Научная статья на тему 'Влияние скорости чтения шрифта на удобство восприятия текста в электронных изданиях'

Влияние скорости чтения шрифта на удобство восприятия текста в электронных изданиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1258
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ / ШРИФТ / УДОБОЧИТАЕМОСТЬ / ELECTRONIC EDITION / FONT / READABILITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васюта Светлана Петровна, Хамула Орест Григорьевич

В статье представлена практическая оценка удобочитаемости шрифтов в электронных изданиях методом попарных сравнений и методом определения скорости чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васюта Светлана Петровна, Хамула Орест Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of reading speed font easy to read in the electronic editions

The article presents a practical assessment of the readability of fonts in the electronic editions and the method of paired comparisons method for determining the speed of reading.

Текст научной работы на тему «Влияние скорости чтения шрифта на удобство восприятия текста в электронных изданиях»

Васюта Светлана Петровна

Vasiuta Svetlana Petrovna Украинская академия печати Ukrainian Academy of Printing ассистент кафедры информационных мультимедийных технологий assistant the department of information multimedia technologies

E-Mail: lanapavliv@gmail.com

Хамула Орест Г ригорьевич

Khamula Orest Grygorovych Украинская академия печати Ukrainian Academy of Printing доцент кафедры информационных мультимедийных технологий docent the department of information multimedia technologies к. т. н., доцент кафедры информационных мультимедийных технологий

E-Mail: khog@yandex.ru

05.00.00 - Технические науки

Влияние скорости чтения шрифта на удобство восприятия текста

в электронных изданиях

The influence of reading speed font easy to read in the electronic editions

Аннотация: В статье представлена практическая оценка удобочитаемости шрифтов в электронных изданиях методом попарных сравнений и методом определения скорости чтения.

The Abstract: The article presents a practical assessment of the readability of fonts in the electronic editions and the method of paired comparisons method for determining the speed of reading.

Ключевые слова: Электронное издание, шрифт, удобочитаемость.

Keywords: Electronic edition, font, readability.

***

Гарнитура шрифта, которым оформлен текст в изданиях, влияет на восприятие и понимание содержания материала. Поэтому общий вид страницы может приобретать строгий, официальный или простой стили.

Исследования по удобочитаемости печатного текста проводились в СССР, и с ними можно ознакомиться в работах советских ученых. Об исследованиях текстов электронных изданий, которые считываются из мониторов или дисплеев, можно узнать из зарубежной литературы для латинских шрифтов. Относительно кириллицы - аналогичных наработок практически нет.

Поскольку количество электронных устройств и изданий с каждым годом увеличивается, поэтому сегодня является актуальной проблема восприятия различных гарнитур электронного типа.

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Известно, что шрифты без засечек (рубленые или гротескные) удобнее распознавать при чтении. Характерными же атрибутами шрифта с засечками (антиквенны) являются различная толщина штрихов (контрастность) графемы знака и засечки на конечных штрихах буквы. Эти параметры обеспечивают компактность и плавность перемещения глаз во время чтения.

Среди пользователей электронных изданий проведено исследование по установлению приоритетов удобочитаемости текстов, оформленных шрифтами с засечками и без них. Для эксперимента применялись методы попарных сравнений и определения скорости чтения шрифта. Первый способ заключается в том, что попарно сравнивались гарнитуры шрифтов, где из каждой пары выбрали один. Для сравнения использовали наиболее распространенные в электронных изданиях гарнитуры шрифтов, в частности: Arial, Courier New, Georgia, Lucida Console, Lucida Sans, Palatino Linotype, Book Antiqua, Tahoma, Times New Roman, Trebuchet MS, Verdana, Myriad Pro, Cuprum, Didact Gothic, Istok Web, Noto Sans, Open Sans, PT Sans, PT Sans Caption, PT Sans Narrow [4].

Объективность эксперимента обеспечивали следующие требования тестирования: достаточное освещение помещения; правильная поза читателя; горизонтальное размещение строк текста; содержание в материале 90% строчных и 10% прописных букв; набор текстов на белом фоне; чтение про себя; предъявление участнику текстовой формы один раз.

Требования к текстовому материалу, оформленному различными типографскими параметрами, следующие:

1. Количество участников эксперимента должна быть достаточной для получения объективных статистических данных определения скорости чтения шрифтов в различном типографским оформлении.

2. Все части текста должны быть одинаковой сложности.

3. Материал для тестирования должен быть оформлен в различных эквивалентных параллельных формах, одинаковой сложности и достаточного объема.

