Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И СТИМУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МОТИВАЦИЯ / ЖЕНСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорчук К.Д.

Цель. Разработать предложения по повышению эффективности государственной политики в направлении женского предпринимательства в Российской Федерации (РФ). Задачи. Выявить специфику женского предпринимательства в России; определить основные барьеры и проблемы, характерные для российских женщин-предпринимателей; проанализировать существующие программы государственной поддержки женского предпринимательства в РФ, их полноту и эффективность реализации.Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности развития женского предпринимательства в России. В контексте исследования, проведенного в формате электронного опроса 35 женщин-респондентов в марте 2021 г., занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в шести городах (Москве, СанктПетербурге, Сочи, Владивостоке, Ярославле, Сургуте), выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, угрозы и возможности для женского предпринимательства в условиях пандемии коронавируса COVID-19, а также дана оценка уровня государственной поддержки со стороны опрошенных.Результаты. Установлено, что главными препятствиями для женщин при построении собственного бизнеса в России стали проблемы финансирования, первоначальных вложений и поиска инвесторов, проблемы слабого развития бизнес-образования и финансовой грамотности, а также высокие административные барьеры и недостаточность государственной поддержки. Кроме того, установлена высокая способность женщин в бизнесе к адаптации. Об этой их особенности свидетельствует множество ранее проведенных исследований. Но в условиях пандемии коронавируса COVID-19 навыки женщин-руководителей, способности принимать верные стратегические решения и грамотно управлять в кризисных ситуациях вышли на первый план.Выводы. С учетом выявленных барьеров в развитии женского предпринимательства существующая государственная поддержка в данном направлении представляется недостаточно эффективной. В рамках решения этой проблемы можно предложить следующие меры: создание общероссийского образовательного центра для женщин-предпринимателей с региональными филиалами во всех крупных городах нашей страны; введение в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства понятия «женское предпринимательство» и формирование специфического подразделения в Министерстве экономического развития РФ; установление режима налоговых каникул для одиноких и многодетных матерей, которые ведут бизнес в небольших городах и сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF STATE SUPPORT FOR WOMEN’S ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: OBSTACLES AND OPPORTUNITIES

Aim. The work aimed to develop proposals to improve the state policy in the field of women’s entrepreneurship in the Russian Federation (RF).Tasks. The work was performed to reveal the specifics of women’s entrepreneurship in Russia; identify the main obstacles and problems specific to Russian female entrepreneurs; analyze the existing programs of state support for women’s entrepreneurship in RF, their completeness and effectiveness of implementation.Methods. The aspects of the development of women’s entrepreneurship in Russia are analyzed using general methods of scientific cognition in various fields. Within the study conducted in March 2021 in the format of an electronic survey of 35 female respondents employed in small and medium-sized businesses in six cities (Moscow, St. Petersburg, Sochi, Vladivostok, Yaroslavl, Surgut), the main problems faced by female entrepreneurs were revealed, as well as threats and opportunities for women’s entrepreneurship under the COVID-19 coronavirus pandemic, as well as an assessment of the level of government support was presented from the respondents.Results. The main obstacles for women in establishing their own business in Russia were found to be the problems of financing, initial investments, and searching for investors, the problems of poor development of business education and financial literacy, as well as difficult administrative obstacles and insufficient state support. In addition, a high adaptability of women in business was also established. This characteristic is evidenced by many previous studies. However in the context of the COVID-19 pandemic, the skills of female leaders, the ability to make the right strategic decisions and exercise management competently in crisis situations have come to the fore.Conclusion. Taking into account the identified obstacles to the development of women’s entrepreneurship, the existing state support in this field seems to be insufficiently effective. As part of solving this problem, a number of measures can be proposed, namely the creation of an all- Russian educational center for female entrepreneurs with regional branches in all major cities of Russia; the introduction of the concept of “women’s entrepreneurship” into the law on support for small and medium-sized businesses and the formation of a specific unit in the Ministry of Economic Development of the Russian Federation; establishing a tax holiday regime for single mothers and mothers with many children who run a business in small towns and rural areas.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: БАРЬЕРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

g Оригинальная статья / Original article

^ УДК 334.7-055.2

x http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-404-413

| Особенности государственной поддержки | женского предпринимательства в России: | барьеры и возможности

ш

0

х Камила Дмитриевна Федорчук

ш

2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия,

1 kamilafedorchuk@gmail.com

Аннотация

Цель. Разработать предложения по повышению эффективности государственной политики в направлении женского предпринимательства в Российской Федерации (РФ).

