Научная статья на тему 'Разделение властей в основании демократической Республики - панацея или половина решения: принципы управления по Дж. Адамсу'

Разделение властей в основании демократической Республики - панацея или половина решения: принципы управления по Дж. Адамсу Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
643
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАМС / ТЕОРИЯ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / СМЕШАННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / СДЕРЖКИ И ПРОТИВОВЕСЫ / ВЕТО / ADAMS / THEORY / SEPARATION OF POWERS / MIXED GOVERNMENT / CONSTITUTION / CHECK AND BALANCES / VETO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головко Ю. М.

Один из отцов-основателей Америки, выдающийся законовед, мыслитель, разработчик старейшей в англо-саксонском мире письменной конституции основного закона штата Массачусетс, второй президент США Джон Адамс (1735-1826гг.) приложил немало усилий для поиска правовых средств, способных придать государственной власти оптимальное устройство. В статье рассматривается вклад Адамса в теорию разделения властей, отмеченный попыткой совместить её с восходящими к Аристотелю представлениями о «политии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An American founding father, the outstanding lawyer, the author of the project of the oldest Anglo-Saxon written constitution (Massachusetts constitution), the second President of the USA John Adams (1735-1826) attached importance to seeking after the determination of law for the governmental authorities optimization. The aspects of Adams' contribution to the separation of powers theory and his attempt to combine it with the Aristotelian idea of mixed government will be treated in the article.

Текст научной работы на тему «Разделение властей в основании демократической Республики - панацея или половина решения: принципы управления по Дж. Адамсу»

УДК - 34.01

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ОСНОВАНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ -

ПАНАЦЕЯ

ПЛИ ПОЛОВИНА РЕШЕНИЯ: ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЖ. АДАМСУ

Ю.М. Головко

Один из отцов-основателей Америки, выдающийся законовед, мыслитель, разработчик старейшей в англо-саксонском мире письменной конституции - основного закона штата Массачусетс, второй президент США Джон Адамс (17351826гг.) приложил немало усилий для поиска правовых средств, способных придать государственной власти оптимальное устройство. В статье рассматривается вклад Адамса в теорию разделения властей, отмеченный попыткой совместить её с восходящими к Аристотелю представлениями о «политии».

Ключевые слова: Адамс, теория, разделение властей, смешанное правительство, конституция, сдержки и противовесы, вето.

Выдающийся американский правовед и мыслитель, второй президент США Джон Адамс считал, что «нет занятия более достойного благочестивого ума, чем изыскивать наилучший способ конституционного устройства»[1, р.86]. Одним из его отличительных признаков являлось разделение властей. Политическая мысль Адамса представляла уникальную попытку синтезировать античную идею смешанного правительства, с этой созданной в Новое время доктриной.

Разделение властей было для него вторым - после народного представительства - великим изобретением современной ему политической науки и центральным принципом конституционной теории. Он постоянно использовал его как средство критики излишней концентрации власти, сначала в руках короля, а после революции - демократической ассамблеи. Так в 1774 г. яростно обличал сосредоточение законодательных, исполнительных и судебных прерогатив в руках назначенных метрополией губернаторов Массачусетса[2, р. 238]. В 1776 г. порицал товарищей-революционеров за попытку усилить однопалатную легислатуру несвойственными ей полномочиями: «Три ветви власти естественным образом существуют в каждом обществе, и если они не отражены в структуре правления, мы получим несовершенный, нестабильный политический организм, который вскоре будет порабощён»[3, р. 579].

Создавая планы революционных правительств, просветитель определил принципу разделения властей роль первой скрипки: вышедшие в 1776 г. из-под пера Адамса «Мысли о правительстве» стали наиболее важным революционным памфлетом, написанных в его защиту. Ещё раньше он набросал другу, известному политику Р.Г. Ли примерный эскиз новой системы государственного устройства республик, создаваемых на месте вчерашних колоний: «каждую из трёх ответвлений власти надо уравновесить против двух других, таким образом, чтобы стремление к тирании, заложенное в человеческой природе, было сдержано и ограничено, а свобода защищена Конституцией»[4, р. 307308]. Шесть месяцев спустя, Адамс официально разрабатывал конституционный проект для южных и среднеатлантических штатов, основанный на принципе разделения властей - «Мысли о

