УДК 334
В.Д. Куваева РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОРПОРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Автором предложен новый подход к определению понятий корпоративного управления как вида управленческой деятельности, системы корпоративного управления как совокупности элементов организации и взаимоотношений между ними, а также понятия системы корпоративного менеджмента компании как элемента системы корпоративного управления в целях разграничения указанных понятий.
Ключевые слова: корпоративное управление, стратегическое управление, оперативное управление, система корпоративного управления, система корпоративного менеджмента.
Wkrim Kuvaeva DIFFERENTIATION OF CONCEPTS OF CORPORATE
GOVERNANCE, SYSTEM OF CORPORATE GOVERNANCE AND SYSTEM OF CORPORATE MANAGEMENT
Annotation. In the article author presents a new approach to the definitions of corporate governance as a specific type of management activities, system of corporate governance as a combination of elements of the organization and the relationships between them and concept of corporate management system as a part of the corporate governance system in order to distinguish these concepts.
Keywords: corporate governance, strategic management, operating management, system of corporate governance, system of corporate management.
На современном этапе развития российского бизнеса переход российских компаний к стадии практического применения корпоративного управления произошел, но какие конкретно задачи могут быть решены с помощью корпоративного управления и, соответственно, кто в компании должен заниматься их решением, до сих пор многим собственникам, как и топ-менеджерам, остается непонятным. Поэтому, если вначале идентифицировали или сформировали потребность в необходимости использования корпоративного управления, то затем следует предложить инструменты, с помощью которых данная потребность будет удовлетворяться.
За любым процессом, реализуемым как внутри организации, так и при ее взаимодействии с внешней средой, стоят люди. Именно они являются в конечном итоге субъектами и объектами данных процессов. От эффективности их деятельности зависит эффективность работы системы в целом. К сожалению, существующие на настоящий момент определения корпоративного управления не позволяют четко ответить на вопросы: «Каким требованиям должны соответствовать люди, занятые в системе корпоративного управления компании?» и «Каким образом должна быть организована их работа?» Должны ли это быть юристы, видящие основную задачу в соблюдении норм корпоративного законодательства? Или все же специалист по корпоративному управлению - это в первую очередь стратег, обеспокоенный вопросами развития организации?
Этот существенный пробел в теории корпоративного управления является главным препятствием в построении эффективно работающей системы корпоративного управления организации.
Корпоративное управление целесообразно рассматривать совместно с такими понятиями, как стратегическое управление и оперативное управление. Обобщая различные определения стратегического управления, можно определить его как особый тип управления организацией, суть которого
© Куваева В.Д., 2014
заключается в долгосрочном планировании, направленном на повышение потенциала организации путем достижения конкурентоспособности в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности. Оперативное управление - ежедневное управление организацией на основе принятой стратегии. Оперативное управление предполагает разработку оперативных (тактических) целей и планов действий. Если стратегия дает общие долгосрочные цели развития предприятия, оперативное управление определяет, какие именно конкретные шаги необходимо предпринять для достижения этих целей.
Из рассмотренного выше вытекает, что на предприятии, с одной стороны, существует четко определенное «формальное» стратегическое планирование, а с другой - структура управления и механизм взаимодействия подразделений предприятия, которые должны обеспечивать выполнение долгосрочной стратегии на практике.
В то же время на настоящий момент распространено два основных подхода к определению корпоративного управления:
1) корпоративное управление в узком смысле подразумевает под собой существующую на предприятии структуру управления и механизмы взаимодействия подразделений, которые должны обеспечивать защиту прав и интересов акционеров и инвесторов;
2) корпоративное управление в широком смысле подразумевает стратегическое планирование деятельности организации с учетом интересов ее собственников и других заинтересованных в деятельности компании сторон.
