Научная статья на тему 'Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России'

Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1014
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиалогия / медиасреда / медиакультура / медиафилософия / медиаполитика / медиапедагогика / информационное общество.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России»

Кириллова Н.Б.

доктор культурологи, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, директор Центра медиакультуры и

медиаобразования УФУ

[email protected]

МЕДИАЛОГИЯ КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ НАУКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ

И ЕЕ РОЛЬ В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Ключевые слова: медиалогия, медиасреда, медиакультура, медиафилософия, медиаполитика, медиа-педагогика, информационное общество.

Три десятилетия демократических реформ в России продемонстрировали поразительные результаты: страна сделала рывок от тоталитарной системы к цивилизованному обществу; очевидна при этом роль массмедиа как катализатора многих социальных процессов, их влияние на формирование новой российской медиасреды, более открытой и демократичной, что позволило нашему обществу войти в информационное и социокультурное пространство мира.

Медиасреда (глобальная и локальная) представляет собой достаточно сложный организм, охватывающий социальные институты, общественное сознание, духовную и материальную культуру, экономику - все то, что окружает человека, способствуя его социализации.

Роль медиакультуры, составляющими которой являются телевидение (эфирное, кабельное, спутниковое), цифровое кино и фото, мультимедиа, электронная почта, компьютерные каналы и Интернет как «пространство свободной коммуникации», резко возросла на рубеже XX-XXI веков.

Все это доказывает, что мы живем уже в новой цивилизации, основу которой составляет информация. Даже знаменитый футуролог Э. Тоффлер, доказавший реальную власть медиа1, не мог предсказать роли «галактики Интернет»2, объединившей мир в глобальную информационную систему.

В этой связи границы изучения медиа стремительно расширяются. Современная медианаука прошла большой путь - от истории отдельных средств коммуникации, к примеру, наскальных рисунков, летописей, рукописной книги, устных культур и т.д. до исследования сферы массовой коммуникации и ее роли в обществе.

В первой половине XX века выделились два направления в изучении этой сферы. Первый научный метод был предложен американскими социологами и психологами (П.Лазарфельд, Г. Саймон, Б.Ф. Грин и др.) и состоял в том, чтобы определить степень воздействия СМК на личность. Второе направление, развитое в Европе, обычно связывают с Франкфуртской школой социологических исследований в Германии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др.) и деятельностью художественных критиков (Ф. Ливис, Д. Томпсон) в Великобритании3.

Сегодня очевидно, что на рубеже XX-XXI веков рождается новая наука - медиалогия, начинающая обосновываться в теоретическом пространстве. Речь идет о синтетической гуманитарной науке, которая опирается на основы культурологии и семиотики, философии и педагогики, политологии и менеджмента. Термин «mediologie» впервые был введен французским политологом и социологом Режи Дебре еще в 1990 году для обозначения нового учения о средствах, предназначенных для передачи знаний и традиций, то есть культурных благ. Этому посвящена и его работа «Introduction a la Mediologie»4, переведенная на русский язык.

Интенсивное изучение медиа «обусловлено социальными аспектами информационного общества и перспективами культурного прогресса в целом», - считает К.Э. Разлогов, доказывая при этом, что проблемы информатизации лежат в социокультурной, а не естественнонаучной сфере5.

Проблемное поле новой науки достаточно широкое: здесь и вопросы развития медиакультуры, ее антропология и генезис, знаковая система и социальное функционирование, влияние на модернизационные процессы в обществе и мире; в объекте медиалогии также принципы духовной регуляции различных сфер бытия, эволюция социокультурных и политических систем, а также новые мифологии, информационные войны, проблемы социализации личности и многое другое. Одна из главных задач медиалогии - изучение многообразия и взаимодействия разных культур в глобальном медиапространстве на этническом и художественном уровнях.

Как любая научная дисциплина, медиалогия располагает своей системой научных категорий и понятий, собственной терминологией, которые формировались параллельно с развитием информационного общества.

1 См.: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М.: АСТ, 2003.

2

Кастельс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

3 См.: Медиа. Введение / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. с англ. Ю.В. Никуличева. - 2 изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -

С. 5-7.

4 Дебре Р. Введение в медиологию / Пер. с фр. Б.М. Скуратова. - М.: Праксис, 2010.

5 См.: Электронная культура и экранное творчество / Под ред. К.Э. Разлогова. - М.: РИК, 2006. - С. 3-6.

