Научная статья на тему 'Разбор структуры и содержания контрольно-измерительных материалов по обществознанию'

Разбор структуры и содержания контрольно-измерительных материалов по обществознанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / UNIFIED STATE EXAM / TEST AND MEASUREMENT MATERIALS / SOCIAL SCIENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева А.А.

ЕГЭ это система государственной аттестации выпускников средних общих учебных заведений. ЕГЭ дает возможность объективного, качественного, мобильного анализа качества образовательных достижений обучающихся. В данной статье идет анализ ЕГЭ по обществознанию её структуры, истории введения. ЕГЭ по обществознанию меняются, совершенствуются с каждым годом. КИМы меняются на основе новых стандартов, при анализе результатов ЕГЭ прошлых лет, по требованию времени. ЕГЭ проверяет все основные умения, компетенции которые требуются по-новому ФГОС.The exam is a system of state certification of graduates of secondary general educational institutions. The exam allows an objective, high-quality, mobile analysis of the quality of educational achievements of students. This article analyzes the exam in the social science of its structure, introduction history. Unified State Exam in social science is changing, improving every year. KIMs are changing on the basis of new standards, when analyzing the results of the unified state exam of past years, at the request of the time. The exam tests all the basic skills, competencies that are required in a new GEF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разбор структуры и содержания контрольно-измерительных материалов по обществознанию»

РАЗБОР СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

DISCUSSION OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF CONTROL AND MEASURING MATERIALS FOR SOCIETY

УДК 371

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1092

Гуляева А.А.

Магистрант II курс, исторический факультет

Научный руководитель: Макарова Аграфена Иннокентьевна

к.и.н., доцент Исторический факультет

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова Россия, г. Якутск

Gulyaeva A.A. guliaeva1996@gmail.com Makarova Agrafena Innokentievna guliaeva1996@gmail.com

Аннотация

ЕГЭ - это система государственной аттестации выпускников средних общих учебных заведений. ЕГЭ дает возможность объективного, качественного, мобильного анализа качества образовательных достижений обучающихся. В данной статье идет анализ ЕГЭ по обществознанию её структуры, истории введения. ЕГЭ по обществознанию меняются, совершенствуются с каждым годом. КИМы меняются на основе новых стандартов, при анализе результатов ЕГЭ прошлых лет, по требованию времени. ЕГЭ проверяет все основные умения, компетенции которые требуются по-новому ФГОС.

Annotation

The exam is a system of state certification of graduates of secondary general educational institutions. The exam allows an objective, high-quality, mobile analysis of the quality of educational achievements of students. This article analyzes the exam in the social science of its structure, introduction history. Unified State Exam in social science is changing, improving every year. KIMs are changing on the basis of new standards, when analyzing the results of the unified state exam of past years, at the request of the time. The exam tests all the basic skills, competencies that are required in a new GEF.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен, контрольно-измерительные материалы, обществознание, Федеральный государственный образовательный компонент

Keywords: Unified state exam, test and measurement materials, social science, Federal state educational component

ЕГЭ - это система государственной аттестации выпускников средних общих учебных заведений. ЕГЭ дает возможность объективного, качественного, мобильного анализа качества образовательных достижений учащихся.

Проверка ЕГЭ осуществляется по следующим принципам: в КИМы ЕГЭ вкл. дидактические единицы, основные умения, которые формируются при базовом уровне подготовки, кроме тех, которые были определены стандартом как изучаемые, но не подлежащими проверке в рамках ЕГЭ и которые было невозможно проверить с помощью формата ЕГЭ. КИМы составляются на основе разделов школьного учебника, одобренных Министерством образования РФ.

