Научная статья на тему 'Рациональность в контексте познания, науки и культуры'

Рациональность в контексте познания, науки и культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мендрул М. Ю.

Осмысление рациональности в качестве существенной человеческой характеристики предполагает учет не только веских социальных и гносеологических основ ее, но также то некоторое инвариантное содержание, которое придает идее рациональности историческую определенность. Современное измерение рациональности требует понимания человека как соучастника мировых процессов самоорганизации материи, как звено в ее развитии. При этом обнаруживается единство причинности и целесообразности в развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рациональность в контексте познания, науки и культуры»

УДК 13:165.1

Мендрул М. Ю.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОЗНАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Осмысление рациональности в качестве существенной человеческой характеристики предполагает учет не только веских социальных и гносеологических основ ее, но также то некоторое инвариантов содержание, которое придает идее рациональности историческую определенность. Современное измерение рациональности требует понимания человека как соучастника мировых процессов самоорганизации материи, как звено в ее развигии. При этом обнаруживается единство причинности и целесообразности в развитии.__

Как и многие другие философские проблемы, осмысление рациональности в качестве существенной характеристики человеческой деятельности, сознании, научного познания и культуры имеет свою многовековую историю.

В различные периоды жизни общества интерес к проблеме рациональности то усиливался, то значительно ослабевал, впрочем никогда не исчезал полностью. Для этого всегда имелись веские социальные и гносеологические причины.

Вместе с тем существовавшему многообразию, представлений, не лишенных эмоционально- чувственной окраски, было присуще некоторое инвариантное содержание, придававшее идее рациональности историческую определенность.

Это обусловило возникновение многообразия часто несводимых друг к другу представлений о сущности и о свойствах человеческого разума, его роли в различных сферах общественной жизни.

Новое измерение рациональности возникает в настоящее время в связи с обнаружением на волне научно - технического прогресса нового статуса человеческого мышления в универсоме сущего.

Формулирование принципов гомеостазиса в кибернетике, моделирование мышления через динамические самоорганизующиеся системы, успехи синергетики и неклассической термодинамки показали, что в Универсуме имеют место самоорганизующиеся процессы, аналогичные некоторым свойствам нашего интеллекта.

Под этим углом зрения человек должен быть понят как соучастник мировых процессов самоорганизации материи, как звено в ее развитии, призванный не покорять, но вопрошать природу, вести с ней конструктивный диалог соответственно определенным условиям рациональности. Здесь с неожиданной стороны обнаруживается единство причинности и целесообразности в мире. Деятельность природы уже нельзя свести только к каузательным системам, без учёта их самоорганизации, что моделируется через целесообразные процессы. Получается даже, что мировые физические константы ( скорость света в вакууме, заряд и масса электрона, постоянная Планка, гравитационная постоянная и др.) оптимально целесообразны для появления жизни и человека во Вселенной. Это, конечно, не означает универсализации категории цепи в системе материального бытия. Здесь имеется в виду целесообразность не Универсума, но самого практического базиса человеческого измерения универсальности явлений.

Практика обнаруживает те аспекты действительности, в которых Вселенная выступает как мир человека. Через целесообразную деятельность человек предстает как узловой пункт соотношения природы и очеловеченной природы. Это соотношение и является основанием единства человеческого мира и Вселенной. Практика, таким образом, является тем универсальным средством, которое наполняет человеческий мир и его интеллектуально-размерные рациональные параметры космическим масштабом. Иначе, говоря, современная концепция Универсума позволяет заключить, что общество как сущность человека репрезентирует в своем историческом развитии высшие возможности материи, связанные с раскрытием форм системности, рефлексивности и конструктивности, то есть с универсальными предпосылками рациональности.

Идея рациональности не абстрактна. Анализ ее генезиса показывает, что рациональность в своих истоках коренится в формах и способах практического освоения человеком действительности, связана с типом мироотношения человека и реализацией этого отношения в культуре.

Поскольку культура выступает'раскрытой книгой человеческих сущностных сил", "чувственно представшей" перед человеком психологией, то и вопрос о "разумности" мира, его логичности, рациональности или, нерациональности - это вопрос культуры и практики, вопрос о трансформации мира в культурное бытие человека, о превращении бытия в "зеркало" человеческих возможностей. Практика, таким образом, оказывается альфой и омегой концепции рациональности. Через практику рациональность получает не только гносеологический статус, но и утверждается бытийно как идея культуры.

Рационализм произведен от рациональности, ибо выступает как ее приложение к сфере гносеологии. Иначе говоря, рационализм конституируется в сфере теории познания, будучи органично связанным с решением вопроса, откуда проистекает знание - из мышления или опыта.

Рациональность же, характеризуясь идеей всеобщности мерок разума, претендует на приложимость за пределами гносеологии: во всех сферах культуры и деятельности, где возможны упорядочение, гармонизация, обоснование и .мероопределение бытия по аналогии с той логичностью, разумностью, рефлексивностью и нормативностью, которые приобретают идеальные объекты в. области познания. Такое отличие рационализма и рациональности возникает лить в ХУП веке, начиная с Локка и Гоббса, В античности, например, в силу господства представлений о полной аналогии макро- и микрокосма рациональность не отличалась от рационализма. У досократиков следование - объективной всеобщности означало разумность в смысле рациональности. У Сократа рациональность отождествлялась с идеей всеобщности истины, приложимой ко всем сферам бытия человека.

