Научная статья на тему 'РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В БИЗНЕСЕ: ГЕНДЕРНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ'

РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В БИЗНЕСЕ: ГЕНДЕРНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Гендерное неравенство / предпринимательство / предпринимательская деятельность / женское предпринимательство / гендерные стереотипы / Gender inequality / entrepreneurship / entrepreneurial activity / female entrepreneurship / gender stereotypes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозулев Сергей Николаевич, Санина Людмила Валерьевна, Шавкунова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается проблема гендерного неравенства возможностей в бизнесе, в том числе с точки зрения гендерных вызовов и стереотипов. Неравенство возможностей в бизнесе является проблемой, которая ограничивает доступность карьерных возможностей, в том числе в деловой сфере для женщин. Исследование женского предпринимательства свидетельствуют о быстром росте количества публикаций по теме за последние 50 лет. Эта область находится на стадии становления, о женщинах-предпринимателях публикуется значительное количество журнальных статей, обзоров литературы и книг. Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать оценку проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, основанную на анализе существующей литературы. Поиск документов о женском предпринимательстве в различных рецензируемых журнальных публикациях осуществлялся по данным ресурсов РИНЦ, GoogleАкадемия, ResearchGate, Elsevier. Показаны причины гендерной сегрегации в бизнесе, среди которых социокультурные предубеждения, существование институциональных пустот, низкая самооценка и отсутствие навыков и предпринимательского образования у женщин. Исследование опыта разных стран позволило сделать вывод о том, что государственная поддержка играет решающую роль в развитии женского предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUAL OPPORTUNITY IN BUSINESS: GENDER CHALLENGES AND OVERCOMING STEREOTYPES

The article deals with the problem of gender inequality of opportunity in business, including from the point of view of gender challenges and stereotypes. Inequality of opportunity in business is a problem that restricts access to career opportunities, including in the business field, for women. A study of women's entrepreneurship shows a rapid increase in the number of publications on the topic over the past 50 years. This area is in formation stage, with a significant number of journals’ articles, literature reviews and books published on women entrepreneurs. The purpose of the article is to assess the problems faced by women entrepreneurs based on an analysis of the existing literature. The search for documents on women's entrepreneurship in various peer-reviewed journal publications was carried out using data from the RSCI, GoogleAcademy, ResearchGate, Elsevier resources. The causes of gender segregation in business are shown, including socio-cultural prejudices, the existence of institutional voids, low self-esteem and the lack of skills and entrepreneurial education among women. A study of different countries’ experience led to the conclusion that state support plays a decisive role in the women's entrepreneurship development.

Текст научной работы на тему «РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В БИЗНЕСЕ: ГЕНДЕРНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ»

Научная статья УДК 334+37 EDN УКЕСЕО

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).536-546

С.Н. Мозулев, Л.В. Санина0, И.С. Шавкунова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Л.В. Санина, glv2010@vandex.ru

РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В БИЗНЕСЕ: ГЕНДЕРНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ*

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема гендерного неравенства возможностей в бизнесе, в том числе с точки зрения гендерных вызовов и стереотипов. Неравенство возможностей в бизнесе является проблемой, которая ограничивает доступность карьерных возможностей, в том числе в деловой сфере для женщин. Исследование женского предпринимательства свидетельствуют о быстром росте количества публикаций по теме за последние 50 лет. Эта область находится на стадии становления, о женщинах-предпринимателях публикуется значительное количество журнальных статей, обзоров литературы и книг. Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать оценку проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, основанную на анализе существующей литературы. Поиск документов о женском предпринимательстве в различных рецензируемых журнальных публикациях осуществлялся по данным ресурсов РИНЦ, GoogleАкаде-мия, ResearchGate, Elsevier. Показаны причины гендерной сегрегации в бизнесе, среди которых социокультурные предубеждения, существование институциональных пустот, низкая самооценка и отсутствие навыков и предпринимательского образования у женщин. Исследование опыта разных стран позволило сделать вывод о том, что государственная поддержка играет решающую роль в развитии женского предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Гендерное неравенство, предпринимательство, предпринимательская деятельность, женское предпринимательство, гендерные стереотипы. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 20 марта 2023 г.; дата принятия к печати 11 мая 2023 г.; дата онлайн-размещения 5 июня 2023 г.

