Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛОВ В ЮНОСТИ'

ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛОВ В ЮНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВАЦИЯ / СИМВОЛ / СОЦИАЛЬНОЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИДЕАЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колесников В.А.

В статье рассматривается формирование общественного идеала и его субъективация личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF THE PROBLEM OF IDEALS IN YOUTH

The article deals with the formation of a social ideal and its subjectivation by a person.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛОВ В ЮНОСТИ»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_103

ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛОВ В ЮНОСТИ The peculiarity of the problem of ideals in youth

КОЛЕСНИКОВ Валерий Александрович,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления в ОВД, Уфимский юридический институт МВД России. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. муксинова, 2. E-mail: Kolesnikov62VA@rambler.ru;

Kolesnikov Valery Aleksandrovich,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Management in the Department of Internal Affairs, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, muksinova str., 2. E-mail: Kolesnikov62VA@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается формирование общественного идеала и его субъективация личностью. Abstract: The article deals with the formation of a social ideal and its subjectivation by a person.

Ключевые слова: субъективация, символ, социальное, молодежь, личность, идеал. Keywords: subjectification, symbol, social, youth, personality, ideal.

Для цитирования: Колесников В.А. Особенность проблемы идеалов в юности // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 103-104. http://doi. org/10.47643/1815-1329_2023_4_ 103.

For citation: Kolesnikov V.A. The peculiarity of the problem of ideals in youth // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 103-104. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_103.

Статья поступила в редакцию: 01.04.2023

Разные компоненты идеала и его интерпретации представляют практический и теоретический интерес дифференциации людей по критериям ориентации. Если говорить о дифференциации по критерию ориентации по разным компонентам идеала, то можно выделить три типа личности: внешне ориентированная личность; внутренне ориентированная личность; неориентированная личность.

Первый тип отличается тем, что воспринимает не столько сущность идеала, сколько его социально-значимые символы, хотя может и не осознавать этого. Для такой личности характерна ориентация на внешние атрибуты идеала, на персонифицированные и другие символы.

Второй тип отличается высокой и устойчивой ориентацией на сущность, на содержание идеала. Символы для такой личности являются лишь внешним выражением, обозначением, подкреплением правильности идеала.

Третий тип - это неориентированная личность. Эти люди с примитивными интересами, узкоутилитарными потребностями представляют сегодня образец потребительской идеологии. Причины не оринтированности коренятся или в развитии общественного сознания индивида, или в том, что он находится как бы в другой системе ценностей, нежели та, на которой складывается общественно значимый идеал [1].

Процесс субъективации идеалов имеет свои механизмы и стадии. Можно, например, выделять возрастные стадии. Известна особенность проблемы идеалов в юности. Пытаясь сформулировать понятие идеала, школьники чаще всего сводят его к образцу нравственной жизни. Впоследствии понятие идеала расширяется и углубляется, наполняясь социально-политическим содержанием. Гипотетически можно выделить четыре стадии формирования и субъективации идеала личностью.

Первая стадия - субъективация общественного идеала через усвоение совокупности простых ценностей и значений человеческих отношений, которые ребенок усваивает в процессе общения, главным образом (но не исключительно) в семье. Это - субъективация на уровне понимания «что такое хорошо и что такое плохо», различий между тем, что можно и что нельзя. Собственно здесь нет идеала в полном смысле слова, но складывается представление о нормативном. Эта стадия важна в том отношении, что она является первичной эмоционально-нравственной основой установки на идеал.

