Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования ценностных ориентации подростков в современном обществе'

Некоторые проблемы формирования ценностных ориентации подростков в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Наталья Петровна

Выявляются, какие ценностные ориентации преобладают в системе личности индивида, как определить уровень зрелости личности. На основании исследования установлено, что в своем морально-нравственном развитии дети проходят три условных возрастных стадии: от 5-7 лет; от 7-14 лет; от 14-17 лет. На каждой из них психологически человек может остановиться, застрять, перенести личностные черты и свойства, нажитые в этом возрасте, во взрослую жизнь, остаться в воображаемом нравственном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования ценностных ориентации подростков в современном обществе»

власти, которые имели наименование из нескольких слов (Совет Народных Комиссаров) и для удобства сокращались (Совнарком); во-вторых, сами аббревиатуры были окружены ореолом революционности: они были как бы символом отказа от старорежимных понятий и символом принадлежности к революции.

В наше бурное, динамичное время появляется огромное число новых сокращений. Возникают они в результате стремления сократить длинные, многословные составные наименования. Аббревиация дает возможность создавать очень короткие, лаконичные наименования.

Из новых сокращений, «набирающих скорость», можно назвать такие, как: СНГ - Содружество Независимых Государств, ФСБ - Федеральная служба безопасности, СП - совместное предприятие, АП - арендное предприятие, АО -акционерное общество, МГП - малое государственное предприятие, РИА - Российское информационное агентство и мн. др.

Правда, многие новые сокращения известны лишь в ведомственных кругах и не всегда понятны рядовым гражданам.

Наряду с новыми словами, функционирующими в современном русском языке на правах неологизмов, уже вошедших в его лексическую систему, встречается немало слов окказионального употребления, еще не освоенных в массовом употреблении, с ярко эмоционально-

экспрессивными возможностями, в силу чего они сохраняют свой шанс пополнить лексику языка: прихватизация, зарплатизация, деноменк-латуризация, десоветизация, предпутчевый, постперестройка, квазиразговор, недоскреб (недостроенное высотное здание), безнал (безналичный) и др.

С другой стороны, русский язык в конце XX -начале XXI вв. необузданно засоряется словами и оборотами из жаргонов, неоправданными заимствованиями из иностранных языков, но об этом в другой статье.

Из всего сказанного следует, что русский язык в XX в. подвергся очень большим изменениям, и эти изменения продолжаются и в XXI в.

В данной статье мы коснулись лишь некоторых из существенных языковых процессов в русском языке XX - начала XXI вв., потому что все многообразие происходивших и происходящих в русском языке изменений невозможно описать в одной небольшой работе.

Литература

1. Морозова Л. А. Размышления о новых терминах // Русская словесность. - 1993. - № 1. - С. 89.

2. Нестеров М.Н. Русская устаревшая и устаревающая лексика. - Смоленск; Брянск, 1988.-С. 43.

УДК 371.485

Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в современном обществе

Н.П. Карпова

Выявляются, какие ценностные ориентации преобладают в системе личности индивида, как определить уровень зрелости личности. На основании исследования установлено, что в своем морально-нравственном развитии дети проходят три условных возрастных стадии: от 5-7 лет; от 7-14 лет; от 14-17 лет. На каждой из них психологически человек может остановиться, застрять, перенести личностные черты и свойства, нажитые в этом возрасте, во взрослую жизнь, остаться в воображаемом нравственном пространстве.

The author of article considers the degrees of value

--orientations. The problem of value orientations of

КАРПОВА Наталья Петровна -с.н.с. НИИ НШ РС(Я). young generations is studying in our country from the

60-s years. The author considers the definitions of «value» and «morals». She analyses a value system of teenagers. She suggests three stages of child socialization: 5-7 ages - period of natural egoism; 7-14 ages - moral education; 14—17 ages — self-determination. Dominant type of personality determines the culture of society. So the culture forms personality.