Задачи. Выявить специфику женского предпринимательства в России; определить основные барьеры и проблемы, характерные для российских женщин-предпринимателей; проанализировать существующие программы государственной поддержки женского предпринимательства в РФ, их полноту и эффективность реализации.

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности развития женского предпринимательства в России. В контексте исследования, проведенного в формате электронного опроса 35 женщин-респондентов в марте 2021 г., занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в шести городах (Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Владивостоке, Ярославле, Сургуте), выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, угрозы и возможности для женского предпринимательства в условиях пандемии коронавируса COVID-19, а также дана оценка уровня государственной поддержки со стороны опрошенных.

Результаты. Установлено, что главными препятствиями для женщин при построении собственного бизнеса в России стали проблемы финансирования, первоначальных вложений и поиска инвесторов, проблемы слабого развития бизнес-образования и финансовой грамотности, а также высокие административные барьеры и недостаточность государственной поддержки. Кроме того, установлена высокая способность женщин в бизнесе к адаптации. Об этой их особенности свидетельствует множество ранее проведенных исследований. Но в условиях пандемии коронавируса COVID-19 навыки женщин-руководителей, способности принимать верные стратегические решения и грамотно управлять в кризисных ситуациях вышли на первый план.

Выводы. С учетом выявленных барьеров в развитии женского предпринимательства существующая государственная поддержка в данном направлении представляется недостаточно эффективной. В рамках решения этой проблемы можно предложить следующие меры: создание общероссийского образовательного центра для женщин-предпринимателей с региональными филиалами во всех крупных городах нашей страны; введение в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства понятия «женское предпринимательство» и формирование специфического подразделения в Министерстве экономического развития РФ; установление режима налоговых каникул для одиноких и многодетных матерей, которые ведут бизнес в небольших городах и сельской местности.

Ключевые слова: женское предпринимательство, государственная поддержка и стимулирование бизнеса, малый и средний бизнес, мотивация, женская безработица, бизнес-образование, пандемия COVID-19

Для цитирования: Федорчук К. Д. Особенности государственной поддержки женского предпринимательства в России: барьеры и возможности // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 4. С. 404-413. http:// doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-404-413

© Федорчук К. Д., 2022

Aspects of state support for women's entrepreneurship in Russia: obstacles and opportunities

Kamila D. Fedorchuk

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, kamilafedorchuk@gmail.com Abstract

Aim. The work aimed to develop proposals to improve the state policy in the field of women's entrepreneurship in the Russian Federation (RF).

Tasks. The work was performed to reveal the specifics of women's entrepreneurship in Russia; identify the main obstacles and problems specific to Russian female entrepreneurs; analyze the existing programs of state support for women's entrepreneurship in RF, their completeness and effectiveness of implementation.

Methods. The aspects of the development of women's entrepreneurship in Russia are analyzed using general methods of scientific cognition in various fields. Within the study conducted in March 2021 in the format of an electronic survey of 35 female respondents employed in small and medium-sized businesses in six cities (Moscow, St. Petersburg, Sochi, Vladivostok, Yaroslavl, Surgut), the main problems faced by female entrepreneurs were revealed, as well as threats and opportunities for women's entrepreneurship under the COVID-19 coronavirus pandemic, as well as an assessment of the level of government support was presented from the respondents.

Results. The main obstacles for women in establishing their own business in Russia were found to be the problems of financing, initial investments, and searching for investors, the problems of poor development of business education and financial literacy, as well as difficult administrative obstacles and insufficient state support. In addition, a high adaptability of women in business was also established. This characteristic is evidenced by many previous studies. However in the context of the COVID-19 pandemic, the skills of female leaders, the ability to make the right strategic decisions and exercise management competently in crisis situations have come to the fore.

Conclusion. Taking into account the identified obstacles to the development of women's entrepreneurship, the existing state support in this field seems to be insufficiently effective. As part of solving this problem, a number of measures can be proposed, namely the creation of an all-Russian educational center for female entrepreneurs with regional branches in all major cities of Russia; the introduction of the concept of "women's entrepreneurship" into the law on support for small and medium-sized businesses and the formation of a specific unit in the Ministry of Economic Development of the Russian Federation; establishing a tax holiday regime for single mothers and mothers with many children who run a business in small towns and rural areas.

ct ct

Keywords: women's entrepreneurship, government support and business promotion, small and medium-sized businesses, motivation, women's unemployment, business education, COVID-19 pandemic

For citation: Fedorchuk K.D. Aspects of state support for women's entrepreneurship in Russia: obstacles and opportunities. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2022;28(4):404-413 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-4-404-413

о

Введение

Как и во многих других государствах, в России женское предпринимательство становится современным организационным и управленческим трендом, а женская предпринимательская активность способствует росту экономики. В связи с этим наше государство занимается разработкой политики по поддержке и стимулированию женщин в бизнесе.