Медиакультура как основа новой науки

Медиакультура - это особый тип культуры информационного общества, введенный для обозначения «массовой культуры», основанной на синтезе техники и творчества.

Немалую роль в исследовании специфики и особенностей развития медиакультуры на Западе в XX веке сыграли такие теоретики культуры и социологи, как Т. Адорно, Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Н. Больц, Ж. Деррида, Ж. Делёз, С. Жижек, М. Кастельс, Г. Маркузе, Н. Луман, Х. Ортега-и-Гассет, М. Фуко и другие.

Важными в этом ключе являются и исследования канадского социолога Г.М. Маклюэна, который считается одним из первых медиатеоретиков, заново пересмотревших всю типологию культуры. Он посвятил свои работы анализу коммуникативных каналов в сфере культуры и исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе - мире, созданном с помощью новейших средств массовой информации. Именно Маклюэн ввел в теорию термин «media» (множ. число от лат. medium - средство, посредник), который вскоре стал использоваться для обозначения различных средств коммуникации.

Маклюэновская культуртипология перевернула всю официальную теорию культуры. Многие научные исследования 1950-1970-х гг., посвященные проблемам массовых коммуникаций, звучали как поминальная молитва по «традиционной» культуре, однако Маклюэн отказался от этой меланхолии и скорбного тона. Он научил по-своему смотреть на медийную (массовую) культуру - без презрения, но с вниманием к данному феномену. «Медиа есть сообщение»1 - эта формула Г.М. Маклюэна 1967 года стала аксиомой. Однако медиа с самого начала, по мнению Маклюэна, стремились завладеть сознанием потребителя, погружая его в иллюзорный виртуальный мир.

Французский исследователь Р. Барт в своих «Мифологиях» дал понять, что новые медиа, характерные для того или иного общества, завладевают сознанием потребителей, вводя их в свою «семиологическую систему», внутри которой можно обнаружить различные культурные схемы, ценности, составляющие основу любого общества. По сути Барт говорит о мифологической стороне всех типов медиа2.

Чтобы избежать недоразумений, уточним, что медиа - это не просто средства для передачи информации, это целая среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются разные культурные коды.

Сегодняшняя медиакультура - это интенсивность информационного потока, прежде всего аудиовизуального, это средства комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах.

Все сказанное доказывает, что «медиакультура - это совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Она включает в себя культуру производства, передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать тот или иной медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знание посредст-

3

вом медиа .

Медиакультура - это явление динамичное, развивающееся вместе с обществом в контексте его социально-культурной модернизации. Более того, медиакультура полифункциональна. Это значит, что у нее уникальная роль в социальной системе. Хотелось бы выделить те важные функции, которые характеризуют именно медиакультуру, делая ее важным феноменом информационной эпохи.

Речь идет об информационной и коммуникативной функциях, нормативной (идеологической) и релаксационной, креативной и интеграционной функциях. Важную роль в условиях формирования гражданского общества играет посредническая функция, которая проявляется в том, что медиакультура выступает как посредник, устанавливающий связи между структурами общества. Посредническая функция массмедиа усиливается в период становления гражданского общества, основанного на принципах демократии и плюрализма, политической свободы и гласности.

Медиасемиотика

Особым разделом медиалогии как синтетической науки является медиосемиотика (от греческого semeiotike -знак, признак). Семиотика - наука о знаках и знаковых системах, ставшая одним из главных открытий XX века. Предметом медиасемиотики является язык медиа как знаковой системы.

У истоков семиотики - труды философов начала XX века Ч. Пирса и Ф. де Соссюра4, первыми исследовавших природу языка, в результате чего начинает складываться новая научная дисциплина, изучающая все знаковые системы. Большой вклад в развитие науки о знаковых системах культуры внесли многие зарубежные и отечественные исследователи: Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, А. Греймас, М. Бахтин, В. Библер, Ж. Бодрийяр, Л. Выготский, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман, Ю. Кристева, К. Разлогов, Ю. Тынянов, У. Эко, Р. Якобсон, М. Ямпольский и др. Методы, предложенные ими, применимы для общего анализа медиа.

С семиотической точки зрения медиакультура предстает в трех основных аспектах: как система артефактов (от латинского arte - искусственный и factus - сделанный), система символов и знаков. А «всякая система, служащая це-

1 Маклюэн М. Понимание медиа. - Москва; Жуковский: Канон-Пресс-Ц, 2003. - С. 9.

