Научная статья на тему 'Корпоративный сектор экономики Донецкой Народной Республики: состояние и проблемы'

Корпоративный сектор экономики Донецкой Народной Республики: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ЭМИТЕНТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ / ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / ISSUER / INSTITUTIONS / FINANCIAL CORPORATION / INDUSTRIAL CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хистева Е. В.

Сформулированы критерии оценки состояния корпоративного сектора экономики: организационно-функциональный, нормативно-правовой и финансово-экономический. Исследование корпоративного сектора экономики Донбасса проведено согласно содержанию сформулированных критериев с учетом современных общественно-политических и социально-экономических реалий региона. Обозначены проблемы развития корпоративного сектора экономики Донбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate sector of the Donetsk People's Republic economy: state and problems

The article formulates the following criteria for assessing the state of the corporate sector of the economy: organizational and functional, legal, financial and economic. The study of the corporate sector of the Donbass economy has been conducted according to the content of the formulated criteria, taking into account the current socio-political and socio-economic realities of the region. The problems of development of the corporate sector of the Donbass economy have been defined.

Текст научной работы на тему «Корпоративный сектор экономики Донецкой Народной Республики: состояние и проблемы»

УДК: 336:338.45

Е.В. ХИСТЕВА, канд.экон.наук, доцент

кафедры финансов,

e-mail: [email protected]

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Сформулированы критерии оценки состояния корпоративного сектора экономики: организационно-функциональный, нормативно-правовой и финансово-экономический. Исследование корпоративного сектора экономики Донбасса проведено согласно содержанию сформулированных критериев с учетом современных общественно-политических и социально-экономических реалий региона. Обозначены проблемы развития корпоративного сектора экономики Донбасса.

Ключевые слова: корпорация, эмитент, институциональные участники, финансовая корпорация, производственная корпорация.

Khisteva E.V. Corporate sector of the Donetsk People's Republic economy: state and problems.

The article formulates the following criteria for assessing the state of the corporate sector of the economy: organizational and functional, legal, financial and economic. The study of the corporate sector of the Donbass economy has been conducted according to the content of the formulated criteria, taking into account the current socio-political and socio-economic realities of the region. The problems of development of the

corporate sector of the Donbass economy have been defined.

Keywords: corporation, issuer, institutions, financial corporation, industrial corporation.

В условиях, когда финансовые ресурсы ограничены по своей величине возможностями воспроизводства и собственными источниками, вероятность привлечения средств инвесторов и инвестиционные возможности внутри региона чрезвычайно низкие, а задачи, поставленные перед государством, носят объективный, стратегический характер, возникает необходимость осуществления системных преобразований существующей системы управления. Использование корпоративного подхода организации финансово-экономических отношений позволяет в ближайшей перспективе снизить негативные последствия подобных ситуаций, а в дальнейшем и решить поставленные задачи.

Изучению проблемы организации корпоративных отношений и функционирования корпоративного сектора экономики посвятили свои работы плеяда ученных, среди которых следует отметить Т.М. Калмыкову [1], М.В. Лычагина [2], М.В. Одинцова [3], М.М. Пухова, М.К. Кривцова [4] и др.

© Е.В. Хистева, 2019

Так, в своих работах Т.М. Калмыкова исследовала деятельность государственных корпораций Российской Федерации, описала особенности финансирования данного вида некоммерческих организаций, сформулировала проблемы и подходы к их решению.

М.В. Лычагин посвятил свои научные труды основам корпоративных финансов и финансовому механизму функционирования корпораций.

Особого внимания заслуживают научные работы М.В. Одинцова. В своих трудах ученый изучал процесс корпорати-зации экономки Российской Федерации, сформулировал его особенности, формы и результаты. Корпорацию автор рассматривал как результат данного процесса.

В работах М.М. Пуховой и М.К. Кривцовой представлены результаты сравнения экономико-организационных основ и роли государственных корпораций в экономике различных стран мира, на примере США, Канады и Российской Федерации.

