Научная статья на тему 'РАЗГОВОР О ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

РАЗГОВОР О ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНЫЕ / СИМВОЛ / СОЦИАЛЬНОЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИДЕАЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колесников В.А.

В статье рассматриваются неоднородность и противоречивость жизненных обстоятельств, положение индивида в системе конкретных общественных отношений, различия потребностей и интересов молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CONVERSATION ABOUT JUVENILE TECHNOLOGIES OF PERSONALITY FORMATION

The article discusses the heterogeneity and inconsistency of life circumstances, the position of the individual in the system of specific social relations, the differences in the needs and interests of young people.

Текст научной работы на тему «РАЗГОВОР О ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_14

РАЗГОВОР О ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Talk about juvenile personality formation technologies

КОЛЕСНИКОВ Валерий Александрович,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления в органах внутренних дел, Уфимский юридический институт МВД России. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: kolesnikov62va@rambler.ru;

Kolesnikov Valery Aleksandrovich,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Management in Internal Affairs,

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2.

E-mail: kolesnikov62va@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются неоднородность и противоречивость жизненных обстоятельств, положение индивида в системе конкретных общественных отношений, различия потребностей и интересов молодых людей.

Abstract: The article discusses the heterogeneity and inconsistency of life circumstances, the position of the individual in the system of specific social relations, the differences in the needs and interests of young people.

Ключевые слова: ювенальные, символ, социальное, молодежь, личность, идеал.

Keywords: juvenile, symbol, social, youth, personality, ideal.

Для цитирования: Колесников В.А. Разговор о ювенальных технологиях формирования личности // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 14-17. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_14.

For citation: Kolesnikov V.A. Talk about juvenile personality of technologies // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 14-17. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_14.

Статья поступила в редакцию: 04.03.2023

Социализация личности есть процесс, с одной стороны, овладения индивидом общественными отношениями, ролями, ценностями, значениями и символами, а с другой, - воздействия общества на личность с целью формирования у нее определенных качеств.

Можно говорить о социализации в двух аспектах. С одной стороны, развитие человечества в целом, всемирная история есть процесс социализации человека, развитие его родовой сущности. Это - филогенетическая социализация. Ее закономерности и факторы - это закономерности и факторы самой человеческой истории. С другой стороны, каждая конкретная личность в процессе своего самоопределения и утверждения включается в систему отношений и в культуру, формируется и воспитывается. Каждый индивид, становясь личностью, учится быть человеком. Это - онтогенетическая социализация. И та, и другая социализация носит исторический характер, т. е. по-разному протекает в различных общественно-экономических формациях, имеет исторически конкретное содержание и социальную направленность. В каждом обществе складывается своя система социализации личности и человека, обусловленная природой его отношений и стадией исторического процесса. При социализации личности, в процессе приобретения определенных знаний и опыта неизменно привлекается обширный арсенал социальных технологий как способов организации и упорядочения воспитательных действий, приемов и средств, направленных на воздействие социального окружения на формирующуюся личность.

Начиная разговор о ювенальных технологиях формирования личности, нужно сказать:

Во-первых, подробно остановиться на отдельных общих проблемах, связанных с разрешением главенствующей задачи.

Во-вторых, о создании научно обоснованной методологии и теории социальной ориентации молодежи требует проведения системы всевозможных исследований во всех сферах общественной жизни и объединения усилий различных наук: социологии, философии, социальной психологии, экономики и д. р. для обобщения результатов и координации этих исследований.

В-третьих, вероятно в истории различных стран и народов существовали свои особые, отличающиеся от других ювенальные технологии. Беда только в том, что далеко не во всех энциклопедиях, словарях и исторической литературе рассмотрены вопросы воспитания молодежи и, тем более, ювенальные технологии (как технологии воспитания юношества).

С взрослением молодых людей отношения потребностей приобретают характер устойчивых внутренних связей и на этой основе создают целостные свойства и структуру потребностей, выявляют их во внешних связях. В данной статье нет необходимости останавливаться на критике идей развития потребностей, психолога по роду научной деятельности, А. Маслоу. Настойчивое навязывание его «пирамиды потребностей» в высшей школе без учета социальной обусловленности (даже учитывая, что Маслоу считал, что социальная направленность побуждений человека заключена в самой природе человека) иерархии потребностей, не делает чести преподавателям. Если бы при этом преподаватели, хотя бы отмечали, что от степени значимости соответствующих потребностей и степени их удовлетворения зависит иерархия мотивов поведения личности. И здесь рассмотрим очень важную ювенальную технологию, которая является необходимым условием преодоления препятствий на пути удовлетворения потребностей, - это воля (как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности).

