Научная статья на тему 'РАЗГОВОР ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ (О СПЕЦИФИКЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ДИАЛОГА С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА)'

РАЗГОВОР ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ (О СПЕЦИФИКЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ДИАЛОГА С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
диалог / обучающийся / собеседник / внимание / система ценностей / проблема алкоголизма / кризис / одиночество / dialogue / the student / the source / note the value system / the problem of alcoholism / crisis / loneliness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова А.А.

В данной статье освещается специфика выстраивания диалога с подростком, тяготеющим к употреблению алкоголя. Анализируются причины склонности к спиртному, показано, насколько вероятно употребление алкоголя в условиях семьи, члены которой не способны на конструктивный диалог. Доказано, что преподаватель, способный выслушать и вникнуть в озвученную проблему, способен убедить подростка переосмыслить правомерность своего выбора и расставить приоритеты относительно более приемлемой системы ценностей, которую он может выбрать. Данная статья может быть полезна для преподавателей любых вузов и школ, а также для всех интересующихся педагогикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TALK BEHIND CLOSED DOORS (ABOUT SPECIFICITY OF FORMING DIALOGUE WITH TEENAGERS OF RISK’S GROUP)

The present article illumines the specificity of forming dialogue with the teenager, inclination to take alcoholic drinks, analyzing the reasons of inclination to spirit, it is shown as probable taking alcoholic drinks in family’s condition, members of which are not capable for constructive dialogue. It is proved, that the teacher is capable to listen and try to understand sound – track problem, he is capable to convince the teenager to recomprehend lawfulness of his choice and place priority concerning more acceptable system of value, which the teenager can choose.

Текст научной работы на тему «РАЗГОВОР ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ (О СПЕЦИФИКЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ДИАЛОГА С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА)»

доступа http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2й^2йхЫт_ (дата обращения: 5.06.16).

6. Демидова М. Ю. Методическая система оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях введения ФГОС (общее образование): дис. доктора пед. наук - М. 2014 - С. 405-409.

7. Крузе, Б.А. Определение понятия метапред-метных компетенций младшего школьника / Б.А. Крузе, Е.В. Еремеева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6;

8. Кузьмина, А.Н. Методическая система работы учителя по подготовке школьников к итоговому контролю по физике / А.Н. Кузьмина, Г.П. Стефанова // Преподаватель XXI века. - 2014. - № 3. - С. 113-120 (авт. - 0,5 п.л.).

9. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.

10. Пурышева Н. С. О метапредметности, методологии и других универсалиях / Н. С. Пуры-шева, Н. В. Ромашкина, О. А. Крысанова // Вестник

Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. -2012 - № 1 (1). - С. 11-17.

11. Смирнов В. В. Методическая система формирования обобщенных методов проведения физических экспериментальных исследований у студентов физико-математического направления подготовки: дис. доктора пед. наук - Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2012 - 321 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа http ://www. edu.ru/db/mo/Data/d 10/m1897.pdf (дата обращения: 3.06.16).

13. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 15.06.16).

Степанова А.А.

Вологодский государственный университет Старший преподаватель, аспирантка

РАЗГОВОР ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ (О СПЕЦИФИКЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ДИАЛОГА С

ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА)

TALK BEHING CLOSED DOORS (ABOUT SPECIFICITY OF FORMING DIALOGUE WITH

TEENAGERS OF RISK'S GROUP)

Stepanova A.A., Vologda State University, Senior lecturer, graduate student.

АННОТАЦИЯ

В данной статье освещается специфика выстраивания диалога с подростком, тяготеющим к употреблению алкоголя. Анализируются причины склонности к спиртному, показано, насколько вероятно употребление алкоголя в условиях семьи, члены которой не способны на конструктивный диалог. Доказано, что преподаватель, способный выслушать и вникнуть в озвученную проблему, способен убедить подростка переосмыслить правомерность своего выбора и расставить приоритеты относительно более приемлемой системы ценностей, которую он может выбрать.

Данная статья может быть полезна для преподавателей любых вузов и школ, а также для всех интересующихся педагогикой.

ABSTRACT

The present article illumines the specificity of forming dialogue with the teenager, inclination to take alcoholic drinks, analyzing the reasons of inclination to spirit, it is shown as probable taking alcoholic drinks in family's condition, members of which are not capable for constructive dialogue. It is proved, that the teacher is capable to listen and try to understand sound - track problem, he is capable to convince the teenager to recomprehend lawfulness of his choice and place priority concerning more acceptable system of value, which the teenager can choose.

Ключевые слова: диалог, обучающийся, собеседник, внимание, система ценностей, проблема алкоголизма, кризис, одиночество.

Keywords: dialogue, the student, the source, note the value system, the problem of alcoholism, crisis, loneliness.