2 Барт Р. Мифологии. - М.: Академический проект, 2008. - С. 271-272.

3

Кириллова Н. Медиакультура: Теория, история, практика. - М.: Академический проект, 2008. - С. 17-18.

4 Philosophical Writings of Peirce. - N.Y.: Dover Publications, 1955; Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс,

1977.

лям коммуникации, как утверждал Ю.М. Лотман, - может быть определена как язык»1. Применяя методы лингвистики в исследовании языка культуры, Лотман, как известно, доказал, «что любые культурные явления следует рассматривать как тексты, содержащие информацию и смысл»2.

Поскольку «текст» — понятие многозначное, то с точки зрения современной медиакультуры имеется в виду не только письменное сообщение (книга, газетная или журнальная статья), но и любой носитель информации. К примеру, кино-, теле- или видеофильм, радио- или телепрограмма, сайт Интернета и т.д.

Медиатекст прошел свой путь эволюции, как и вся система массовых коммуникаций. М. Маклюэн в истории человеческой цивилизации, а значит, и в истории медиакультуры выделяет четыре эпохи: 1) Эпоха дописьменного варварства; 2) Тысячелетие фонетического письма; 3) «Галактика Гутенберга»3 - пять сотен лет печатной техники; 4) »Галактика Маркони»4 - современная электронная цивилизация. Пятым пунктом в этот перечень можно добавить определение М. Кастельса «Галактика Интернет»5.

Можно предположить, что новые медиа возникали каждый раз как способ реализации двух важнейших потребностей человека: они обещали большую свободу выбора и свободу взаимодействия в окружающем человека мире.

Итак, специфика медиакультуры - это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, то есть вложенные в них содержание, значение, смысл.

Согласно теории М. Бахтина, текст может быть идеологичным, правда, в том случае, когда у него есть опора: «единство сознания» и единство говорящего «я», которые гарантируют истинность той или иной идеологии6. Тем самым, как констатирует Ю. Кристева, «Бахтин намечает важнейшую границу между идеологией и текстом»7. По ее мнению, «текст (полифонический) не имеет собственной идеологии, ибо у него нет субъекта (идеологического). Это особое устройство - площадка, на которую выходят разные идеологии, чтобы обескровить друг друга в противоборстве»8.

Существует определенное различие между письменными, аудиальными, визуальными и аудиовизуальными знаковыми системами.

Письменный язык имеет тенденцию к развитию собственных структурных свойств. Это и дало возможность Ю. Кристевой заглянуть «по ту сторону языка», выявить «довербальный» уровень существования субъекта, где безраздельно господствует бессознательное, и перейти к разрушению монолитных институтов знака, сместив собственные интересы от лингвистики и семиотики к «семанализу».

Существует различие между аудиальными (слуховыми) и визуальными (зрительными) медиа. В первых системах, к каковым относятся радио, граммофон, магнитофон, СБ-Яот'ы и т.д., в качестве структурного фактора на первый план выходят звук, речь, музыка, вокал; здесь важным фактором является время, выступающее в двух измерениях -последовательности и одновременности. Структурирование вторых систем (визуальных) связано с пространством. При этом в традиционных визуальных искусствах (живопись, графика, плакат) доминируют иконические знаковые системы.

Техническая медиакультура, репродуцирующая реальность, связана с «фотогенией» (Л. Деллюк)9 - эстетикой кадра. Это свойство не только фотографии, но и самых действенных аудиовизуальных средств коммуникации (кино, ТВ, видео, компьютерных технологий, анимации и т.д.).

Кинематографическая культура кадра использует кадр как «ячейку монтажа» (С. Эйзенштейн), что позволяет не только передать непосредственное впечатление от события, но и выявить его смысл.

Телевизионная культура кадра связана с таким использованием кадра, при котором зритель как бы непосредственно включается в «поток событий» и видит его «изнутри».

Так на основе новых экранных технологий возникла новая эстетика аудиовизуального творчества и получила развитие новая форма языка культуры - «культура кадра».

Актуальные проблемы медиафилософии

Соединение теории коммуникации, культурологии, семиотики с философией не случайно. Как отмечает один из создателей этого направления в России петербургский философ В.В. Савчук, «медиафилософия, вбирая проблематику, которой прежде занимали себя философия науки, философия культуры, социология, политология, истории коммуникаций, ставит актуальные проблемы воздействия результатов высоких технологий, науки и техники, то есть ме-диапространства на человека. Иными словами, она продумывает ситуацию того, как воздействуют на человека, на его картину мира, мировоззрение, способ идентификации, на его тело и чувства, средства массовых коммуникаций.. ,»10

1 Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1994. - С. 19.