Развитым женское предпринимательство является в большей степени в социальной

сфере: согласно исследованиям организации «Опора России», около 90 % компаний этой сферы возглавляют женщины [1]. Доля женщин-предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе, достигает 30 %. В связи с этим справедливым представляется сделать вывод о том, что потенциал женского предпринимательства в Российской Федерации (РФ) реализован не в полной мере.

Вместе с тем наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли женщин в экономической жизни российского государства в последнее столетие. Главное институци-

^ ональное и организационное изменение ш в бизнес-среде — увеличение их участия > в ассоциированном предпринимательстве. з Практически половина акционерных компа-о ний включали в состав правления женщин § [2]. Согласно исследованиям М. Н. Барыш-2 никова, сфера предпринимательства стала ^ одной из первых в нашей стране, которая < начала допускать относительное «равен° ство возможностей» по сравнению с муж-^ чинами. Несмотря на эту положительную о тенденцию, процесс становления института ^ женского предпринимательства носил проз тиворечивый характер, а трансформации ^ в массовом сознании относительно участия ^ женщин в бизнесе происходили медленно.

Особую активность женское предпринимательство приобрело в 90-е гг. прошлого столетия, с переходом к рыночной системе хозяйствования. В эти годы усилился интерес к данной категории предпринимательства со стороны научного сообщества, возникли первые труды об особенностях и проблемах женского предпринимательства [3]. Среди них — работа С. Ю. Барсуковой «Женское предпринимательство: специфика и перспективы», в которой впервые проанализированы количество и отраслевая специфика предприятий, возглавляемых женщинами, оценены гендерные проблемы в развитии женского предпринимательства [4].

С тех пор их участие в бизнесе неуклонно растет, как и внимание отечественных экономистов к изучению феномена женского предпринимательства. Основной отличительной чертой распространения деловой активности женщин в нашей стране служит тот факт, что они участвуют в бизнесе не только в качестве собственников, но и в качестве руководителей предприятий, работая по найму [5]. Уже с 2015 г. Россия лидирует по показателю количества женщин на высших управленческих постах (40 %). Во многих странах с развитой экономикой этот показатель значительно ниже: в Японии — 8 %, в Германии — 14 % [6]. В качестве причины, повлиявшей на такой результат, часто называют советский опыт общественного устройства, при котором женщины и мужчины имели равные права и возможности.

В последние годы в России среда для развития женской предпринимательской активности характеризуется как благоприятная [7]. Об этом свидетельствуют результаты шестой волны исследования «Индекс женской

предпринимательской активности (WBI)» [8], регулярно проводимого Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России» и банком «Открытие». Данное исследование нацелено на анализ женской деловой активности с нескольких сторон. Речь идет об отношении общества к женщинам в бизнесе, оценке женщинами-предпринимателями условий ведения бизнеса и о влиянии предпринимательской деятельности на развитие личных качеств.

Особенности мотивации женщин к предпринимательской активности в России

Рассматривая вопрос о специфике развития женского предпринимательства в России, стоит отметить, что одной из особенностей является тип мотивации женщин к предпринимательской активности. Этот вопрос стал предметом исследования для многих отечественных экономистов, поскольку природа мотивации предпринимателя к началу ведения бизнеса в некотором роде предопределяет его форму реализации, эффективность, а возможно, и финансовый результат.

Одна из популярных позиций среди ученых состоит в признании факта распространенности так называемой вынужденной мотивации. Например, В. В. Марченко писал о том, что модель становления женского предпринимательства отличается вынужденностью, невозможностью существовать в своей профессиональной сфере иначе, чем взяв ответственность на себя [9]. Иными словами, женщины идут в бизнес, если не могут найти работу или не могут получить должного карьерного и финансового роста в найме. Особенно острым видится вопрос женской безработицы: только по данным официальной статистики, в нашей стране более двух миллионов безработных женщин

[10]. Женскую безработицу причисляют к скрытой безработице, которая не отражена в официальной статистике в полной мере. Это обусловлено и многими гендерными особенностями: например, бытует мнение, что работодатели очень неохотно принимают на работу женщин с маленькими детьми

[11]. В результате не остается другого выхода, кроме как начать собственное дело, чтобы обеспечить себя и семью [12]. Кроме того, множество жительниц маленьких городов и поселков сталкиваются с потерей стабильной работы, что и мотивирует

к предпринимательской активности. При должной поддержке таких инициатив можно добиться значительного экономического подъема отдельных регионов, используя ресурс женского предпринимательства.