Целью данной статьи, является исследование современного состояния

корпоративного сектора экономики Донбасса с учетом современных внешнеполитических и общественно-экономических реалий с целью выявления направлений решения возникающих проблем.

Исследование корпоративного сектора экономики Донбасса целесообразно проводить с учетом современного административно-территориального разделения региона и военно-политической ситуации. С целью получения максимально достоверного результата и выявления направлений развития считаем необходимым исследовать данную проблему, используя данные Донецкой Народной Республики и Украины.

На наш взгляд, мониторинг корпоративного сектора экономики Донбасса целесообразно проводить по следующим критериям: организационно-функциональный, нормативно-правовой, финансово-экономический.

В табл. 1 представлена характеристика корпоративных финансов Донбасса на основе качественных показателей по вышеуказанным критериям.

Таблица 1

Характеристика состояния корпоративных финансов Донецкой Народной Республики на основе качественных показателей

Содержание критерия Результат анализа*

1. Организационно-функциональный критерий

1.1. Участники корпоративного сектора

эмитенты (корпорации) +

профессиональные посредники -

государство, как регулятор +

государство, как собственник капитала +

1.2. Функционирование:

финансовой деятельности, в т.ч.

эмиссии ценных бумаг -

дивидендной политики -

инвестиционной деятельности -

2. Нормативно-правовой критерий

2.1. Наличие корпоративного законодательства -

Наличие налогового законодательства +

Наличие законодательства, регулирующего кредитно-финансовые отношения -

3. Финансово-экономический критерий

3.1 Производство добавочной стоимости участников и корпоративного сектора +

Выплата налогов и сборов +

Выплата заработной платы наемным менеджерам +

Выплата премий наемным менеджерам -

* «+» признак присутствует в экономике / «-« признак отсутствует в экономике

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что корпоративные финансы Донецкой Народной Республики имеют черты неполноценной системы.

Среди участников присутствуют только эмитенты в лице корпорации и государства, которое выступает как регулятор и собственник капитала. Профессиональные посредники в данный момент не функционируют.

Следует отметить, что участники корпоративного сектора не выполняют функции, которые присущи данным субъектам корпоративных отношений, в силу природы этих отношений. К таким функциям относятся, прежде всего, эмиссия ценных бумаг, выплата дивидендов

акционерам и участникам, а также различные операции с капиталом как собственным, так и чужим.

Все функции участников корпоративного сектора экономики Донецкой Народной Республики ограничиваются процессом производства прибавочной стоимости, уплатой налогов и сборов, выплатой заработной платы наемному менеджменту.

Рассмотрим подробнее состояние корпоративного сектора экономики Донбасса, используя данные официальной статистики. Численность участников корпоративного сектора экономики Донбасса представлена в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика участников корпоративного сектора Донбасса за 2013-2017 гг., ед.

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017

1 Количество зарегистрированных юридических лиц

1.1. Донецкая область 84609 84009 84073 85281 86808

1.2. ДНР - - 188 220 220

2 Количество зарегистрированных акционерных компаний - эмитентов

2.1. Донецкая область 1466 1412 1384 1364 1348

2.2. ДНР - - 11* (512**) 29 22

3 Количество зарегистрированных государственных предприятий

3.1. Донецкая область 373 387 383 383 383

3.2. ДНР - - 12 15 31

* Данные Министерства экономического развития ДНР [5]

** Данные Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовой бирже Украины [6]

Данные таблицы свидетельствуют о стабилизации ситуации в корпоративном секторе Донбасса. Если в 2014 г. наблюдался рост численности участников, а в 2015 г. - снижение, то в 2016 г. имел место небольшой рост значений показателей как по данным Донецкой области, так и по данным Министерства экономического развития ДНР.

Отметим, что данные по ДНР за 2013-2014 гг. отсутствуют в силу объективных причин, а за период 2015-2016 гг. наблюдается рост показателей.