Original article

S.N. Mozulev, L.V. Sanina^, I.S. Shavkunova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: L.V. Sanina, glv2010@yandex.ru

EQUAL OPPORTUNITY IN BUSINESS: GENDER CHALLENGES AND OVERCOMING STEREOTYPES**

ABSTRACT. The article deals with the problem of gender inequality of opportunity in business, including from the point of view of gender challenges and stereotypes. Inequality of opportunity in business is a problem that restricts access to career opportunities, including in the business field, for women. A study of women's entrepreneur-ship shows a rapid increase in the number of publications on the topic over the past 50 years. This area is in formation stage, with a significant number of journals' articles, literature reviews and books published on women entrepreneurs. The purpose of the

* Материалы обсуждены на IV международной научно-практической конференции «Развитие малого предпринимательства в Байкальском регионе» в рамках Всемирной недели предпринимательства (г. Иркутск, 22 ноября 2022 г.).

** The materials were discussed at the IV international scientific and practical conference "Development of small business in the Baikal region" (Irkutsk, November 23, 2021). © Мозулев С.Н., Санина Л.В., Шавкунова И.С., 2023

article is to assess the problems faced by women entrepreneurs based on an analysis of the existing literature. The search for documents on women's entrepreneurship in various peer-reviewed journal publications was carried out using data from the RSCI, GoogleAcademy, ResearchGate, Elsevier resources. The causes of gender segregation in business are shown, including socio-cultural prejudices, the existence of institutional voids, low self-esteem and the lack of skills and entrepreneurial education among women. A study of different countries' experience led to the conclusion that state support plays a decisive role in the women's entrepreneurship development. KEYWORDS. Gender inequality, entrepreneurship, entrepreneurial activity, female entre-preneurship, gender stereotypes.

ARTICLE INFO. Received March 20, 2023; accepted May 11, 2023; available online June 05, 2023.

Научный интерес к существованию, природе и последствиям гендерных стереотипов в аспекте предпринимательства возник в 70-е гг. XIX в., это доказано проведенным библиографическим анализом рядом авторов [1; 2]. Исследователи отмечают, что количество статей по данной научной проблематике не только резко возросло за последние 50 лет, но и продолжает расти. Очевидно сосредоточение внимания на женском бизнесе происходит в силу того, что он является быстрорастущим сегментом делового мира.

Мы разделяем мнение И.Н. Ткаченко, И.В. Первухиной [3] о том, что индивидуальная гендерная принадлежность оказывает существенное влияние на поведение человека, степень его влияния на окружающих людей и раскрывается через роли, определяемые обществом. Например, общество может ожидать от женщины демонстрации «женских» качеств (например, доброжелательность, уступчивость, сочувствие), в то время от мужчины ожидают большей активности, напористости, самоуверенности. Нормы и правила гендерного поведения, существующие в конкретных культурах, усваиваются в процессе гендерной социализации, влияют на жизненную самореализацию [4; 5]. Так, для женщины-предпринимателя риски открытия и ведения бизнеса увеличиваются из-за того, что она находится на арене, где доминируют мужчины, имеет мало образцов для подражания и может быть не уверена в некоторых деловых навыках. Чтобы добиться успеха, ей нужны необходимое образование и бизнес-подготовка, приветствуется опыт работы на руководящей должности не ниже среднего звена. Перед запуском бизнес-проекта ей следует оценить ситуацию с точки зрения влияния на семью, должна быть создана сильная система моральной поддержки семьи, друзей, клиентов и деловых партнеров. Женщина должна быть полна решимости добиться успеха и усердно работать на профессиональном уровне.

Наблюдается значительная гендерная асимметрия в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере предпринимательства, что обуславливает актуальность изучения проблемы равенства возможностей в бизнесе, включая гендерные вызовы и преодоление стереотипов. Исследования роли женщин в силу своей природы способных не менее мужчин генерировать свежие идеи в нестандартных ситуациях, располагающих к себе, использующих в своем арсенале интуицию и имеющих гибкость в принятии решений, в экономике и бизнесе до настоящего времени не являются исчерпывающими. Активная трансформация современного общества, вызванная многими причинами (от изменения самого классического рынка до политических мотивов), также меняет роль современных женщин, которые зачастую рассматривают предпринимательство не только как финансовую защиту, но и как возможность саморазвития.