правительстве», в котором подчеркнул, что не может быть «ни беспристрастного и точного исполнения законов, ни установления свободы без разведения по ветвям трёх властных сущностей»[5, р. 87-88]. Он оспаривал суждение, популяризованное «Здравым смыслом» Т. Пейна, что народные свободы наилучшим образом защищены однопалатной ассамблеей. Любая форма правления, не включающая разделение властей, по определению представляет угрозу справедливости: Позднее в «Защите конституций США» 1786 г. он подтвердил, что безопасность государства «зависит от вложения в разные руки власти создавать законы, исполнять их и вершить правосудие»[6, р. 171].

Когда в 1780 г. пришло время составлять проект конституции родного штата, Дж. Адамс сделал разделение властей краеугольным камнем организационно-институционального компонента политической системы. В основном законе Массачусетса утверждалось, что «законодательная, исполнительная и судебная власти будут помещены в отдельные департаменты для того, чтобы наступило правление законов, а не мужей». Ближе всего к данной формулировке была Виргинская конституция 1776 г., вдохновлённая «Мыслями о правительстве» Адамса. Гражданское общество наделяло политическую власть правом «принятия законов, их беспристрастного толкования и доверенного исполнения, обеспечивая защиту каждому». Но теоретик хорошо знал: власть неумолимо затягивает, а потому разделению ветвей необходима система сдержек и противовесов.

Законодательная власть в проекте Адамса разделена между двумя палатами: Сенатом и Палатой Представителей. Губернатору давалось право абсолютного вето, для того, чтобы служить противовесом между меньшинством и большинством. Среди наивысших полномочий законодательной ветви -прерогатива издания законов для «блага и всеобщего благополучия» содружества, они включали гражданские и уголовные законы, предусматривали наказание за их неисполнение или нарушение, утверждение сметы налогов.

Второй президент всегда был сторонником независимого, сильного, единоличного и играющего значимую роль исполнителя. Для того чтобы предотвратить манипулирование ветвью, он предусмотрел избрание губернатора напрямую народом, а не легислатурой, как в большинстве штатов, и наделение правом абсолютного вето. Ассамблея представляет участие народа в «принятии, изменении и отзыве законов», а губернатор - «его волю в их исполнении и административных функцияхправительства»[7, р. 171-172].

Вето служило двум функциям: отстаивать разделение властей и защищать законодательство от принятия непродуманных и социально взрывоопасных актов. Первый магистрат был необходим, чтобы исполнять законы принятые легислатурой, и организовывать оборону. Для этих целей, губернатор наделялся широкими полномочиями назначений: все административные, судебные должности и всех офицеров милиции с представления и согласия губернаторского совета и прерогативами верховного главнокомандующего силами штатов.

Для того чтобы исполнитель был беспристрастен и «во всех делах, действовал свободно с пользой для республики», Адамс настоял на достойной зарплате для губернатора - «фиксированной, полностью достаточной для такой цели, и установленной соответствующими законами»[8, р. 251-252]. Одним из важнейших вкладов просветителя в конституционную практику стала попытка сделать исполнительную власть республиканской, сохранив ряд полумонархических черт. Цель - сделать губернатора эффективным проводником интересов общества в целом, а не отдельных групп, сформированных по социально-классовому признаку.

Политик-правовед настоял на независимом судействе. В целом он немного писал о роли последнего в конституционной системе, но видел в нём инструмент, игравший решающую роль. Отбросив многое из унаследованных правовых традиций, Адамс и его коллеги - архитекторы новых правительств - приняли письменные конституции, что было очевидной новацией. Будучи воплощены в жизнь, основные законы штатов налагали на политическую власть ограничения, и требовали наличия судебной системы, не связанной с администрацией. Главнейшей целью суда стала защита самой конституции, а так же прав и свобод граждан.

