектность человека также обусловлена тем, что его познавательная активность направляется собственным осознанным интересом и, как следствие, достижением желаемого результата. Кроме того, целенаправленная активность человека по отношению к среде, ее

1 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. БимБад; Ред. кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

изменению, сталкивается с сопротивлением с ее стороны. С.Л. Рубинштейн в своей работе «Человек и мир» писал: «.исходным всегда является взаимодействие человека с действительностью как «сопротивляющейся» действиям человека. Исходно существуют не объекты созерцания, познания, а объекты потребностей и действий человека, взаимодействие сил, противодействие природы, напряжение» [30]. Но именно «сопротивляемость среды», имеющиеся факторы ограничения с подвигают человека на разработку нетривиальных решений, использование творческого подхода в достижении поставленной задачи. Мы согласны с мнением философа современности Э.В. Ласицкой [31], рассматривающей существующие различия в познании и активности у живых систем, что для познавательной активности человека внутренние и внешние ограничения приобретают иное значение, чем у животных, поскольку их преодоление выступает основой развития мышления, познавательных способностей и творчества человека. В познании человека остро усиливается созидательная сфера, поскольку он не просто фильтрует мир, а в ходе своей познавательной деятельности преобразует, совершенствует и квалитативно усложняет его. Творческое саморазвитие является ключевым в становлении субъектности человека и неотделимым компонентом целенаправленной познавательной активности.

Исследователь указывает, что под «субъектом познания следует понимать только человека, так как в познавательном процессе он (в отличие от животного) выделяется своей конструктивной активностью из окружающей среды, противопоставляя ей свои собственные цели» [32, с. 10]. При этом обратим внимание на то, что субъектом познания может быть как личность, так и социальная группа, общество в целом. Последние понимаются как коллективный (групповой) субъект, являющиеся носителями «определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, коллективных представлений, как система взаимоотношений входящих в него индивидов» [33, с. 10].

В нашем исследовании под субъектом познания мы будем понимать личность, в том числе обучающуюся личность (дошкольника, школьника, студента) способную творчески преобразовывать среду в согласии с личными нуждами, интересами и целями.

Рассмотрение феноменов «активность» и «познание», выявление их сути является основой, позволяющей дать определение дефиниции «познавательная активность».

Заметим, что несмотря на то, что об исследуемом нами феномене в том или ином ракурсе говорили еще со времен философа Сократа, рассматривающего познавательную активность как некий двигатель к новым открытиям, как культуру сомнения и искреннюю увлеченность творческим поиском, данная категория не является устоявшейся в педагогической и психологической науках. Существует как минимум два подхода к рассмотрению сущности познавательной активности человека.

Так, одни исследователи пришли к выводу, что познавательная активность - это деятельность человека, причем деятельность активная.

Например, согласно Л.П. Аристовой ПА предстает как «целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе» [34].

Т.И. Шамова ПА анализирует как «качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [35].

И.А. Боброва в своем исследовании трактует ПА как «продуктивную деятельность, в которой проявляется личность студента с его отношением к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые

https:// mir-nauki. com

усилия в условиях, направленных на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов» [36, с. 21].

Другие ученые и, как показал наш анализ психолого-педагогической литературы, их подавляющее большинство рассматривают познавательную активность как черту или свойство личности.

В диссертационном исследовании Бароненко А.С. ПА раскрывается как «черта личности, которая проявляется в инициативности и самостоятельности, приводит к управлению воли и характера, эффективному усвоению знаний, умений, навыков» [37].

Рассматривая ПА применительно к области физической культуры Н.В. Муханова в своей диссертации представляет ее как «свойство личности, побуждающее к самостоятельному, искренне заинтересованному освоению новых знаний и способов физкультурно-спортивной деятельности, характеризующееся высокой интеллектуальной и двигательной активностью в процессе её осуществления» [38, с. 19].

Щетинина В.В. в автореферате кандидатской диссертации трактует ПА как «интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений» [39].

На наш взгляд оба подхода, рассмотренные выше, видятся недостаточными, если их рассматривать изолированно друг от друга, так как познавательная активность не отделима ни от деятельности, ни от качеств, свойств личности.

