ОСНОВНАЯ ТЕМА: ПАРАДОКСЫ ЭПОХИ МЕДИА
УДК 17
Рациональность эпохи медиа: экзистенциально-аксиологический анализ1
Современная технология, породившая электронную культуру, виртуальные пространства, удаленную коммуникацию, формируют новый тип рациональности, где средство общения — медиа-посредник — становится определяющим смысл и направленность передаваемой информации. Предметом данного исследования выступает особенность рациональности в условиях медиакультуры: объектом исследования является медиареальность, в которой и формируется новый субъект. В исследовании предлагается экзистенциально-аксиологическая характеристика особенностей рациональности, формируемой медийной культурой
Ключевые слова: рациональность, медиа, электронная культура, ценности, экзистенциальная аксиология
Рациональные конструкции мышления формируются в культуре и науке своей эпохи . Следуя за Томасом Куном, приходится признать историчность типа рациональности и ее возможные трансформации от одной стадии развития к другой . Научные исследования и инновации, общая культурная ситуация, технологический контекст — все эти факторы оказывают влияние и оставляют свой след на типе рациональности и особенностях мышления не только научного сообщества, теоретически мыслящего субъекта, но и в культуре повседневности, сознании обыденно мыслящего человека. В современном обществе ключевую роль в формировании типа рациональности играют феномены электронной культуры, информационные медиа, влияние которых трудно переоценить . Целью данной работы является выявление особенностей рациональности в условиях современной медиакультуры с позиции экзистенцально-аксиологического подхода, который позволяет определить, что эта специфика значит для человека и его ценностей
Изучению проблемы медиа было посвящено немало работ за последние 50 лет, что привело к фор-
1 Статья написана в рамках исследовательского проекта
РНФ № 16-18-10162 . © Баева Л . В . , 2016
Л.В. Баева
мированию новых областей знания, понятий и категорий . Среди основных авторов следует отметить М . Маклюэна, М . Кастельса, а также К. Вульфа, Д . де Керкхове, М .С . Контреру, З . Крэмер, Р. Марграйтера, Д . Мерша, С . Мюнкера, М . Б. Н . Хансена, Л . Энгелля и др. ; в отечественной науке следует отметить исследования центра Медиафилософии (СПбГУ) В . В . Савчука, разрабатывающего философско-гуманитарные, эстетические, междисциплинарные аспекты изучения медиасферы
В качестве методологии нашей работы будут использованы теория ме-диакультуры Маршала Маклюэна [9], теория медиафилософии Валерия Савчука — для характеристики функции медиа и их воздействия на человека и мышления [5], а также авторская теория экзистенциальной аксиологии, разрабатываемой в том числе для анализа феноменов электронной культуры [1] .
Формирование современной медиакультуры происходит в условиях постнеклассической эпохи, если применять уже утвердившуюся в отечественной философии терминологию, развитие которой связано с трудами В .С . Степина, В . Н . Поруса, И .Т. Касавина и др. В период с 70-х годов XX века для науки парадигмальным становится постнеклассический тип мышления и познания, связанный с множественностью вариантов достижения истины, плюрализмом форм и методов познания, установкой на неопределенность и открытость сложных систем как объектов познания, построением нелинейных детерминаций их динамики, отказом от диалектической модели развития и переходом к модели стадиального перехода от хаосогенности к структурогенезу и т д В культуре западного мира параллельно и созвучно этому утверждается постмодернистская интерпретация знания, позволяющая каждому субъекту иметь собственную истину как точку зрения, трактовать законы мироздания как игру, отказаться от поисков смысла и наслаждаться ощущениями, поставить собственное Я выше всех научных теорий и политических идеологий . В три последних десятилетия прошлого века эти проекты и умонастроения успели пережить взлеты и падения В этот период мир вступил в новую технологическую эпоху — информационную, внесшую свои коррективы в познавательные и повседневные практики
В условиях информационной эпохи, с начала XXI века активно формируется новый тип культуры, связанный с появлением цифровых объектов — электронная культура (e-culture) . Первые шаги в ее исследовании были связаны с пониманием e-culture как формы сохранения культурного наследия [10], в современной трактовке ее область значительно расширилась В наиболее общем приближении электронная культура может быть определена как совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения IT-инноваций, характеризующаяся созданием единого информационного пространства, виртуальной формой выражения, применением дистанционной технологией. Информационно-техно-
логическая эпоха породила своего рода «третью природу» — мир виртуальных феноменов, ценность которых для человека уже не виртуальная, а реальная . Феномены электронной культуры можно объединить в две основные группы: 1) электронная форма для прежних (традиционных, классических — здесь в значении не электронных) культурных объектов (например, электронные музеи, библиотеки, выставки и др.); 2) электронные по форме и сущности объекты культуры (компьютерные программы, сети, технологии, произведения искусства и др.) [1].