ЕГЭ проверяет не только предметные знания учащихся, но и личностные и метапредметные результаты. Задания ЕГЭ могут выявлять сформированность гражданской позиции, знание своих гражданских прав, выявить насколько сформировано мировоззрение. Также по ЕГЭ можно проверить сформированность универсальных учебных действий: знание понятийного аппарата, знание основных законов и умение их применять, умение работать с информацией. Также умение решать учебные задачи: умение анализировать, классифицировать, устанавливать причинно -следственные связи, умение излагать свою мысль, умение выстраивать логические цепочки и т. п.

Впервые похожие на ЕГЭ итоговые тесты были проведены во Франции в 60-ых гг., но не прижились. Успешное распространение получили в Америке, благодаря своей простате и широко распространилось по миру.

В Россию впервые похожие контрольно-измерительные тесты пришли в 1997 г. автором ЕГЭ считается Министр образования того времени Владимир Филиппов. Россия присоединилась к Болонскому процессу, с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру и соответственно стало необходимо изменение контрольно-измерительных способов оценки знаний учащихся. ЕГЭ должно было упростить систему, учащимся из регионов сделать высшее образование более доступным. Должно было ликвидировать коррупцию, так как все делалось централизованно и проверка проходила через машину.

Дальше рассмотрим то как менялось ЕГЭ с 2001-2020 гг.

История ЕГЭ было разделено на условные этапы. Первым этапом считается 2001-2003 гг. Старт введению ЕГЭ дали два постановления Правительства РФ. В начале эксперимента приняло участие следующие регионы: Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская, Ростовская область. Это более 30 тыс. человек, около 50 гос. вузов. ЕГЭ можно было пройти по 8 предметам, в том числе и по обществознанию.

Регионам рекомендовалось проводить ЕГЭ по обществознанию

14.06.2001. Наглядного КИМа того времени найти не удалось. Но известно, что заданий было 58, не было деления по блокам, экзамен по обществознании проводился только в Чувашии, результаты ЕГЭ принимали малая часть университетов. Информация сохранилась в пабликах, в социальной сети вконтакте (достоверность не точная).

В 2002 г. ЕГЭ прошел в 16 регионах, выпускников стало 8400, принимать результат ЕГЭ стали 117 вузов. Обществознание сдавалось

23.06.2002, проводилось 3 часа, состояло из 3 частей, 60 заданий. Часть 1 включала 47 заданий. К каждому заданию давалось 4 ответа, только один из которых правильный. Часть 2 состояло из 5 заданий. Ответы к этим заданиям нужно было сформулировать самостоятельно. Часть 3 включало 8 заданий нужно было дать развернутый свободный ответ. Порог был выполнение любых 20 заданий. Для получения оценки 4-5 необходимо было выполнить задания из всех частей работы, для 5 нужно выполнение не менее двух заданий 3 части.

В 2003 г. регионов стало 47, что любопытно в 11 регионах студентам пришлось сдать экзамен по всем 9 предметам. Приняло участие 18,5 тыс. школ в России. Варианты были разделены по регионам. На экзамен давалось три часа, состояло из трех частей, вкл. 50 заданий. Часть 1 включала 38 заданий. К каждому заданию давалось 4 ответа, только один был правильный. Часть 2 состояло из 4 заданий. Ответы к этим заданиям нужно было сформулировать самостоятельно. Часть 3 включало 8 заданий с развернутым свободным ответом.

В 2003 возросло число вузов принимавших результаты ЕГЭ - 245. В 2004 даже планировалось сделать экзамен обязательным для всех, но эту идею оставили.

По итогам первого этапа были выявлены значительные недоработки. Многие учителя, родители, учащиеся, профессора высказывали недовольства. Среди проблем: повышение нагрузки на учащихся, не было индивидуального подхода, многие вузы не принимали итоги сдачи ЕГЭ, были перебои в работе

комиссий, задерживалось рассмотрение сдачи апелляций, были сложности зачисления в вузы, наблюдалось много коррупции, были перебои с доставкой заданий, и вопросы возникали с заданиями ЕГЭ.