На наш взгляд, для определения сущности познавательной активности представляет интерес точка зрения В.С. Данюшенкова, изложенная им в монографии «Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении», в которой познавательная активность рассматривается в контексте с познавательной деятельностью и свойством личности. Так, автор, основываясь на анализе исследований понятия общей активности и ее реализации в познавательной деятельности указывает на то, что в имеющихся определениях в основном говорится о внутренней активности субъекта, связанной с таким свойством активности, как направленность, и с напряженностью внутренних сил субъекта. В то время как влияние познавательной активности на развитие самой личности в дефинициях не указывается. Вследствие этого Денюшенковым В.С. познавательная активность определяется как «вид общей активности, характеризующий свойство личности, выражающее состояние ученика в учебно-познавательной деятельности, мобилизующее его внутренние силы, направленные вектором активности на ускоренное отражение свойств предметов познания (процесс мышления) и свое самосовершенствование, т. е. развитие» [40, с. 81]. Таким образом помимо внешней среды источником активности может выступать сама личность, которая осознанно формирует в себе «самость».

Нам также близка позиция Красножоновой Е.С., которая в результате изучения концепций российских педагогов 60-80-х гг. XX века, посвященных познавательной активности, пришла к выводу, что содержание данного понятия можно определить по трем основным направлениям:

«- познавательная активность как деятельность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка и предполагает не только готовность решения познавательных задач, но и применение полученных знаний на практике;

- познавательная активность как личностная характеристика предполагает приобретение, закрепление и развитие личностного качества в результате организованного процесса познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, что в свою очередь определяет содержание образования;

- познавательная активность как цель деятельности, средство достижения и результат этой деятельности (готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательность выполнения задания, системность обучения)» [41, с. 16-17].

На наш взгляд, необходимо свести деятельность и качество личности в диалектическое единство, что в достаточно полной мере раскрывает сущность ПА. В итоге сущностная сторона познавательной активности включает в себя деятельность, направленную к цели, средства по ее достижению и результат достижения цели. При этом сущность деятельности состоит в стремлении достигнуть результата и всесторонне познать, изучить предмет, процесс или явление. Основой для развития ПА является недостаточность наличествующих знаний с целью разрешения возникшей актуальной проблемы и невозможность решения ситуации средствами имеющегося опыта.

Давая характеристику ПА с позиции качеств субъекта познания, надлежит рассмотреть качества и особенности характера, которые должны быть присущи ему, а именно: инициативность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и др.

Выводы или заключение

Итак, мы можем заключить следующее: ПА надлежит рассматривать в двух ипостасях. Первая - деятельность субъекта познания, имеющая цель и возможность творческого использования средств и способов для достижения результатов. Вторая - качество/свойство субъекта познания, проявляющееся в его осмысленном отношении к усвоению и переработке новых знаний, способов и опыта действий, инициировании трансформации и конструирования себя и окружающей действительности. Причем собственно деятельность способствует становлению данного качества у субъекта познания, равно как и сформированное качество (активность) находит свое воплощение в деятельности и оказывает влияние на нее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - Т. 3. Кн. 2. - М.: АН СССР, 1958. 438 с.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.

3. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб., 2007. - С. 21.

4. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. 294 с.

5. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 39 с.

6. Лекторский В.А. Человек и культура. Избранные статьи. СПб.: СПбГУП, 2018. 640 с.

7. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - № 2. - С. 116-127.

8. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности // Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок». 1992. 224 с.

9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР. 1957. 328 с.

10. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН. 1994. 109 с.

11. Матюшкин, Л.М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1979, С. 29-34.

12. Ситаров В.А., Шинин М.Ю. Логика развития познавательной активности // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-7. - С. 7787.

13. Maslow A.N. Motivation and Personality. N.Y., 1970.

14. Atkinson J.W., Brich D. Introduction to Motivation. N.Y., 1978.

15. Bolls R.S. Theory of Motivation. N.Y., 1975.

16. Hornstra L. Domain-specificity of motivation: A longitudinal study in upper primary school / Lisette Hornstra, Ineke van der Veen, Thea Peetsma // Learning and Individual Differences. 2016. October. Vol. 51. P. 167-178.

17. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб: Издательство «Питер», 1999. 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979.

19. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: Издательство НПО 'МОДЭК', 1997. С. 227-259.

20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009, 320 с.

21. Murray H.A. Toward a classification of interaction // T. Persons, E.A. Shils (eds.). Toward a General Theory of Action. Cambridge: Mass, 1951.