С того времени как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в важных аспектах жизни оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни. Это также верно относительно настоящего времени, как и относительно прошлого.

Вопреки сложившемуся мнению об идеально гармоническом облике античности, как о солнце Аттики, свойственный ей образ жизни отличался значительной примесью неуправляемой стихийности и массовых аффектов. Взрывы неуправляемой эмоциональности и примитивной впечатлительности сопровождали историю европейской культуры, но в Греции они носили особенно яркий характер.

Так вот в борьбе с мистикой, со слепыми инстинктами, с суевериями, с дионисийским началом человечество вырабатывает концепцию рациональности - как учение о всеобщности мерок разума. Иначе говоря, в борьбе с неуправляемыми аффектами человека на заре европейской цивилизации возникает апелляция к разуму как средству, самокритичного и логически обоснованного познания. Чувства, как известно, не могут сами себя обосновывать и в этом отношении им противостоят интеллектуальные формы аналитико -синтетической деятельности.

Проблема статуса, рациональности находит научное объяснение через статус культуры как мира человека, результата опредмечивания его сущностных сил.

Прогресс культуры, как и сама культура, движется через полярность рационального и нерационального. История человечества -это не биография истины, а драма, в которой рациональное неотделимо от нерационального, сознательное от бессознательного, конструктивное от деструктивного.

История может разрешать, драму идей и страстей, ориентируя культуру по той или иной проекции человеческой сущности. Тогда в культурно-историческом процессе и возникают коллизии между направлениями рациональной или нерациональной окраски. Они именуются по-разному - от

ренессанского различия, так назваемого сфумато (леонардовского созерцания) и террибилита (отрывочности, напряженности, драматичности Микеланджело), до так называемого дионисийского и аполлоновского начала.

Дионисийское направление - это культурная деятельность, отличающаяся драматически напряженной страстностью, акцентом на дисгармонии и превышении меры, коллизией интуиции и разума, поиском запредельного, парадоксального, интересом к стихии и аномалии

Противоположное ему аполлоновское направление исповедует во всем уравновешенность разума и чувства, долга и страсти, истины и красоты, ориентацию на гармонию и культ меры, нормальности и нормативности.

Это противостояние дионосийского и аполлоновского направлений в культуре может быть конкретизировано в виде соответствующих оппозиций библейской эсхатологии с ее образами Олама (мира как времени) - бытия на грани чуда и катастрофы - и эллинистической науки с ее идеей мира как Космоса - упорядоченного, эстетически организованного бытия; искусства барокко с его динамикой масс, напряженной, орнаментальной пластикой формы и искусство Ренессанса, характеризующегося монополией прямой линии, разумной и простой симметрией. И наконец, стиль Н. Бора в естественнонаучном познании, ориентированного на вероятность, учет неопределенности и эйнштейновского идеала гармонии, строго детерминированной Вселенной как альтернативы бога, "играющего в кости".

Идея рациональности, как и ее отрицание, имеют общественные основы функционирования. Концепция рациональности не случайно зарождается в условиях расцвета античной цивилизации.

Именно в этот период потребности развития науки и техники, производительных сил вообще потребовали искоренения мифологии как господствующей формы миросозерцания. Без такого преодоления монополии мифологии на объяснений мира .не могли быть заложены основы европейской цивилизации, не могла возникнуть к сама философия как форма интеллектуального постижения действительности. Напротив, в эпоху кризиса античной культуры, рабовладельческой формации вообще вместе с христианской мистикой и языческими образами мифологии варварских племен прявляется иррациональная реакция на теоретические формы познания мира.

Существует и внутренняя логика развития концепции рациональности в ее борьбе и противостоянии иррационализму. Отрицание рациональности часто выступает обратной, реакцией на успехи науки. Не случайно именно в эпоху Возрождения, наряду с прогрессом коперниканства, начал классического естествознания как такового расцветают алхимия и астрология, мистические гадания на картах, интерес к бесовским игрищам и шабашам ведьм. Образно говоря, узкий луч просвещения и разума, разогнав мрак невежества в ограниченной полосе научного познания, как бы подчеркнул сгущение темноты за ее пределами. Сил рационального объяснения природы не хватало еще для достаточно полного освещения большинства неясных проблем мироздания.

Рациональность не сводится к чисто логико-интеллектуальной и научной деятельности, не вытесняет субъекта, человека вообще из рационального взгляда на мир и тем самым претендует на способность, по выражению советского публициста Е. Богата, "Мыслить, не страдая". Обновленная рациональность наших дней включает проблему человека. Поэтому она узко не может быть, синонимом одной лишь научности, логичности и обоснованности. Рациональность, как было показано на XVI Международном конгрессе по философии, включает разные виды и типы, в том числе художественную и практическую форму своего осуществления.

