Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, НАРУШИВШИХ СЛУЖЕБНУЮ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, НАРУШИВШИХ СЛУЖЕБНУЮ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИСЦИПЛИНА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ХАРАКТЕР / ВОСПИТАТЕЛЬ / СОТРУДНИК / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников Валерий Александрович, Гурьянова Венера Рафисовна

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы организации индивидуально-воспитательной работы руководителей органов внутренних дел с сотрудниками нарушившими служебную или исполнительскую дисциплину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS AND FACTORS OF THE ORGANIZATION OF INDIVIDUAL EDUCATION OF PERSONS WHO VIOLATED OFFICIAL AND PERFORMANCE DISCIPLINE

The article discusses some problematic issues of the organization of individual educational work of the heads of internal affairs bodies with employees who have violated official or executive discipline.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, НАРУШИВШИХ СЛУЖЕБНУЮ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДИСЦИПЛИНУ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_77

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, НАРУШИВШИХ СЛУЖЕБНУЮ И ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ДИСЦИПЛИНУ Some problems and factors of the organization of individual education of persons who have violated official and performance discipline

КОЛЕСНИКОВ Валерий Александрович,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления в ОВД Уфимского юридического института МВД России. 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: kolesnikov62va@rambler.ru;

ГУРЬЯНОВА Венера Рафисовна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теплоэнергетики и физики Башкирского государственного аграрного университета. 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 34. E-mail: k021@mail.ru;

Kolesnikov Valery Aleksandrovich,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management in the Department of Internal Affairs, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: kolesnikov62va@rambler.ru;

GURYANOVA Venera Rafisovna,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences,

Associate Professor of the Department of Thermal Power Engineering and Physics Bashkir State Agrarian University. 450001, Republic of Bashkortostan, Ufa, ul. 50 let Oktyabrya, 34. E-mail: k021@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы организации индивидуально-воспитательной работы руководителей органов внутренних дел с сотрудниками нарушившими служебную или исполнительскую дисциплину.

Abstract: The article discusses some problematic issues of the organization of individual educational work of the heads of internal affairs bodies with employees who have violated official or executive discipline.

Ключевые слова: индивидуальное воспитание, дисциплина, воспитательное воздействие, поведение, характер, воспитатель, сотрудник, органы внутренних дел.

Keywords: individual education, discipline, educational influence, behavior, character, educator, employee, internal affairs bodies.

Для цитирования: Колесников В.А., Гурьянова В.Р. Некоторые проблемы и факторы организации индивидуального воспитания лиц, нарушивших служебную и исполнительскую дисциплину // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 77-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_77.

For citation: Kolesnikov V.A., Guryanova V.R. Some problems and factors of the organization of individual education of persons who have violated official and performance discipline // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 77-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_77.

Статья поступила в редакцию: 17.10.2022

Происходящие события в стране и в органах внутренних дел России в частности, делают данное направление темы актуальным и выбрано не случайно. Говоря об изменениях во всех сферах деятельности нельзя упускать из виду проблемы индивидуального воспитания личности применительно к новым условиям. К сотруднику органов внутренних дел предъявляются более жесткие требования в сравнении с обычным гражданином. Но при этом нельзя забывать, что он тоже человек с присущими ему недостатками и проблемами, которых, говоря о социальной сфере, накопилось предостаточно. Именно учитывая все факторы можно объективно подойти к проблеме индивидуального воспитания.

Многие правовые нормы, регулирующие индивидуально-воспитательную работу носят декларативный характер. Опробированные практикой предложения и рекомендации положительно себя зарекомендовавшие в советские времена забыты, а на их место не пришли новые. Мало занимаются анализом индивидуально-воспитательной работы ученые и практики, не считая эту работу первостепенной и важной.

Значение индивидуально-воспитательного воздействия в органах внутренних дел в настоящее время возрастает. Это обусловливается рядом факторов.

Прежде всего, российское общество и государство, конституционно провозгласив неоспоримый приоритет личности, ее прав и свобод в качестве высшей ценности, поставили задачу формирования человека, отвечающего требованиям сегодняшнего времени - времени перехода к многообразию форм собственности и рыночным отношениям.