В 2004 г. издается Фдереальный компонент государственного стандарта среднего(полного) общего образования. КИМы начинают создавать в соответствии с Федеральным компонентом. КИМы создаются, основываясь на школьных учебниках одобренных Министерством образования РФ. Так же за счет увеличения вузов принимающих результаты ЕГЭ, снизили проблему с нагрузками. Курсантов по эксперименту Министерства обороны РФ стали принимать по результатам сдачи ЕГЭ.

В 2005 появилось возможность заочного поступления школьников одновременно несколько учебных заведений. Документы можно было отправлять без ограничений. В связи с хорошими результатами был увеличен бюджет. Тестирование стали проводить в два этапа: после окончания школы и еще через пару месяцев. В самой структуре КИМов изменений не было.

К 2006 г. ЕГЭ сдавало 950 тыс. человек из 79 регионов России. Задания были сокращены до 44 заданий. Часть 1 включало 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный. Часть 2 состояло из 6 заданий с кратким ответом. Часть 3 включала 8 заданий с развёрнутым свободным ответом.

К концу второго этапа только Нижегородская область не участвовала в сдаче ЕГЭ. Объяснялось это неверной структурой ЕГЭ и ожиданием когда эксперимент будет полностью узаконен. В вузах связанных с творчеством принимали лишь результаты ЕГЭ по основным предметам, творческие экзамены сдавали по старинке. В столице Департамент образования обязал все институты связанные с искусством выделить специальные места для поступающих по результатам ЕГЭ. К прежним претензиям добавилось не соответствие требований ЕГЭ школьной программе. Практически все ректоры крупных вузов были против ЕГЭ, в особенности ректор МГУ Виктор Садовничий. Так как ЕГЭ не отражал индивидуальные способности, личные качества.

Третий этап это время с 2007-2009.

В 2007 г. вышли новые законы об образовании «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Федеральный закон еще расширил число олимпиад, по их

итогам в университеты могли принять даже с минимальными баллами. В последующие годы их становилось все больше.

В 2007 давалось также 3 часа, состояло из трех частей, с 44 заданиями. Порядок проведения ЕГЭ оставалось без изменений, приказы вышедшие семь лет назад до сих пор действовали.

В 2008 г. ЕГЭ сдавало более миллиона учащихся из 92 регионов, результаты ЕГЭ стали принимать 1650 вузов и 2000 сузов. Структура экзамена по обществознанию не отличалось от 2007 г.

2009 г. стал переходным периодом для полного введения ЕГЭ. В 2009 г. вступили в силу поправки провозгласившие ЕГЭ обязательным для всех выпускников. Результаты ЕГЭ стали засчитываться как вступительные экзамены. Были отменены медали и дипломы СПО, то есть обладатели теряли свои льготы и сдавали ЕГЭ по общему порядку. Но увеличилось число льготников: сироты, дети военнослужащих, чемпионы Олимпийских, Параолимпийских, Сурдлимпийских игр... На выполнение экзамена по обществознанию стали давать 3,5 часа, количество заданий осталось прежним.

В 2009 г. для получения аттестата стало необходимо обязательно сдать русский и математику, для поступления в вуз два экзамена по выбору. Но эти баллы не влияли на итоговые отметки по аттестату, если ученик проваливал получал справку об обучении в школе и право на пересдачу. Но некоторым вузам с творческим уклоном было разрешено проводить дополнительные испытания. Вузы так же устанавливали свой минимальный проходной балл. Они стали принимать документы через почту. Результаты ЕГЭ были действительны в течении года.

Хотя 2009 был переломным моментом для ЕГЭ, были значительные проблемы. Было подано слишком большое количество заявок в вузы, в некоторых появились сложности с оригиналами документов, абитуриенты не могли их забрать, так как их уже зачислили в другие вузы. Еще был перебор с льготниками. Абитуриентам с хорошими результатами из-за этого часто не хватало бюджетных мест.