Поскольку воля к достижению целей в различной степени присуща всем людям, то нельзя согласиться с Маслоу, что иерархия потребностей у всех людей одинаково строиться по одной схеме, имеющей естественно-биологическое происхождение. Наоборот, наличие у человека высших духовных потребностей в необходимых случаях может снизить значение удовлетворения низших потребностей. Мало того, извест-

но, что ради удовлетворения важных общественных, в том числе и духовных, потребностей люди могут сознательно отказаться от удовлетворения ряда насущных личных потребностей. Изучение личных потребностей в неразрывной связи с общественными и в зависимости от социальной среды позволяет правильно понять социальную обусловленность их возникновения и удовлетворения, а также их структуры. Социальная обусловленность структуры потребностей находит свое выражение:

во-первых, в том, что структуры всегда конкретно историчны, на разных этапах развития общества и у разных классов могут иметь место не только разные потребности, но и одни и те же, потребности занимают различное место в структуре;

во-вторых, имеются некоторые общие черты структуры потребностей, определяемые тем, что в основе развития любого общества лежит развитие производства. Отметим важнейшие особенности структуры потребностей:

- общественные (классовые) потребности являются определяющими по отношению к личным;

- по своему происхождению духовные потребности вторичны по отношению к материальным;

- иерархия и субординация общественных потребностей определяются взаимоотношением производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки;

- структура потребностей изменяется по мере развития общества. При этом меняется количество и качество потребностей в системе, общественная значимость тех или иных потребностей, их место и значение в структуре;

- общей тенденцией изменения структуры потребностей является увеличение роли духовных потребностей, которая возрастает по мере развития материального и духовного производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей;

- среди духовных потребностей имеют место потребности, определяющие и определяемые, или, иначе говоря, основные и производные. Выяснение определяющих духовных потребностей позволяет находить те основные звенья непосредственного воздействия на личность, те объективные и субъективные факторы, с помощью которых можно направлять формирование и развитие духовных потребностей личности.

Духовные потребности имеют свою структуру. В современной социологии, психологии и педагогике пока еще нет достаточно четкой и развернутой научной классификации духовных потребностей. В соответствии с этим ряд авторов основными элементами в структуре духовных потребностей общества считают: потребности общества в политике, в правосознании, в морали, в научном мировоззрении, познавательно-теоретические и эстетические потребности. Классификация элементов структуры духовных потребностей должна строиться с учетом важнейших социальных условий и факторов, под влиянием которых происходит их формирование.

Что представляет реальная свобода личности в России? Это:

- свобода права на труд (выбрать, кому продать свои способности, силы и мозги);

- свобода уволиться с работы и жить в страхе перед безработицей;

- свобода искать с разным успехом себе заработок или быть нищим.

Почему сегодня игнорируется в обществе вопрос: для чего живет человек? Все очень просто. Изучая необходимость знать общечеловеческие законы, и для чего живет человек, необходимо ответить на вопросы: способно ли сегодня общество обеспечить, чтобы человек мог развиваться всесторонне и свободно, проявляться, быть полезным и нужным обществу, приносить красоту, добро и радость людям? А в качестве необходимости должны выступать сам человек-личность, его деятельность, его потребности, интересы и условия активного развития. Система управления обществом во всех своих проявлениях и механизмах реализации должна быть ориентирована на главного субъекта и объекта общества - человека. Конкуренция же (как один из идолов капитализма) в условиях российского современного общества - в лучшем случае, игнорирование идей, талантов, предприимчивости, энергии, смелого почина, замену соревнования финансовым мошенничеством.

В советском обществе проявлялась в основном иерархически-пирамидальная система управления, для которой характерен внеэкономический тип принуждения, как реализации заранее заданной иерархии, призванной осуществлять контроль за проведением социально-экономических, производственных, технологических и иных процессов. И сегодня в России система управления строится не на основе взаимодействия и координации, не на принципах самоорганизации и самоуправления, а на жестком контроле и надсмотре со стороны непомерной массы чиновников всех уровней и категорий вместо планового начала, которые кроме этого никакими способностями и функциями не обладают. Главная беда в том, что из двух необходимых механизмов рациональной организации предприятия и общества сегодня остался только неразвитый рыночный механизм - основа эксплуатации, сохранился, а плановое начало оказалось лишним. И это не позволило предоставить каждому члену общества независимо от пола, происхождения, национальности действительную свободу и равные возможности для творческого труда, отдыха, образования и сохранения здоровья.

В любом обществе особую роль в социализации играют идеалы как система целей, значений, символов и ориентаций. Становление личности есть в то же время процесс выработки отношения индивида к общественным идеалам, выработки им своих представлений о жизненных ценностях и избирательной ориентации на них. Проблема идеала, будучи проблемой всей жизни человека, особенно драматична и остра в молодые годы и требует участия и помощи.