Проблема алкоголизма в России является одной из наиболее освещенных, наиболее острых и наименее разрешенных. Каждый год в специализированных книжных магазинах и на стеллажах библиотек появляются новые толкования этой «национальной особенности». Едва ли кто-то усомниться в правомерности утверждений о необходимости от-

казаться от чрезмерного потребления алкоголя. Алкоголизм приводит к разрушению семьи, и ухудшению здоровья, приносит страдания близким. Но год за годом проблема продолжает существовать. Причем изменяется только мотивация: суть остается все та же самая. В рамках одной статьи трудно осветить все многообразие негативных элементов, сти-

30

«^аеп^Ас^еБеагсИеБ» № 5(5), 2016

мулирующих появление зависимости от негативных факторов (в нашем случае от алкоголя), поэтому наибольшее внимание будет посвящено проблеме диалога с подростком, пытающимся обрести свое место в негативно влияющей на него социальной ячейке.

По существу, поводом для проведения научного исследования послужила ситуация, которая могла бы повториться в любое время. Как писал С.Л. Рубинштейн, «По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы - это значит видеть их в соответствии с конкретными вопросами жизни» [2, с.3]. На одном из занятий по предмету «Английский язык» обучающимся предлагалось, предварительно подготовившись, написать небольшой отзыв об одном из рассказов Дж. Лондона. Все тотчас приступили к выполнению задания, кроме одного обучающегося, потерянно смотрящего по сторонам. На вопрос о причинах отказа выполнения задания он ответил однозначно: «Я не готов, поэтому писать не знаю о чем». Предстояло давать ответ незамедлительно, иначе взаимоотношения с группой могли значительно испортиться: от необоснованного поощрения до грубого дидактизма. Необходим был альтернативный вариант, устроивший бы всех [8]. В сложившейся ситуации наиболее удобным оказалась индивидуальная форма воспитательной работы - «занятие воспитателя с одним воспитанником» [1, с .144]. И тогда я предложила ему написать на русском языке план-макет своего отзыва на отстраненную тему - о самом себе. Представленный через неделю текст с огромным количеством ошибок являлся частью процесса педагогической рутины по выявлению некорректных формулировок и оттачиванию навыка качественного овладения английским языком. Гораздо весомее было содержание этого текста. Обучающийся рассказал на четырех страницах о себе гораздо больше, чем мог рассказать любому психологу или близкому другу. Тема его работы была обозначена довольно емко: «Человек, которого я не уважаю». Обучающийся рассказал мне о невесте своего брата - человеке, которого он не уважает. Причина казалась на первый взгляд незначительной и абсурдной: он ревновал своего брата к этой девушке. Однако сквозь простую историю отчетливо просматривалась огромная подростковая трагедия - отсутствие собеседника. Уже в тот момент можно было предположить, что, спустя некоторое время, этот обучающийся окажется в дурной компании, которая подчинит его себе, породив в нем новую систему ценностей в обмен на времяпровождение, состоявшее в потреблении алкоголя. Именно так происходит в большинстве случаев. Можно назвать несколько причин подобных инцидентов:

1.отсутствие должного внимания со стороны семьи;

2.отсутствие должного внимания со стороны окружающего общества;

З.отсутствие мотивирующего элемента, выраженного каким-либо увлечением;

4.отсутствие слушателя.

Как правило, именно эти причины становятся основополагающим условием появления у подростков алкогольной зависимости. Обстоятельства, при которых обучающийся решил откровенно рассказать о своей жизни, едва ли располагали к подобному разговору, отчего значимость его только увеличивается. Здесь правомерно говорить об ощущении потерянности, неспособности самостоятельно выйти из кризиса, повлиявшего на переоценку всего окружающего [7]. Вероятнее всего, в тот момент, когда ему нужен был собеседник, он просто не смог найти его, а человек, много лет занимавший это место, предпочел другую семью. Кризисный момент перерос в ощущение агрессии и усталости. Здесь уже было совершенно не важно, как поступать; стремление уйти от проблем максимально реализуется в употреблении алкоголя в окружении людей, пусть даже на вечер оказавшихся самыми внимательными и сочувствующими. Разумеется, подобное времяпровождение не решает всех проблем, но позволяет краткосрочно исключить их из своей жизни и тем самым смягчить их общий негативный оттенок. Но зато появляется зависимость. В следующий раз осознание одиночества и отсутствие собеседника наведет на воспоминания о том вечере, когда всем было хорошо. И не важно, что было после этого: остается эпизод без последствий, потому что, как правило, последствия в подобных ситуациях сглаживаются рутиной быта. Две первых и четвертая причины наиболее полно реализуются через неспособность найти поддержку в тот момент, когда это действительно необходимо. Применительно к пункту три мотивирующим элементом может выступать хобби любого плана: от курсов игры на гитаре до регулярного посещения тренажерного зала. Примером такого рода может стать «Школьный поэтический театр» (ШПТ) Ю.А. Хал-фина [6]. Но, как известно, хобби в достаточно серьезной мере также можно считать «наркотическим» средством: оно позволяет на время обособиться от бытовых проблем, к которым, спустя время, все равно придется возвращаться. Следовательно, единственной причиной, приводящей к алкоголизму в нашем случае, является проблема отсутствия собеседника. Это - комплекс ценностей, описанный П.А. Сорокиным и представляющий собой в провозглашении агрессии, черного юмора, цинизма и т.д. [3, с.345]. Стремление поделиться своими проблемами с другим человеком, сбросить с себя тягостный груз бытовых трудностей длительное время скрывалось в ежедневных обязанностях, выполнение которых носило системный характер. Но однажды безответное молчание наскучило, и начался поиск собеседников. Естественно, в подобных ситуациях должны разбираться психологи. Но вероятность этого настолько же незначительна, как и в том, что монологическое внушение может изменить мироощущение. Подростки приходят не к психологам, а к тем, куда их приводит ситуация, к людям, которым они доверяют. Насколько бы значительны не были знания обучающегося в той или иной области, он все равно ори-