В 2010 г. в экзамене по обществознанию было сокращено количество заданий до 39. Первая часть вкл. 24 задания, давалось 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоял из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв. Часть 3 включал 9 заданий с развёрнутым ответом.

С 2010 г. выпускники, которые окончили среднюю школу до 1 января 2009 года, т. е. до того, как Единый государственный экзамен стал обязательным, получили выбор. Теперь при поступлении в вуз на очное

отделение могут не сдавать ЕГЭ, а проходить экзамены в традиционной форме. Также были исправлены проблемы с переводом документов из другого вуза в другой. И установлен лимит подачи документов в 5 вузов, максимально натри направления. Был сокращен целевой прием, особенно среди гуманитарных направлений.

По введению ЕГЭ началась коррупция как в вузах, министерствах, школах.

Этап 2011-2014. В 2011 были изменены правила поступления в вузы призеров олимпиад. Их льгота была действительна только для поступления в один вуз. По обществознанию количество заданий сократили до 38. Часть 1 включало 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию давалось 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состояло из 7 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова или словосочетания. Часть 3 включало 9 заданий с развёрнутым ответом.

2012 количество заданий по обществознанию было сокращено до 37 заданий. Часть 1 включало 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию давалось 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состояло из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Часть 3 включало 9 заданий с развёрнутым ответом.

В этот период был один из самых больших скандалов связанных с ЕГЭ. В интернете были слиты фрагменты экзаменационных заданий. В социальных сетях появились группы решающие задания по ЕГЭ, за плату. Были аннулированы некоторые результаты выпускников, у которых обнаружили слитые результаты ЕГЭ.

В 2013-2014 гг. изменений в структуре экзамена по обществознанию не

было.

В 2014 из-за утечки были увеличены варианты экзаменационных материалов и для каждого часового пояса были введены свои варианты. Были изменены условия перевозки с трех дней на сутки. Появились спецхранилища с системой видеонаблюдения. С 2014 дополнительно к видеокамерам появились металлоискатели и «глушилки» сотовой связи.

2015 г. появилась возможность получать до 10 баллов к результатам ЕГЭ, за достижения по учебе. Задания стали брать из открытых банков заданий. В качестве эксперимента появилась возможность сдавать ЕГЭ после 10 класса. По обществознанию экзамен стал состоять из 2 частей, 36 заданий. В части 1 было 27 заданий, часть 2 содержало 9 заданий с развернутым ответом. И выявляло выпускников с более высоким уровнем подготовки.

С 2015 г. плюс минус в КИМах ЕГЭ стали использовать следующие виды заданий. Задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов, задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц, задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, задание на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений, задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Еще важным нововведением стало вкл. в Спецификацию КИМ ЕГЭ Приложения №2. Который ограничил объём нормативно правовых актов необходимых для сдачи ЕГЭ.

Более детально изучим ЕГЭ по обществознанию начиная с 2016 г., так как в этом году была введена новая модель контрольно-измерительных материалов. ЕГЭ по обществознанию, является одним из самых востребованных предметов. Ведь при подаче документов в высшие учебные заведения результаты по данному предмету учитываются во многих направлениях. ЕГЭ по обществознанию было составлено так, чтоб охватывать все основные разделы обществоведческого курса основываясь на учебниках одобренных Министерством образования РФ. В 2016 г. средний балл составлял 53,14, до минимального балла не дошли 17,6%, доля высокобальников составило 3,11%, стобальников составило 0,02%.

В КИМах ЕГЭ присутствуют различные типы заданий, разных уровней сложности. Первая часть проверяет уровень сформированности теоретических знаний. Из части 1 ЕГЭ 2016 г. были убраны задания с упрощенными ответами в виде одной цифры. В связи, с чем была разработана новая модель КИМов, которая не нарушала принцип перехода от базовых заданий, до заданий повышенного уровня сложности. Заданий такого типа было 7. В общей сложности заданий стало 29, часть 1 состояло из 20, часть 2 из 9 заданий. В 1 часть не было добавлено новых типов заданий, все задания перекочевали из старых КИМов из части 2. Но задания 4,7,11,13 это все задания на распознавание верных суждений, просто в разных вариантах. Задание 10 просто стало заданием с множественным выбором.

