Научная статья на тему 'Разборчивость шрифта как фактор эффективности веб-типографики в сетевых СМИ'

Разборчивость шрифта как фактор эффективности веб-типографики в сетевых СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
180
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ТИПОГРАФИКА / УДОБОЧИТАЕМОСТЬ / РАЗБОРЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рыбакова Ю. Ю.

Данная статья посвящена специфике организации психофизического комфорта при восприятии веб-типографики сетевых СМИ. Автор подчёркивает, что одним из основных свойств шрифта, способствующих наилучшему восприятию длинных текстов в веб-среде является разборчивость графем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разборчивость шрифта как фактор эффективности веб-типографики в сетевых СМИ»

РАЗБОРЧИВОСТЬ ШРИФТА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕБ-ТИПОГРАФИКИ В СЕТЕВЫХ СМИ

© Рыбакова Ю.Ю.*

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Данная статья посвящена специфике организации психофизического комфорта при восприятии веб-типографики сетевых СМИ. Автор подчёркивает, что одним из основных свойств шрифта, способствующих наилучшему восприятию длинных текстов в веб-среде является разборчивость графем.

Ключевые слова: веб-типографика, удобочитаемость, разборчивость.

Развитие компьютерных технологий наряду с повышением роли смыслового восприятия визуальной информации обозначили количественный и качественный рост читательской аудитории, что в свою очередь привело к необходимости совершенствования традиционных способов коммуникации и появлению новых, конвергентных способов трансляции информации. Как и в вербальной коммуникации, применение верной интонации упрощает понимание и восприятие актуальной информации в медиапространстве. Такой интонацией является шрифт - визуальный язык, связывающий адресанта и адресата сообщения. Искусство заключается в подходе к представлению информации - шрифтовой состав должен выглядеть максимально естественно, т.е. незаметно, в глазах пользователя, одновременно с этим удовлетворяя потребности читательской аудитории.

Удобочитаемость или психофизический комфорт при восприятии текста, является характеристикой длинных текстов, предназначенных для сплошного чтения [1, с. 14]. Природа сети Интернет, в особенности ее способность к мгновенной передаче информации определила приоритетное требование к сетевой прессе - скорость и оперативность предоставления актуальной информации при минимальной затрате времени на ее обработку и восприятие. Таким образом, одним из приоритетных свойств текста и шрифта в аспекте удобочитаемости в медиапространстве становится разборчивость. Различимость графем в сети зависит от множества факторов, начиная с форматирования текста и заканчивая параметрами литеры. К этим факторам относится и контрастность шрифта как важнейшая характеристика разборчивости текста в виртуальной среде: если пользователь оказывается не в состоянии прочитать текст, все остальное - дизайн, скорость загрузки, контент -не имеют никакого смысла [3, с. 156].

Одно из ведущих новостных сетевых СМИ «Lenta.ru» и ИА «РИА Новости» имеют схожую читательскую аудиторию: мужчины, достаток выше

* Магистрант кафедры Медиадизайна и информационных технологий.

20

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

среднего, возраст примерно от 20-54 лет. Базовая цель функционирования обоих СМИ схожа: информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени и оперативная публикация актуальной информации. При этом «РИА Новости», являясь более глобальным медиа, имеет среди постоянных подписчиков многие государственные структур, а также представителей бизнеса и производства. Теоретически, это делает аудиторию «РИА Новости» более многочисленной, но при этом, ежедневное количество посетителей и просмотров информации на этом портале меньше, чем у «Lenta.ru». При этом, согласно данным «Левада-Центра», «Lenta.ru» занимает 3-е место в качестве поставщика новостей россиянам с 20 % респондентов, в отличие от отстающего по этому показателю «РИА Новости» с 9 % [3, с. 6].

Возможно, это связано с недостаточной организацией психофизического комфорта восприятия текста, в том числе подборе недостаточно контрастного шрифта на сайте «РИА Новости». Используя популярный шрифт Arial, «РИА Новости» не в полной мере раскрывают его потенциал, поскольку применяют небольшое количество начертаний. Несмотря на отсутствие видимых и технических погрешностей, текст на сайте не всегда читается хорошо: в нормальном начертании, используемом для основного текста материалов, шрифт кажется недостаточно ярким и контрастным, приходится всматриваться и напрягать глаза, особенно если экран компьютера включен на максимальной яркости. Увеличение контрастности шрифта могло бы оптимизировать процесс восприятия текстовой информации. Включение еще одной гарнитуры в шрифтовой состав так же могло бы повлиять на удобочитаемость материалов, поскольку следующим, что мы заметим после общего тона при беглом взгляде на текст - контрастность шрифта и наличие цепляющих глаз засечек [3, с. 137]. Именно здесь при взгляде на основной текст на сайте «РИА Новости» обнаруживается проблема. Кроме очевидной замены на «гротеск + антиква», еще одним решением для сохранения «Arial», может стать выбор разных гарнитур одного автора, которые, как правило, близки по характеру [3, с.33].

Список литературы:

1. Барышников Г.М. Шрифты. Разработка и использование. - М.: Эком, 1997.

2. Королькова А. Живая типографика. - М.: IndexMarket, 2010.

3. Левада центр. Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, Интернет (июнь 2014).

4. Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. - СПб.: Символ-Плюс, 2003.

5. Рудер Э. Типографика. - М.: Книга, 1982.

6. Феличи Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. - СПб.: БХВ-Петер-бург, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.