В проявлении эти формы во многом похожи и взаимопревращаются . Электронная по форме и сути культура является продолжением, развитием «реальной», ставшей сегодня (чтобы сохранить свою ценность и конкурентность) электронной в технологическом выражении . Как мы уже отмечали ранее в своих работах, к особенностям электронной культуры относятся:
— свобода доступа, открытость для членов «информационного общества» (тех, кто обладает электронными ресурсами);
— дистанционность, реальная удаленность или симуляция объектов культуры для субъекта;
— интерактивность во взаимодействии с объектами культуры, возможность участия в формировании содержания информации из любой точки «информационного сообщества»;
— либеральность, дискриптивность контента, отсутствие жестких правил, норм (в том числе этических);
— виртуальность объектов культуры и постепенная виртуализация субъекта (существование в искусственно созданной реальности);
— доминирование визуального восприятия над смысловым;
— инновационность, быстрая обновляемость, технологичность объектов культуры;
— развлекательно-игровая интенция культуры, формирующейся в условиях общества потребления благ и услуг;
— повышенная роль медиа, средств коммуникации и связи, которые сами становятся объектами электронной культуры и ее модераторами
В условиях развития электронной культуры информационные технологии становятся фактором развития экономического уклада, социальной среды, жизненного мира человека, а средства связи или медиа превращаются в модераторов мышления и мировоззрения . Маршал Маклюэн полагал, что медиасреда охватывает все артефакты, исключая, пожалуй, лишь природные объекты [4]. В условиях информационной эпохи медиафон, во многом незаметный ранее, становится все более явным, объявляющим свое присутствие и влияние. Создатель теории медиакультуры подчеркивал три важнейших свойства медиасреды: эмерджентность, незаметность и перманентную изменчивость Медиа порождают энергию небывалого масштаба, формирующую смыслы и образы, структуры и паттерны, идеи и ценности . При этом медиафон практически неуловим, проникает повсюду,
становится подобным воздуху или вирусу В современных технологических условиях он постоянно изменяется и принимает новые формы (блоги, сети, электронные библиотеки, музеи, магазины и прочее) . Медиа становятся не только фоном, но и, как полагает исследователь проблем медиафило-софии Валерий Савчук, медиа становятся нами, изменяя наше сознание и рациональность [5] . Если при этом взять во внимание то, что медиа становятся источником культурного кодирования, моделирования сознания, то это означает, что в настоящее время им отводится ключевая роль в формировании особого типа рациональности и мышления
Специфика медиа состоит в их посредничестве при передаче некоего сообщения, послания от субъекта к субъекту. При этом в условиях электронной культуры передача становится управляемой технически, многократно воспроизводится, информация передается сразу во всех направлениях («радио эффект») . Сообщение в какой-то момент перестает быть единственной ценностью, к ней добавляется ценность скорости его получения, возможность передать его далее, сама коммуникация в процессе передачи и т д В итоге субъект получает потоки информации, которую он не перерабатывает, но постоянно перенаправляет другим Получение информации становится относительной ценностью, в то время как сама возможность ее получать посредством медиа — абсолютной . Мануэль Кас-тельс, ведущий теоретик-аналитик информационной культуры, отмечал, что информационная технология инициирует сетевую логику изменений в социальной системе [3]. Постоянное перенаправление информации становится своеобразным «потоком», пребывание в котором для современного субъекта означает своеобразное «счастье» вовлеченности, подобно тому, что описывает в одноименной работе М . Чиксентмихайи [6].