Не менее важна такая особенность женского предпринимательства, как локализация в сфере малого и среднего бизнеса. Указанная черта характерна для женского бизнеса и в РФ, и в мире в целом: более трети малых и средних предприятий в мире сегодня возглавляют женщины, что позволяет рассматривать женское предпринимательство как ресурс развития малого и среднего бизнеса [13]. Как известно, именно представители и сотрудники малого и среднего бизнеса формируют средний класс любого государства, что наделяет женское предпринимательство огромным социально-экономическим и политическим потенциалом [14].

Государственная поддержка и стимулирование женского предпринимательства

Государство, осознавая существенную роль женского предпринимательства в развитии малого и среднего бизнеса, предпринимает некоторые шаги в рамках поддержки предпринимательской активности среди данной категории населения. Примером может служить создание специфических организаций, осуществляющих поддержку женского предпринимательства. Одна из них — общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». В рамках этой организации 3 марта 2015 г. учрежден Комитет по развитию женского предпринимательства в целях развития женского предпринимательства путем популяризации и внедрения эффективных механизмов поддержки, направленных на развитие существующих и создание новых проектов, реализуемых женщинами-предпринимателями. Кроме того, указанным Комитетом создан Проект по развитию женского предпринимательства, который решением председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ В. И. Матвиенко включен в Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 гг., утвержденную 8 марта 2017 г. [15]. Данная стратегия предполагает реализацию нескольких направлений в помощь женщинам.

Организованы и мероприятия по финансовой поддержке женщин-предпринимателей. В основном речь идет о помощи в кредитовании бизнеса, открываемого женщинами. За время существования Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП) предоставлено 1 143 гарантии и поручительства на сумму более четырех миллиардов рублей компаниям, созданным женщинами. Кроме того, Корпорацией МСП и АО «МСП Банк» разработаны специализированные кредитные продукты («Экспресс на текущие цели» и «Экспресс на инвестиции»), предназначенные для женщин-предпринимателей. В рамках данных продуктов могут быть реализованы и финансирование текущей деятельности предприятий, и инвестиционные проекты [16].

Несмотря на существование указанных выше мер поддержки, существуют трудности в развитии женского предпринимательства в России на современном этапе. Любой начинающий предприниматель сталкивается с различными трудностями и барьерами, препятствующими созданию или расширению бизнеса [17]. Однако многие экономисты и социологи обращают внимание на наличие специфических барьеров именно для женской предпринимательской активности [18].

Проблемы и барьеры

для женщин-предпринимателей:

результаты исследования

В рамках настоящего исследования проведен опрос, основной целью которого послужило выявление ключевых проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, и уровня эффективности государственной поддержки с учетом оценки опрошенных. В опросе приняли участие 35 женщин-респондентов, занятых в предприятиях малого и среднего бизнеса в шести городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Владивостоке, Ярославле, Сургуте. Опрос организован в декабре 2020 г. в электронной форме.

По результатам проведенного исследования можно заключить, что главными барьерами для женщин в построении собственного бизнеса стали проблемы финансирования, первоначальных вложений и поиска инвесторов, проблемы слабого развития бизнес-образования и финансовой грамотности, а также высокие административные барьеры и недостаточность государственной поддержки, как видно на рисунке 1.

ct ct

о

С какими проблемами Вы столкнулись в процессе создания и развития своего бизнеса?

о

о

о о

> <

□ Высокие затраты на создание и продвижение бизнеса — 15

□ Поиск инвестора и финансирования бизнес-проекта — 25

□ Нехватка должного бизнес-образования и финансовой грамотности — 20

□ Высокие налоговые и административные барьеры — 15

■ Отсутствие поддержки со стороны государства — 5

■ Сложности в совмещении ведения бизнеса и заботы о семье — 20

Рис. 1. Проблемы, возникающие в процессе реализации женской предпринимательской активности, % Fig. 1. Problems arising in the process of implementing women's entrepreneurial activity, %

Источник: составлено автором.

На дефицит должного образования (предпринимательской и финансовой грамотности, опыта ведения бизнеса) обратили внимание почти треть опрошенных. В контексте этой проблемы нельзя не упомянуть о том, что фактически отсутствует институт наставничества в сфере женского предпринимательства.

Попытки создания бизнес-школ и курсов по предпринимательству для женщин зафиксированы лишь в отдельных регионах. Например, ведется набор на образовательную бизнес-программу «Женское наставничество» в Приморье. Мероприятие проходит в рамках национального проекта «МСП и поддержка и индивидуальной предпринимательской инициативы», направлено на улучшение инвестиционного климата в регионе. Однако подобные примеры единичны, не имеют федеральных масштабов реализации, опыт проведения таких проектов невелик. Отсутствие института наставничества в этой сфере предопределяет актуальность изучения причин формирования данной ситуации и разработки эффективных мер по ее улучшению, возможно, с использованием положительных кейсов из зарубежного опыта.

