УДК 338.45(470+571) ББК 65.30(2Рос.) Т 39
И.В. Тиболт
Соискатель кафедры инноватики и экономического проектирования Южного Федерального Университета г. Таганрог. Тел.: (961) 314 73 31, e-mail: [email protected].
Значение корпоративного сектора в промышленности России
(Рецензирована)
Аннотация. Актуальность данной проблемы обусловлена развитием корпоративного сектора промышленности в механизме финансово-экономической деятельности России. Выявлено значение корпоративного сектора, показано его становление в периоды национализации, приватизации, декорпоратизации; исследованы признаки, формы и структура корпоративного сектора, его принадлежность как результат интеграционных процессов; предложены меры финансового управления, которые могут быть полезны в инвестиционном развитии и привлекательности корпорации.
Ключевые слова: корпоративный сектор промышленности, промышленность, формы и признаки корпоративного сектора, издержки, инвестиционное проектирование, Россия.
I.V. Thibeault
Applicant for Candidate's degree of Innovatics and Economic Projecting Department, Southern Federal University, Taganrog. Ph.: (961) 314 73 31, e-mail: [email protected].
The value of the corporate sector in Russian industry
Abstract. The importance of this problem is due to the development of the corporate sector of the financial industry in the mechanism of the Russian economic relations. Significance of the corporate sector is revealed. Its development is shown in the periods of nationalization, privatization and de-corporation. The features, forms and structure of the corporate sector are studied in terms of its membership in the integration processes. The measures of financial management, which may be useful in the development of the investment interest in corporation are proposed.
Keywords: corporate sector of the industry, industry, forms and features of the corporate sector, costs, investment planning, Russia.
В экономической литературе роль организационно-функциональных корпоративных структур промышленности оценивается с разных точек зрения. Одни считают, что корпорация создает целую основу построения экономики страны (например, в работах В.Л. Горбачева, В.М. Желтоносова, Ю.О. Колотова, С. Бородины, А.Д. Радыгина), а другие утверждают наоборот, что своей деятельностью корпорация наносит ущерб экономическому развитию страны [1]. Это прослеживается в трудах А.С. Булатова, А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, Е.Н. Васильевой. Безусловно, нельзя пренебрегать разными теориями экспертов. Но именно в связи с ростом корпоративных секторов промышленности развитые страны, такие, как США, Германия, получили мощь экономической структуры.
В научной литературе само понятие «корпорация» определяется как сообщество лиц, объединенных общностью профессиональных интересов, а также форма управления масштабным производством [2]. Корпорацию также связывают с понятием монополизма, так как масштаб деятельности корпораций полностью захватывает рынок однотипной продукцией, потому корпоративный сектор выделяется уникальностью, несмотря на однородность продукции, высоким качеством и благодаря этому может диктовать уровень цен как на внутреннем, так и на внешнем рынке в условиях конкуренции.
Корпоративный сектор представляет собой систему организационных экономических взаимосвязей между ее структурами и подразделениями, которые созданы для реализации производства и воспроизводства, упорядочения форм, функций и методов деятельности для реализации своих коммерческих целей. Корпоративный сектор осуществляет самостоятельную деятельность, и построение устойчивой системы взаимодействия всех субъектов организаций становится на первый план. Особенностями корпоративного сектора являются расширение и рост масштабов производства, которые достигаются с применением стратегий слияния и поглощения. Все это основано на процессах оптимизации производства, привлечения иностранного капитала при необходимости, а также других заемных источников. Основными признаками, которые выделяют корпорацию среди других различных видов объединений экономической деятельности, являются высокая емкость рынка, успешная конкуренция, транснациональная сфера деятельности и господство на рынке. Факторами, выделяющими корпоративный сектор как структуру, являются: ограниченная автономность предприятий; миссия корпорации, понятная на всех ее структурных подразделениях; единая кадровая и учетная политика; заинтересованность предприятий в корпоративных результатах, единые или близкие по своей организации управленческие системы и продукт; наличие элементов вертикальной составляющей [3]. Проводя анализ факторных признаков корпоративного сектора, можно выделить целевой инструментарий, который проявляется в массовом производстве товаров и услуг, высокого качества, обеспечивающий в последующем компанию низкими издержками на единицу продукции.
Интегрированные структуры, основу которых составляет корпоративный сектор, формировались в Российской Федерации как в процессе преобразования государственных предприятий в акционерные общества, так и по инициативе самих хозяйствующих субъектов в период глобальных реформ, а также в результате приобретения значимых пакетов акций на вторичных рынках. Довольно широкое развитие получили холдинговые образования в сфере нефтяной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности, поскольку корпоративный сектор - это выигрышная организационно-правовая форма хозяйствования для сложных цепочек производства и реализации продукции: от добычи первичного материала, ресурса или сырья через промежуточные стадии промышленного процесса, реализации опта и в итоге - розницы. Корпоративный сектор становится реальным «регулировщиком» рыночной экономики, имеющим эвентуальность трансформировать структуру не только входящих в него подразделений, но и структуру целых отраслей: направляя свои ресурсы в наиболее выгодные сферы производства благодаря гигантской концентрации капитала и порождающей его диверсификации.