В КИМах ЕГЭ по обществознанию имеется задания трех уровней сложности. Заданий базового уровня сложности всего 12 по ним максимально можно получить 18 первичных баллов. Заданий повышенного уровня 10, максимально можно получить 20 первичных баллов. Задания высокого уровня 7, максимальный балл за них составляет 26 первичных балла.

Часть 1. Задания базового уровня такие как: на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов, на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц; задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах; задание на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений; задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. с 1-3 проверяли знания по биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности и т.д. Задания были направлены на определение сущности конкретных базовых терминов и понятий, на определение рода, признаков.

Задания базового, повышенного уровня, с 4-18. Вкл. такие темы как: 46 задания блок-модуль 1 человек и общество, 7-10 задания блок модуль 2 экономика, с 11-12 блок модуль 3 социальные отношения, 13-15 блок модуль 4 политика, 16-18 блок модуль 5 право. В каждом модуле присутствовали задания на выявление базовых признаков понятий, на деление понятий по признакам, на установление связей, на выявление истины, на деление по классификациям. Также умение характеризовать с научной точки зрения предоставленную информацию, умения применять свои теоретические знания в процессе решения познавательных задач, анализировать информацию, выявляя общие черты, различия.

Задания повышенного уровня 19-20. При выполнении нужно было проявить умение анализировать, обобщать, систематизировать неупорядоченную обществоведческую информацию. Нужно было проявить умение работать с информацией, умение выявлять причинно-следственные связи.

Часть 2 содержит задания повышенного уровня сложности и нацелено на выявление учащихся с высоким уровнем подготовки. Все задания требуют развёрнутую форму ответа. Задания с 21 -24 объединены, даются с одним текстом. В даных заданиях проверяют знания по экономике, социологии, политологии, психологии и правоведении. При выполнении нужно умение анализировать, умение вычленять главное необходимое в тексте, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение точно излагать свою мысль. Задания между собой похожи, но 21 все ответы уже есть в тексте, 22 уже нужно привлекать знания из обществоведческого курса. 23 еще нужно уметь правильно приводить примеры. В 24 задании уже нужно применить информация с текста в другой ситуации, с аргументацией, что проверяет умение применять свои знания в повседневной жизни. При выполнении

данных заданий необходимо быть предельно внимательным при прочтении как пунктов задания, так и текста.

Задание 25 раскрывает знание обществоведческих понятий и умение применять их в заданном контексте. В задании 26 нужно уметь приводить конкретные примеры из обществоведческого курса, личного опыта, периодических изданий, истории, литературы. В 27 нужно проанализировать статистическую, графическую информацию, используя обществоведческие знания сформулировать ответ с аргументацией. Объяснить все причинно-следственные связи. Уметь применять свои знания по предмету в решении актуальных социальных проблем. В 28 нужно дать развернутый план к предложенной в задании теме. Нужно показать обществоведческие знания, умение систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Завершается КИМ заданием 29, который представлен в виде мини-сочинения. Предлагаются пять тем на выбор, которые отражают в себе основные науки обществоведческого курса. Для успешного выполнения данного задания нужно знать и понимать основы обществоведческого курса. Уметь характеризовать с научной точки зрения факты, процессы, явления и уметь обосновывать их место в социальной жизни общества как одной связанной системы. Уметь анализировать предоставленную информацию, информацию с др. источников. Выделяя основные черты и различия. Нужно объяснять причинно-следственные связи, то как взаимодействует система по выбранной теме. Уметь приводить правильные, корректные примеры, тем самым раскрывая суть высказывания. Уметь осуществлять поиск необходимой информации. И главное знать структуру написания мини-сочинения и уметь корректно, доступно, связанно излагать свою мысль.