Кроме того, существует огромный перечень проблем и барьеров, как административных, так и финансовых, которые ежедневно возникают перед современными женщинами-предпринимателями. Политика государства в области их поддержки не является, по нашему мнению, эффективной и не имеет необходимых масштабов реализации. Согласно проведенному исследованию, практически половина респондентов пишут об отсутствии поддержки со стороны государства и одновременно о том, что сталкиваются с высокой налоговой нагрузкой на бизнес, множеством бюрократических барьеров и коррупцией.

Если в крупных городах ведется активная деятельность по поддержке женского предпринимательства, то на региональном уровне недостаточно мер поддержки женского предпринимательства [19]. Особое значение имеют гендерные особенности: несмотря на трансформации многих традиционных установок в общественном сознании, которые наблюдаются сегодня в России, большинство женщин вынуждены совмещать ведение бизнеса с заботой о семье [20]. Трудности в этом аспекте испытывают около 20 % опрошенных. Это предполагает отсутствие у женщин возможностей

посвящать развитию бизнеса достаточное количество времени, поскольку им необходимо выполнять функцию воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Такая ограниченность может частично влиять на успешное функционирование предприятий, возглавляемых женщинами.

Вместе с тем в международной практике все большее распространение получает идея о том, что наличие маленьких детей для женщины является не препятствием, а наоборот, стимулом к развитию бизнеса. Дети выступают в роли идейных вдохновителей для открытия бизнеса, а стремление обеспечить ребенку все необходимое служит стимулом для развития и масштабирования своего дела. Именно этой категории женщин-предпринимателей уделено особое внимание и оказана максимальная поддержка со стороны как государства, так и бизнес-сообщества во многих странах с развитой экономикой. В Великобритании даже ввели специальный термин "mumpreneur", что означает «женщина, которая совмещает ведение бизнеса и заботу о детях». Данный термин включили в словарь Collins. Издан онлайн-справочник предприятий мам, создана программа Campus for Mums в рамках организации Mumpreneurs UK [21].

В нашей стране также предприняты попытки поддержки мам-предпринимателей со стороны государства. Примером может служить федеральный образовательный проект по развитию женского предпринимательства под названием «Мама-предприниматель», осуществляемый совместно с Корпорацией МСП при поддержке Благотворительного фонда «В ответе за будущее». Данный проект направлен на поддержку женщин, находящихся в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, состоящих на учете в службе занятости, которым важно сочетать профессиональную самореализацию с заботой о семье. Миссия проекта — формирование у женщин ряда необходимых компетенций и знаний для организации собственного бизнеса, развитие социальной сферы, рост доли малого бизнеса в структуре ВВП, снижение уровня безработицы в России. Несмотря на такого рода попытки государства поддержать женщин-предпринимателей, большинство респондентов указали, что не ощущают должной поддержки и стимулирования своей предпринимательской активности, что отражено на рисунке 2.

Чувствуете ли Вы поддержку предпринимательской активности со стороны государства?

cî et

□ Да □ Нет

Рис. 2. Уровень государственной поддержки женщин-предпринимателей Fig. 2. Level of state support for female entrepreneurs

Источник: составлено автором.

Еще одним значительным барьером для женщин на пути к развитию собственного дела в России остаются гендерные стереотипы, сложившиеся в обществе. Данный барьер зачастую препятствует восприятию женщины как полноценного бизнес-партнера и ограничивает ее возможности [1].

Влияние пандемии коронавируса COVID-19 на женское предпринимательство

В рамках исследования интерес представляет вопрос об отраслевой принадлежности предприятий, возглавляемых женщинами. Среди респондентов большинство ведут бизнес в сфере услуг, треть — в сфере торговли, остальные — в сфере общественного питания, развлечений, туризма и гостиничного бизнеса, как показано на рисунке 3.

Отраслевая специфика распределения ^ женского бизнеса, представленная на ри- иг сунке 3, стала решающим фактором в зна- о чительном снижении роста экономических ш возможностей женщин в период пандемии коронавируса COVID-19.

В процессе исследования, проведенного Международным торговым центром в июне 2020 г., установлены причины негативных последствий от пандемии для развития бизнеса среди женщин-предпринимателей. Высокая доля их занятости в сферах услуг, розничной торговли, общественного питания, туризма и гостиничного бизнеса предопределила высокие потери от режима самоизоляции, поскольку эти отрасли предполагают личный контакт с клиентами

Какой сфере принадлежит Ваш бизнес?