Материал для исследования представляет собой связной текст, повествовательного характера, в котором отсутствуют диалогическая речь и специальная терминология, неизвестны участникам эксперимента. Обязательна новизна текста. Для исследования использовались рассказы Джеральда Даррелла «Г оворящие цветы».

Участникам эксперимента предлагались формы текстового материала, оформленные наиболее популярными видами гарнитур (рис. 1).

Двома пальцями він дістав з жилетної кишені золотого годинника і глянув на циферблат. Скрушно зітхнув, поклав годинник назад у кишеню і пригладив лисину, що сяяла, мов коричнева галька під кучерявою рослинністю. - А я, між іншим, розводжу птахів. Щоправда, як аматор. - скромно зауважив Кралевський. Може, ти виявиш бажання подивитись мою колекцію? Смію думати, що півгодини, проведені перед початком уроку в товаристві пернатих, не зашкодять нашим заняттям. Окрім того, я припізнився сьогодні, і ще двом-трьом пташкам треба налити свіжої води . Він піднявся рипучими сходами в гору й задзеленчав великою зв'язкою ключів перед дверима, оббитими зеленим сукном . Одібравши потрібний ключ, Кралевський встромив його в замок і відчинив важкі двері. З мансарди на мене хлюпнуло сліпуче світло і мало не оглушив різноголосий пташиний спів. Здавалось що в тьмяному коридорі вчитель розчинив переді мною браму раю. Мансарда була простора, займала майже цілий поверх. Підлога гола, з меблів - лише довгий сосновий стіл у центрі.

Анализ данных осуществлялся с заполнением специальных таблиц. Затем суммировались результаты частот преимуществ гарнитур. Завершающий этап ранжирования - это размещение явлений или факторов в порядке возрастания или убывания какого-либо

Рис. 1. Образец формы текстового материала

свойства [1]. Результаты исследований предпочтений гарнитур после тестирования 75 студентов, коэффициент конкордации 0,76 с вероятностью 99% представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследований преимуществ гарнитур

Г руппа Шрифт

Шрифты с наибольшей частотой преимуществ Verdana, Arial, Georgia, Palatino Linotype, Book Antiqua, Times New Roman, Noto Sans, Open Sans

Шрифты со средней частотой преимуществ Tahoma, Myriad Pro, Trebuchet MS, Courier New, Lucida Sans, PT Sans, PT Sans Caption

Шрифты с наименьшей частотой преимуществ Lucida Console, Cuprum, Didact Gothic, Istok Web, PT Sans Narrow

В результате выявлено, что наибольшим преимуществом пользуются гарнитуры первой группы. В нее входят четыре шрифта с засечками и четыре шрифта без засечек. Предпочтение гарнитур Georgia, Palatino Linotype, Book Antiqua, Times New Roman можно объяснить тем, что они являются более стандартными и наиболее употребляемыми в печатных изданиях. Преимущество гротескных шрифтов в первой группе свидетельствует о том, что читатели электронных изданий предпочитают простые формы рисунков гротескных гарнитур.

Второй способ исследования удобочитаемости определяется скоростью чтения текста без ощущения усталости. При этом показатель разборчивости заключается во времени, требуемом на распознавание одного знака. Пробелы между буквами и словами, размер, насыщенность, характер штрихов, наклон, форма, текстура, наличие или отсутствие засечек -все эти атрибуты определяют, насколько удобен шрифт для чтения [3]. Каждый читатель может распознавать сотни вариантов шрифтов. Для построения удобного для чтения текста рекомендуется применять оптически равномерные межбуквенные пробелы, соответствующие кеглю, ширине знаков и толщине основных штрихов используемого шрифта. Даже очень плохой шрифт можно улучшить за счет пробелов между буквами. В отличие от пробелов между словами эти пробелы обеспечивают чтение и восприятие целого слова. Опытный читатель не складывает буквы в слоги, а потом в слова, он распознает отдельные буквы и пробелы между словами, а процесс прочтения слова происходит на подсознательном уровне благодаря владению собственным языком [2]. Поэтому для сравнения результатов исследований использовались тексты с измененными межбуквенными пробелами. Однако значение данных пробелов должно соответствовать критерию удобочитаемости. Когда известны правильные значения межбуквенных пробелов для конкретного шрифта определенного кегля, то возникает возможность их изменения для достижения лучшего результата.

Материал для исследования состоял из двух частей. Первая оформлена 9, 10 и 11-м кеглями, интерлиньяж - 120% от кегля, нормальным начертанием. Вторая часть оформлена аналогично, но с увеличением пробела между буквами на 0,2 em. Использовались гарнитуры Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Georgia, Garamond. Образцы текстовых форм представлены на рис. 2.