Идеал представляет собой не вне исторический категорический императив, абсолютно противостоящий действительности, а факт, процесс, порождаемый самой действительностью, ее противоречиями, ее движением, состояние, которое должно быть установлено, а не с которым должна сообразоваться действительность.

Определяется и раскрывается содержание идеала на основе научного анализа противоречий и тенденций общественного развития, путем подчеркивания осуществимости и громадной притягательной силы тех идеалов, которые вырастают на почве исторической действитель-

ности, и научного обоснования и разработки программ достижения идеала, практической целеустремленностью. Не бывает «ангельского идеала», не связанного с повседневной борьбой и с будничными проблемами. Формирование идеала постоянно и неразрывно связано с коренными целями и интересами населения.

С социологической точки зрения идеал можно рассматривать не только как цель социального движения, но и как систему социальных ценностей, значений, символов, вызывающих избирательные ориентации, систему, в которой люди осознают или хотят осознать, выразить назревшие социальные потребности. Идеал нельзя брать как нечто застывшее, как постулат, к которому должна подгоняться действительность. В своей реальной жизненной значимости он представляет такую желаемую модель ценностей, в которой выражается стремление преодолеть противоречия исторически относительного общественного или индивидуального состояния.

Глубоко прав Э. Илиенков, когда пишет: «Конкретный состав идеала дается, таким образом, только научным анализом действительности, эмпирически данной картины развития, с точки зрения тех противоречий, которые нагнетаются и властно требуют своего разрешения»[1]. Это определение идеала привлекает еще и тем, что, по сути, составляет основу одного из основных или, по крайней мере, основополагающих процессов ювенальной технологии - поскольку совпадает с выработкой правильного, жизненного, конкретного вида поведения молодого человека.

Говоря о социальных идеалах того или иного времени, следует учитывать реальное состояние и противоречия действительности, реальные тенденции общественного движения. Идеал представляет собой, с одной стороны, стремление снять, преодолеть существующие противоречия, и, с другой стороны - такую модель - образец жизненных ценностей, которая мыслится как нечто свободное от противоречий существующего общественного состояния, как модель гармоничности и полноты тех ценностей, которые удовлетворят назревшие потребности прогресса. Этот идеал мыслится как модель гармонической жизни человека: гармонии труда и потребления, материального и духовного производства, гармонии общественных и личных интересов, свободы и ответственности и т. п.

Всякий идеал имеет содержательное значение, и значимый символ. Содержательное значение идеала - это выражение социально желаемого образа жизни. Именно того социально желаемого, которое снимало бы противоречия социально существующего. Социальное значение того или иного идеала тем основательнее и существеннее, чем глубже, всестороннее и конкретнее оно выражает социальные потребности и социальные устремления исторически наиболее значительных слоев населения страны. Огромная и все растущая революционно-преобразующая сила идеалов должна быть обусловлена, прежде всего, и главным образом тем, что они представляют собой научное выражение интересов классов, сплачивающих вокруг себя широкие демократические массы.

Идеал есть не только выражение социальных устремлений, но и своеобразное обобщение социального опыта. Это верно в том отношении, что и отдельный индивид, и социальная группа вырабатывают свой идеал на базе жизненного опыта. Но это верно и в том смысле, что идеал является таким обобщением действительности, которое отражает, с одной стороны, реальное состояние системы образования и воспитания; с другой - перспективу развития и возможного вклада молодежи в развитие и совершенствование справедливого, достойного, высокоразвитого и благополучного во всех сферах жизни общества, основания для примера, воспитания и заимствования науками педагогикой, ювенологией и реальной практикой.

Понятие идеала по необходимости социально дифференцируется по критериям классовости и социально-групповых различий, поскольку идеал есть интегрированное выражение социальных интересов и социальных позиций.

Значимый символ идеала - это не просто внешнее и даже скорее не внешнее выражение идеала, а его общепринятое обозначение в системе человеческих отношений и общения. Представление древних греков об идеальной женской красоте запечатлелось в мраморной фигуре Венеры. Но сама эта мраморная Венера для многих поколений стала символом совершенства женского тела.

Символы идеала могут быть и бывают различными по своей гносеологической форме, а также по связи с теми социальными ценностями, которые они обозначают и выражают. При этом один и тот же идеал на разных уровнях общественного сознания (обыденном и теоретическом, психологическом и идеологическом) находит разные по своей структуре символы. Символом может выступать реальная личность, облику и деятельности которой придается значение идеального образца. Символом является и совокупность идеологических ценностей, которые имеют значение рациональной и концептуальной формы идеала. В определенных случаях символ может выступать как последовательность совершаемых действий, наделенных атрибутами идеала (ритуальные символы). Признание или непризнание символов нередко расценивается как признание или непризнание идеала.