Исследователи доказывают, что гендерное неравенство и гендерная сегрегация как неравная представленность мужчин и женщин в различных сферах обществен-

ной деятельности снижает устойчивость экономики на макро-, мезо- и микроуровнях [6]. В бизнесе гендерная сегрегация носит устойчивый характер. Женщины, не менее чем мужчины, предпочитают начинать собственный бизнес, но в то же время гендерный разрыв увеличивается по мере роста благосостояния страны [1].

Анализ научных работ по проблемам гендерного неравенства позволяет понять, почему женщины недостаточно представлены в бизнесе в целом [7—11]. Чаще всего обосновывается неравный доступ женщин к ресурсам, институтам и возможностям, а также формальных и неформальных барьерах в экономической деятельности, являющихся гендерно обусловленными.

Среди международных проектов, изучающих предпринимательство, можно выделить [2]:

1. «Женщины, бизнес и закон» (Women, Business and the Law)1 — исследует юридические нормы и правовое поле стран с точки зрения барьеров в женском предпринимательстве.

2. «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM)2 — изучает институциональные и иные условия ведения бизнеса, в том числе для женщин.

3. «Женщины в бизнесе» (Women in Business)3 — анализирует гендерный состав высшего руководства организаций среднего бизнеса в разных странах мира.

Как отмечает О.Д. Натсак: «женское предпринимательство становится фактором стабилизации рынков труда, создавая новые рабочие места, увеличивая доходы семей, развивая социально ориентированную тематику деятельности. Женское предпринимательство следует рассматривать как платформу расширения возможностей женщин и как катализатор социальных изменений» [там же].

Проблема неравенства возможностей в бизнесе по гендерной принадлежности заключается в том, что женщины сталкиваются с определенными препятствиями и дискриминацией при попытке достичь успеха в бизнесе. Например, они могут столкнуться с ограничениями доступа к финансированию, управленческим позициям или сетям связей, которые могут помочь им расширить свой бизнес и достичь большего успеха. Кроме того, женщины часто сталкиваются с предубеждениями и социальными стереотипами, которые порой мешают им получать равное вознаграждение за работу или занимать должности наравне с мужчинами. Несмотря на то, что женщины, также как и мужчины, распознают потенциальные бизнес-возможности, они не оценивают свои способности как достаточные для начала собственного бизнеса. В то время как мужчины, как правило, преувеличивают свои профессиональные возможности. Таким образом, многие ограничения существуют не просто объективно — они присутствуют в сознании самих женщин, не позволяя им ставить новые цели, продвигаться выше по карьерной лестнице либо в развитии своего бизнеса.

Все это, безусловно, создает определенные сложности, а в ряде случаев труднопреодолимые препятствия для развития бизнеса, основанного на талантах и усилиях женщин.

Традиционно в бизнесе существует целый ряд гендерных вызовов (рис. 1).

Вызовы, представленные на рис. 1, могут привести к потере талантливых сотрудников, негативно повлиять на имидж компании и как следствие уменьшить ее прибыльность. Создание равных возможностей для всех сотрудников незави-

1 Women, Business and the Law 2021. International Bank for Reconstruction and Development / World Bank Group. Washington. 2021. 118 p.

2 Global Entrepreneurship Monitor 2021/2022. Global Report Opportunity Amid Disruption. Babson College. London Business School. 2022. C. 62.

3 Women in Business 2020: Putting the Blueprint into Action. Grant Thornton. 2020. 6 p.

«Стеклянный потолок» — некоторый уровень в карьерной иерархии, выше которого женщина практически не имеет возможности подняться, хотя формальных ограничений нет_

Разница в оплате труда между мужчинами и женщинами

Сексуальное домогательство и дискриминация на основе пола

Ограничения в карьерном росте для женщин, вызванные стереотипами о роли женщин в обществе

2.

Синдром «двойного бремени» когда женщина фактически несет двойную нагрузку совмещая работу с домашними обязанностями (работа, бизнес — дом, семья)_

Неравные возможности для получения образования: женщины могут иметь меньше возможностей для получения образования и повышения квалификации, что затрудняет их продвижение на более высокие должности

Рис. 1. Гендерные вызовы в бизнесе

симо от их пола позволяет в полной мере использовать потенциал сотрудников, а значит, способствует повышению эффективности работы компании.

