УДК 334
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Автором сформулированы основные задачи, решаемые организацией в рамках корпоративного управления, а также предложен подход к построению внутри компании системы корпоративного менеджмента, призванной обеспечить достижение указанных задач. Применение предложенной методики позволит ответить на вопросы: как должна быть организована система корпоративного менеджмента, какие структурные подразделения должны входить в ее состав и какие функции должны быть за ними закреплены, а также выработать квалификационные требования к специалистам, занятым в системе корпоративного менеджмента организации.
Ключевые слова: корпоративное управление, система корпоративного менеджмента, задачи корпоративного управления, методика построения системы корпоративного менеджмента.
THE METHOD OF CONSTRUCTING THE ORGANIZATION'S CORPORATE MANAGEMENT SYSTEM
Annotation. The author formulates the main objectives of corporate governance, also proposes the approach to building a system of corporate management in the company, which should ensure the achievement of these objectives. Application of the proposed methodology allows answer the following questions: how should be organized company's system of corporate management, which structural units should be included in its composition and what functions should be assigned to them, as well as to develop the qualification requirements for specialists working in corporate management.
Keywords: corporate governance system of corporate management, objectives of corporate governance, method of constructing the system of corporate management.
В настоящее время многие компании в силу изменения условий деятельности, формирования устойчивых тенденций в бизнесе сталкиваются с необходимостью организации систем корпоративного управления. Основное внимание при этом, как правило, уделяется вопросам избрания совета директоров, ревизионной комиссии, назначению корпоративного секретаря общества. Серьезно прорабатывается устав и внутренние документы компании, регламентирующие права и обязанности органов управления общества. В частности, прорабатываются вопросы о том, что будет отнесено к компетенции совета директоров, а какие вопросы единоличный исполнительный орган будет решать самостоятельно и т.д. При этом стоит отметить, что в последнее время наблюдаются значительные успехи российских компаний в указанных вопросах. Специалисты отмечают улучшение практики корпоративного управления российских компаний в целом, рост числа организаций, размещающих свои акции на российских и международных биржах, повышение рейтинга корпоративного управления, присваиваемого российским компаниям.
Однако стоит отметить, что, несмотря на более четкую определенность по организации процессов корпоративного управления на уровне органов управления компаний (общего собрания акционеров, совета директоров, ревизионной комиссии, единоличного и коллегиального исполнительных органов), сегодня еще недостаточно практических материалов, дающих информацию о том, как реализовывать эффективное корпоративное управление в российских компаниях на уровне структурных подразделений. При этом, как отмечает Д. Михайлов, одновременное четкое разграничение задач между органами компании является столь же важным, как независимость аудиторов и контроль со стороны акционеров [2].
В.Д. Куваева
Valeriia Kuvaeva
© Куваева В.Д., 2014
В практической деятельности компании сталкиваются с множеством неочевидных вопросов: сколько должно быть занято сотрудников в системе корпоративного управления, какие это должны быть люди, каковы должны быть их характеристики, как организовать работу сотрудников, чтобы не случалось сбоев в работе, и т.д. На практике каждый собственник или руководитель решает эти задачи самостоятельно, исходя из личного опыта и приверженности той или иной концепции корпоративного управления. При этом в случае недостаточно четкого понимания задач, которые должна решать эффективная система корпоративного управления, существует риск увеличения издержек компании за счет внедрения передовых и дорогостоящих, но абсолютно не нужных конкретной компании инструментов корпоративного управления. Вместе с тем существует и обратный риск. В целях снизить свои издержки, но при этом обеспечить соблюдение установленных законодательством требований к системе корпоративного управления, некоторые собственники закрепляют все функции, выполняемые в рамках корпоративного управления, за корпоративным секретарем организации или отделом корпоративного управления (включая его в состав юридического департамента фирмы). Несомненно, один отдел, и уж тем более один человек, не могут надлежащим образом справиться с выполнением всех задач корпоративного управления, затрагивающих как юридические, так и стратегические, финансовые, инвестиционные, инновационные и прочие вопросы.
Суть корпоративного управления, по большому счету, сводится к организации хорошего управления компанией, работа которой обеспечивает прибыль своим владельцам в текущем периоде, и при этом компания адекватно реагирует на запросы окружающей ее внешней среды для достижения устойчивого развития на длительную перспективу. При всей простоте данного определения ответы на вопросы - что такое «хорошее управление компанией» и «как его построить» - были основной проблемой все времена [1]. Именно поэтому отсутствие методики построения внутри организации системы, призванной осуществлять в рамках корпоративного управления функции, обеспечивающие достижение задач корпоративного управления, является одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике корпоративного управления.
Такой системой, на наш взгляд, является система корпоративного менеджмента организации. Система корпоративного менеджмента - это система элементов организации и отношений между ними, охватывающая все аспекты деятельности менеджмента организации, направленной на защиту прав и интересов акционеров и инвесторов и обеспечение устойчивости деятельности за счет учета интересов других заинтересованных групп. Внутренняя среда компании - сугубо личный вопрос каждой конкретной организации. Имеется не так много доступных сведений о том, каким образом те или иные компании справляются с задачами организации системы корпоративного менеджмента. Кроме того, до сих пор не выработано определенных требований к специалистам в области корпоративного управления. На настоящий момент все еще трудно ответить на вопрос, кто он, специалист по корпоративному управлению: юрист, экономист, стратег, менеджер, аналитик?