Рассмотрим подробнее состав участников корпоративного сектора Донецкой

Народной Республики, представленный в табл.3.

Анализируя состав юридических лиц, работающих в Донецкой Народной Республике, можно сделать вывод о росте их количества с 188 до 220. Стоит отметить, что рост произошел как по группе предприятий с государственной формой собственности (в два раза), так и то группе предприятий с коллективной формой собственности (на 35,9%.).

Состояние корпоративного сектора экономики Донбасса характеризуется существенным ростом корпораций с участием государства. Такие предприятия

Таблица 3

Состав юридических лиц ДНР по организационно-правовой форме, ед. *

Форма собственности 2016 2017

1. Государственная собственность 15 31

1.1 Государственные предприятия 12 16

1.2 Республиканские предприятия 5

1.3. Коммунальные предприятия 3 10

2. Коллективная собственность 139 189

2.1. Общества с ограниченной ответственностью 128 137

2.2. Частные акционерные общества 11 29

2.3 Другие формы собственности 34 23

Всего зарегистрировано 188 220

* Составлено автором по данным [5]

представлены государственными и республиканскими предприятиями.

Следует отметить, государственные и республиканские предприятия ДНР были созданы на базе предприятий с участием государственного капитала Украины при переходе их под внешнее управление в 2017 г.

Примером таких предприятий являются: ГП «Донецкгормаш», ГП «Энергия Донбасса», в состав которой входят Зуев-ская и Старобешевская ТЕС, ГП «Силур» и т.д.

Следующим моментом, на который следует обратить внимание, это функционирование ЗАО «Внешторгсервис», в составе которого такие стратегические предприятия, как «Донецкий металлургический завод» (филиал № 1), Енакиевский коксохимпром (филиал № 4), «Маке-евкокс» (филиал № 7), Харцызский трубный завод (филиал № 5), Комсомольское рудоуправление (филиал № 8). Всего таких предприятий 8, 7 из которых функционируют в металлургии и смежных ей отраслях.

Анализируя функциональный или отраслевой критерий, отметим, что всех участников корпоративных отношений можно объединить в следующие группы: производственные корпорации, финансовые корпорации, универсальные корпорации. Следует отметить, что в ДНР

функционирует только первая группа предприятий.

Участники корпоративного сектора, выполняющие функции финансовых посредников, действующие на территории Донецкой области, представлены институтами совместного инвестирования и негосударственными пенсионными фондами. В сравнении с 2013 г. значения показателей деятельности финансовых посредников стабильно снижаются, а с 2014 г. вообще можно утверждать об их обвале. Такая ситуация объясняется существующей военно-политической ситуацией в регионе [6, 7].

На территории ДНР финансовые посредники, как участники корпоративного сектора экономики, отсутствуют. Это обусловлено законодательными ограничениями на ведение данного вида деятельности. Согласно действующему законодательству эмиссия ценных бумаг включена в перечень запрещенных видов деятельности в Донецкой Народной Республике.

Анализируя нормативно-правовое регулирование деятельности корпоративного сектора экономики Донбасса, следует отметить двойственный характер отношений. Предприятия, зарегистрированные на территории ДНР, чаще всего функционируют в условиях двойного законодательного поля - Украина - ДНР или ДНР - Российская Федерация. Много предприятий имеют статус резидентов

Российской Федерации, а реальное место расположения имущественного комплекса - ДНР.

Анализируя финансово-экономический критерий состояния корпоративного сектора Донбасса, отметим (рис. 1), что за период 2016-2017 гг. произошли значительные изменения в составе промышленного производства ДНР: металлургия и

Поскольку большая часть функционирующих предприятий по организационно-правовой форме может быть отнесена к корпорациям, то мы можем утверждать, что стремительное падение объёма промышленного производства является результатом деятельности предприятий корпоративного сектора.