В России существует несколько распространенных стереотипов о женщинах-руководителях и женщинах-предпринимателях:

— жестокие бизнес-леди: многие считают, что женщина-руководитель, женщина, занимающаяся предпринимательством, должна быть особенно жесткой и бескомпромиссной, чтобы доказать свою компетентность;

— сексуальные объекты: достаточно распространено убеждение, что женщины используют свой внешний вид или пол для достижения успеха в бизнесе;

— неумение управлять: считается, что женщины не могут управлять крупными командами или организациями из-за «женственности» и излишней «эмоциональности»;

— недостаточная амбициозность: часто представляют, что женщинам-руководителям не хватает амбиций и напористости, характерной для мужчин.

Женщины-предприниматели, руководители достаточно часто сталкиваются с гендерными стереотипами, что порождает конфликт между ожиданиями общества в отношении роли женщины и традиционной управленческой ролью или ролью предпринимателя, которые являются стереотипами мужской идентичности.

По данным ФНС России, на начало февраля 2023 г. в России насчитывалось более 6 млн субъектов малого и среднего бизнеса (на 100 тыс. больше, чем в 2022 г.). Среди ИП и самозанятых доля женщин составляет 43 %4.

Начиная с 2015 г. измерение индекса женской предпринимательской активности в России (Women Business Index, WBI) осуществляется аналитическим центром НАФИ совместно с Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России»5. Индекс WBI оценивает уровень благоприятности деловой

4 Время возможностей для женского бизнеса: где и как получить поддержку // РБК : офиц. URL: https://www.rbc.ru/business/09/03/2023/64075ec79a7947f9410448fb (дата обращения: 30.03.2023).

5 Методика расчета Индекса женской предпринимательской активности WBI / НАФИ аналитический центр. сайт. URL: https://nafi.ru/upload/iblock/ab7/ab7a9bd1df9b19e29a7103f1684ee92f.pdf (дата обращения: 30.03.2023).

и социальной среды для развития женского предпринимательства. Построение индекса осуществляется по показателям: 1) отношение общества к предпринимательству (культура предпринимательства); 2) экономические условия и инфраструктура для развития бизнеса (предпринимательская экосистема); 3) личные качества, необходимые для развития собственного дела (рис. 2).

Частный индекс «Культура предпринимательства», вес 20 %

• Общественное мнение о женщинах профессиональных предпринимателях

• Мнения ближайшего окружения о женщине и ее бизнесе

Частный индекс «Предпринимательская экосистема», вес 60 %

• Женщины, не ведущие предпринимательскую деятельность

1. Экономические условия для ведения бизнеса

2. Доступность бизнес-образования

3. Доступность инфраструктуры для детей дошкольного возраста

• Женщины-предприниматели, вес 20 %

- дополнительно к вопросам 1-3 для женщин, не ведущих предпринимательскую деятельность

4. Как изменился оборот компании

5. Как менялся штат компании

6. Как менялась оплата труда сотрудникам предприятия

7. Планируют ли увеличивать оплату труда в будущем

8. Доступность финансирования

9. Инвестиции прибыли в расширение производства

Частный индекс

«Личные качества»

• Профессиональные навыки

• Как менялись отношения в коллективе

• Как изменилась личная семейная жизнь и досуг

Рис. 2. Блоки вопросов, задаваемые целевым группам (женщинам, не ведущим предпринимательскую деятельность и женщинам-предпринимателям) по компонентам Индекса WBI*

* Источник: Индекс женского предпринимательства (WBI) по результатам 5 волны исследования / НАФИ аналитический центр : офиц. сайт. — URL: https://nafi.ru/upload/iblock/b96/b96905c-793dab7eb95060d2eea01cd31.pdf (дата обращения: 30.03.2023).

Значение Индекса может колебаться от 0 до 100 п., где показатель выше 50 п. указывает на благоприятную среду, а ниже 50 п. — на неблагоприятную.

Ежегодно в России проводятся волны подсчета индекса женщин-предпринимателей и женщин, не ведущих предпринимательскую деятельность. Индекс WBI чувствительно реагирует на изменения экономических условий, происходящих в стране, общественное мнение и личные качества женщин-предпринимателей в России. По результатам 10-ой волны исследований, Индекс WBI составил 73,7 п., что является абсолютным максимумом с 2015 г.6. Во время ковидной

6 Индекс предпринимательской активности женщин WBI-10 // Комитет по развитию женского предпринимательства «Опора России». URL: http://womanopora.ru/proekty/ indeks-zhenskoj-pred-prinimatelskoj-aktivnosti-(wbi)/ (дата обращения: 30.03.2023).