Verdana 1

Verdana 2

а

Двома пальцями він дістав з жилетної кишеї циферблат. Скрушно зітхнув, поклав годинна сяяла, мов коричнева галька під кучерявою р птахів. Щоправда, як аматор. - скромно заув; бажання подивитись мою колекцію? Смію дум. уроку в товаристві пернатих, не зашкодять н; сьогодні, і ще двом-трьом пташкам треба налі сходами в гору й задзеленчав великою зв'язк сукном . Одібравши потрібний ключ, Кралевсь

б

Дорога до пампушок була вимощена радістю. Дуглас міркував, чи поринути йому в сон, а тим пробрався в голову, м'яко вчепився в нього. О г дванадцятирічне єство занурилось у сутінь. Пот віддалік грав оркестр якусь дивну повільну меле барабани. Дуглас підвів голову, прислухався. М' вийшов з печери на ясне осоння. Та погучнішал нібито було всього кілька інструментів, то з набі більше, немовби музиканти, підносячи над голов

Рис. 2. Образцы текстовых форм: а - текст без изменения интервалов между буквами; б - текст с измененными интервалами между буквами

Текстовые формы содержали 1000 знаков. Большой объем текста не применялся, чтобы не ухудшалось внимание читателя во время тестирования.

Результаты исследований тестирования 75 студентов с вероятностью 99% и относительной ошибкой 0,3 следует считать значимыми. Согласно выше описанной методике оценивалась скорость чтения шрифтов в 9, 10 и 11-м кеглях (табл. 2, 3, 4).

Таблица 2

Объективная оценка шрифтов в 9-м кегле

Шрифт Среднее время чтения шрифтов, с

без дополнительных пробелов между буквами с дополнительными пробелами между буквами

Times New Roman 59 53

Georgia 45 50

Garamond 65 50

Verdana 42 40

Arial 50 47

Tahoma 45 42

Таблица 3

Объективная оценка шрифтов в 10-м кегле

Шрифт Среднее время чтения шрифтов, с

без дополнительных пробелов между буквами с дополнительными пробелами между буквами

Times New Roman 42 40

Georgia 41 44

Garamond 55 50

Verdana 48 50

Arial 43 42

Tahoma 46 50

Таблица 4

Объективная оценка шрифтов в 11-м кегле

Шрифт Среднее время чтения шрифтов, с

без дополнительных пробелов между буквами с дополнительными пробелами между буквами

Times New Roman 60 58

Georgia 50 54

Garamond 52 50

Verdana 42 45

Arial 42 40

Tahoma 34 36

По результатам средних значений скорости чтения гарнитур, представленных в табл. 2, 3 и 4, составлены общие таблицы по группам шрифтов в 9, 10 и 11-м кеглях, (табл. 5, 6, 7).

Таблица 5

Оценка средних значений скорости чтения шрифтов в 9-м кегле

Шрифт Среднее время чтения шрифтов, с

без дополнительных пробелов между буквами с дополнительными пробелами между буквами

С засечками 56 51

Без засечек 45 43

Таблица 6

Оценка средних значений скорости чтения шрифтов в 10-м кегле

Шрифт Среднее время чтения шрифтов, с

без дополнительных пробелов между буквами с дополнительными пробелами между буквами

С засечками 46 44

Без засечек 45 47

Таблица 7

Оценка средних значений скорости чтения шрифтов в 11-м кегле

Шрифт Среднее время чтения шрифтов, с

без дополнительных пробелов между буквами с дополнительными пробелами между буквами

С засечками 54 54

Без засечек 39 40

Таким образом, результаты исследований скорости чтения показали, что существует преимущество гротескных шрифтов над шрифтами с засечками. Изменение пробелов между словами повышает удобочитаемость текста, например, для всех исследуемых гарнитур, в 9-м кегле. Для гарнитур в 10-м кегле улучшение отмечается только для шрифтов с засечками. Кроме того, шрифты, оформленные кеглем в 11-м пункте, не требуют изменения пробелов между буквами.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что гротескные шрифты лучше воспринимаются в электронных изданиях. Можно также утверждать, что предложенные методики исследований целесообразно использовать для исследования удобочитаемости шрифтов электронных изданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бешелев С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок /

С.Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. - М., 1974.

2. Каров П . Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий / П. Каров. - М.,

2001.

3. Файола Э. Шрифты для печати и web-дизайна /Э. Файола. - СПб: БХВ-

Петербург, 2003.

4. http://www.google.com/fonts/

Рецензент: Миклушка Игорь Зиновьевич, к. т. н., доцент кафедры информационных мультимедийных технологий Украинской академии печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.