Однако, в ходе перестройки воспитательная работа была дескридитирована, отсутствовали профессионалы аппаратов по воспитательной работе. В угоду политической конъюнктуре воспитательная работа была заменена работой с личным составом, явлением и термином, которая до настоящего времени специально не изучалась. Кафедры ряда вузов, изучающие дисциплину воспитательной работы с личным составом были перепрофилированы, а учебные дисциплины исключены из учебных программ. Кроме того, интенсивность воспитательной работы была заметно снижена после прекращения деятельности многих общественных формирований, взамен которых не появилось ничего нового. Приоритетное направление в работе с личным составом занимают материальные стимулы. Но поскольку их база часто оказывается ограничен-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 11(215)

ной, они не играют той роли, которая им первоначально отводилась. Из широкого спектра поощрений, согласно законодательства о полиции, часто применимыми остались поощрения в виде благодарностей и почетных грамот.

Практика свидетельствует, что зачастую коллективы в десятки, сотни и тысячи человек попадают во все большую зависимость от личных качеств отдельного сотрудника, либо руководителя. И многое при этом зависит от личных качеств данного индивидуума. При этом не всегда положительного. Люди, имеющие авторитетное влияние подавляют волю остальных, подчиняют их себе, навязывают свои идеалы. Каждая личность требует к себе отдельного внимания и изучения. Слабая и поддающаяся чужому влиянию личность требует особого к себе внимания со стороны руководителя.

Анализ статистики последних лет в среднем по стране и в отдельно взятых регионах, к большому сожалению, показывает, что тенденция роста числа фактов нарушений дисциплины, совершения преступлений сотрудниками продолжается.

Особенно важным участком работы является индивидуальное воспитание лиц, нарушивших служебную и исполнительскую дисциплину. Дисциплину нарушают одиночные лица, а воспитательная работа порой ведется в целом без учета индивидуальных особенностей тех, кто проявляет недисциплинированность, без глубокого изучения причин, побудивших к нарушению дисциплины.

Изучая личность недисциплинированного сотрудника, руководитель должен найти источник недисциплинированности, точно также как врач, прежде чем лечить болезнь, должен установить ее причины. Только после этого можно наметить правильные пути воспитательного воздействия. Открыть истинную причину недисциплинированности, а значит, в какой-то мере уже найти пути к ее устранению.

Прежде всего, воспитателю важно изучить черты характера, которые наиболее полно раскрывают личность сотрудника и тесно связаны со всеми сторонами его поведения. К ним относятся следующие группы черт:

Первая группа раскрывает отношение сотрудника к своим правам и обязанностям. Это уважение и четкое выполнение всех законов, сознательность, убежденность, принципиальность и т.д.

Вторая группа раскрывает отношение сотрудника к служебной деятельности, общественной жизни подразделения, повышение своего профессионального уровня. К этой группе относится целый ряд волевых, эмоциональных и интеллектуальных черт.

Третья группа выражает отношение сотрудника к другим людям, в том числе к своим товарищам, сослуживцам и руководителям. Это такие черты, как общительность, замкнутость, откровенность, вежливость, грубость и т. д.

Четвертая группа это отношение сотрудника к самому себе. К этой группе можно отнести такие черты, как скромность, чувство собственного достоинства, обидчивость, эгоизм, застенчивость и т.д.

Кроме этого, первоначально необходимо изучить биографию и личное дело сотрудника, понять причины изъянов в его прошлом воспитании. Во-вторых, присмотреться повнимательнее к его поведению, к чертам характера, попытаться найти положительные стороны его личности. Изучив эти и другие черты характера, воспитатель(руководитель) будет иметь четкое представление о личности в целом и сможет дать общую оценку характера подчиненного (цельный или противоречивый, волевой или безвольный, сильный или слабый и другие индивидуальные особенности характера). В итоге, используя полученные данные можно планировать мероприятия индивидуально-воспитательного характера.