Отсутствие стартового капитала (64 %), неуверенность в собственных силах (54 %) и нехватка знаний (54 %) — ключевые барьеры, мешающие сегодня женщинам начать собственный бизнес.

За последние полгода женщины-предприниматели демонстрировали более высокий запрос на дополнительное бизнес-образование. Те или иные программы обучения прошли почти две трети (61 %) опрошенных женщин, ведущих свой бизнес (в предыдущем периоде о получении дополнительного образования заявляли 43 % опрошенных). При этом каждая третья представительница бизнес-сообщества (38 %) считает, что в ближайшем будущем ситуация в сфере доступности бизнес-образования будет улучшаться. Женщины, не являющиеся предпринимателями, также получали дополнительное образование, проходили курсы, тренинги в области личного профессионального развития (65 %) и также отмечают повышение доступности такого образования — 41 % считают, что оно стало доступнее.

В настоящее время 64 % женщин-предпринимателей положительно оценивают изменения своих профессиональных навыков (для работающих по найму этот показатель ниже — 47 %), при этом 68 % опрошенных полагают, что их профессионализм будет развиваться и в ближайшие полгода. Также более половины женщин-предпринимателей отмечают роль профессиональных сообществ для поддержки развития бизнеса. Важное значение придается экспертным комиссиям или рабочим группам при органах государственной власти (64 %), региональным, местным сообществам (59 %) и женским сообществам, в том числе отраслевым (55 %). Чаще всего женщины-руководители участвуют в деятельности профильных и отраслевых сообществ (27 %), каждая пятая (20 %) состоит в женском сообществе, а каждая десятая (12 %) — в экспертных объединениях при органах государственной власти.

Цифры иллюстрируют тенденции роста популярности женского предпринимательства в России. На наш взгляд, ключ к расширению доступа женщин-предпринимателей к экономическим возможностям заключается в том, чтобы обеспечить их средой и навыками, необходимыми для достижения успеха. Женщины-предприниматели в разных странах сталкиваются с проблемами, связанными с трудностями доступа к финансированию, социокультурными предубеждениями, индивидуальными чертами, наличием институциональных пробелов для продвижения женского предпринимательства и отсутствием навыков, связанных с бизнесом. Хотя некоторые из этих проблем, такие как институциональные пустоты и отсутствие навыков, существуют и в случае мужчин-предпринимателей, но масштабы и сложность этих проблем гораздо выше для женщин.

Росту популярности женского предпринимательства в значительной мере способствует реализация государственных программ поддержки предпринимательства [12; 13]. Этот тезис подтверждают и ряд международных исследований [14—17]. В Российской Федерации по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» в регионах созданы и развиваются центры «Мой бизнес», основная цель, которых помочь предпринимателям в решении разных задач. На базе инфраструктуры региональных центров «Мой бизнес» реализуются обучающие программы, в том числе специально для женщин.

Таким образом, преодоление гендерных стереотипов и поддержка женщин в стремлении освоить нетрадиционные для них сектора, более активное присутствие женщин на рынке труда [18; 19], особенно в высокопроизводительных отраслях, и более широкие возможности для их служебного роста открывают новые перспективы ускорения и поддержания экономического роста страны и в региональном аспекте.

Список использованной литературы

1. Jennings J.E. Research on Gender Stereotyping and Entrepreneurship: Suggestions for Some Paths Worth Pursuing / J.E. Jennings, V. Tonoyan. — DOI 10.1515/erj-2022-0235 // Entrepreneurship Research Journal. — 2022. — Vol. 12, No. 3. — P. 187-212.

2. Натсак О.Д. Женское предпринимательство в Республике Тыва: мотивы, барьеры и возможности / О.Д. Натсак. — DOI 10.19181/vis.2022.13.4.850. — EDN PCUGXZ // Вестник Института социологии. — 2022. — Т. 13, № 4. — С. 68-93.

3. Ткаченко И.Н. Гендерные аспекты участия женщин в корпоративном бизнесе и предпринимательстве / И.Н. Ткаченко, И.В. Первухина. — EDN YLUPJR // Дискуссия. — 2017. — № 11. — С. 25-35.