Жизненная позиция, мировоззренческие взгляды человека являются одним из существенных источников его активности, регулирующим механизмом всей разносторонней его деятельности. Жизненные позиции личности тесно связаны с его мировоззрением, рассматриваемым как логическая система знаний, убеждений и главные ценностные ориентации личности. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. При этом мировоззрение ориентирует человеческую деятельность, может быть прогрессивным или реакционным, оптимистическим, активно творческим или пассивно созерцательным. Сама жизненная позиция отражает значимые, актуальные факты, непосредственно представленные в жизни людей, обобщение и объяснение существующих фактов, оценку социальной действительности.

Степень развитости ценностных ориентаций, становление личности, позволяет судить об уровне развития личности. Наряду с этим ценностные ориентации в жизни человека играют роль средства упорядочения и соизмерения потребностей и способов их удовлетворения, нередко выделяется и такая важная их функция, как, например, приспособительный защитный механизм.

Проблема ценностных ориентаций как педагогическая впервые стала изучаться в СССР в 1960-е годы. В соответствии с тем, какие ценностные ориентации преобладают в системе личности индивида, можно определить уровень зрелости личности. В педагогике стали исходить из того, что ценности, являясь центром духовного развития личности, определяют сознательные отношения личности к обществу, к той социальной группе, к которой эта личность принадлежит, а, значит, к самой себе.

В современной ситуации актуальна проблема духовного возрождения общества, что требует активизации научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального сознания. До сих пор в педагогической литературе и научных исследованиях, посвященных нравственному воспита-

нию, все внимание сосредотачивалось на таких проблемах, как классовая сущность морали, патриотизм и интернационализм, сознательная дисциплина и коллективизм, непримиримая идеологическая борьба и атеистическое воспитание. Они не просто заслоняли, но и напрочь вытесняли из сознания детей и взрослых вечные и неистребимые общечеловеческие духовные явления и ценности, без которых человек становился ущербным, нравственно ущемленным и отчужденным от мировой цивилизации, сознания общечеловеческого единства и человечности. Такое положение дел сужало духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор личности, лишало плюрализма, делало ее ограниченной, жестко программировало ее сознание, создавало неограниченную возможность манипулирования им, подавляло внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу.

Такие вечные явления духовной жизни людей, как их стремление к счастью, совесть, вера, надежда, любовь, индивидуализм, честь и достоинство личности оставались за бортом идеологического и нравственно-эстетического воспитания, формировались в личности под влиянием случайных факторов, что способствовало стихийному развитию в обществе и преступности, и лицемерия, и предательства.

Один из позитивов сегодняшнего дня заключается как раз в том, что появилась возможность говорить с молодежью о правде жизни, о сокровенном, подлинном и вечном, о не стесненной политической идеологией духовности. Прежде всего, о возрождении в личности ее духовного становления, духовно-нравственной свободы и независимости, о ее способности делать самостоятельный выбор; отстаивать свои убеждения, в том числе и религиозные, свою душевную чистоту перед самим собой, людьми, бороться против зла и подлости в любых их проявлениях; в виде преступности, политического обмана и лицемерия, спекуляции.

Этим и обусловлена необходимость постановки в центр внимания духовного и нравственного воспитания вечных общечеловеческих ценностей, формирующих самостоятельность личности, делающих ее духовно богатой, внут-

ренне свободной, независимой и одновременно социально зрелой, ответственной и дисциплинированной. Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В научной литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы. В сущности ценности необходимо выделить два момента:

- связь с индивидом как оценивающим субъектом;

- санкционирование ценности обществом или группой (при выполнении этого условия ценности развертываются как нормы и идеалы). Для ряда отечественных авторов характерно

отнесение ценности к сфере должного, которое выступает в качестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни не осуществлено. По определению О.М. Бакурадзе [2]: «Ценность не то, что есть, а то, что должно быть». Близка к названным понятиям ценности и позиция А.Я. Разина, который под ценностью понимает «самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности» [6].

Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества [1]. С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т.е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп [3, 5 и др.]. С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития [1, 4 и др.] или социальной адаптации, например, защитного отождествления с группой, что особенно актуально в условиях социального кризиса [7].