Такая ситуация обусловлена рядом факторов:

1. Военные действия и экономическая блокада деятельности предприятий со стороны Украины, при этом имущественный комплекс, производственные площадки этих предприятий находятся на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

металлообработка уступила лидерство производству, транспортировке электроэнергии и занимает второе место. В 2017 г. данные отрасли занимают 23,0% и 31,8% соответственно. Значительно увеличилась доля добычи угля (с 8,0% в

2016 г. до 11,3% в 2017 г.) и снизилась доля продукции коксохимического производства (с 9,0% в 2016 г. до 5,9% в

2017 г.).

территории ДНР и объективно не могут быть перенесены в другое место.

2. Историческая, географическая разновекторность партнеров предприятий региона; объективная необходимость осуществлять производственно-финансовую деятельность и желание сохранить традиционные рынки сбыта и освоить новые.

3. Отрасли локомотивы экономики Донбасса являются ресурсоёмкими, требующими больших объемов ресурсов (как материальных, так и финансовых), государственного подхода к подготовке квалифицированных кадров, контроля за соблюдением требований экологического законодательства, развития технологий,

I другие

160 140 120 100 80 60 40 20 0

7,93 7,05

I металлургия и металлообработка

I производство, траспортировка электроэнергии I пищевая промышленность

коксохимия

I добыча угля

2016

2017

Рис. 1. Состав и динамика промышленного производства Донецкой Народной Республики в 2016-2017 гг. (составлено автором по материалам [5,8])

нуждаются в государственной поддержке поиска рынков сбыта производимой продукции и наличия системы государственного заказа. Решение подобного перечня масштабных задач позволяет создание и функционирование государственных корпораций.

Мировой опыт свидетельствует о положительном результате в использовании сочетания интересов государства и капитала путем создания государственных корпораций и государственных компаний. Использование подобного опыта при строительстве экономики Донецкой Народной Республики позволит реализовать интересы не только государства, но и частного капитала.

Подытоживая вышесказанное, можно сформулировать направления развития корпоративного сектора экономики Донбасса:

1. Создание органа государственного регулирования и контроля за соблюдением корпоративного законодательства, по аналогии Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовой бирже в Украине или Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Российской Федерации.

2. С целью реализации стратегических задач государству целесообразно практиковать создание государственных корпораций. Специфика функционирования данных предприятий позволяет решать крупномасштабные задачи, требующие больших капиталовложений в условиях ограниченности финансовых ресурсов и сохранения контроля со стороны государства за важными направлениями экономического развития.

Список использованной литературы

1. Калмыкова, Т.М. Роль государственных корпораций в консолидации российского капитала / Т.М. Калмыкова // Бизнес, образование, право. Вестник

Волгоградского института бизнеса. -

2013. - № 3 (24). - С. 24-32.

2. Лычагин, М.В. Корпоративные финансы: учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Экономика» / М.В. Лычагин, А.А. Перфильев, Л.В. Перфильева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. ун-т, экон. фак. - Новосибирск: Экон. фак. НГУ, 2012. - 212 с.

3. Одинцов, М.В. Корпоратизация и реструктуризация как две стороны реформирования предприятия / М.В. Одинцов, Л.В. Ежкин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6. - С. 27-38.

4. Пухова, М.М. Опыт управления государственными корпорациями в зарубежных странах и его применение в России / М.М. Пухова, М.К Кривцова и др. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». -

2014. - № 4 (23). - С. 75-86.

5. Инвестиционный портал ДНР [Электронный ресурс] URL: https:// invest.govdnr.ru/#Industry

6. Рiчний звк НКЦПФР за 2013-2016 рр. [Електроний ресурс]. -URL: https://www.nssmc.gov.ua/docu ments/33518/

7. Статистичний збiрник «Репони Украши» 2017 р. / за редакщею I.G. Вер-нера. - Кшв, 2017. - 685 с.

8. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований» в рамках сотрудничества с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, Государственное учреждение «Институт экономических исследований». - Донецк, 2017. - 84 с.

Статья поступила в редакцию 15.01.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.