о

о

о о

> <

Другое

Туризм и гостиничный бизнес

Общественное питание

Торговля

Сфера услуг

О

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

30

40

50

60

Рис. 3. Отраслевая специфика женского предпринимательства, % Fig. 3. Industry specifics of women's entrepreneurship, %

Источник: составлено автором.

Что Вы можете назвать в качестве положительных последствий пандемии СОУП>-19 для вашего бизнеса?

□ Переход на цифровую бизнес-модель — 25

□ Расширение онлайн-направлений бизнеса — 37

□ Появление альтернативных направлений для развития бизнеса — 23

□ Не могу назвать никакие положительные последствия — 15

Рис. 4. Новые возможности от пандемии коронавируса COVID-19, % Fig. 4. New opportunities from the COVID-19 coronavirus pandemic, %

Источник: составлено автором.

и открытые границы, что было невозможно в период пандемии [22]. Однако, помимо потерь, пандемия СОУШ-19 привнесла множество новых возможностей как в предпринимательство в целом, так и в женское предпринимательство в частности [23], о чем свидетельствует рисунок 4.

По результатам исследования большинство опрошенных в качестве положительных последствий от пандемии СОУГО-19 указали расширение онлайн-направлений реализации бизнеса. Более половины ре-

спондентов перешли на цифровую бизнес-модель и открыли альтернативные направления для развития своего дела. Лишь 15 % оценили влияние пандемии на бизнес как исключительно негативное. Такие результаты демонстрируют высокую способность женщин в бизнесе к адаптации. Об этой их характерной особенности свидетельствует и множество ранее проведенных исследований, но в контексте пандемии коронавируса СОУШ-19 способности женщин-руководителей принимать верные стратегические ре-

шения и грамотно управлять в кризисных ситуациях вышли на первый план.

Полагаем, высокую адаптивность женщин-предпринимателей к чрезвычайным ситуациям объясняет особый стиль управления. Согласно исследованию, проведенному в июне 2020 г. Московской школой управления «Сколково» и аналитическим центром «НАФИ» [8], по оценкам подчиненных именно женщинам-руководителям присущ демократический стиль управления, а среди мужчин преобладает авторитарный стиль руководства. В современных реалиях развития экономической и социальной жизни общества демократический стиль управления кажется нам более благоприятным и эффективным для развития бизнеса [24].

Заключение

С учетом выявленных барьеров в развитии женского предпринимательства существующая государственная поддержка в этом направлении представляется нам недостаточно эффективной. В рамках решения данной проблемы можно предложить следующие меры: • создание общероссийского образовательного центра для женщин-предпринимателей с региональными филиалами во всех крупных городах нашей страны, предпо-

лагающего и дистанционные формы обучения. Данная мера решила бы вопрос о доступе женщин к бизнес-образованию и увеличила бы уровень их финансовой и бизнес-грамотности в стране;

• введение в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства понятия «женское предпринимательство» и создание специфического подразделения в Министерстве экономического развития РФ, которое бы занималось вопросами регулирования женского предпринимательства [25];

• введение режима налоговых каникул для одиноких и многодетных матерей, которые ведут бизнес в небольших городах и сельской местности, где вопрос женской безработицы является особенно острым. В заключение сделаем вывод о том, что сегодня женское предпринимательство имеет важное значение в экономике любой страны в мире в целом и в экономике России в частности, будучи одним из ресурсов развития сферы малого и среднего бизнеса. Чтобы женское предпринимательство способствовало росту экономики, необходимы выработка специфических форм взаимодействия женщин-предпринимателей с государством и должная эффективная поддержка со стороны органов государственной власти.

cî et

Список источников

1. Женское предпринимательство // Опора России: общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. URL: http://www.opora.ru (дата обращения: 07.12.2021).

2. Корсун Т. А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 9. С. 106-114. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-106-114

3. Rinaldi A., Tagliazucchi G. Women entrepreneurs in Italy: a prosopographic study // Business History. 2021. Vol. 63. No. 5. P. 753-775. DOI: 10.1080/00076791.2019.1642325

4. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 75-84.

5. Алгада Х. Женское предпринимательство как предмет научных исследований // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 5-12. DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_5

6. Lagerberg F. Women in business: the path to leadership: International Business Report // Grant Thornton International Business Report 2015. London: Grant Thornton International Ltd, 2015. 20 p. URL: https://www.grantthornton.global/globalassets/1.-member-firms/ global/insights/ibr-charts/ibr2015_wib_report_final.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

7. Пиньковецкая Ю. С. Развитие женского предпринимательства в России: управленческий анализ // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). C. 122-131. DOI: 10.22394/2304-33692019-2-122-131

8. Индекс женской предпринимательской активности. 6 волна // НАФИ. 2019. 19 ноября. URL: https://nafi.ru (дата обращения: 12.12.2021).