Ценностные ориентации - это смысловые установки субъекта, осознанные им в процессе социализации (вхождение в общество) и сформулированные в предлагаемых обществом средствами массовой информации и т.д. терми-

нах, позволяющих индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность своим достоянием [4], посредством уже принятых в обществе и зафиксированных в языке значений.

Являясь функцией социальной среды, ценностные ориентации - это в то же время и ценностная характеристика, составляющая сущность личности и открывающая внутренние тенденции к ее существованию и формированию, в противоположность утверждению, что «цена социального принятия есть конформизм и потеря самостоятельности» [6]. Личностное ценностно-определяющее поведение в случаях, когда индивид имеет веер возможностей, выступает функционально автономным по отношению к потребностям источников смыслообразования. Ценности формируются как идеалы, т.е. модели должного, задающего спектр инвариативных предельных параметров желательных преобразований действительности.

Помимо экономических и социально-политических причин ослабления действия морали как духовного регулятора отношений в обществе существуют и причины педагогические. Воспитание призвано укреплять у подрастающего поколения веру в святость и незыблемость норм общественной морали, формировать ядро нравственности в детских душах.

Мораль (лат. тогаН - нравы) - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. Мораль - сложное и неоднозначное общественное явление. Она отражает и выражает все многообразие общественных отношений, взаимодействий человека в природе, обществе. Поэтому и сущность ее неоднозначна и может быть рассмотрена и вскрыта с различных позиций. Так, с точки зрения религиозно-философской, суть морали усматривается в евангельской заповеди, требующей не делать другому того, чего себе не желаешь; в идее красоты, по Ф.М. Достоевскому, которая спасет мир. Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования человеческого поведения, в обеспечении духовного равновесия в обществе, отстаивании групповых, классовых или общечеловеческих интересов.

Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений. Благодаря морали

перед ними раскрывается все многообразие взаимодействий, требующее для успешного участия в них осуществления труднейшего восхождения к вершинам духовности.

Нравственность, в отличие от морали, представляет собой сложное социально-психологи-ческое образование. Она образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе.

В своем морально-нравственном развитии дети проходят три условных возрастных стадии: от 5-7 лет; от 7-14 лет; от 14-17 лет. На каждой из них психологически человек может остановиться, застрять, перенести личностные черты и свойства, нажитые в этом возрасте, во взрослую жизнь, остаться в воображаемом нравственном пространстве.

Первая стадия социализации ребенка характеризуется господством естественного эгоизма. Он рождается не моральным и не нравственным существом, прожмется естественно, спонтанно и непосредственно. Он не зажат социальными комплексами, а стимулами его поведения являются бессознательно формирующиеся инстинкты, рефлексы, привычки удовлетворения потребностей. Он совершает, особенно под влиянием взрослых, как неосознанное добро, а также иногда жестокое зло. Дошкольники и младшие школьники также не являются сознательными нарушителями, находятся по ту сторону правовых отношений. Их отношения определяются естественным эгоизмом: все, что нравится, что хочется, должно быть моим.

Главное противоречие этой стадии - между свободным спонтанным проявлением всех существенных сил ребенка и регламентацией поведения взрослыми. Важно не подавить, не закомплексован психически, не закрепостить детей, вводя их в систему правил и норм морального поведения, формируя полезные рефлексы и привычки, готовя к общественным отношениям и развивая моральное сознание. Подлинно научная

педагогическая позиция подготовки детей к моральному воспитанию состоит в том, чтобы создать условия наиболее полного самопроявления в организационной, удовлетворяющей их интересы, деятельности. Педагогическим фундаментом такой организации детской жизни является подлинный человеческий авторитет воспитателя, любовь, интерес и уважение к нему со стороны детей.

