Научная статья на тему 'Оценка шрифтового оформления периодических веб-изданий методом прямого опроса'

Оценка шрифтового оформления периодических веб-изданий методом прямого опроса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
221
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ВЕБ-ИЗДАНИЯ / ШРИФТЫ / УДОБОЧИТАЕМОСТЬ ШРИФТОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бычковская О.А., Токарь Ольга Владимировна

В статье изложена методика оценки удобочитаемости шрифтового оформления популярных белорусских периодических веб-изданий с помощью прямого опроса пользователей. Приведены результаты оценки удобочитаемости оформления сплошного текста, анонсов, меню для пяти веб-изданий, дана оценка их цветового оформления. Приведены параметры, обусловливающие выбор пользователей при оценке удобочитаемости периодических веб-изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка шрифтового оформления периодических веб-изданий методом прямого опроса»

УДК 655.244.07

Бычковская О. А., магистрант; Токарь О. В., доцент

ОЦЕНКА ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ВЕБ-ИЗДАНИЙ МЕТОДОМ ПРЯМОГО ОПРОСА

In article the estimation technique legibility font registration of popular Belarus periodic web editions by means of direct interrogation of users is stated. Results of an estimation legibility registrations of the continuous text, announcements, the menu for five web editions are resulted, the estimation of their colour registration is given. The parametres causing a choice of users at an estimation legibility of periodic web editions are resulted.

Введение. По мере увеличения числа пользователей сети и удешевления доступа Интернет становится серьезным конкурентом для печатных СМИ. Эта тенденция все более очевидна с каждым днем. В Республике Беларусь более трех миллионов интернет-пользователей, аудитория Интернета в стране ежемесячно растет на 2-3%. [1] Перед белорусской прессой стоит задача адаптации в новой конкурентной онлайновой среде. По последним данным из около 1270 зарегистрированных периодических изданий интернет-версии имеют около 180 отечественных газет и журналов. [1] Одними из самых известных и посещаемых являются веб-ресурсы республиканских газет «Комсомольская правда в Белоруссии» (http://www.kp.by), «Советская Белоруссия — Беларусь сегодня» (http://www.sb.by), «Рэспублка» (http://www.res-publika.info), а также некоторые другие. Развиваются и веб-ресурсы областных и районных периодических изданий.

Основная часть. Кроме вопросов, связанных с контентом и обновляемостью периодических веб-изданий, одной из проблем существующих сайтов является публикация материалов без учета специфики восприятия текста с экрана, а не с печатного листа. Для оценки удо-

бочитаемости и удобства восприятия текстовой информации был проведен эксперимент методом прямого опроса. Было опрошено двадцать два человека. Для проведения эксперимента прежде всего были выделены основные структурные элементы сайта: основной текст, анонсы, меню.

Испытуемым было предложено оценить удобочитаемость каждого элемента по пятибалльной шкале: 1 — очень плохо, 2 — плохо, 3 — средне, 4 — хорошо, 5 — отлично. Предполагалось, что опрашиваемые должны обосновать свой выбор, поэтому в опрос были включены такие варианты, как рисунок шрифта, размер кегля, длина строки, интерлиньяж, расстояние между абзацами, наличие или отсутствие абзаца. В зависимости от особенностей оформления материала также могли быть предложены и варианты «цветовое сочетание шрифта и фона», «сочетание шрифта и пустого пространства».

Для элементов, имеющих цветовое оформление, был добавлен вопрос о цветовом решении материала, ответы на который также давались по пятибалльной шкале.

После проведения опроса данные были сведены в таблице в виде средних значений.

Таблица

Удобочитаемость и цветовое решение веб-страниц

Периодические веб-издания Основной текст* Меню Цветовое решение

Анонс вертикальное горизонтальное анонса меню

Рэспублжа 3,5 2,7 (2,8) 3,6 — 3,2 3,4

Советская Белоруссия 2,5 (3,0) 3,0 — — 4,3 —

Семь дней 3,3 2,8 (2,4; 3,7) 2,8 3,4 2,4 2,9 (3,3)

Спортивная панорама 3,1 3,4 (3,8) 3,9 — 3,6 3,7

Комсомольская правда в 3,7 3,9 (3,6) — 2,8 4,0 2,8

Белоруссии

Знамя юности 3,1 3,3 — 3,8 3,9 3,9

Вечерний Минск 3,8 (2,7) — 3,4 4,4 — 3,3 (4,6)

Во славу Родины 3,8 3,2 3,0 4,1 2,2 2,3 (3,6)

Настаунщкая газета 2,0 3,0 2,6 — 3,1 3,2

Народная воля 3,6 4,5 (3,7) — 2,9 4,2 (3,2) 2,5

Народная газета 3,8 3,7 (3,8) 3,9 3,3 3,3 (3,7) 3,3 (2,7)

* В скобках приведены значения для вариантов оформления элементов веб-изданий.