Современный человек в условиях электронной культуры — это био-со-цио-электронный субъект, который посредством информационных медиа обретает новые формы бытия, экзистенции, коммуникации, манифестации, трансценденции, выхода за собственные пределы Медиа выполняют множество ролей и функций, без которых прежнее существование, казалось бы, становится уже невозможным По сути, происходит быстрое формирование новой базовой потребности индивида — самому быть частью медиасреды В противном случае существование человека выпадает из единого «потока», становится маргинальным и «абсурдным» (то есть существующим вне логики новой электронной культуры) Что же отличает рациональность в эпоху медиакультуры?
Прежде всего, это тип мышления и познания, основанный на доминирующей роли информационных медиа, при котором формируемые образы и идеи становятся не продуктом собственной познавательной активности или присвоением выработанных другой личностью знаний, а результатом получения информации, принимаемой без рефлексии, созданной абстрактным (надындивидуальным) субъектом или машиной . Но ес-
ли информация поглощается субъектом без рефлексии и критической переработки, не проходит процедуры проверки на логику и аргументацию, является ли это рациональной практикой? На первый взгляд, нет. Скорее, это больше похоже на иррациональный стиль мышления, в основе которого лежит вера, доверие авторитету, цитирование (Интернета) «священного» источника, аргументация через прецедент и т п В этом случае мы можем говорить о псевдорелигиозности или мифологичности современной культуры и мышления, формируемых медиа и e-culture. Однако для религиозного и мифологического сознания некритически воспринимаемая, принимаемая на веру информация становится сверхзначимой и приобретает ценность для индивидуального бытия в силу его высшего трансцендентного происхождения или связи с природными силами В условиях информационного медиафона человека получает потоки информации, которая не обретает статуса ценной, поскольку постоянно изменяется, с одной стороны, а также потому, что ее источник не обладает сакральным статусом В связи с этим субъект вынужден принимать решения о значимости или незначительности информации самостоятельно, исходя из особенностей своей личности, ее индивидуальности и выбора . Человек «осужден быть свободным», полагал Жан-Поль Сартр, и мы вынуждены сегодня добавить: в том числе и в информационном выборе. Если выбор заключен в отрицании рефлексии и впитывании поступающей информации, подобно губке, это путь, описанный в экзистенциализме как объективация, на этот раз в новой форме — виртуально-сетевом нивелировании образа жизни и восприятия реальности Рациональность субъекта как элемента сетевого объективированного социума смещается в сторону технологизма, стандартизации, упрощающих общение всех со всеми, сводя все модели восприятия к типовым Вызовам и Ответам
Если его выбор состоит в интеллектуально-критическом отношении к реальности, в самостоятельном творчестве смыслов и ценностей в соответствии со своим представлением о должном, то медикультура позволяет осуществлять это в технологически новых формах Электронно-медийная сфера открывает современному человеку столько информационных источников, ранее недоступных, дает такие инструменты для творчества нового, что реализация творческих идей или исследовательских проектов становится как никогда доступной и результативной
Важнейшая особенность информации, передаваемой современными медиа, в отличие от медиа классической эпохи, преимущественно печатной, вербальной, состоит в ее визуальной форме Визуализация становится главным методом передачи информации новой эпохи . Без эстетического выражения, моделирования, симуляции уже не обходится передача и научной, и частной информации, формы визуализации смыслов востребованы всеми социальными и профессиональными группами . Общение словами заменено общением образами, картинками, имитирующими чувства,