Вторая стадия социализации подростка - его моральное воспитание, введение в систему норм общественной морали. Они поддерживаются силой общественного мнения, формируемого государством, школой, семьей, общественными организациями и неформальными объединениями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, церковью. Ребенок тем более легко и свободно воспринимает и усваивает мораль, чем более обширным, бессознательно закрепленным опытом организационного взаимодействия с людьми и природой он обладает. Дети, особенно подросткового возраста, объективно, независимо от своей воли и сознания, постепенно втягиваются в одну или несколько систем моральных отношений: классовую, общечеловеческую, религиозную, групповую. Они начинают сознавать, что спонтанные, неуправляемые действия, порождаемые стихийным эгоизмом, неприемлемы, опасны для окружающих и их самих. Принятие подростком моральных норм становится понимание того, что моральное поведение наиболее прямой и безболезненный путь удовлетворения растущих потребностей, утверждения себя в коллективе и в обществе.

Традиционными путями и способами морального воспитания стали методы формирования морального сознания. С их помощью детей знакомят с содержанием моральных норм, их происхождением, жизненным значением для общества и самого ребенка. В результате разъяснения, просвещения, поучения, назидания, убеждения, внушения ребята приходят к мысли о необходимости и полезности соблюдения норм морали. Однако осознание детьми морали автоматически не влечет за собой неукоснительного следования моральным установкам.

Третья стадия социализации и есть стадия свободного интеллектуально-нравственного саморазвития. Эта та стадия, на которой человек способен духовно обогащаться на основе внутренне принятых общественно ценных идеалов и

принципов, в нем образуется собственное нравственное начало как высший закон повседневного поведения и деятельности. Он делает самостоятельный свободный выбор высоконравственного поведения и борется за свои принципы, за идею, ее чистоту и реализацию в жизни. На этой стадии невозможно застревание, поскольку человек становится самоорганизующимся и бесконечно самосовершенствующимся, осуществляющим самостоятельность и самореализацию. Это и есть человек духовный, воплощающий в себе свободу мысли, творчества, нравственного поступка, независимость от чуждых аморальных явлений, стремящийся к справедливости, ответственности, организованности.

Таким образом, юношеский возраст предоставляет выгоднейшие возможности для пробуждения и интенсивного созревания нравственной личности. Эта пора исканий, проб и ошибок, жизненных выборов, планов и надежд, самопознания и самоопределения, утверждения идеалов, веры и добра в истину, стремления к счастью и любви. Вступающего в мир нравственности характеризует твердое решение осуществлять свое духовное и физическое саморазвитие, последовательно придерживаться избранных идеалов и принципов нравственной жизни; определить жизненные цели и средства их достижения; нести ответственность перед совестью и людьми; стремиться к самоанализу; самостоятельному критическому мышлению и нравственной оценке всех явлений общественной жизни, проводить в жизнь принятые решения без оглядки на внешние препятствия. На этой основе, во взаимодействии с духовно здоровой средой, с нравственными людьми, юный человек способен достичь вершин нравственного совершенства.

Следовательно, жизнь предоставляет нам модели многовариативного поведения личности, которые трудно подвести лишь к одному направлению в научном объяснении.

Основная личностная структура формируется через так называемые «первичные общественные институции», которые включают в себя способы жизнеобеспечения, семейной организации, практику ухода за детьми, их воспитание и социализацию. Они и определяют степень тревожности, характер неврозов и способы психологической защиты, характерные для членов данного общества. «Вторичные общественные институции» -

фольклор, мифология, религия - являются проекцией основной личностной структуры.

Связывающим звеном общества оказывается психологический склад личности, характерный для данного общества и обусловливающий все поведенческие особенности членов общества. В каждом обществе есть один доминирующий тип личности, который может быть выявлен с помощью психологических методик и который определяет все культурные проявления общества.

Не отвергая понятия «основной личностной структуры», Кора дю Буа предложила новое понятие - «модальная личность» (modal personality), которое большинству антропологов показалось более приемлемым для исследовательской практики и сделала вывод, что в каждом обществе может быть несколько модальных личностей [6].

Некоторые исследователи, как М. Смит, рассматривали ценности как квинтэссенцию личности [6]. С такой трактовкой ценностей связано, в свою очередь, понятие ценностной ориентации (value orientation), которую Клайд Клакхон определил как «обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения человека к человеку, желательного и нежелательного в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей)» [6].