В 2017 г. особых изменений КИМа по обществознанию не было. Но задания проверяющие знания по разделу «Право», было унифицирована по образцу структуры блоков, проверяющих содержание других разделов курса. Было добавлено задание под номером 17, суть которой на выбор верных утверждений. Из-за чего была изменена нумерация заданий. Задание 17 стало 18, 18 стало 19. А старый вариант задания 19 было ликвидировано. Так как задание не проверяло умение учащихся знать и понимать. Учащиеся в основном только искали определенные маркеры, благодаря которым давали правильные ответы. Средний балл в 2017 г. по предмету составил 55,44, что больше на 2,3 балла, чем в прошлом году, доля непрошедших минимальный проходной балл стал ниже и составил 13,8%, доля стобальников увеличилось в два раза и составило 0,04%, высокобальников составило 4,46%.

В 2018 г. начали менять формулировки и критерии оценивания. Была изменена система оценивания заданий 28 и 29 и формулировка задания 29. За 1 часть стало возможно получать 64 балла вместо 62. Других изменений по структуре не было. Все показатели в этом году увеличились, доля стобальников стало 0,06%, доля высокобальников 7,4%, но также увеличились показатели не преодолевших минимальный балл до 17,4%

В 2019 г. была изменена система оценивания и детализирована формулировка заданий 25, 28, 29.Первичный максимальный балл был увеличен до 65. Других изменений по структуре не было. Результаты 2019г. были хуже, чем предыдущие, не преодолевших минимальный балл составило 19,6%, доля высокобальников составило 7,7%, доля стобальников 0,05%.

С 2019 г. ЕГЭ стал основной формой проведения государственной итоговой аттестации для выпускников Крыма и Севастополя.

В 2020г. на выполнение ЕГЭ по обществознанию отводилось 3 ч. 55 мин. В спецификации ЕГЭ на выполнение заданий 1-3, 10 советуют потратить от 1 до 4 мин. Для заданий с 4-9, с 11-28 от 2 до 8 мин. на каждое отдельное задание. И больше всего времени уделить при написании мини-сочинения - 45 мин. Никаких изменений в структуре и содержании КИМ ЕГЭ не было. Изменения в заданиях ЕГЭ были лишь в нескольких случаях и являются незначительными, а именно корректировка формулировки заданий №28, 29 и в системе их оценивания. В 28 задании уточнили количество подпунктов, не менее трех. И изменилась формулировка указаний к оцениванию. Выпускник все так же должен был определить пункты, сформулировать их, составить сложный план. Сильнее изменили, задание 29 теперь учащийся может приводить в качестве примера социальную ситуацию, которая возможна в обществе, при этом можно не указывать источники. И изменили формулировку задания, убрав «мини-сочинение».

После всех изменений балла по заданиям были распределены следующим образом: 1-3, 10, 12, 16 оценивал в 1 первичный балл при составлении правильного ответа. 4-9, 11, 13-15, 17-20 оценивались в 2 первичных балла. Максимальный балл за полный правильный ответ, с одной ошибкой 1 первичный балл, неверное выполнение соответственно 0 баллов. Полное правильное выполнение заданий 21, 22 оценивается в 2 первичных балла. Заданий 23, 24, 26, 27 в 3 первичных балла. Заданий 25, 28 в 4 первичных балла. И последнего 29 в максимальные 6 первичных баллов.