4. Клецина И.С. Школа как институт гендерной социализации / И.С. Клецина // Тендерная психология. — Санкт-Петербург : Питер-Пресс, 2009. — C. 185-201.

5. Клецина И.С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен : монография / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе. — Москва : Проспект, 2017. — 143 с. — EDN ZIRXMT.

6. Шмелева А.Н. Женское предпринимательство в России и за рубежом: обзор проблем развития / А.Н. Шмелева, Х. Алгада. — DOI 10.24411/1993-8780-2020-10802. — EDN ULUOMJ // Компетентность. — 2020. — № 8. — С. 20-27.

7. Штрикова Д.Б. Исследование влияния гендерных стереотипов на женскую профессиональную деятельность / Д.Б. Штрикова. — DOI 10.26456/vtpsyped/2022.1.127. — EDN WPJHWL // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2022. — № 1. — С. 127-136.

8. Шмелева А.Н. Гендерные механизмы и методы предпринимательства / А.Н. Шмелева. — EDN VWMWMQ // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т., Москва, 22 окт. 2020 г. — Москва, 2020. — Т. 1. — С. 232-233.

9. Илимбетова А.А. Альтернативные источники данных об уровне занятости российских женщин в предпринимательстве / А.А. Илимбетова. — DOI 10.24411/15617785-2019-00041. — EDN YHPSKE // Народонаселение. — 2019. — Т. 22, № 4. — С. 90-102.

10. Леденева В.Ю. Семья и деловая активность женщин, иммигрировавших в Россию / В.Ю. Леденева, С.Н. Мищук. — DOI 10.52180/1999-9836_2023_19_1_2_25_35. — EDN GEHIGE // Уровень жизни населения регионов России. — 2023. — Т. 19, № 1. — С. 25-35.

11. Шавкунова И.С. Рациональность как характеристика процесса принятия решений: сравнительный анализ разнопарадигмальных подходов / И.С. Шавкунова. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(2).289-296. — EDN WYRVJE // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 2. — С. 289-296.

12. Баженов С.И. Теория развития малых и средних предприятий на основе создания благоприятной предпринимательской среды / С.И. Баженов, А.М. Платонов. — DOI 10.17150/2500-2759.2018.28(2).240-248. — EDN YKVSTJ // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 2. — С. 240-248.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Особенности развития и функционирования малого и среднего бизнеса в Иркутской области (по результатам социологических исследований) / А.П. Киреенко, Д.И. Сачков, А.А. Марасанова, Л.В. Санина. — EDN SIUDMD // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 4. — С. 25.

14. Blalock E.C., Lyu X. The Patriot-Preneur-China's Strategic Narrative of Women Entrepreneurs in Chinese Media / E.C. Blalock, X Lyu // Entrepreneurship & Regional Development. — 2023. — P. 1-34.

15. Shamsieva M. Women Entrepreneurs of Uzbekistan Are Members of the International Global Index of Women's Entrepreneurship / M. Shamsieva, A. Azamjon / / Finland International Scientific Journal of Education, Social Science & Humanities. — 2023. — Vol. 11, No. 2. — P. 815-818.

16. Majumder S. Women Entrepreneurship in Industrial Revolution 4.0: Opportunities and Challenges / S. Majumder // Constraint Decision-Making Systems in Engineering. — 2023. — P. 177-203.

17. Azizah S.N. Women Entrepreneurship in the New Normal Era: A Comparison Between Hybrid and Pure Women Entrepreneurs / S.N. Azizah / / Media Bina Ilmiah. — 2023. — Vol. 17, No. 6. — P. 1051-1060.

18. Былков В.Г. Трансформация регионального рынка труда под действием санкций / В.Г. Былков. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(4).732-740. — EDN KOJGFD // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 4. — С. 732-740.

19. Былков В.Г. Атрибуты потребности в рабочей силе на рынке труда: межрегиональные сравнения (по материалам выборочного обследования Росстата) / В.Г. Былков. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(1).133-143. — EDN UKBEOH // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 1. — С. 133-143.

References

1. Jennings J.E., Tonoyan V. Research on Gender Stereotyping and Entrepreneurship: Suggestions for Some Paths worth Pursuing. Entrepreneurship Research Journal, 2022, vol. 12, no. 3, pp. 187-212. DOI: 10.1515/erj-2022-0235.