Применение ценностного подхода показало существенные и порой резкие различия между культурами, не объясняя при этом внутренний механизм, который вызывает эти различия. Недостаток метода состоит в том, что исследователь не всегда может объяснить, почему получился тот или иной результат и что он означает. Исследования показали, что внутриэтнические различия часто превосходят межэтнические.

Таким образом, культура формирует гармонизированного, духовного человека и его здоровый образ жизни. Этот человек самодостаточен, уравновешен, внутренне комфортен, он обладает прямыми непосредственными энергетическими связями с миром, поэтому этот человек - мало потребляющий, или его потребление определенным образом ограничено и упорядочено. Такой самодостаточный, аскетичный человек в принципе не подходит цивилизации машинного производства, она вступает с ним в глубинное противоречие, поведенческий и ценностный конфликт.

Существует мировой закон: этнос, государство восходят на великих героических идеальных моделях - тогда оно может реально что-то прагматически построить. Когда западный мир брал идеальную модель, он построил рыночную экономику. Когда мы взяли идею рыночной экономики, мы построили криминальную систему и реализовали один единственный лозунг - обогащайтесь. У нас была, таким образом, выдвинута довольно хилая, прагматическая идея. На Западе у рынка было два лица: с одной стороны - это лицо товара, а с другой - лицо Мастера. Ценности товара и авторитет Мастера - они взаимодействовали, усиливали друг друга. А в России на замену Мастерства встало Мошенничество.

Чем отличается восходящая культура от распадающейся? В распадающейся модели человек переживает чувство бездомности, обездоленности. В восходящей у него есть чувство обустроенности. Здоровая культура - это символический «дом» человека, дом его души. Вот этот «дом» формируется из трех «Д» - человек Дела, человек Духа, человек Доблести. Их объединяет универсальное качество ценности человека - идея его Достоинства.

Опыт духовной ориентировки и нравственного сопротивления - вот что важнее всего выработать в каждом из нас, чему важнее всего научить детей нового российского времени. Любая устойчивая культурная модель базируется на позитивном образе человека и его устойчивых связях с миром. Основа такой модели - представление о достойном человеке, что полностью постоянно демонстрируется и доказывается. В центре такой модели оказывается герой-деятель, светлый человек. Светлый человек - это величина постоянная. Он не зависит ни от политического климата, ни от социального сезона. Всегда и во все эпохи люди заново создают и осмысливают идею душевной чистоты и духовного света, светлой души, чистого сердца, светлого ума и высоких помыслов своего героя (например: светлый герой олонхо).

Устойчивая позитивная культурная модель создает противоположный механизм: она формирует множественную систему связей человека и мира, охватывающую его со всех сторон, создающую у него ощущение тотальной защищен-

ности и такой же тотальной вписанности, включенности в мир. Отсюда следует вывод о ценности и устойчивости человека, о том, что он с необходимостью может быть востребован в любой момент. Это идея бесконечной применимости человека, весомая культурной, важное звено в преодолении тревожности, зыбкости его душевной жизни, в превозможении чувства одиночества и страха. Вопросы: зачем жить, как жить - становятся вопросами повседневного переживания каждого жизнеспособного человека данного этноса. Происходит омоложение культурного стержня. Из области знания мудрецов, из области отстраненного знания эта проблематика превращается в материал повседневного обсуждения и переживания.

Чтобы был совершен путь к развитию новой культурной модели, новой культурной матрицы, нам нужна сверхидея, героическая, романтическая, т.е. необходим пассионарный прорыв. Развитие устойчивой культурной модели происходит как реализация заложенной в человека генопрограммы отождествительного слияния, объединения себя с другими. Эта программа сохранилась в нашем обществе на самых сложных этапах его развития, на всех крутых переломах. Именно потому и не рухнула страна, и не иссяк народ.

Литература

1. Арутюнян Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. - Ереван, 1979. - С. 32.

2. Бакурадзе О.М. Истина и ценность // Вопросы философии. - 1966. - № 7.

3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968.

4. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: Изд-во МГУ, 1974.

5. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1979.

6. Разин А.Я. Нравственный мир человека. -М., 2003.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.