Первую часть проверяет машинный алгоритм. Баллы по второй части с развернутыми ответами выставляются экспертами по результатам двух независимых друг от друга проверок. В случае если баллы будут существенно

друг от друга расходится, проводиться третья проверка. Данную проверку проводят в случае если баллы при проверке любого из заданий с 21-24, 26, 27 расходятся на 2 и более первичных балла. Третий эксперт в данном конкретном случае проверяет лишь задания, по которым случились расхождения. Второй причиной проверки может послужить расхождение в сумме первичных баллов по критериям 25.1, 25.3 задания 25, 28.1, 28.2, задания 28, 29.1, 29.4, задания 29 составляющая 2 или более первичных балла. Так же по 29 заданию если расхождения более 3 первичных баллов по всем критериям проводится третья проверка. Еще если по критерию 29.1 было выставлено 0 баллов и не нулевой балл по критериям 29.2, 29.4. максимально в совокупности можно получить 64 первичных балла, что потом переводится в тестовые баллы по 100 бальной шкале измерения полученных знаний и умений.

Как мы можем наблюдать, КИМы ЕГЭ по обществознанию меняются, совершенствуются с каждым годом. Они меняются на основе новых стандартов, при анализе результатов ЕГЭ прошлых лет, по требованию времени. ЕГЭ проверяет все основные умения, компетенции которые требуются по-новому ФГОС. И полностью отвечают всем современным требованиям по оценке результатов обучения.

Литература

1. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/190647/ (Дата обращения: 05.05.2020)

2. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2002 г. N 222 "Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/184335/ (Дата обращения: 05.05.2020)

3. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена". URL: https://base.garant.ru/182981/ (Дата обращения: 05.05.2020)

4. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

5. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2002г. [Электронный ресурс] URL:http://wmdow.edu.ru/resource/400/22400 (Дата обращения: 29.04.2020)

6. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2003 г. [Электронный ресурс] URL:https://repetitors.mfo/txi/465_359e2b28.pdf (Дата обращения: 29.04.2020)

7. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2006г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

8. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

9. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2008г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

10.Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

11. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2012г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

12. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

13. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

14.Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

15. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020)

16.Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020

17. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/an-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020

18. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2019г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/an-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020

19. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020г. [Электронный ресурс] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Дата обращения: 29.04.2020

20. ЕГЭ в РС(Я) [Электронный ресурс] URL: https: //minobrnauki. sakha. gov.ru/news/front/view/id/2177321 (Дата обращения: 29.04.2020)

21. ЕГЭ-2013 начался со скандала [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20130527/939708339.html (Дата обращения: 05.05.2020

22. Единый государственный экзамен [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/1988393 (Дата обращения: 05.05.2020)

23. Информация по ЕГЭ 2001. URL: https://vk.com/topic-30041539_28593325 (Дата обращения: 05.05.2020)

24.История Единого государственного экзамена в России [Электронный ресурс]. URL: http://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history (Дата обращения: 05.05.2020)

25. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019года по обществознанию / ФИПИ, 2019 - С. 1-35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по обществознанию / Педагогические измерения. №4, 2016 -С.92-115

27. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017года по обществознанию / ФИПИ, 2017 - С. 1-31

28. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию / ФИПИ, 2018 - С. 1-31

29. Лискова Т.Е. Основы разработки новой модели экзаменационной работы по обществознанию / Педагогические измерения. №1, 2016 -С.39-45

30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/190647/ (Дата обращения: 05.05.2020)

31. О форме, сроках и продолжительности единого государственного экзамена в 2002 году [Электронный ресурс] URL:https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200203819 (Дата обращения: 29.04.2020)

32.Спецификатор ЕГЭ по обществознанию 2020 [Электронный ресурс] URL: http://www.old.fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty (Дата обращения:21.05.2020)

33. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71840/ (Дата обращения: 05.05.2020)

34. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ (Дата обращения: 05.05.2020)

35. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)

36.Фирсова И.А., Паулова Ю.Е. Индивидуальная работа как форма подготовки школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию / Мир науки и образования. №1(5), 2016 - С.1-7

Literature:

1. "On Amendments to the Law of the Russian Federation" On Education "[Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/190647/ (Date of access: 05.05.2020)

2. Decree of the Government of the Russian Federation of April 5, 2002 N 222 "On the participation of educational institutions of secondary vocational education in the experiment to introduce a unified state exam." [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/184335/ (Date of access: 05/05/2020)