эмоции, однако упрощающими их до элементарного уровня . Богатство и сложность технологического оформления визуальных форм не делает их сложнее по смыслу и содержанию Напротив, моделирование виртуальных образов преследует целью вызвать наиболее сильное эмоциональное переживание у реципиента Принципы системного и критического мышления были подвергнуты отрицанию еще на волне постмодернизма, до двойного отрицания современная культура еще не добралась «Постмодернизация» культуры сменилась виртуализацией, сопровождающейся форсированной визуализацией передаваемых сообщений и образов Рациональность медиа-мира все более тяготеет от интеллектуального к эмоциональному восприятию информации, мир воспринимается не как объект познания, а как объект удовольствия и переживания новых ощущений
Гедонизм отличает современного субъекта от классического, ориентированного на выживание, труд или исполнение долга Современный человек убежден, что он существует для отдыха, удовольствия, наслаждения, и если он не испытывает их, то следует это немедленно исправить . Жизнь современного человека немыслима без разнообразных благ и удовольствий, это своего рода «фестивальная» культура, ориентированная на вечный праздник Медиакультура направляет человеку свой главный посыл — быть успешным и наслаждаться жизнью Визуальный образ и многократные повторения только закрепляют эту модель . Вероятно, Ф. Ницше оказался бы доволен тем, что апполонический тип культуры выработался и уступил свое место диониссийскому, раскрепощающему чувственность и дающему радость от жизни взамен познания ее истин
При этом существенная черта рациональности медиакультуры — прагматизм и утилитаризм На первый взгляд, информационная эпоха, наполненная визуальными, эстетическими образами, выглядит формой «чистого искусства» ради искусства . Однако все современные технологии, от развлекательных до обучающих и научных, подчинены практическим или коммерческим целям Общество потребления и миллиона услуг использует современную ему технологию для реализации задач его членов Информационный поток внешне хаотичный, на самом деле управляемый Его авторы преследуют целью порождение новых интересов, потребностей, зависимостей, продажу своего товара и его постоянное продвижение Сетевая виртуальная форма становится для этого лучшим инструментом Получаемый образ или идея, принимаемые как новая информация, с помощью визуальных форм вызывает удивление (интерес, симпатию, раздражение, страх и т. д . — главное сильное эмоциональное воздействие) и сохраняется в памяти субъекта, для того чтобы в момент выбора одного товара из тысяч его аналогов остановиться именно на нем (поскольку узнавание более всего способствует познанию и радует человека, что отметил еще Аристотель) . Рациональность, связанная с эпохой медиа, отличается стремлением к получению практической пользы, прибыли, несмотря
на развлекательно-игровую форму объектов электронной культуры . Общество подчинено парадигме продажи разнообразных услуг и товаров, которые являются избыточными для человека, и для того, чтобы убедить его в необходимости их приобретения, требуются «высокие технологии» управления сознанием и поведением человека . Медиа играют в этом решающую роль, выполняя в том числе и экономические задачи
Ключевой ценностью эпохи медиа становится коммуникация, постоянная передача эмоций, идей, образов, наполняющих жизненный мир человека . Об этом ярко свидетельствует развитие такого массового феномена, как социальные сети . С каждым годом число пользователей социальных сетей увеличивается . Исследование ФОМ 2016 года показывает: 87% россиян являются пользователями различных соцсетей, при этом 37% несколько раз в день заходят в сеть для общения или получения информации [7]. Это показывает, что в обществе формируется своего рода потребность получать и передавать информацию, поддерживать виртуальное общение. В крайних формах это способно приводить к появлению Ин-тернет-аддикции, которая в настоящее время еще не признана психическим расстройством официально, как компьютерно-игровая зависимость (Internet Game Disorder), но также вызывает большие опасения у специалистов Особенностью информационной эпохи становится постепенное вытеснение реальной коммуникации виртуальным взаимодействием [8] Чертами виртуальной коммуникации становится глобальность, стирание статусных, пространственных, языковых границ . В то же время ее отличает монологичность, односторонность, стремление говорить, но не слушать . Медиа становятся для человека главным способом проявления себя в мире. Такая коммуникация служит скорее не трансценденцией, выходом к Другому, а манифестацией себя и формой получения удовольствия от внимания к своему Я, росту собственной