Под корпорацией в широком смысле понимается любое объединение компаний с едиными экономическими целями деятельности. В узком смысле это такое объединение, которое как юридическое лицо является самоуправляемым, то есть независимым по отношению к физическим лицам, организовавшим это объединение. Д.А. Плетнев в «Определении понятия «корпорация» в «терминологическом дискурсе в контексте» определил понятие «корпорация» (от лат. согрогаИо) как общество, объединение, союз [4]. Исторически корпорация представлялась в форме крупного акционерного общества (АО) как интеграция вкладчиков капитала в одну структуру с определённым пакетом акций. В современной экономике определение корпорации сводится скорее к объединению акционерных обществ и других фирм в различных сферах деятельности: научной,
промышленной, научно-технической, коммерческой, маркетинговой, сбытовой и др. Цель их объединения заключается в разработке согласованной политики в области интеграции и специализации производства, объемов производства однотипной продукции, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР и освоения производства (и реализации) новой продукции.
Н.П. Щепачева в «Перераспределении акционерного капитала в корпоративном секторе российской экономики выделяет следующие признаки корпоративного сектора: высокий уровень концентрации собственности и контроля; активную интеграцию внутри корпоративного сектора, характеризующуюся возрастающей ролью интегрированных бизнес-групп в экономике; «персонификацию» крупного бизнеса; разграничение функций управления и собственности, которые возникли с 2000 г. Эта тенденция была самой заметной в холдинговых структурах, которые часто включали несколько десятков самостоятельных юридических лиц [5]. Конечный собственник в такой ситуации уже не мог физически самостоятельно управлять всеми принадлежащими ему активами и вести эффективную финансово-хозяйственную деятельность, структурно оценивать все издержки и планировать инвестиционную политику. В результате именно бизнес-объединения первенствовали в привлечении наемных менеджеров на подконтрольные им организации; эффективное использование механизмов современного корпоративного сектора. Увеличение прозрачности компаний, регулярная выплата дивидендов, привлечение независимых директоров и проведение IPO на внутреннем и международных рынках в первой половине двухтысячных годов во многом воспринимались как меры, необходимые для улучшения деловой репутации российских компаний на глобальных рынках, причем они не затрагивали реальных процессов принятия глобальных решений. Однако последние исследования показывают, что внедрение практики капиталистического корпоративного управления происходило не только под воздействием имиджевых факторов или под давлением миноритарных акционеров. Российские компании стали шире использовать инструменты управления корпоративным сектором промышленности для решения агентской задачи взаимоотношений менеджеров и собственников. При этом упор был сделан на внутренних инструментах: увеличении роли советов директоров, внедрении систем стимулирования менеджмента в зависимости от результатов деятельности компаний и т.д.
Корпоративный сектор является системой коммерческих организаций, который включает управляющую компанию, владеющую контрольными пакетами акций (или паями) аффилированных субъектов хозяйствования, и дочерние предприятия. Типичная форма взаимоотношений на основе участия в акционерном капитале состоит в том, что дочерние структуры сохраняют юридическое лицо и обладают оперативной самостоятельностью, а управляющая компания получает прибыль на вклад в их капиталы. Но необходимо учитывать, что даже при децентрализованном управлении ответственность головной компании по долгам дочернего предприятия солидарна. Что касается финансового управления в корпоративном секторе, то оно обеспечивает регулирование и координацию привлечения средств от внешних инвесторов и банковских структур, а также их размещение дочерними обществами. Поскольку корпоративный сектор - это, прежде всего, фонд денежных средств, объединение капиталов, основополагающей его функцией является финансовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий-участников. Но без роли государства полноценное управление корпоративным сектором невозможно.
В России наблюдается тенденция усиления роли государства, идет распространение контроля над большой частью корпоративного сектора. Примером корпорации в России могут послужить нефтяные компании «Газпром», «Лукойл», металлургическая «ТМК». Они являются ведущими компаниями России. В общемировых запасах нефти доля компании «Лукойл» составляет приблизительно 1,3% и около 2% в общемировой добыче нефти. Также компания играет важную позицию в энергетическом секторе России. На ее удельный вес в стране приходится более 20% добычи нефти и около 18% переработки сырой нефти. На долю «Газпрома» приходится более 17% общемировой добычи нефти. Он является лидером в
общероссийском масштабе переработки нефти. «ТМК» является одним из лидеров мирового трубного бизнеса и крупнейшим в России производителем и экспортером трубной продукции. К свойственным характеристикам ОАО «Газпром» и ОАО «Лукойл» относятся: геологоразведка, добывающая составляющая, производственная перерабатывающая, мелкий и крупный опт, розница. В свою очередь, ОАО «ТМК» является лидером производства трубной промышленности, а реализацию осуществляет посредством торговых домов. Общими признаками корпоративного сектора являются: емкость рынка, бессрочность существования, имущество, в той или иной форме отдельное от участников в целях консолидации; лимитирование ответственности участников (общественная ответственность участников по обязательствам корпорации переходит в обязательства управления делами корпорации обособленно от личной воли его участников, наличие статуса юридического лица организации). Таким образом, принадлежность к корпоративному сектору не зависит от вида деятельности организации. Она может содержать как все циклы производственного процесса, начиная от добычи необходимых ресурсов и заканчивая конечной розничной реализацией, так и непосредственно только реализацию или производство промежуточного процесса. Предприятие может выступать монополистом в области того или иного продукта в зависимости от региона и конкурентной среды. Сложность корпоративного формирования, как правило, связывают с целым рядом сдерживающих факторов правового, политического, финансового и т.п. характера.