Таким образом, в рамках корпоративного управления в компании осуществляются как стратегическое управление, так и оперативное управление. В то же время, по широко распространенному мнению, в системе руководства организацией корпоративное управление находится на более высоком уровне, чем оперативное управление. Функции корпоративного управления и менеджмента пересекаются только в области стратегии, так как этот вопрос одновременно относится к сфере менеджмента и является ключевым элементом корпоративного управления (см. рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие корпоративного управления и менеджмента
Так, Д. Карапетян и М. Грачева отмечают, что функции корпоративного управления и менеджмента пересекаются на стратегическом уровне управления главным образом при разработке стратегии развития компании [2].
Вместе с тем, когда некоторые ученые в понятие корпоративного управления включают традиционные функции регулярного менеджмента (планирование, организацию, мотивацию и контроль), управление организационными изменениями и урегулирование взаимоотношений между владельцами бизнеса и топ-менеджерами, тогда корпоративное управление характеризуется как комплексное понятие и включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов: нормативно-
юридический (законодательство, стандарты, профессиональные кодексы), организационный (структура компании и ее органов управления, включая совет директоров, генерального директора и высший менеджмент организации, регламенты внешних и внутренних управленческих взаимодействий), кадровый (подбор и расстановка кадров, квалификационные требования, система повышения квалификации управленческого персонала), информационный (информационно-логические модели, технологии сбора, обработки, хранения и представления управленческой информации), культурно-этический (корпоративные ценности, культура, социальная роль бизнеса) [1].
Таким образом, подход, предусматривающий отнесение корпоративного управления к уровню лишь стратегического управления организацией, по мнению автора, не отражает сути и содержания корпоративного управления в полном объеме. Автор предлагает следующий подход к трактовке корпоративного управления.
Уровни управления организацией принято подразделять исходя из решаемых на каждом из этих уровней задач. Как правило, собственники организации заняты решением задач, связанных с долгосрочным развитием бизнеса, в то время как управляющие заняты решением текущих операционных задач. Корпоративное управление появляется тогда, когда происходит разделение функций владения и управления бизнесом. Суть корпоративного управления сводится к организации такого управления компанией, которое обеспечивает защиту интересов ее акционеров (в первую очередь финансовых за счет достижения прибыльности деятельности), а также достижение устойчивого развития на длительную перспективу за счет учета интересов широкого круга заинтересованных сторон. То есть, с одной стороны, в рамках корпоративного управления должны быть решены задачи стратегического управления (обеспечение конкурентоспособности организации на долгосрочную перспективу за счет реагирования на изменяющиеся условия внешней среды), а с другой - задачи, связанные с созданием и поддержанием в компании механизма взаимодействия между элементами стратегического и оперативного уровней управления, обеспечивающего исполнение выработанных на стратегическом уровне планов с наименьшими для компании издержками (эффективная система управления организации). Таким образом, корпоративное управление - это не отдельный уровень управления организацией, а вся совокупность управленческих процессов организации, реализуемых в целях обеспечения стабильного функционирования компании на длительную перспективу.
С.А. Масютин в своей книге «Механизмы корпоративного управления» определяет корпоративное управление как современный, прогрессивный вид управленческой деятельности в рамках хозяйствующей системы, характеризующейся наличием корпоративной стратегии, корпоративного стиля работы менеджеров всех уровней, корпоративной культуры, финансовой и информационной открытости, системы защиты прав акционеров и владельцев других ценных бумаг предприятия-эмитента [3]. Исходя из изложенного, корпоративное управление целесообразно рассматривать как форму управления корпорацией, обеспечивающую стабильный и прибыльный рост в долгосрочной перспективе.
Иными словами, корпоративное управление - управленческая деятельность, направленная на обеспечение выработки различных ресурсов в рамках функционирования организации, а также на справедливое распределение данных ресурсов среди акционеров, инвесторов и иных связанных с компанией лиц с целью максимального удовлетворения их интересов и обеспечения долгосрочной устойчивости компании. При этом под ресурсами понимаются как финансовые, так и нефинансовые активы. В качестве ресурсов может рассматриваться все, что позволяет удовлетворить интересы сторон, от которых компания, в свою очередь, также получает ресурсы, необходимые для ее функционирования (от акционеров и инвесторов компания получает деньги на развитие, выплачивая при этом дивиденды, персонал компании предоставляет рабочую силу, в свою очередь, компания гарантирует стабильный заработок и социальное обеспечение, контрагенты, предоставляющие товары и услуги,
заинтересованы в надежном и честном партнере, государственные органы - в стабильном налогоплательщике и работодателе для населения и пр.).