Первоначально в «Мыслях о правительстве», затем в эскизе конституции Массачусетса Адамс отразил наличие данной ветви. Её значимость бесспорна: «Величие и стабильность власти, мораль нации и благословение общества зависят от верного и умелого отправления правосудия, поэтому судебную власть следует отделить от законодательной и исполнительной одновременно, и они обе должны сдерживаться ею»[9, р. 91]. В основном законе Массачусетса он предусмотрел что все «судейские должности сохранялись за их обладателями только на период должного несения обязанностей» и «судье верховного суда не место в сенате или палате

представителей»[10, р. 256-257]. Этими средствами Адамс добивался возвышения органов защиты права, «не подвластных изменению обычными законами, и их строгой нацеленности на охрану конституции, обладающей высшей юридической силой».

Важнейшим компонентом, придававшим правительству его республиканскую форму, по Адамсу служило разделение властей. Тем не менее, отсутствовала уверенность в том, что «создание, беспристрастное исполнение и достоверное толкование мудрых и равных законов достигалось одним этим принципом»[11, р. 406]. Прежде всего, хоть и разделённые, ветви власти не могли быть равно представлены, и в силу этого, например, более многочисленные законодатели получали возможность узурпировать исполнительную ветвь. Проблемы, возникавшие из несбалансированного распределения

властных полномочий, усугублялись однопалатностью легислатуры. Ассамблея, отвергнувшая

принцип бикамерализма, подпадала под контроль агрессивного честолюбия естественной

аристократии, от имени большинства легко жертвовавшей интересами меньшинства. Но где здесь гуманизм и справедливость, знаковые идеи Просвещения?

Поэтому Адамс считал разделение властей в некотором смысле умозрительной доктриной, которая не учитывала в полной мере реалии современной политической жизни: иерархические, религиозные, экономические различия, социальные соперничества и конфликты, раздиравшие большинство сообществ. Для того чтобы система производила только справедливые и мудрые законы для общей пользы, политик считал необходимым чем-то дополнить разделение властей.

Это дополнение и представляло собой ещё один ключевой принцип конституционного конструирования: смешанное правительство с тройным балансом между одним, несколькими и большинством в законодательной ветви, представлявшими в нём соответственно монархический, аристократический и демократический элементы. Интеграция тройного баланса в концепцию разделения властей более чем что-либо иное характеризовало уникальный вклад американского просветителя в западный конституционализм. Он попытался примирить кажущиеся непримиримыми: классическую теорию сбалансированного правительства с новомодной

доктриной разделения властей, а так же продвинуть первую на новый теоретико-правовой уровень.

An American founding father, the outstanding lawyer, the author of the project of the oldest Anglo-Saxon written constitution (Massachusetts constitution), the second President of the USA John Adams (1735-1826) attached importance to seeking after the determination of law for the governmental authorities optimization. The aspects of Adams’ contribution to the separation of powers theory and his attempt to combine it with the Aristotelian idea of mixed government will be treated in the article.

The key words: Adams, theory, separation of powers, mixed government, constitution, check and balances, veto.

Список литературы

1. “Thoughts on Government”// Adams J. Papers of John Adams. 14 Vols. to date, ed. by R.J. Taylor et al. Cambridge (MA), 1977-, Vol. 4.

2. “Novanglus”// Adams J. Papers...Vol. 2.

3. Adams J. The Works of John Adams, Second president of the United States: With a Life of the Author, Notes and Illustrations by his Grandson Charles Francis Adams. 10 Vols. Boston, 1850-1856. Vol. 4.

4. John Adams to Richard Henry Lee, 15 November 1775 // Adams J. Papers. Vol. 3.

5. “Thoughts on Government”// Adams J. Papers .Vol. 4.

6. Adams J. The Works.Vol. 6.

7. Ibid.

8. Adams J. “The Report of a Constitution or Form of Government for the Commonwealth of Massachusetts”// Adams J. Papers .Vol. 8.

9. Thoughts on Government”// Ibid. Vol. 4.

10.Adams J. “The Report of a Constitution.”// Ibid. Vol. 8.

11.Adams J. The Works.Vol. 4.

Об авторе

Головко Ю. М. - кандидат исторических наук, доцент Брянского филиала Московского университета МВД России, fom16@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.