Научная статья на тему 'РАЗГРАНИЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ "ФИРМА", "ОРГАНИЗАЦИЯ", "ПРЕДПРИЯТИЕ", "КОРПОРАЦИЯ"'

РАЗГРАНИЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ "ФИРМА", "ОРГАНИЗАЦИЯ", "ПРЕДПРИЯТИЕ", "КОРПОРАЦИЯ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саннэ А.В.

В современных условиях усиление взаимосвязи реального и финансового секторов экономики расширяется арсенал использования инструментов в системе корпоративного управления, и приоритет отдается организационным и финансовым инструментам в связи с активным внедрением корпоративного менеджмента в управлении компаниями. В связи с этим, необходимо разграничение смыслового значения терминов «фирма», «организация», «предприятие», «корпорация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISTINCTION BETWEEN THE MEANINGS OF THE TERMS "FIRM", "ORGANIZATION", "COMPANY", "CORPORATION"

In modern conditions, strengthening of interrelation of real and financial sectors of the economy is expanding Arsenal of tools use in the system of corporate governance and priority is given to organizational and financial instruments in connection with active introduction of corporate management in the management of companies. In this regard, it is necessary the distinction between the meanings of the terms "firm", "organization", "company", "Corporation".

Текст научной работы на тему «РАЗГРАНИЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ "ФИРМА", "ОРГАНИЗАЦИЯ", "ПРЕДПРИЯТИЕ", "КОРПОРАЦИЯ"»

2016. - №1. - С. 54-60.

7. Официальный сайт компании ПАО «Газпром нефть» http://www.gazprom-neft.ru/

УКД 330.101.22

Саннэ А.В.

студент магистратуры 2 курса кафедра международного бизнеса Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Россия, г. Красноярск

Sanne, A.V., graduate student of 2 course, student, Department of international business, Siberian state aerospace University named after

academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk РАЗГРАНИЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ «ФИРМА», «ОРГАНИЗАЦИЯ», «ПРЕДПРИЯТИЕ», «КОРПОРАЦИЯ»

THE DISTINCTION BETWEEN THE MEANINGS OF THE TERMS "FIRM", "ORGANIZATION", "COMPANY", "CORPORATION"

Аннотация

В современных условиях усиление взаимосвязи реального и финансового секторов экономики расширяется арсенал использования инструментов в системе корпоративного управления, и приоритет отдается организационным и финансовым инструментам в связи с активным внедрением корпоративного менеджмента в управлении компаниями. В связи с этим, необходимо разграничение смыслового значения терминов «фирма», «организация», «предприятие», «корпорация».

Abstract

In modern conditions, strengthening of interrelation of real and financial sectors of the economy is expanding Arsenal of tools use in the system of corporate governance and priority is given to organizational and financial instruments in connection with active introduction of corporate management in the management of companies. In this regard, it is necessary the distinction between the meanings of the terms "firm", "organization", "company", "Corporation".

Ключевые слова: фирма, организация, предприятие, корпорация, корпоративное управление.

Key words: firm, organization, company, Corporation, corporate governance.

Наряду с термином корпорация в научной литературе и деловой практике для обозначения хозяйствующих субъектов широко используются такие термины как «компания», «акционерное общество», «фирма», «предприятие», «организация». Разнообразие схожих по своему смысловому значению терминов вносит дополнительные сложности в понимание

сущности понятия корпорации.

Попытка разграничения данных терминов была реализована в работе Д.А.Плетнева. В своем исследовании делает вывод о том, что каждое из понятий обозначает один и тот же объект, но при этом смысловая нагрузка может отличаться и определяется контекстом (рис. 1.1).

Фирма - это структурная коммерческая организация, зарегистрирована юридически и ведущая хозяйственную деятельность во внешнеэкономической среде посредством производства и продажи товаров и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли владеющая собственным имуществом и капиталом, фирмы могут объединяться в крупные организационные формы коммерческой деятельности. Понятия «фирма» и «предприятие» равные по смыслу [3; С.38].

Фирма - это коммерческая организация, ведущая хозяйственную деятельность производя, покупая, перепродавая и реализуя товары и услуги с целью получения прибыли.

Рисунок 1.1 - Разграничение смыслового значения терминов «фирма», «организация», «предприятие», «корпорация»

Для обозначения субъекта рынка, принимающего решения о ценовой политике, определении оптимального объема продаж уместно использовать термин «фирма». Для обозначения субъекта хозяйственной деятельности, производящего товары и услуги, более приемлем термин «предприятие». В свою очередь термин «организация» служит для описания иерархически управляемых структур, регулирующих взаимодействие индивидов - членов организации.