2 Там же.

3

Гутенберг И. (1399-1468) - немецкий изобретатель, создатель европейского способа книгопечатания подвижными литерами.

4 Маркони Гудьельмо - итальянский радиотехник. Используя электромагнитные волны, изобрел беспроводной телеграф и радио как средства связи.

5 См.: Кастельс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

6 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963.

Кристева Ю. Разрушение поэтики. Избранные труды: - М., 2004. - С. 21.

8 Там же.

9 См.: Деллюк Л. Фотогения кино. - М.: Новые вехи, 1924.

10 См.: Савчук В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В.В. Савчука. - СПб.: СПб Филос. об-во, 2008. - С. 37.

Одной из задач медиафилософии является исследование медиареальности как новой социально-культурной среды обитания человека - параллельного, виртуального мира, воспринимаемого зачастую как объективная реальность.

Д.В. Пивоваров рассматривает «виртуальную реальность» как «нематериальную разновидность бытия объективных сущностей или субъективных образов, противоположной материальному бытию дискретных вещей и явлений в пространстве и времени...1

У М. Кастельса все проще и конкретнее. Он утверждает, что мы живем в условиях особой культуры, которая «является виртуальной, поскольку строится, главным образом, на виртуальных процессах коммуникаций, управляемых электроникой. Эта виртуальность и есть наша реальность. Вот что отличает культуру информационной эпохи: именно через виртуальность мы в основном и производим наше творение смысла»2.

Кастельс, в сущности, определил не только специфику Интернета, но и целостное пространство медиакультуры в начале XXI века. И можно согласиться с теми исследователями, кто считает, что процесс виртуализации стоит рассматривать не как результат компьютеризации, а как итог исторического пути человечества.

Еще одной особенностью медиареальности является то, что она мифологична как и медиапространство.

Современный человек, несомненно, считает себя рациональным существом, однако его представления об окружающем мире, независимо от него самого, на уровне «бессознательного» носят явно мифологический характер, как отмечал немецкий философ Э. Кассирер.

Именно эту функцию выделил Р. Барт в своей книге «Мифологии»: «Поскольку миф - это слово, то мифом может стать все, что покрывается дискурсом. Определяющим для мифа является не предмет его сообщения, а способ, которым оно высказывается; у мифа имеются формальные границы, но нет субстанциональных. Наш мир бесконечно

3

суггестивен» .

Таким образом, средства массовой коммуникации, то есть медиа, создают не только новую медиареальность, но и мифы, которые позволяют человеку воспринимать окружающую действительность, формируя при этом самого человека.

Медиаполитика как система управления медиасферой

Эффективность медиаполитики как системы управления медиасферой во многом зависит от социально -экономического развития общества, его законодательной базы, политической культуры, взаимодействий государства и бизнеса, специфики медиарынка и т.д.

В проекте ЮНЕСКО «Декларация о правах человека и верховенстве права в информационном обществе», в котором информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) признаются «движущей силой построения информационного общества», способствующей «конвергенции различных средств коммуникации», заявлено, что «осуществление прав и свобод, закрепленных в Конвенции (БСНЯ), должно быть обеспечено для всех без исключения,

4

независимо от используемых технических средств» .

В России законодательство о средствах массовой информации стало активно развиваться в 1990-х годах, когда был принят целый ряд принципиальных актов, которые сформировали основу информационной деятельности в стране.

Его ядром является Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый в декабре 1991 года, выдержавший испытания политическими потрясениями эпохи. Основной идеей Закона «О средствах массовой информации» стала свобода печати и недопустимость цензуры. Для России это были не столько новые, сколько ранее не осуществленные идеи. Опыт свободы страна переживала только в начале XX века дважды - в 1905-1906 годах и в феврале - октябре 1917 года. И оба раза провозглашенные «свобода печати и отмена цензуры» были использованы освобождающейся от абсолютизма страной не столько во благо, сколько во зло.

Однако этот опыт прорыва в «царство свободы» для России очень ценен хотя бы тем, что уже на новом этапе, в эпоху «гласности и перестройки» и в начале 1990-х годов, общество воспринимало идею независимости прессы с учетом ее прошлых ошибок и заблуждений.