Вторая стадия - формирование идеала как выбор героя. В советских условиях у довольно значительной части молодежи это преимущественно выбор идеального героя, созданного искусством. В возрастном отношении эта стадия совпадает с подростковой порой и ранней юностью. Конечно, и на последующих этапах жизни у многих людей есть любимые идеальные герои литературы, театра, кино. Но на последующих этапах эти герои не так прямо связываются с идеалом, как на второй стадии. Здесь любимый герой, будучи сам по себе символом, выступает не только как персонифицированный идеал, но как существо идеала. Сегодня школьники, читая прессу (очень редко и избирательно) чаше видят материал не о художественных достижениях и прозрениях деятелей культуры и спорта, а об их личностном поведении (для них далеко не всегда важно совместимо ли их поведение с моральными или социальными ценностями общественной жизни. При этом в воспитании молодых людей важнейшее место должно занимать внесение в сознание человека научных представлений о будущем. Нарушение значения и роли важнейшего структурного элемента в системе социальной ориентации, какими являются реальные ценности, установки, жизненные планы, связанные с осознанием просторных исторических перспектив и принятием реальных общесоциальных программ, рассчитанных на будущее. Такая ориентация предполагает понимание сущности и исторической обоснованности идеалов, которые предстоит реализовать в будущем.

Те частичные реформы, рассчитанные на решение конкретных задач сегодняшнего дня и затрагивающие лишь отдельные звенья, институты общества, функциональная, частичная рационализация, улучшающая состояние дел в этих звеньях и институтах, не могут вместить целиком и полностью в свое узкое русло весь поток социальных преобразований. А молодым людям с их сомнительной образованностью, знанием жизни и существующих скрытых или очевидных пороках сложно ориентироваться в предпосылках принципиально новой системы разделения

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)

труда и базирующихся на них форм социальной жизни.

Возникновению у юношей сознания объективной социальной зависимости индивидуальной судьбы от объективной логики развития всего общества в целом способствует и характер современной политической и экономической жизни. Личные проблемы все отчетливее выступают как социально-политические и социально-экономические. Тем более, что многие из проблем сегодня пытаются решить приемами узкоутилитарного и мелкомасштабного характера, а не на основе широких, всесторонних, общих по своему характеру долгосрочных научных программ, предусматривающих необходимость качественных сдвигов, планов, наконец, идеологии, способной побудить к активной деятельности миллионы людей. Например, (то, что происходит сегодня в нашей стране) отсутствие общесоциальных прогнозов и идеалов на будущее сплошь и рядом порождает ощущение бессмысленности индивидуального существования, никчемности, незначительности, случайности человеческой жизни. Это отмечено многими социологами, в странах, в которых похожая социальная обстановка и состояние культуры, - К. Маннгеймом, Л. Мэмфордом, Э. Фроммом, Стюартом Хьюзом (например, в его книге «Культура для миллионов»). Мы тоже сегодня приходим к мысли, что у современного россиянина во все больших масштабах возникает острая потребность в служении чему-то большему, чем его частный эмпирический интерес, потребность выразить себя в каком-то деле, имеющем социально-историческую значимость. И эту потребность не может удовлетворить односторонняя «социализация» его применительно к каким-либо непосредственным конкретным функциям и «социальным ролям» в существующей системе общественной организации, если он ощущает ее временность и глубокую противоречивость, ее неспособность решить кардинальные проблемы, волнующие современное человечество и его лично. У него возникает потребность осознать и выполнить свою социальную роль борца за лучшее будущее общества в целом, участника радикальных социальных преобразований всей системы общественных отношений. «К несчастью, - пишет Д. Белл, - социальная реформа не несет с собой никакого призыва к объединению и не дает молодому поколению выхода для потребности «самовыражения» и «самоопределения», которых оно хотело бы достичь».

Третья стадия связана с интенсивными поисками реального, как правило, персонифицированного идеала, образца человека, в котором виделся бы комплексе идеальных социальных качеств. На третьей стадии есть элементы предшествующих стадий, но в снятом, подчиненном виде.