Также считаем важным отметить, что на настоящий момент нет четкого разграничения понятий «корпоративное управление» и «система корпоративного управления». Данные понятия зачастую отождествляются. Вместе с тем, чтобы не было путаницы в определениях, предлагается разделить понятия «корпоративное управление» (КУ) и «система корпоративного управления». Понятие «корпоративное управление» предполагает некоторую управленческую деятельность. Понятие «система корпоративного управления» предполагает совокупность методов, инструментов и механизмов управления, используемых в рамках указанной управленческой деятельности. Система корпоративного управления - система различных элементов организации, а также процессов и взаимоотношений между ними, урегулированная нормами права и внутренними локальными актами организации в целях обеспечения достижения задач корпоративного управления (см. рис. 2).
Рис. 2. Система корпоративного управления организации
Результатом функционирования системы корпоративного управления является способность корпорации обеспечить реализацию задач корпоративного управления. То есть без выстраивания в компании механизма эффективной реализации процессов корпоративного управления, создания эффективной системы корпоративного управления обеспечить стабильный и прибыльный рост компании невозможно. Система корпоративного управления организации в самом общем виде призвана обеспечить долгосрочное устойчивое функционирование компании и защиту интересов акционеров и инвесторов путем учета вырабатываемых на стратегическом уровне ориентиров деятельности.
Система организационного управления (менеджмента) - упорядоченная структура звеньев управления организации, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
На пересечении системы корпоративного управления и системы организационного управления компании находится система корпоративного менеджмента организации, которая, с одной стороны, представляет собой иерархию звеньев управления организации (т.е. элемент системы организационного управления), а с другой стороны, призвана обеспечить работу компании в интересах акционеров/инвесторов, предоставивших компании финансовые ресурсы, а также, в той или иной мере, других заинтересованных групп (т.е. элемент системы корпоративного управления компании). Таким образом, система корпоративного менеджмента - это система элементов организации и отношений между ними, охватывающая все аспекты деятельности менеджмента организации, направленной на защиту прав и интересов акционеров и инвесторов и обеспечение устойчивости деятельности за счет учета интересов других заинтересованных групп.
На настоящий момент в теории корпоративного управления вопросам организации внутри компании системы корпоративного менеджмента не уделено должного внимания. Этот вопрос остается на усмотрение собственников и менеджмента организации: кто-то концентрируется на соблюдении требований законодательства, кто-то отдает приоритет вопросам стратегического характера, кто-то перекладывает все функции, реализуемые в рамках корпоративного управления, на плечи корпоративного секретаря организации. Такой подход, по мнению автора, порождает серьезные проблемы при реализации процессов в рамках системы корпоративного управления организации. Для организации эффективного функционирования системы корпоративного управления необходимо четко понимать задачи, которые призвана решать данная система. Не менее важным является понимание тех процессов и функций, которые должны реализовываться в организации для обеспечения достижения указанных задач.
Исходя из предложенных автором определений корпоративного управления, системы корпоративного управления, системы корпоративного менеджмента, определить перечень задач, которые должны быть решены в рамках системы корпоративного управления организации, а также на основе полученного перечня спроектировать структуру органов, которые будут заниматься их решением (определить иерархию, функционал и требования к сотрудникам каждого конкретного органа) — для собственников и топ-менеджмента организации будет значительно проще.
Библиографический список
1. Исаев Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект: монография / Д.В. Исаев. - М: ГУ ВШЭ, 2009. — С. 41.
2. Карапетян Д., Грачева М. Корпоративное управление: основные понятия и результаты исследовательской практики // Управление компанией. - 2004. - № 1.
3. Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления: научная монография / С.А. Масютин. - М.: Фин-статинформ, 2002. — С. 240.