Идеологические ориентиры в индивидуальном воздействии должны преобладать над всеми остальными. Порой педагогическим процессом уделяется больше внимания установке на учебу, упуская из виду подготовку психологического плана его предстоящей практической деятельности. В итоге - многие из сотрудников не подготовлены к исполнению своих служебных обязанностей и не приспособлены к возникающим трудностям и режиму работы.

Можно отметить положительные стороны воспитательного воздействия. К примеру, немалый эффект имеют такие виды поощрений, как фотографирование у знамени, фото на Доску Почета и т. д. Также большое воспитательное значение имеют объявления поощрений и взысканий перед строем, перед личным составом на занятиях по служебной подготовке, мотивируя достижения сотрудников и вскрывая негативные стороны, т. е. негатив не скрывается и не обсуждается в кулуарах, а выносится на всеобщее обсуждение.

Необходимо также учитывать то, что при индивидуальной беседе легче корректировать применяемые методы, так как видишь реакцию собеседника и можно всегда поменять форму беседы.

Индивидуально-воспитательная работа осуществляется в виде непосредственного общения с подчиненными в различных ситуациях жизни и служебной деятельности. Постоянные контакты, целенаправленные беседы, повседневный контроль, личная проверка несения службы, своевременности и качества исполнения заданий является залогом успешного воспитательного воздействия.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить модель индивидуально-воспитательной подготовки или другими словами показать пути совершенствования индивидуального воздействия. Одним из важных направлений совершенствования индивидуально-воспитательной подготовки субъектов воспитания является организационный фактор, обеспечивающий достижение взаимодействия всех участников, комплексность, непрерывность подготовки. Для реализации организационного фактора целесообразно соблюдение ряда условий. В их числе можно выделить достижение понимания всеми сотрудниками, психологами, сотрудниками отделений воспитательной работы важности индивидуально-воспитательной подготовки и активного участия в ее проведении, организации планирования занятий по индивидуально-воспитательной подготовке, обсуждение и уточнение плана индивидуально-воспитательной подготовки на совместном заседании руководства органов внутренних дел, отделений воспитательной работы, психологов. Сюда же можно отнести - обсуждение степени участия субъектов воспитания, проведение совместного решения психолого-воспитательных задач и ситуаций сотрудниками с подразделениями воспитательной работы, подборку проблемных вопросов и ситуаций для решения их сотрудниками.

Другим направлением выступает технологический фактор. Его основу составляет правильный выбор форм и методов проведения занятий, использование современных технических средств. Занятия целесообразно проводить методом «круглых столов», психологических тренингов и других мероприятий.

Важную роль, как показывает практика, играет метод анализа конкретных ситуаций, заключающийся в том, что используются конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. Предъявленные ситуации решаются в ходе группового обсуждения, дискуссии, которые можно условно обозначить тремя составными частями: постановка проблемы, анализ ситуации, поиск решения[1].

Практика показывает, что может использоваться также методика внепланового проведения занятий в форме совещаний, используя метод «интеллектуального штурма». Этот метод применяется, когда необходимо принять наиболее правильное педагогическое решение по нарушению служебной дисциплины сотрудниками, разрешения внутригрупповых коллизий и других служебных ситуаций. При этом в ходе обсуждения могут приглашаться непосредственные участники события или виновники, для того чтобы от них услышать описание событий, выслушать их мнения и пожелания. На приглашенных участников события - подробный анализ, разбор ситуаций и принятие по ним решений действует воспитывающее, заставляет заново пережить события, посмотреть на себя со стороны, сделать определенные выводы.

Все это позволяет с одной стороны, сблизить теоретическую и практическую стороны индивидуально-воспитательной подготовки сотрудников, а с другой, повысить качество профессионального воспитания сотрудников за счет расширения практической стороны подготовки.

Библиогра фия:

1. Анциферов В.В. Совершенствование воспитательной работы начальников факультетов, курсов высших учебных заведений МВД . Россистема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01.

References:

1. Antsiferov V.V. Improvement of educational work of heads of faculties, courses of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Rostsystem of dissertation and abstract on the Higher Attestation Commission of the Russian Federation 13.00.01.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.