Материал для опроса был взят непосредственно с электронных страниц периодических веб-изданий, структурирован и представлен опрашиваемым в виде ряда МтЬстраниц. Такая форма необходима, чтобы избежать искажения оригинального оформления текстов веб-изданий.

Всего для опроса были отобраны 11 периодических веб-изданий: «Комсомольская правда в Белоруссии» (http://www.kp.by), «Советская Белоруссия» (http://sb.by), «Рэспублка» (http://www.respublika.info), «Семь дней» (http://7days.belta.by), «Спортивная панорама» (http://sportpanorama.by), «Знамя юности» (http://www.zn.by), «Вечерний Минск» (http://www.vminsk.by), «Во славу Родины» (http://www.vsr.mil.by), «Настаунщкая газета» (http://www.ng-press.info), «Народная воля» (http://www.nv-online.info), «Народная газета» (http://www.ng.by). Выбор изданий был обусловлен их известностью среди пользователей сети и особенностями оформления, т. е. наличием разных вариантов оформления анонсов, шрифтовым и цветовым выделением текста, цветных фонов, использованием разных кеглей и гарнитур для набора текстов.

В ходе сравнительного анализа были определены параметры шрифта (рисунок, кегль, длина строки, интерлиньяж, цвет), композиционные и шрифтовые выделения, цветовые сочетания, влияющие на удобочитаемость текста перечисленных веб-изданий.

По удобочитаемости оформления сплошного текста лидируют три газетных издания — «Вечерний Минск», «Во славу Родины», «Народная газета», для которых средние значения приближаются к отметке «хорошо» (3,8). Тексты публикаций, представленных на данных сайтах, выровнены по ширине, в них отсутствуют переносы и абзацные отступы. Композиционное выделение — расстояние между абзацами — акцентирует внимание пользователей на смысловых частях содержимого, а полужирное выделение краткой «аннотации», раскрывающей тему статьи и предваряющей весь текст, указывает на важность информации. Самый низкий балл по удобочитаемости у сайта «Настаунщкай газеты» (2,0): текст выровнен по центру, сильно уплотнен, состоит из строк большой длины, набран гарнитурой с засечками, различимость символов затруднена.

Исследование показало, что размещение блоков информации вкупе с осветленным пространством экрана дает положительный эффект, если пользователь пытается найти заинтересовавшую публикацию среди множества других. Все вышеперечисленные издания размещают текст статей на белом фоне, площадь которого увеличивается за счет расстояний между абзацами и абзацных отступов. Такая так-

тика оформления повышает удобочитаемость текста при восприятии с экрана монитора. Например, основной текст газеты «Знамя юности» пользователи характеризовали как четкий. Он не содержит переносов, выровнен по ширине. Выбор небольшого кегля рубленого шрифта оправдан удачно подобранным интерлиньяжем. В этом случае отсутствие абзацных отступов и отбивок придает тексту завершенный вид.

Для изданий «Комсомольская правда в Белоруссии», «Народная воля» и «Рэспублша» средние значения приближаются к отметке «хорошо», для остальных изданий это значение ближе к отметке «средне». Для «Советской Белоруссии» в опросе участвовали два варианта оформления текста, отличающиеся размером кегля. Более высокий балл (3,0) получил текст, оформленный более крупным кеглем. Следует отметить, что оба варианта представлены на сайте, и пользователь может выбрать любой из них для прочтения текста.

С большим отрывом первое место по удобочитаемости оформления анонса заняла газета «Народная воля» (4,5). Среди параметров, обусловивших высокую оценку, 71% получило цветовое сочетание шрифта и фона (черные буквы на сине-голубом фоне), 23% — рисунок шрифта (рубленый), 6% — размер кегля (у заголовков укрупненный, в основном тексте средний).