Наконец, термин корпорация обозначает институционально самостоятельный субъект хозяйственной деятельности, включающий множество различных участников бизнес-процесса, взаимодействующих между собой.

Анализ лингвистических особенностей их применения терминов «компания» и «корпорация» в Великобритании и США, проведенных в исследовании Ю.В.Литвинова, показал равнозначность данных понятий.

Например, в Великобритании, в соответствии с Companies Acts (законодательство о компаниях), термин компания используется для обозначения всех коммерческих корпораций. В США, напротив, для обозначения коммерческой, предпринимательской организации применяется термин корпорация (business corporation) [6; С.100].

Таким образом, данные понятия в содержательном плане равнозначны и используются российскими исследователями в качестве равнозначных.

Научный интерес к идеям корпоративного управления возник с развитием корпоративной формы управления, характеризующейся передачей функций управления бизнесом наемному менеджменту. Данный процесс принял всеобщий характер в первой половине ХХ века и получил обозначение «менеджеральная революция [3; С.38]

Широкое распространение термин «корпоративное управление» получил с начала 70-х годов и к 90-м годам прошлого века и получил формальное определение в законодательных актах, национальных Кодексах корпоративного управления и этики делового поведения. Следует отметить, что современное понимание корпоративного управления характеризуется многообразием подходов, что во многом связано с неоднозначностью понятия «корпорация».

В наиболее общем виде понятие корпорации можно определить как: объединение, союз, общество, либо совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели.

В корпоративном праве понятие корпорации рассматривается как «собирательное понятие, под которым понимаются предпринимательские объединения капитала, имеющие различные организационно-правовые формы [4; С.76].

В узком смысле под корпорацией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его модификации [5; С.87].

Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 65.1.) дает определение корпорации как организации, участники которой обладают правом участия в ней и формируют ее высший орган [1].

Понятие корпоративного управления по-разному раскрывается в экономической теории и практике управления. С позиций экономической теории система корпоративного управления трактуется как механизм минимизации издержек, связанных с разрешением конфликта интересов, источником которого являются различия в доступе к информации.

С управленческой точки зрения корпоративное управление представляет собой механизм реализации властных полномочий акционерами, менеджерами и другими участниками бизнеса. В системе властных отношений экономические субъекты группируются следующим образом: лица, вовлеченные в систему властных отношений, лица, оказывающие существенное влияние, но не имеющие возможность принимать решения, лица, осуществляющие взаимодействие с компанией [2;

С.17].

К настоящему времени, в теории и практике корпоративного управления сформировалось многообразие дисциплинарных подходов, авторских позиций к исследованию проблематики корпоративного управления. В силу этого в литературе присутствует большое количество трактовок понятия корпоративного управления.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) / [Электронный ресурс] / Консультант Плюс

2. Букина, Г. Н. Корпоративный менеджмент как неотъемлемая составляющая стратегии управления бизнесом / Г. Н. Букина / / ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2017. - № 1. - С. 17-22.

3. Вахитов Р. Р. Основы корпоративного управления // Налоговед. - 2016. -№ 12. - С. 38.

4. Евстигнеев, Е. Н. Основы корпоративного управления / Е. Н. Евстигнеев. - СПб.: Питер, 2015. - с.76.

5. Козенкова Т.А. Влияние корпоративного управления на финансовые результаты деятельности организации. Диссертация на соискание учёной степени к.э.н. - М., 2016. - с. 87.

6. Плетнев Д.А. Определение понятия «корпорация»: терминологический дискурс в контексте // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 2 - С.100.

УДК 334

Сапунов А. В., к. э.н.

доцент Пронь А.В. аспирант Академия ИМСИТ факультет «Инновационного бизнеса и экономики»

Россия, г. Краснодар

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ В РФ

Аннотация: в настоящее время многие предприниматели при начале своей финансово - хозяйственной деятельности сталкиваются с проблемой выбора оптимальной организационно - правовой формы и системы налогообложения. Данная статья имеет цель провести анализ возможных вариантов, а так же определить их преимущества и недостатки друг перед другом.

Ключевые слова: бизнес, планирование, предпринимательство, налогообложение, налоги, НДФЛ, ответственность, штраф, риск, отчетность, вмененный доход, физическое лицо, юридическое лицо, прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.