Наконец, четвертая стадия характеризуется субъективацией идеала через систему рациональных понятий, политических, нравственных, эстетических и других социальных принципов, которые уже не персонифицируются и однозначно не связываются с конкретными символами. Идеал усваивается как совокупность таких социальных ценностей, которые должны преодолеть относительность того или иного общественного состояния. На этой стадии идеал может проецироваться на те, или иные реальные объекты. Но эти объекты выступают как частичное воплощение идеала, как доказательство его реалистичности [2]. Разочарование в персонифицированном символе является в этом случае разочарованием в конкретном человеке или, чаще всего, в каких-то его отдельно взятых чертах, но не обесцениванием идеала. Наоборот, разочарование в тех или иных символах у идейно убеждённой личности оборачивается еще более настойчивой борьбой за воплощение идеала в жизнь. Четвертая стадия субъективации общественного идеала предполагает глубокое понимание общественных отношений и тенденций их развития, богатый и разнообразный жизненный опыт, формирование научного мировоззрения и убежденности [3].

Каждый человек по-своему проходит эти четыре стадии субъективации общественных идеалов. У одних они растянуты во времени, у других наблюдается совмещение (например, 2-й и 3-й) или пропуск отдельных стадий. Есть люди, не поднимающиеся до четвертой стадии. При этом следует учитывать, что формирование общественного идеала и его субъективация личностью - это динамический процесс, в ходе которого идеал также развивается, уточняется, конкретизируется, дополняется новыми чертами. Меняется и ориентация на разные содержательные компоненты идеала. Общие моменты в идеалах разных эпох имеют историческое происхождение и значение. Только на этой основе могли и возникали представления об общечеловеческих ценностях, идеалах свободы, равенства, добра и справедливости как выражение стремления человечества к безусловному прогрессу, принципиальной безграничности его творческих возможностей. Было бы неверно считать эти стремления людей (даже если их теоретические проекты порой напоминали утопии) беспринципными мечтателями. Именно их имел в виду Ф. Энгельс, которые «гениально предвосхитили бесчисленное множество истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...[4]». И сегодня материалистическое учение о социальном идеале многократно утверждает себя в современном мире.

Близкое к идеалу понятие и важный ювенальный технологический прием - пример для личного повторения или подражания (в лучших традициях этого слова). Это довольно распространенный термин пока не нашел своего обоснования ни в одном энциклопедическом источнике. Библиогра фия:

1. Мечников И.И. Некоторые вопросы методологии и методики социологического исследования студенческого коллектива: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1969. - С. 9. - Текст : электронный // - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-sistemy-tsennostnykh-otnoshenii-i-ekonomicheskoi-kultury-v-protsesse-profession (дата обращения: 29.03.2023).

2. Сысоенко И.В.Теоретические основы формирования коммунистического мировоззрения учащихся : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01: -Текст : электронный // - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004030786 (дата обращения: 29.03.2023).

3. Лавриненко Ю.И. Политический идеал и его роль в становлении социалистической личности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.02 - Текст : электронный // - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003427035 (дата обращения: 29.03.2023).

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 6. Январь-август 1902. - Текст: электронный // URL: https://history.wikireading.ru/400434 (дата обращения: 29.03.2023). References:

1. Mechnikov I.I. Some questions of methodology and methods of sociological research of the student group: Abstract of the thesis. dis. ... cand. ped. Sciences. - M., 1969. - P. 9. - Text: electronic // - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-sistemy-tsennostnykh-otnoshenii-i-ekonomicheskoi-kultury-v-protsesse- profession (date of access: 03/29/2023).

2. Sysoenko I.V. Theoretical foundations for the formation of the communist worldview of students: dissertation ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01: - Text: electronic // - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004030786 (date accessed: 03/29/2023).

3. Lavrinenko Yu.I. The political ideal and its role in the formation of a socialist personality: dissertation ... candidate of philosophical sciences: 09.00.02 - Text: electronic // - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003427035 (date of access: 03/29/2023 ).

4. Lenin V.I. Full composition of writings. Volume 6. January-August 1902. - Text: electronic // URL: https://history.wikireading.ru/400434 (date of access: 03/29/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.