общественной оценки . Виртуальную коммуникацию отличает нарциссизм, повышенное внимание к самому себе, собственным потребностям и интересам, которые сразу же становятся общим достоянием, а также потребность в массовой аудитории для трансляции своих мыслей и чувств Для нее характерен стиль общения как самоцели: подавляющая по объему часть информации не несет качественно нового содержания, общение становится формой удовольствия, развлечения или поиском новых знакомых, клиентов, покупателей В процессе виртуальной коммуникации медиа выступают не просто посредниками, но и полноправными участниками процесса общения, обретают свой способ подачи информации, характер интерпретации, форму визуализации и др Коммуникация посредством электронных медиа становится массовым обменом информации, уподобляя человека передающему устройству, самому становящимся медиатором единой Сети
Таким образом, мы можем суммировать приведенные размышления в следующих выводах
1 . Медиа в информационную эпоху становятся формой экзистенции человека (он сам становится медийным), модератором его восприятия и мышления Одновременно с этим медиа выступают формой трансценден-ции личности в мир и манифестация своего Я для Другого .
2 . Получение информации становится относительной ценностью, в то время как сама возможность ее получать посредством медиа — абсолютной
3 Влияние электронных медиа порождает новый тип рациональности — «медиарациональность» как способ мышления и познания, при котором формируемые образы и идеи становятся не продуктом познавательной активности и творчества, а результатом получения информации, принимаемой без рефлексии, созданной абстрактным (надындивидуальным) субъектом или машиной, формой объективации личности виртуализиро-ванным социумом
4 . Рациональность в эпоху медиакультуры смещается в направлении таких ориентиров как визуализация, гедонизация, прагматизация . Однако кризис рациональности как критической и творческий активности разума не является тотальным . В условиях информационного пространства человек, присваивающий стереотипы, паттерны и смыслы других субъектов, зачастую созданные искусственно (для продвижения идей, товаров или услуг), как и прежде, осуществляет собственный выбор и остается свободным в своем выборе
5 . Переход от вербального восприятия информации к символическому, визуальному способствует, с одной стороны, упрощению ее значений и смыслов, а с другой — усиливает эмоциональность, расширяет диапазон чувственных переживаний В мировоззрении ослабляется роль интеллектуально-критического фактора и усиливается роль эмоционально-чувственного
6 Виртуальная коммуникация посредством электронных медиа становится фактором социализации современного человека, его адаптации к информационному пространству, постепенно обретая статус потребности и зависимости При этом значительная ее часть является не спонтанной, а управляемой, связанной с решением экономических целей
В то же время в изучении медиа остается больше вопросов, чем ответов, а их постоянная изменчивость задает необходимость постоянного ситуативного анализа Наиболее перспективным видится изучение рационального и иррационального, индивидуального и надындивидуального, вербального и символического в том типе мышления, который утверждается в современную информационно-медийную эпоху
Литература
1. Баева Л.В. Ценности как экзистенциальный выбор // Ценности и смыслы .
2011 . № 6 (15) . С. 108—115.
2. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013 . № 5 . С. 75—83 .
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура . М . : ГУ ВШЭ, 2000 .
4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека . М . : Кучко-во поле, 2007
5. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности . СПб. : Изд-во РХГА, 2013 338 с
6. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания М . , 2011 . 461 с .
7. ФОМ: Онлайн-практики россиян: Социальные сети, январь 2016 . [Электронный ресурс] URL: http://fom . ru/SMI-i-internet/12495 .
8 . Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5) [Электронный ресурс] URL: http://www. dsm5 . org/Documents/Internet%20Gaming%20Disorde r%20Fact%20Sheet . pdf.
9. McLuhan H.M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science; University of Toronto Press, 1992 .
10. Ronchi A.M. E-Culture . New York: Springer-Verlag, LLC, 2009.