Для утверждения общепринятых норм в правовой практике государства многое сделал упомянутый Закон РФ. Философия свободы прессы, выведенной из-под контроля власти и поставленной на службу гражданскому обществу, способствовала формированию других демократических институтов. Основные тезисы Закона вошли в статью 29 Конституции Российской Федерации (1993), которая гласит:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

1 См.: Социальная философия. Словарь / Сост. и ред. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. - М.: Академический проект, 2003. - С. 46.

2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000. - С. 236.

3 Барт Р. Мифологии. - М.: Академический проект, 2008. - С. 233-234.

4 См.: Декларация о правах человека и верховенстве права в информационном обществе. - М.: Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. - С. 3.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для охраны интеллектуальной собственности в сентябре 1992 года был принят Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», чуть позже Закон «Об авторском праве и смежных правах» (июль 1993; в него были внесены коррективы в 1995 году).

В развитие этих идей в сентябре 1993 года принят Закон Российской Федерации «О государственной тайне», четко обозначивший круг сведений, не подлежащих разглашению в прессе. В феврале 1995 года был принят еще один акт - «Об информации, информатизации и защите информации», в котором создавались правовые гарантии развития информационного пространства России.

В 1996 году появился Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», впервые в истории нашей страны обосновавший специфику и функции продюсерской деятельности и давший возможность отечественному кинематографу расширить свои технические, экономические и творческие возможности.

В 1997 году Президент России подписал Указ «О переходе России к информационному обществу», который положил начало таким специализированным документам, как: «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», «Концепция государственной информационной политики», «Концепция внешней политики РФ», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (принята в 2000 году). Суть этих документов сводится к тому, что развитие и повсеместное внедрение современных информационных технологий повысили уязвимость общества и государства. В связи с процессом информатизации, охватившим практически весь мир и основанным на массовом внедрении информационных и компьютерных технологий, расширились как позитивные, так и негативные информационные воздействия не только на отдельного человека, но и общество в целом. В этих условиях первоочередными задачами медиаполитики стали:

- компьютеризация массовых библиотек, музеев, архивов;

- создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук;

- создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных центров в регионах;

- создание и развитие русскоязычного сектора в Интернете, технологическая поддержка сайтов органов государственной власти и управления, политических партий и общественных движений;

- обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства1.

В связи с вступлением России в Совет Европы и ВТО возникли также проблемы совместимости российского и международного законодательства в медиасфере.

К международным документам по вопросам медиакультуры относятся соответствующие позиции Устава ООН и Устава ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6), конвенции и декларации ЮНЕКО, акты совета Европы и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другие документы.

В них культура, включая и медийную, понимается как определяющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманистический ориентир и критерий развития человека и цивилизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности.

Медиапедагогика как комплексный процесс

Одним из самых актуальных и в педагогической среде, и в социально-культурной сфере является вопрос о том, что такое медиаобразование, в чем сущность и характерные особенности медиапедагогики.

«Под медиаобразованием (media education), - констатируется в материалах ЮНЕСКО, - следует понимать обучение теории и практическим умениям с целью овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география»2.

Опыт медиаобразования накоплен в нашей стране и за рубежом; в мире функционирует множество медиашкол, педагогика изучает и осваивает их основные концепции и модели. Создана Ассоциация кинообразования и медиапе-дагогики России (президент - доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров), появились разнообразные научные исследования данного вопроса, есть специализированный журнал, который издается с января 2005 года. Эту идею активно поддерживает ЮНЕСКО через программу «Информация для всех» в России.

Медиаобразование сегодня можно разделить на следующие основные направления: 1) медиаобразование будущих профессионалов (журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов, редакторов, медиакритиков, менеджеров, продюсеров и т.д.); 2) медиаобразование будущих педагогов в университетах и педвузах, в системе ИППК; 3) массовое медиаобразование как составная часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах; 4) медиаобразование в культурно-досуговых центрах;

1 См. более подробно: Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический Проект, 2005. - С. 192195.

2 Media Education. - Paris: UNESKO, 1984. - P. 8.

5) дистанционное медиаобразование с помощью ТВ, РВ, системы Интернет; 6) самостоятельное (непрерывное) медиаоб-разование, которое может осуществляться в течение всей жизни. Все эти вопросы в центре внимания медиапедагогики1.

Главной целью медиапедагогики является формирование медиакультуры личности, ее социализация, воспитание критического мышления, способность к диалогу и управлению социально-культурной сферой.