Среди анонсов, представленных, например, на сайте газеты «Семь дней», лучшим, по мнению испытуемых, является тот, в котором используется сочетание черных букв на белом фоне, разделение событийного текста горизонтальными линейками синего цвета, прописные буквы в заголовке, абзацный отступ, заверстанные по левому краю иллюстрации одинаковых размеров. Такой анонс «выглядит» уравновешенным и спокойным, на него хочется обратить внимание. Удобочитаемость анонса для «Семи дней» уменьшается с 2,8 до 2,4 при смене серого фона на лимонно-желтый и увеличивается до 3,7 при увеличении длины строки, добавлении белого фона и иллюстрации рядом с текстом.

Неудачным пользователи признали анонс (2,4), текст которого набран шрифтом мелкого кегля, не структурирован, расположен на бледно-желтой подложке. При понижении яркости желтый цвет превращается либо в грязно-серый, либо болотно-зеленый и в таком виде не привлекает читателя.

Удобочитаемость анонса для «Рэспублш» немного увеличивается при изменении длины строки, замене прописных букв с подчеркиванием на строчные, увеличении пустого пространства и размещении иллюстрации. Удобочитаемость анонса для «Спортивной панорамы» повышается с 3,4 до 3,8 при увеличении длины строки,

объема текста и размещении иллюстрации. Удобочитаемость анонса для «Комсомольской правды в Белоруссии» снижается с 3,9 до 3,6 при изменении нормального начертания на полужирное и уменьшении кегля шрифта.

Также была оценена удобочитаемость оформления вертикального и горизонтального меню. Оценка удобочитаемости горизонтального меню на сайте «Вечернего Минска», выполненного в виде вкладок, близка к отметке «отлично» (4,4). Такой результат обусловлен параметрами, влияющими на восприятие в следующем соотношении: 46% — цвет фона (основной текст первой строки расположен на темно-бирюзовой подложке, названия рубрик-вкладок второй строки — на светло-голубой), 33% — цвет шрифта (цвет букв первой строки совпадает с цветом подложки второй строки, цвет букв второй строки черный), 12% — рисунок шрифта (без засечек), 9% — размер кегля. В силу того что удобочитаемость анонса (меню) тесно связана с его цветовым решением (особенно в случае расположения текста на подложке), закономерно, что горизонтальное меню «Вечернего Минска» исполнено в лучшей цветовой гамме (4,6).

Наибольшее значение (3,9) получили вертикально расположенные меню «Народной газеты и «Спортивной панорамы», которые оформлены соответственно шрифтами зеленого и синего цвета на белом фоне. Меню «Рэспублш» оформлено прописными буквами синего цвета на сером фоне и его балл несколько меньше (3,6). Совсем низкий балл (2,8) получило меню «Семи дней», оформленное строчными буквами синего цвета на сером фоне. Можно предположить, что в данном случае на выбор опрашиваемых повлиял малый контраст между цветом фона и цветом шрифта. Следует отметить, что горизонтально расположенное меню «Семи дней» имеет другой дизайн в виде белого текста на синем фоне, и это решение получило более высокий балл (3,4). Однако далеко не всегда это сочетание будет удачным, так, мелкий кегль шрифта белого цвета также на синем фоне «Комсомольской правды в Белоруссии» был невысоко оценен пользователями (2,8).

Среди параметров, обусловивших оценку удобочитаемости сплошного текста по пятибалльной шкале для «Рэспублш» 55% получил рисунок шрифта, 32% — длина строки, 9% — интерлиньяж и 4% — кегль шрифта.

Для сплошного текста «Советской Белоруссии» выбор опрашиваемых распределился так: 35% — отсутствие абзацного отступа, 30% — кегль шрифта, 15% — рисунок шрифта, по 10% получили длина строки и расстояние между абзацами. Для текста «Семи дней» результаты опроса таковы: 30% — рисунок шрифта, 26% — отсутствие абзацного отступа, по 17%

получили кегль шрифта и длина строки, 10% — интерлиньяж.

Для текста «Спортивной панорамы» наличие абзаца и кегль шрифта получили по 32%, 26% имеет рисунок шрифта и по 5% у длины строки и абзацного отступа.

При оценке удобочитаемости сплошного текста «Комсомольской правды в Белоруссии» 52% опрошенных в качестве параметров, обусловивших их выбор, назвали расстояние между абзацами, 32% — рисунок шрифта, 11% — отсутствие абзаца, 5% — длину строки.

Лучшим цветовым решением является сочетание черного цвета на белом фоне и белого на синем, которое обеспечивает максимальное удобство при чтении. Негативную реакцию у пользователей вызывает сочетание зеленого и красного, которые по отношению друг к другу являются контрастными, т. е. конфликтными, и требуют менее насыщенных оттенков («Во славу Родины», «Настаунщкая»).