В рамках моделирования системы корпоративного управления организации на настоящий момент особенно актуально стоит вопрос разработки методики построения системы корпоративного менеджмента организации. Данная методика должна позволить организации сформировать в рамках системы корпоративного управления оптимальное количество структурных подразделений для достижения определенных в компании задач корпоративного управления. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие шаги: определить перечень задач, которые должны достигаться организацией при функционировании системы корпоративного управления. В рамках основных задач корпоративного управления организации можно выделить следующие.
1. Защита прав и интересов акционеров: 1.1. защита прав и интересов акционеров путем обеспечения их деятельности при участии в управлении обществом и голосовании на общих собраниях;
1.2. защита прав и интересов акционеров путем организации надлежащих условий функционирования совета директоров компании;
1.3. защита прав и интересов акционеров и инвесторов за счет проведения проверки деятельности организации ревизионной комиссией;
1.4. защита прав и интересов акционеров и инвесторов за счет предоставления акционерам достоверной корпоративной информации (списки аффилированных лиц, внутренние документы общества, бухгалтерская (финансовая) отчетность общества и пр.).
2. Повышение инвестиционной привлекательности организации:
2.1. повышение инвестиционной привлекательности путем создания эффективной системы аудита и управления рисками в организации;
2.2. повышение инвестиционной привлекательности путем обеспечения информационной открытости общества;
2.3. обеспечение корпоративной социальной ответственности бизнеса.
3. Обеспечение единства и эффективности системы управления:
3.1. стратегическое ориентирование структурных подразделений компании, обеспечение единых направлений действий и развития;
3.2. достижение запланированных показателей стоимости бизнеса;
3.3. выстраивание оптимальной системы управления в обществе;
3.4. обеспечение единой корпоративной культуры в обществе;
3.5. достижение синергетического эффекта за счет управления активами общества и дочер-них и зависимых организаций.
4. Обеспечение инновационного развития общества.
Вместе с тем стоит отметить, что указанный перечень не является закрытым и может быть скорректирован каждой конкретной компанией исходя из особенностей ее функционирования. Понимая конкретные задачи, которые должны быть решены организацией в рамках корпоративного управления, руководство общества должно определить, какие функции должны реализовываться в целях их достижения. На основе анализа указанных функций можно определить оптимальную структуру органов системы корпоративного менеджмента организации.
Говоря о задачах корпоративного управления, стоит отметить, что защита прав и интересов акционеров и повышение инвестиционной привлекательности бизнеса сильно связаны между собой и являются взаимодополняющими друг друга. Поэтому и разделение структурных подразделений, созданных для решения указанных задач, может быть в некоторых случаях весьма условным. Вместе с тем их функционал должен быть четко определен в целях надлежащего исполнения указанных задач.
Также стоит отметить, что корпоративная социальная ответственность (КСО) организации направлена в первую очередь на учет интересов не только акционеров компании, но и иных заинтересованных в ее деятельности сторон, оказывающих в свою очередь существенное влияние на функционирование организации. Поэтому задачу по обеспечению КСО компании целесообразно рассматривать в тесной связи с задачей учета интересов акционеров. Также важно, чтобы работа всех органов координировалась из одного центра, чтобы обеспечить системность и синергию в достижении задач корпоративного управления.
Кроме того, в качестве одной из важнейших задач корпоративного управления была выделена задача по обеспечению инновационного развития общества. Как правило, на практике вопросами инновационного развития общества занимается технический блок организации. В компаниях, тесно связанных с технологическим прогрессом (к примеру, организации в сфере 1Т) целесообразно создавать должность заместителя генерального директора по инновациям. Однако, несмотря на отсутствие прямого подчинения данного блока заместителю генерального директора по корпоративному управ-
лению, в компании должно быть организовано тесное взаимодействие блоков, курируемых заместителем генерального директора по инновационному развитию и заместителем генерального директора по корпоративному управлению, например в рамках специально создаваемых с целью постоянного мониторинга перспектив и стратегий развития организации рабочих групп.
Таким образом, при построении системы корпоративного менеджмента организации, предлагается следующая методика, которая может применяться организациями на практике:
1) определение задач, которые должны быть решены в рамках системы корпоративного управления организации;
2) определение функций, которые должны реализовываться в компании в целях достижения каждой конкретной задачи корпоративного управления;
3) закрепление функций за конкретным структурным подразделением, ответственным за их надлежащее исполнение. Вместе с тем стоит отметить, что за выполнением каждой функции стоят конкретные люди, которые ее реализуют. Соответственно, необходимо не только сформировать структуру системы корпоративного управления, но и обеспечить их персоналом, обладающим компетенцией, достаточной для квалифицированного исполнения указанных функций;
4) выработка квалификационных требований к специалистам системы корпоративного менеджмента на основе анализа реализуемых ими функций;
5) подбор персонала, соответствующего выработанным квалификационным требованиям и укомплектование структурных подразделений системы корпоративного менеджмента организации.
Применение данной методики при построении системы корпоративного управления внутри организации позволит собственникам и высшим менеджерам ответить на вопросы: как должна быть организована система корпоративного менеджмента, какие структурные подразделения должны входить в ее состав внутри компании и какие функции должны быть за ними закреплены, а также какие требования предъявлять к специалистам, занятым в системе корпоративного менеджмента организации. Четкие ответы на перечисленные вопросы позволят выстраивать в компании эффективную и гибкую систему корпоративного управления, отвечающую как внутренним требованиям компании, так и условиям внешней среды ее функционирования.
Библиографический список
1. Бухвалов A.B. Корпоративное управление как объект научных исследований // Российский журнал менеджмента. - 2005. - № 4.
2. Михайлов Д. Эффективный механизм корпоративного управления // Экономические стратегии. - 2011. -№ 3.