9. Марченко В. В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: Международная академия психологических наук, 1996. 214 с.

10. Баженов А. Ю. Женское предпринимательство - перспективный потенциал развития экономики // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 5. С. 1699-1710. DOI: 10.18334/rp/19.5.39062

о

о

> <

^ 11. Бессчетнова О. В., Крекова М. М., Арзамасова Е. Л. Женское предпринимательство

i в России: pro et contra? // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 12.

^ С. 3059-3074. DOI: 10.18334/epp.10.12.111499

12. Уткина Н. Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринима-з тельства в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1 (82). С. 17-28. DOI:

0 10.21064/WinRS.2017.1.2

q 13. Верховская О. Р., Александрова Е. А., Богатырева К. А., Джелепова М. В., Шмелева

s Э. В. Глобальный мониторинг предпринимательства: национальный отчет. Россия, 2016-

^ 2017. СПб.: Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного уни-

1 верситета, 2017. 66 с.

14. Humbert A. L., Brindley C. Challenging the concept of risk in relation to women's entre-preneurship // Gender in Management. 2015. Vol. 30. No. 1. P. 2-25. DOI: 10.1108/GM-10-2013-0120

15. Индекс предпринимательской активности женщин // Комитет по развитию женского х предпринимательства «Опора России». URL: https://womanopora.ru/projects/indeks-ш predprinimatelskoy-aktivnosti-zhenshchin/ (дата обращения: 07.12.2021).

х 16. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг.: утв. распоря-

жением Правительства РФ от 8 марта 2017 г. № 410-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 11. Ст. 1618.

17. Ильиных С. А. Предпринимательство в России: анализ факторов влияния // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 153-156.

18. Ahl H., Nelson T. How policy positions women entrepreneurs: A comparative analysis of state discourse in Sweden and the United States // Journal of Business Venturing. 2015. Vol. 30. No. 2. P. 273-291. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2014.08.002

19. Баринова В. А., Земцов С. П., Царева Ю. В. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? // Вопросы экономики. 2018. № 6. C. 92-116. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-6-92-116

20. Клецина И. С., Иоффе Е. В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография. М.: Проспект, 2017. 143 с.

21. Mompreneur // Collins Online Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/diction-ary/english/mumpreneur (дата обращения: 07.12.2021).

22. Симонова Е. В. Женское предпринимательство как фактор роста экономики России // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 2 (44). С. 177-183.

23. Coleman S. Gender, entrepreneurship, and firm performance: Recent research and considerations of context // Connerley M., Wu J., eds. Handbook on Well-Being of Working Women. Dordrecht: Springer-Verlag, 2016. P. 375-391. DOI: 10.1007/978-94-017-9897-6_22

24. Mari M., Poggesi S., De Vita L. Italian women entrepreneurs: an empirical investigation // 28 Annual Conference of the British Academy of Management, September 9-11, 2014. Belfast: British Academy of Management (BAM), 2014. 31 p.

25. Женщины и мужчины России, 2016: стат. сборник. М.: Росстат, 2016. 208 с. URL: https:// gks.ru/bgd/regl/B16_50/Main.htm (дата обращения: 07.12.2021).

References

1. Women's entrepreneurship. Opora Russia: All-Russian Non-Governmental Organization of Small and Medium Business. URL: http://www.opora.ru (accessed on 07.12.2021). (In Russ.).

2. Korsun T.A. Women's entrepreneurship development in Russia today. Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Transbaikal State University Journal. 2016;22(9):106-114. (In Russ.). DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-106-114

3. Rinaldi A., Tagliazucchi G. Women entrepreneurs in Italy: A prosopographic study. Business History. 2021;63(5):753-775. DOI: 10.1080/00076791.2019.1642325

4. Barsukova S.Yu. Women's entrepreneurship: Specifics and prospects. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Research. 1999;(9):75-84. (In Russ.).

5. Algada Kh. Women's entrepreneurship as a subject of scientific research. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University named after V.N. Tatischev. 2021;2(1):5-12. (In Russ.). DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_5

6. Lagerberg F. Women in business: The path to leadership. Grant Thornton International Business Report 2015. London: Grant Thornton International Ltd; 2015. 20 p. URL: https:// www.grantthornton.global/globalassets/1.-member-firms/global/insights/ibr-charts/ibr2015_ wib_report_final.pdf (accessed on 10.12.2021).