Вне символов идеал не может существовать в обыденном сознании. В массовом сознании символ - выражение идеала. Однако взаимоотношение между идеалом и символом более сложно и противоречиво, нежели эта формула. Прежде всего, возникает вопрос, насколько адекватно, полно и точно конкретный символ выражает тот или иной идеал, насколько он действительно соответствует идеалу. Символ обладает относительной самостоятельностью. В силу этой самостоятельности и некоторых социальных факторов иногда может сложиться ситуация, когда символ приобретает самодовлеющее значение и как бы вытесняет собой концептуальную сущность идеала и его реальное социальное содержание. Типичным примером такой ситуации является культ личности. Сегодня идеальным символом в российской стране сделан культ чиновника. Их число в России возросло после бандитских 90-ых годов в 12-15 раз. Основаниями для формирования идеального образа современного российского чиновника стали: высокое социальное положение по иерархической лестнице, фактическое отсутствие необходимости в глубоких профессиональных знаниях, опыте, обязанностях и ответственности, высокая зарплата и будущая пенсия, вне зависимости от конъюнктуры пенсионной системы, будущее социальное положение в обществе при изменении его политического или социального состояния.

Личность может выступать значимым символом идеала и играть большую роль в его реализации. Но когда на личность проецируются

все характеристики и значения идеала, когда сам идеал выступает как функция конкретной личности, то символ как бы закрывает действительное содержание идеала. Символ отрывается от идеала, и уже не идеал выступает содержательным критерием значения символа, а символ предстает как эталон идеала.

Диалектика символа и идеала сложна. Важно в практике воспитания добиваться реального, а не иллюзорного единства идеала и символа, раскрывая, прежде всего, глубинное содержание, сущность идеала. Науке принципиально чужда фетишизация тех или иных символов, абсолютизация отдельных граней идеалов, ибо фетишизация и абсолютизация ведут к выхолащиванию и извращению идеалов.

В процессе социализации личность приобщается к тем или иным общественным идеалам, субъективирует их, создавая свое оценочно-эмоциональное отношение к ним и по-своему интерпретируя их. Ведь для того чтобы общественный идеал стал движущей силой, смыслом жизни и социального поведения личности, он должен субъективироваться ею, стать вместе с тем ее достоянием, ее помыслом, ее собственной непреложностью, внутренней, потребностью. Общественный идеал тогда становится побудительной силой деятельности личности, доминантой ее социальных ориентаций, когда становится личностным смыслом ее социального бытия. Превращаясь в личностный смысл социального бытия индивида, общественный идеал не теряет своего объективного значения, а становится отношением между мотивами действия личности и действительностью, критерием оценки действительности и побудительной силой социального поведения индивида и вместе с тем критерием и фактором его социального развития.

Близкое к идеалу понятие и важный ювенальный технологический прием - пример для личного повторения или подражания (в лучших традициях этого слова). В самом лучшем и прогрессивном его понимании пример для повторения или принятия как сходной истины или формы поведения используется достаточно широко в учебных заведениях, в воспитательных целях и центрах. В пример ставят воспитатели детских дошкольных учреждениях детей, которые лучше других справляются с воспитывающими задачами, которые лучше других и раньше других научились читать, писать, рисовать, убирать за собой посуду и своё рабочее место. В школе учителя ставят в пример наиболее способных, аккуратных и старательных учеников. Далее в жизненных обстоятельствах примерами служат люди более эффективные, более экономные, более талантливые, более скромные и послушные, более добрые, благородные, старательные и т. д. Примеры могут позитивные и негативные. Наиболее эффективное воспитательное или пропагандистское средство - это примеры для юношей из поведения их друзей, подруг, сверстников, коллег, одноклассников, соратников или соперников по обучению, по занятиям спортом, самодеятельностью, ухаживанию за друзьями или подругами и т. д.

Идеал не представляет собой первичного образования в структуре личности. Он базируется на таких более глубоких компонентах личности, как потребности, интересы, и входит в структуру мировоззрения и убеждений. Поэтому неоднородность и противоречивость жизненных обстоятельств, положение индивида в системе конкретных общественных отношений, различия потребностей и интересов - все это определяет дифференциацию идеалов и дифференциацию отношения различных людей к одному и тому же идеалу.

Библиогра фия:

1. Э. Иленков Философская энциклопедия, т. 2, с. 195-199. - Текст : электронный // - URL: https://philosophica.ru/ilyenkov/28.htm (дата обращения:

29.02.2023).

References:

1. Ilenkov E. Philosophical Encyclopedia, vol. 2, p. 195-199. - Text: electronic // - URL: https://philosophica.ru/ilyenkov/28.htm (date of access: 29.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.