ентируется по бессознательным проявлениям, выражающимся в личных предпочтениях. «Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой... является личность учителя, его идейные убеждения, богатство его духовной жизни», - писал В.А. Сухомлинский [5, с.153]. Из двух видов воспитания: «в одном акцент делается на индивидуальные, в другом - на общественно значимые цели и ценности» - нужно было ориентироваться сначала на первый, а уже потом на второй [4, с.202]. В связи с этим целесообразно решать проблему тотчас, не откладывая на другой раз, не вмешивая в нее посторонних лиц, в присутствии которых обучающийся не заинтересован изначально. Диалог должен строиться с учетом некоторых важных компонентов:

1.отсутствие навязывания любой позиции, пусть даже единственно верной;

2.поддержка в любом начинании, пусть даже изначально ошибочном.

Первая ошибка, которая чаще других встречается в диалоге - ошибка навязывания своей позиции. Обучающийся может говорить о чем угодно: о своем предпочтении к алкоголю, к дурным компаниям, к выбору нравственно разлагающей музыки и т.д. Это совершенно не важно. Нужно точно знать - в данной ситуации он искренне рассказывает обо всем, что его беспокоит. Его нервы напряжены, доверительность может оборвать любое неудобное слово или даже жест. Поэтому первым пунктом подобного диалога должно быть молчаливое слушание без попыток озвучить свое субъективное толкование ситуации.

Вторая ошибка следует за первой: ни в коем случае нельзя допускать грубой критики. Обучающийся начинает такой разговор, ориентируясь (всегда бессознательно) на отсутствие осуждения. Он стремится найти поддержку, но не совет. Это самое главное положение: дать возможность рассказать о себе и при этом не «оттолкнуть» - единственный путь к выстраиванию диалога и дальнейшей мотивации на переоценку ценностей.

Фактически, если работа проделана грамотно, диалог выстроен, контакт с этим обучающимся будет возможен настолько, насколько потребуется. Доверительное начало сможет урегулировать все возможные преграды, выставляемые обстоятельствами. И далее, на доверительной «почве» можно беспрепятственно пытаться привить новое понимание действительности, увести с ошибочного пути и направить в нужную область. Любые сомнения будут уничтожены авторитетом, не приобретенным, но заработанным.

Разговор с обучающимся не был особенно трудоемким. К сожалению, он не принес тех результатов, которые мог бы принести. Свою роль сыграли различные факторы: неспособность найти те слова, которые необходимо было сказать; отсутствие опыта ведения подобных разговоров. Но сам факт доверительности позволил приобрести гигантский опыт и дал ответ на главный вопрос: кто такой педагог и что он может.

Список литературы

1. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 432 с.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. - М.: Академия наук СССР 1957. 328 с.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомо-нов: Пер. с англ. — М: Политиздат, 1992. 543 с.

4. Социология. Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. - М.: Социал.-полит. журн., 1996. 255 с.

5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. 192 с.

6. Халфин Ю.А. Воспитание гармонией. - М.: Знание, 1978. 96 с.

7. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М.: Академия, 1999. 288 с.

8. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1999. 266 с.

Шевелева Д.Е.

аспирант Центра педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО (Москва)

УЧИТЕЛЬ МАССОВОЙ ШКОЛЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ (КОМПАРАТИВИСТСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

A TEACHER OF MAINSTREAM SCHOOL IN INCLUSIVE EDUCATION: ADDITIONAL KNOWLEDGES AND SKILLS (COMPARATIVE RESEARCH)

Sheveleva D. postgraduate student of the Center for teaching comparatives Institute of strategy of development of education RAE (Moscow)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности работы учителя в условиях инклюзивного образования. Обосновывается необходимость обогащения профессиограммы учителя дополнительными компетенциями, на основе компаративистского подхода показана идентичность позиций ученых разных стран относительно набора профессиональных качеств педагогов, необходимых для обучения и развития детей с ОВЗ в массовой школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.