7. Pinkovetskaia Yu.S. Development of women's entrepreneurship in Russia: Management analysis. Voprosy upravleniya = Management Issues. 2019;(2):122-131. (In Russ.). DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-122-131

8. Index of female entrepreneurial activity. 6th wave. NAFI Research Centre. Nov. 19, 2019. URL: https://nafi.ru (accessed on 12.12.2021). (In Russ.).

9. Marchenko V.V. Social psychology of entrepreneurship. Yaroslavl: International Academy of Psychological Sciences; 1996. 214 p. (In Russ.).

10. Bazhenov A.Yu. Women's entrepreneurship: Promising potential for economic development. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship. 2018;19(5):1699-1710. (In Russ.). DOI: 10.18334/rp/19.5.39062

11. Besschetnova O.V., Krekova M.M., Arzamasova E.L. Women's entrepreneurship in Russia: Pro et contra? Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 2020;10(12):3059-3074. (In Russ.). DOI: 10.18334/epp.10.12.111499

12. Utkina N.Yu. Objective and subjective factors of women entrepreneurship development in Russia. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve = Woman in Russian Society. 2017;(1):17-28. (In Russ.). DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.2

13. Verkhovskaya O.R., Aleksandrova E.A., Bogatyreva K.A., Dzhelepova M.V., Shmeleva E.V. Global entrepreneurship monitor: National report. Russia, 2016-2017. St. Petersburg: Graduate School of Management of St. Petersburg State University; 2017. 66 p. (In Russ.).

14. Humbert A.L., Brindley C. Challenging the concept of risk in relation to women's entrepreneurship. Gender in Management. 2015;30(1):2-25. DOI: 10.1108/GM-10-2013-0120

15. Women Business Index. Women's Entrepreneurship Development Committee "Opora Russia". URL: https://womanopora.ru/projects/indeks-predprinimatelskoy-aktivnosti-zhenshchin/ (accessed on 07.02.2021). (In Russ.).

16. National action strategy for women for 2017-2022. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of March 8, 2017 No. 410-r. URL: http://static.government.ru/ media/files/njlkIvH7WCvOIYRmcucV4jdNihEmTOUe.pdf (In Russ.).

17. Il'inykh S.A. Entrepreneurship in Russia: Analysis of impact factors. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics. 2015;(2):153-156. (In Russ.).

18. Ahl H., Nelson T. How policy positions women entrepreneurs: A comparative analysis of state discourse in Sweden and the United States. Journal of Business Venturing. 2015;30(2): 273-291. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2014.08.002

19. Barinova V.A., Zemtsov S.P., Tsareva Yu.V. Entrepreneurship and institutions: Does the relationship exist at the regional level in Russia? Voprosy ekonomiki. 2018;(6):92-116. (In Russ.). DOI: 10.32609/0042-8736-2018-6-92-116

20. Kletsina I.S., Ioffe E.V. Gender norms as a socio-psychological phenomenon. Moscow: Prospekt; 2017. 143 p. (In Russ.).

21. Mompreneur. Collins Online Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/diction-ary/english/mumpreneur (accessed on 07.12.2021).

22. Simonova E.V. Female business as a factor of economy growth in Russia. Vestnik OrelGIET = OrelSIET Bulletin. 2018;(2):177-183. (In Russ.).

23. Coleman S. Gender, entrepreneurship, and firm performance: Recent research and considerations of context. In: Connerley M., Wu J., eds. Handbook on well-being of working women. Dordrecht: Springer-Verlag; 2016. P. 375-391. DOI: 10.1007/978-94-017-9897-6_22

24. Mari M., Poggesi S., De Vita L. Italian women entrepreneurs: An empirical investigation. In: 28th Annu. conf. of the British Academy of Management (Sept. 9-11, 2014). Belfast: British Academy of Management (BAM); 2014. 31 p.

25. Women and men of Russia, 2016: Stat. coll. Moscow: Rosstat; 2016. 208 p. URL: https:// gks.ru/bgd/regl/B16_50/Main.htm (accessed on 07.12.2021). (In Russ.).

ct ct

Сведения об авторе

Камила Дмитриевна Федорчук

аспирант кафедры экономики инноваций

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46

Поступила в редакцию 11.03.2022 Прошла рецензирование 23.03.2022 Подписана в печать 22.04.2022

Information about Author

Kamila D. Fedorchuk

Postgraduate Student of the Department of Economics of Innovation

Lomonosov Moscow State University

1-46 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 11.03.2022 Revised 23.03.2022 Accepted 22.04.2022

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication

of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.