Анализируя корпоративный сектор в промышленности как важную и емкую составную долю экономики страны, отметим, что его ведущая задача определяется тем, что она позволяет обеспечивать все отрасли экономики новыми материалами, орудиями труда, рабочими местами и является наиболее активным фактором инновационно научно-технического прогресса, а также расширенного воспроизводства в целом. Именно среди других отраслей хозяйства корпоративный сектор промышленности выделяется комплексно-и районообразующими функциями. Не умаляя значимости роли средних и небольших фирм, следует отметить, что именно источники доходов крупных корпоративных структур являются основным доходом, обеспечивающим экономику России. В ближайшей перспективе можно достаточно уверенно прогнозировать неизбежность лидирующей роли крупных фирм в развитии российской промышленности. Это диктуется далеко не в последнюю очередь динамично протекающими процессами совершенствования мирохозяйственных отношений и связей, в условиях которой ведущими игроками будут выступать лишь корпоративные организационные структуры.
Во время осуществления экономических реформ и преобразований в стране были в значительной мере упущены значимые вопросы становления современных форм организации производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Кроме того, в процессе массированной, скоротечной, приватизации произошла фактическая декорпоратизация национальной экономики в промышленности. Новейшие предпринимательские технологии организации бизнес-деятельности базируются, во-первых, на эффекте масштаба, и, во-вторых, на эффективном, по существу корпоративном, взаимодействии как одномасштабного, так и разномасштабного бизнеса корпорации. Увеличение масштабов интеграционных процессов как результат расширения и углубления корреляции отдельных предприятий хозяйственных отраслей, а также экономик различных стран, формирование крупных межотраслевых и межгосударственных промышленных объединений в современном мире вызвали развитие теории корпоративного сектора, отраженное в трудах З.М. Ларичевой. По ее мнению, корпоративный сектор образовался как результат взаимодействия образования корпоративной собственности с системой акционирования, образования акционерных обществ, без наличия которых невозможно представить классическую рыночную экономическую систему.
Теоретические подходы к исследованию анализа деятельности корпоративных структур во взглядах представителей различных экономических школ позволяют сделать следующие методологические уточнения исследования современного корпоративного
сектора. Ряд признаков выделяет корпорацию из множества АО. К корпоративному сектору промышленности относят: межотраслевой охват, высокую емкость рынка, транснациональную сферу деятельности, производство и сбыт продукции, наличие своей логистической сети по реализации продукции. Захват рынков и масштабы деятельности однотипной продукции связывают понятие корпорации с монополизмом. Но не каждая монополистическая компания может называться корпоративным сектором, а непосредственно та, которая имеет монополистическую силу как в отрасли, так и в определенном регионе в зависимости от масштабов рынка. Корпорация как акционерное общество - самая распространенная в развитых странах организационно-правовая форма предприятия промышленности. Формы корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей. Проводя анализ значения «корпорации» в промышленности, можно уточнить определение, что не все акционерные общества относятся к корпоративным структурам и не все крупные промышленные предприятия могут считаться корпоративными, а те, у кого есть ограниченная автономность продукта, единые бизнес-процессы снабжения, значительное влияние макроэкономических монополистических тенденций на продуктовую стратегию.
Значение корпоративного сектора определяет его институционную структуру инвестиционного развития по формам производства и может содержать все циклы производственного процесса от добычи ресурсов до реализации розничного конечного продукта, а также по типу рыночной власти. Проявляется в ОАО, ООО, ЗАО. Значение корпоративного сектора, обоснование механизма и структуры его образования представляют собой инструмент управления промышленностью с комплексно и районообразующими функциями. Исследование теоретических и эмпирических данных выявили особенности формирования современных корпоративных образований в России. Все это представляет особый интерес для отечественных и зарубежных инвесторов и определяет возможность корпорации привлекать требуемые инвестиции на финансовых рынках.
Примечания:
1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 2009.
2. Долинская В.В Акционерное право: основные положения и тенденции: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 735 с.
3. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Горфинкеля. М.: ЮНИТИ, 2009.
4. Плетнёв Д.А.Корпорация как способ организации материального производства // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2010. № 6. С. 36-45.
References:
1. Akoff R. Planning the future of corporation. M.: Progress, 2009.
2. Dolinskaya V.V. Joint-stock right: basic provisions and tendencies. The monograph. M.: Volters Kluver, 2010. 735 pp.
3. Enterprise economy / Ed. V.Ya.Gorflnkel. M.: YuNITI, 2009.
4. Pletnev D.A. Corporation as a way of the organization of material production // Bull. Moscow University. Ser. 6. Economics. 2010. No. 6. P. 36-45.