2. Natsak O.D. Women's Entrepreneurship in the Republic of Tuva: Motives, Barriers and Opportunities. Vestnik instituta sotsiologii = Bulletin of the Institute of Sociology, 2022, vol. 13, no. 4, pp. 68-93. (In Russian). EDN: PCUGXZ. DOI: 10.19181/vis.2022.13.4.850.

3. Tkachenko I.N., Pervukhina I.V. Gender Aspects of Women Participation in Corporate Business and Entrepreneurship. Diskussiya = Discussion, 2017, no 11, pp. 25-35. (In Russian). EDN: YLUPJR.

4. Kletsina I.S. School as an Institute of Gender Socialization. Gender Psychology. Saint Petersburg, Piter-Press Publ., 2009. pp. 185-201.

5. Kletsina I.S. Gender Norms as a Socio-Psychological Phenomenon. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 143 p. EDN: ZIRXMT.

6. Shmeleva A.N., Algada Kh. Women's Entrepreneurship in Russia & Abroad: Development Issues Overview. Kompetentnost' = Competence, 2020, no. 8, pp. 20-27. (In Russian). EDN: ULUOMJ. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10802.

7. Shtrikova D.B. Research of the Influence of Gender Stereotypes on Women's Professional Activities. Vestnik Tverskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Pedagogika = Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology, 2022, no. 1, pp. 127-136. (In Russian). EDN: WPJHWL. DOI: 10.26456/vtpsyped/2022.1.127.

8. Shmeleva A.N. Gender Mechanisms and Business Practices. The Digital Economy: Trends and Prospects. Materials of International Scientific Conference, Moscow, October 22, 2020. Moscow, 2020, vol. 1, pp. 232-233. (In Russian). EDN: VWMWMQ.

9. Ilimbetova A.A. Alternative Sources of Data on the Level of Employment of Russian Women in Entrepreneurship. Narodonaselenie = Population, 2019, vol. 22, no. 4, pp. 90-102. (In Russian). EDN: YHPSKE. DOI: 10.24411/1561-7785-2019-00041.

10. Ledeneva V.Yu., Mishchuk S.N. Family and Business Activities of Women Who Immigrated To Russia. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii = Level of Life of the Population of Region of Russia, 2023, vol. 19, no. 1, pp. 25-35. (In Russian). EDN: GEHIGE. DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_2_25_35.

11. Shavkunova I.S. Rationality as a Characteristic of Decision-Making Process: Comparative Analysis of Various Paradigm Approaches. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vo. 29, no. 2, pp. 289-296. (In Russian). EDN: WYRVJE. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).289-296.

12. Bazhenov S.I., Platonov A.M. The Theory of Small and Medium Business Development in Terms of Creation of Favorable Business Environment. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstven-nogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 2, pp. 240-248. (In Russian). EDN: YKVSTJ. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(2).240-248.

13. Kireenko A.P., Sachkov D.I., Marasanova A.A., Sanina L.V. Peculiarities of Development and Functioning of Small and Medium Businesses in Irkutsk Oblast (Subsequent to the Results of Sociological Studies). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomich-eskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2014, no. 4, pp. 25.

14. Blalock E.C., Lyu X. The Patriot-Preneur-China's Strategic Narrative of Women Entrepreneurs in Chinese Media. Entrepreneurship & Regional Development, 2023, pp. 1-34. (In Russian). EDN: SIUDMD.

15. Shamsieva M., Azamjon A. Women Entrepreneurs of Uzbekistan are Members of the International Global Index of Women's Entrepreneurship. Finland International Scientific Journal of Education, Social Science & Humanities, 2023, vol. 11, no. 2, pp. 815-818.

16. Majumder S. Women Entrepreneurship in Industrial Revolution 4.0: Opportunities and Challenges. Constraint Decision-Making Systems in Engineering, 2023, pp. 177-203.

17. Azizah S.N. Women Entrepreneurship in the New Normal Era: a Comparison Between Hybrid and Pure Women Entrepreneurs. Media Bina Ilmiah, 2023, vol. 17, no. 6, pp. 10511060.

18. Bylkov V.G. Transformation of the Regional Labor Market under the Influence of Sanctions. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 4, pp. 732-740. (In Russian). EDN: KOJGFD. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(4).732-740.

19. Bylkov V.G. Characteristics of Labor Demand in the Labor Market: Interregional Comparisons (Based On the Materials of a Sample Survey of Rosstat). Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 1, pp. 133-143. (In Russian). EDN: UKBEOH. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(1).133-143.