22. Lewin K. A dynamic theory of personality: Selected papers. / K. Lewin. - New York McGraw-Hill, 1935.

23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

24. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 1991. 299 с.

25. Книгин А.Н. Теория познания: учеб. пособие. Томск: Томский гос. ун-т, 2009. 248 с., с. 239.

26. Саврушева М.И. Философия науки и техники. Омск, 2013. 120 с.

27. Ardila, A. Historical Development of Human Cognition. Volume 3. Part of the Perspectives in Cultural-Historical Research book series / Alfredo Ardila. - [280] р. -URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-10-6887-4.

28. Ben-Eliyahu, A. Integrating the regulation of affect, behavior, and cognition into self-regulated learning paradigms among secondary and post-secondary students / Adar Ben-Eliyahu, Lisa Linnenbrink-Garcia // Metacognition and learning. 2015. April. Vol. 10, Is. 1. P. 15-42. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11409-014-9129-8.

29. Methodical Peculiarities of Development of students Cognitive Independency / Maskura G. Balabekova, Melis K. Asanaliev, Gulnaz A. Ospanova [etal.] // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2013. 10 October. Vol. 89. P. 812-816. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813030681.

30. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. Москва.: Педагогика. 1973. С. 253-385.

31. Ласицкая Э.В. Познание и его субъект в эволюционной эпистемологии // Эпистемология и философия науки. - 2016. - № 1. - С. 102-119.

32. Ласицкая Э.В. Конструктивистское понимание субъекта в эволюционной эпистемологии: автореф. дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.01. - Москва, 2016.

- 26 с.

33. Лекторский В.А. Субъект в истории философии: проблемы и достижения // Методология и история психологии. - 2010. - Том 5. Выпуск 1. - С. 5-18.

34. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта Наука, 1986. 150 с.

35. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.

36. Боброва И.А. Развитие познавательной активности студентов в системе непрерывного профессионального образования // Наука. Инновации. Технологии.

- 2007. - С. 19-23.

37. Бароненко А.С. Педагогически условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в учебном процессе (на материале изучения основ обществознания): дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1993. -272 с.

38. Муханова Н.В. Педагогические условия формирования познавательной активности учащихся в процессе общего образования в области физической культуры: дисс. ... канд. пед. наук. -Ставрополь, 2018. - 218 с.

39. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 2006. - 24 с.

40. Данюшенков В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении: [монография]. Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2016. 195 с.

41. Красножонова Е.С. Познавательная активность младших школьников в концепциях российских педагогов 60-80-х гг. XX века: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2005. - 22 с.

https:// mir-nauki. com

Gribova Elena Petrovna

North-Caucasus social institute, Stavropol, Russia E-mail: tati19701@rambler.ru

The phenomenon of cognitive activity in the aspect of philosophical and psychological-pedagogical research

Abstract. The article is devoted to the theoretical study of the phenomenon of cognitive activity. The social significance, insufficient theoretical study of the issue of the formation of cognitive activity of older preschoolers, that is subject of the research, impels to identify the genesis of the concept of "cognitive activity" and consider the definitions that are components of this category i.e. "activity" and "cognition", as well as determine the ratio of related concepts, such as "activity" and "cognitive interest".

The author presents a detailed review and analysis of modern theoretical and scientific-methodological studies of philosophers and psychologists, according to which human action is invariably associated with activity. And in the structure of human action, activity is associated with need. As a result, "activity" is defined as an activity characteristic of a person.

In the article, the author considers the concept of "cognition", which can be represented as a process of active human activity, during which he gets an idea of objects, phenomena and processes of the environment, which allows him to penetrate deeper into their essence, and, as a result, transform the surrounding reality in accordance with your goals and needs.

In scientific research, there are at least two approaches to examining the essence of human cognitive activity. So, some researchers consider cognitive activity as a human activity, even active, others - as a property or quality of a cognizing person. In the author's opinion, both approaches are insufficient if considered in isolation from each other, since cognitive activity is not separable either from activity, or from the personal qualities and personality traits.

In the conclusion of the article, the author comes to the conclusion that cognitive activity can be considered both as an activity with its own purpose and the creative use of means to achieve a result, and as an integrative quality of a person, which manifests itself in his conscious attitude to mastering new knowledge, skills, methods of action and aspiration to transform, construct oneself and the environment.

Keywords: activity; cognition; cognitive activity; cognitive interest; cognitive independence; subject of cognition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.