Заключение. Поскольку «Комсомольская правда в Белоруссии» имеет достаточно высокий балл по удобочитаемости сплошного текста из всех изданий, участвовавших в опросе, то можно предположить, что именно отбивка между абзацами и рисунок шрифта в первую очередь обращают на себя внимание пользователей при взгляде на текст статьи на веб-странице. Аналогичными параметрами испытуемые объясняли свой выбор при оценке сплошного текста «Вечернего Минска», «Во славу Родины» и «Народной газеты», получивших наивысший бал.

При оценке анонсов испытуемые в основном называли цвет фона, цвет шрифта, подчеркивание, сочетание текста и пустого пространства вокруг, а также кегль шрифта. Наилучшим показателем отмечен анонс «Комсомольской правды в Белоруссии», большинство опрашиваемых назвали именно сочетание синего и темно-серого на белом фоне, также отметили кегль шрифта.

Для анонса «Семи дней», получившего балл 2,4, опрошенные обосновали свои предпочтения мелким кеглем и желтым фоном подложки. Низкий балл анонса «Во славу Родины» можно объяснить отсутствием цветового решения, в качестве выделения используется только полужирное начертание, линейки и разбивка текста с помощью пустого пространства, что признано испытуемыми недостаточным для функций аноййа. цветовому оформлению преимущества получили «Советская Белоруссия», «Народная воля» и «Комсомольская правда в Белоруссии», тексты которых были выделены с помощью синего цвета или имеют синий фон.

Следует отметить, что самым популярным цветом для фона и выделения текста является синий (использован для десяти сайтов из шестнадцати), серый цвет встречается на семи сайтах,

красный — на пяти, зеленый — на трех и желтый — на двух. Серый фон является нейтральным для восприятия и поэтому также весьма популярен при оформлении веб-изданий.

Важным элементом дизайна, по мнению опрошенных, является использование шрифтовых и композиционных выделений. К шрифтовым относятся: повышение (понижение) кегля одной гарнитуры, изменение начертания на полужирное, изменение написания на курсивное, смена гарнитуры, разрядка — увеличение пробелов между буквами вместе с увеличением промежутков между словами, набор прописными буквами.

Однако не все выделения повышают удобочитаемость материала. Применение их совокупности может значительно ухудшить визуальное восприятие интернет-публикаций. Так, анонс газеты «Рэспублша» представлен тремя рубриками (текст белого цвета на синем фоне), каждая из которых содержала название статьи (повышенный кегль, жирное выделение), одну иллюстрацию (одинакового размера), имя автора публикации (мелкий кегль, курсивное выделение), краткое сообщение о статье (светлые буквы), окруженное пустым пространством. Использование нескольких начертаний одной гарнитуры, разных кеглей шрифта отрицательно сказалось на читаемости материала, чем вызвало отрицательную реакцию опрашиваемых, так как восприятие текста было затруднено его графическим представлением.

Композиционные (нешрифтовые) выделения, такие как постановка боковой линейки, подчеркивание, применение рамки, выделение цветом, использование фоновых подложек, выворотки и увеличенного интерлиньяжа, чаще всего применяются для оформления вертикальных и горизонтальных меню газет. Наивысшую

оценку получили веб-издания — «Вечерний Минск», «Во славу Родины», горизонтальное меню которых включает текстовый ряд из названия разделов, разделенных между собой линиями. Меню в виде вкладок, границы которых выделены цветом, отличным от цвета фона, выглядит очень уверенно, располагает к себе, настраивает на получение достоверной и качественной информации.

Использование выворотки в оформлении меню (белые буквы на синем, сером, темно-зеленом, бледно-красном фонах) наблюдается почти на всех сайтах. «Настаунщкая газета» имеет самый низкий показатель в этом отношении. Это объясняется тем, что буквы текста сливаются с цветом заливки. То же происходит и при использовании прописных белых букв на фоне темно-серого цвета («Народная воля»).

Цвет и шрифт играет важную роль в привлечении внимания пользователей, распознавании информационных фрагментов. Важно не только привлечь внимание читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы), но и способствовать наиболее полному восприятию электронного материала.

Таким образом, методика прямого опроса позволяет установить предпочтения потенциальных посетителей периодических веб-изданий и может применяться для оценки их оформления.

Литература

1. Градюшко, А. Дорога в онлайновое будущее / А. Грацюшко // Журналист. - 2008. - Сентябрь. - С. 24-29.

Поступила 26.12.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.