Авторы

Мозулев Сергей Николаевич — старший преподаватель, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, MozulevSN@bgu.ru, SPIN-код: 5338-2922, AuthorID РИНЦ: 506834.

Санина Людмила Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, glv2010@yandex.ru, SPIN-код: 63954901, Scopus Author ID: 57191416054, ResearcherID: ABI-1902-2020.

Шавкунова Ирина Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, shavkunovais@mail.ru, SPIN-код: 8030-3943, AuthorID РИНЦ: 676774.

Authors

Sergey N. Mozulev — Senior Lecturer, Department of Enterprise Economics and Entrepre-neurship, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, MozulevSN@bgu.ru, SPINCode: 5338-2922, AuthorID RSCI: 506834.

Liudmila V. Sanina — PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, glv2010@yandex.ru, SPIN-Code: 6395-4901, Scopus Author ID: 57191416054, ResearcherID: ABI-1902-2020.

Irina S. Shavkunova — PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics and Entrepreneurship, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, shavkunovais@mail.ru, SPIN-Code: 8030-3943, AuthorID RSCI: 676774.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

пандемии, период введения санкционных ограничений в 2022 г. было зафиксировано снижение индекса (до 69,8 п. в 2022 г. против 71,1 п. в 8-й волне) и до 60,1 п. в 2020 г. (рис. 3).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

69,1 69,4 69,4 1,1 69,8 73,7 /

56 0 57,0 59,° 60,1

2015 2016 2017 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

I II III IV V VI VII VIII IX X

волна волна волна волна волна волна волна волна волна волна

Рис. 3. Динамика индекса WBI (2015—2023 гг.)*

* Источник: Индекс предпринимательской активности женщин WBI-10 // Комитет по развитию женского предпринимательства «Опора России». URL: http://womanopora.ru/proekty/ in-deks-zhenskoj-predprinimatelskoj-aktivnosti-(wbi)/ (дата обращения: 30.03.2023).

Оценка WBI за 2023 г. показала, что подавляющее большинство женщин, не ведущих предпринимательскую деятельность (94 %), положительно относится к женщинам-предпринимателям. При этом доля тех, кто отмечает, что за последние полгода общественное мнение по отношению к женщинам, ведущим активную профессиональную деятельность (развивают собственный бизнес или занимают руководящие должности в государственных и коммерческих структурах), улучшилось, выросла на 13 п. — с 41 % в 2022 г. до 54 % в 2023 г. В 2 раза больше женщин-предпринимателей говорят, что отношение к их профессиональной деятельности стало лучше со стороны членов семьи, друзей или коллег. В 2022 г. об этом заявляли 23 % женщин, ведущих бизнес, в 2023 г. — 46 %. В то же время каждая пятая женщина, не связанная с предпринимательством, твердо заявляет, что бизнес — не для нее. Чаще всего такое мнение выражают женщины старшего возраста (31 % среди опрошенных старше 55 лет), а также те, кто не имеет высшего образования (23 %) или постоянной работы (26 %). 75 % женщин могут представить себя в роли предпринимателя или руководителя. В 2023 г. заметно выросла доля тех, кто считает, что возможностей для открытия и ведения бизнеса стало больше. В среде женщин-предпринимателей почти в 2 раза чаще стали говорить, что условия для старта своего дела в их регионе стали лучше (38 % против 20 % летом 2022 г. на пике социально-экономических изменений в стране). Женщины, не связанные с бизнесом, также чаще заявляют об этом (29 % — на 13 п. больше, чем в 2022 г., 16 %).

Среди мотивов для начала предпринимательской деятельности, по данным 10-й волны WBI, лидируют: желание улучшить материальное положение (65 %), возможность реализовать свои идеи (58 %), независимость в принятии решений (52 %).

Для цитирования

Мозулев С.Н. Равенство возможностей в бизнесе: гендерные вызовы и преодоление стереотипов / С.Н. Мозулев, Л.В. Санина, И.С. Шавкунова. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).536-546. — EDN VKEGEQ // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 2. — С. 536-546.

For Citation

Mozulev S.N., Sanina L.V., Shavkunova I.S. Equal Opportunity in Business: Gender Challenges and Overcoming Stereotypes. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 536-546. (In Russian). EDN: VKEGEQ. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(2).536-546.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 2 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.