Художественная рациональность определяется в том аспекте, в каком искусство может выступать как познание мира. Эмоциональная сторона художественной деятельности определяется не просто аффектами, а в ситуации когда уже "чувства непосредственно в своей практике стали теоретиками", то есть рационализировались по меркам разума и нормативам человеческой деятельности.

Иногда сама рациональность обнаруживается в искусстве в вше определенного стиля.

Примером может служить картезианский стиль классицизма, в котором апелляция к меркам разума выступала эстетическим требованием, когда провозглашался призыв "гармонии к ногам рассудка пасть".

Одним из основных, противоречий рациональности в .контексте науки и культуры является то, что, как правило, никакое строго рационально рассчитанное действие не может быть полностью прослежено в плане тех следствий, которые влечет его реальное .воплощение в жизнь. Человек считает свои действия разумными, если в результате получается ожидаемый эффект. Но в ситуациях максимально сложных, как, например, научном познании или творчестве, в большой степени возрастает фактор неожиданности и случайности. Ориентироваться в этом мире чрезвычайно трудно, поскольку ни один опыт и никакая интуиция не могут подсказать правильное решение в такой ситуации, когда сама правильность может быть явной только в конечном итоге.

Однако овладение ситуациями высокой сложности отнюдь не предполагает отказ от рациональности и предпочтение каким-либо иррациональным факторам. Это делает необходимым создание новых уровней в утверждении самой рациональности.

Всякая рациональная система, провозгласившая себя абсолютной, обречена в конечном итоге обнаружить свою неразумность в новых исторических условиях. Далеко не все разумное действительно и не все действительное разумно. К. Маркс на примере критики ложных философских установок отмечал познавательные ситуации, когда разум "находится у самого себя в неразумии". Такие ситуации свидетельствуют о том, что рациональность - это не просто разумность, а определенные принципы владения разумом, адекватные его меркам и оценкам. Однако между дайствительностью и разумом есть точки соприкосновения, и они оказываются тождественными в формах истинности. Необходимость филосфско -методологической рефлексии становится явной, поскольку вопрос касается развития форм освоения рациональности. В связи с этим можно утверждать, что каждая эпоха в развитии науки связана с построением своего методологического пространства исследований. В античности оно сформировалось и приняло отчетливые формы в связи с нормами, заданными методологической рефлексией Сократа. В Новое время методологическое пространство современной ему классической науки было очерчено И. Кантом. Для современной науки наиболее приемлемым оказывается то поле возможностей, которое построено методологическими принципами диалектико - материалистической философии.

Дело в том, что наука может быть понята как совокупность интерпретационных структур, описывающих реальность. Это более верное представление, чем то, которое считает науку процессом накопления фактов и создания теорий. Важен не сам факт, а то, какое ему можно придать значение. Проблема рациональности, выявляя многомерность мышления, предполагает более глубоко лежащие пласты, которые с точки зрения этого самого рассудочно -рационального мышления выглядит как "иррациональное".

Диалектика особенно необходима там, где значения формируются не путем соотнесения с предметностью, но путем взаимного соотнесения и увязывания,т.е. на теоретическом уровне. Диалектика является универсальной формой научно -методологического сознания, которая интегрирует природу и человека, а именно то, "Как материя движется" и как "материя мыслит". Диалектический метод - это фундаметальный научный способ репрезентации Универсума.

Диалектика пол углом зрения организации рационального научного поиска выступает не в виде алгоритма или технического средства, а как форма организации общего методологического пространства, как универсальный язык осмысления реальности. Она позволяет увязывать и соотносить разнородные элементы знания в рамках единой универсальной схемы

мышления, которая сама оказывается довольно гибкой и динамичной.

В современной концепции рациональности, преодолевшей крайности рационализма и признающей базисную роль общественно-исторической практики обязательность доводов разума не означает их самодостаточность или исключительность. Здесь имеется в виду наличие общей для всех сфер и человеческой деятельности принудительной силы логических доказательств и необходимость считаться с доводами разума - пусть не как единственными, но весомыми основаниями принятия решений В пределе этот принцип означает универсальность общечеловеческой логики. В такой интерпретации гносеологический принцип рациональности противостоит религиозному догмату откровения, ограничивающему сферу компетенции разума божественным провидением.

В действительности разум в тех аспектах, в каких он обосновывается и корректируется общественно-исторической практикой, не имеет запретных зон, исключающих возможность его приложений .В своих основаниях, как утверждал Н. Бор, разум опирается на определенные для природы процессы или акты деятельности, типа "или -или", и потому не является исключительным даром человеческого мира. Это значит, подчеркивал М. К. Мамардашвили, что "в основе различных возможностей нашей логики, нашего познания лежат определенные фундаментальные формы которые принадлежат действительности и управляют эволюцией мысли поверх случайного, статистического отбора наиболее "приспособленного" или "удачного" [1].

Рациональность в её новом понимании раскрывается не только в рамках научной картины действительности, но предполагает "сюжетную" модель мира, очерченную человеко -размерными представлениями сущего.

Перечень ссылок

1. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию.-М.,1992.-С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.