Такая комплексная подготовка позволит выпускникам школ и вузов войти в инфосферу полноценными специалистами XXI века: теоретиками и практиками, педагогами, культурологами и социологами, методистами культурно-досуговых центров, экспертами-аналитиками по проблемам массмедиа и менеджерами социально-культурной сферы.

Медиаменеджмент как интегрирующая система

Процесс реформирования российского общества на рубеже XX-XXI веков, переход от плановой экономики к рыночной, реализация определенной самостоятельности организаций культуры в условиях децентрализации и приватизации, ориентация на развитие потребительского рынка, включая и медиарынок (массовая печать, книгоиздательство, кино- и видеопроизводство, телевизионные и радиопрограммы, продукция мультимедиа, Интернет-издания, сетевое искусство и др.), способствуют повышению интереса к опыту управления в системе рыночной экономики.

«Менеджмент» (от англ. to manage - управлять) - система управления. В общем виде менеджмент - это определенная наука, основанная на умении добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения, талант и интеллект разных людей.

Предметом медиаменеджмента является система управления информационной и коммуникационной сферой, комплексный процесс формирования медиакультуры общества.

Следует отметить, что «медиаменеджмент» - многозначный термин, обозначающий: 1) социальный и экономический институт, влияющий на образ жизни, сферу культуры и политики, предпринимательскую деятельность; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере не материального, а духовного производства и распространения медиапродукции (газет, журналов, книг, фильмов, теле- и радиопрограмм, сетевого искусства, мультимедиа и др.); 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления медиасферой, процессами производства и потребления информации, воздействия ИКТ на общество и т.д.

Одна из главных проблем медиаменеджмента - является ли медиапространство управляемым или спонтанным, и до каких пределов. Решение этого вопроса зависит от многих причин: 1) от зрелости гражданского общества; 2) от государственной медиаполитики; 3) от уровня медиакультуры общества, «медиаобразованности» его граждан; 4) от экономики; 5) от системы функционирования разных социальных институтов, которые поддерживают равновесие в обществе и т. д.

Медиаменеджмент - это особая дисциплина, опирающаяся на разные методы научного познания: синергетики, кибернетики, информатики, различных общественных наук - прикладной культурологии, экономики, социологии.

Механизмы медиаменеджмента определяются целями и задачами государственного регулирования: политическими, юридическими, экономическими, социальными. Сюда относится планирование, проектирование, создание ме-диаорганизаций (издательств, информационных агентств, телерадиокомпаний, редакций, студий, культурно-досуго-вых центров и т.д.), их постоянное развитие, технологическое совершенствование, расширение медиапространства и медиарынка, реализация творческого потенциала, профессиональная подготовка специалистов, медиаобразование потребителей и т.д.

Все это доказывает, что медиаменеджмент - это интегрирующая система. Под интеграцией, с точки зрения ме-диаменеджмента, понимается весь процесс взаимодействий разных медиаструктур и организаций с государством и обществом, внешней средой, рынками сбыта, системой маркетинга и PR-технологиями, наукой и образованием и т.д.2

Изучение медиаменеджмента, как и других структур и направлений медиалогии продиктовано потребностями современного общества, а также перспективами создания единого социально-культурного пространства страны и мира в целом, способствующего духовному развитию личности XXI века.

Выводы. Проанализировав основные теоретические направления медиалогии, можно выделить те задачи, которые предстоит решить новой науке в ближайшие годы:

1. Дальнейшее развитие и изучение категориального аппарата и структуры медиалогии в контексте процессов модернизации общества.

2. Изучение социокультурных факторов, влияющих на формирование новой медиареальности в современной России.

3. Усиление роли медиакультуры как посредника между социумом и личностью, между властью и обществом, разными общностями и социальными группами, странами и континентами, особенно в условиях информационных войн.

4. Совершенствование законодательной базы медиаполитики государства с целью повышения ее эффективности.

5. Развитие практических основ медиаменеджмента как интегрирующей системы.

6. Исследование причин и характера перемен, происходящих в медиасреде - глобальной, общенациональной, региональной.

7. Расширение возможностей медиаобразования в контексте модернизации общества, способствующего социализации личности, формированию плюралистических взглядов, толерантности и взаимопониманию между людьми и государствами.

1 См.: Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. - М.: Академический проект, 2008. - С. 416-417.

2

Кириллова Н.Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. - М.: Академический проект, 2008. - С. 19-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.