3. Decree of the Government of the Russian Federation of February 16, 2001 N 119 "On the organization of an experiment to introduce a unified state exam." URL: https://base.garant.ru/182981/ (Date of access: 05/05/2020)

4. Demo version of the exam in 2010. [Electronic resource] URL:

http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

1. 5. Demo version of the exam in 2002. [Electronic resource] URL: http: //window.edu.ru/resource/400/22400 (Date of access: 04/29/2020) 6. Demo version of the Unified State Examination 2003 [Electronic resource] URL: https: //repetitors.info/txi/465_359e2b28.pdf (Date of access: 29.04.2020)

2. 7. Demo version of the exam in 2006. [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

8. Demo version of the exam 2007 [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

9. Demo version of the exam 2008 [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

10. Demo version of the exam in 2011 [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

11. Demo version of the Unified State Examination 2012 [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

12. Demo version of the exam in 2013 [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

13. Demo version of the exam in 2014 [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

14. Demo version of the exam in 2015. [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

15. Demo version of the exam in 2016. [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020)

3. 16. Demo version of the exam in 2017. [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020 17. Demo version of the exam in 2018. [Electronic resource] URL:

http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020

18. Demo version of the exam in 2019. [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020

19. Demo version of the exam in 2020. [Electronic resource] URL: http://www.egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/obchestvoznanie/726-demo-ege-2004-2010-obchestvoznanie (Date of access: 04/29/2020

20. Unified State Examination in the Republic of Sakha (Yakutia) [Electronic resource] URL: https: //minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2177321 (Date of access: 04.29.2020)

21. Examination 2013 began with the scandal [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20130527/939708339.html (Date accessed: 05/05/2020

22. Unified state exam [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/info/1988393 (Date of access: 05/05/2020)

23. Information on the Unified State Examination 2001. URL: https://vk.com/topic-30041539_28593325 (Date of access: 05.05.2020)

24. The history of the Unified state exam in Russia [Electronic resource]. URL: http://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history (Date of access: 05/05/2020)

25. Liskova T.E. Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of the analysis of typical errors of participants in the exam in 2019 in social studies / FIPI, 2019 - S. 1-35

26. Liskova T.E. Guidelines for teachers, prepared on the basis of the analysis of typical errors of participants in the Unified State Exam 2016 on social studies / Pedagogical measurements. No. 4, 2016 - S.92-115

4. 27. Liskova T.E. Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of the analysis of typical errors of participants in the exam in 2017 on social studies / FIPI, 2017 - S. 1-31

28. Liskova T.E. Guidelines for teachers, prepared on the basis of the analysis of typical errors of participants in the Unified State Examination of 2018 in social studies / FIPI, 2018 - P. 1-31

29. Liskova T.E. Fundamentals of the development of a new model of examination work in social studies / Pedagogical measurements. No. 1, 2016 - S.39-45

30. On amendments to the Law of the Russian Federation "On Education" [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/190647/ (Date accessed: 05/05/2020)

31. About the form, terms and duration of the unified state exam in 2002 [Electronic resource] URL: https: //ps.1sept.ru/article.php? ID = 200203819 (Date of access: 29.04.2020)

32. Specifier of the Unified State Examination in Social Studies 2020 [Electronic resource] URL: http://www.old.fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty (Date of access: 05.21.2020)

33. Federal Law "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Improvement of Separation of Powers" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71840/ (Date of access: 05/05/2020)

34. Federal Law "On Higher and Postgraduate Professional Education" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ (Date of access: 05/05/2020)

35. The federal component of the state educational standard of secondary (complete) general education in social studies, basic and specialized levels (order of the Ministry of Education of Russia dated 05.03.2004 No. 1089)

36. Firsova I.A., Paulova Yu.E. Individual work as a form of preparing students for the exam in history and social science / World of Science and Education. No. 1 (5), 2016 - S.1-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.