РАЦИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В.А. ЧЕРЕНКО, Мозырский государственный педагогический университет (Беларусь); Н.В. ДАНИЛОВА, Саранский кооперативный институт
Аннотация
Рассматриваются вопросы рациональной методики физического воспитания студентов высшей школы. Экспериментально обоснована эффективная методика физического воспитания студентов, предусматривающая последовательное включение в учебный процесс тренировочных средств, обеспечивающих постепенное повышение интенсивности упражнений и напряженности учебно-тренировочного процесса в течение учебного года. Реализация разработанной методики позволяет достигать высокого и стабильного уровня разносторонней физической подготовленности и успеваемости по предмету «Физическая культура» в период обучения в вузе.
Abstract
Questions of a rational technique of physical training of students of the higher school are considered.
The effective technique of physical training
of the students, providing consecutive inclusion
in educational process of the training means providing
gradual increase of intensity of exercises and intensity
of learning and training process within academic year
is experimentally proved. The realization
of the developed technique allows to reach a high
and stable level of versatile physical readiness
and progress in a subject «Physical training» during
training in high school.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание.
Для успешного решения государственных задач в области физического воспитания студенческой молодежи необходим поиск и внедрение более совершенных форм и методов организации учебных и тренировочных занятий [4, 5, 7].
Важнейшей стороной физического воспитания учащейся молодежи является целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к двигательным возможностям, работоспособности и состоянию здоровья человека.
В специальной литературе большое внимание уделяется проблеме совершенствования средств и методов развития физических качеств студентов в период обучения в вузе. При этом вопросы использования современных технологий спортивной тренировки в системе физического воспитания учащихся остаются недостаточно изученными и экспериментально обоснованными [1].
Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании методики физического воспитания студентов на основе последовательного применения тренировочных средств различной направленности.
На освоение технико-тактических навыков по видам спорта и тренировочный процесс, направленный на развитие физических качеств, программой по физической культуре Республики Беларусь отводится 140 часов в год на каждом курсе обучения [6]. Физическая подготовка осуществляется путем применения средств легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики и других видов спорта при комплексном развитии физических качеств.
Изучение динамики физической подготовленности студентов, находящихся под наблюдением в период обучения на 1-4 курсах, позволило установить, что, несмотря на некоторое улучшение результатов в тестах на втором курсе (рис. 1 (А, Б, В)), в дальнейшем наблюдается прогрессивное снижение уровня развития скоростно-силовых качеств, быстроты и силовой выносливости. Уровень развития общей выносливости имеет тенденцию к стабилизации на первом и втором курсах обучения, а в период обучения на третьем и четвертом курсах наблюдается выраженная тенденция к снижению (рис. 1 (Г)).
Таким образом, очевидно, что регулярное повторение одних и тех же внешних воздействий не позволяет осуществлять процесс физического воспитания в вузе эффективно. Однотипные тренировочные нагрузки перестают быть адекватными раздражителями, процесс активного приспособления к ним прекращается, происходит «привыкание», организм студентов отвечает на них строго определенной привычной реакцией, их тренирующее значение исчезает [2].
В практике подготовки высококвалифицированных спортсменов разработан и апробирован принцип суперпозиции в организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности [3]. Идея принципа заключается в таком распределении нагрузок в годичном цикле, которое предусматривает последовательное наложение более интенсивных тренирующих воздействий на адаптационные следы предшествующей работы.
В практической реализации принцип суперпозиции нагрузок имеет некоторые особенности:
1аа)
1) при изменении преимущественной направленности нагрузок рекомендуется следующая последовательность: развитие общей выносливости, развитие силы и локальной мышечной выносливости, повышение скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости;
2) принцип предусматривает постепенную замену (вытеснение) одних нагрузок другими на длительных этапах подготовки.
235 230 225
При этом предыдущие нагрузки обеспечивают функционально-морфологическую основу для эффективного воздействия на организм последующих нагрузок.
Вышеизложенный подход был апробирован в процессе 4-летнего педагогического эксперимента, направленного на обоснование методики физического воспитания студентов на основе последовательного применения тренировочных средств различной направленности.
Рис. 1. Динамика результатов в тестах: «Прыжок в длину с места» (А); «Бег на 100 м» (Б); «Подтягивание на перекладине» (В); «Бег 2000 м» (Г) у студентов в период обучения на 1-4 курсах
Разработанный экспериментальный учебный план включал последовательное применение средств легкой атлетики для развития общей выносливости, гимнастики для развития силы и локальной мышечной выносливости и спортивных игр для развития скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости (рис. 2). Интенсивность применяемых средств физической подготовки в период эксперимента имела тенденцию к увеличению как в течение учебного года, так и в период с первого по четвертый курс на 8-10% (2-2,5% в год); при этом общий объем учебной нагрузки по физическому воспитанию не увеличивался и, согласно программным требованиям, составлял 140 ч в год. Таким образом, процесс физического воспитания в вузе в период педагогического эксперимента приобрел признаки спортивной тренировки.
В эксперименте приняли участие 136 студентов физико-математического факультета и факультета технологии Мозырского государственного педагогического университета и 64 студента экономического факультета Саранского кооперативного института.
В табл. 1 представлена динамика результатов выполнения контрольных упражнений участниками педагогического эксперимента в период обучения в вузе.
Анализ результатов педагогического эксперимента свидетельствовал, что разработанная методика способствовала повышению эффективности физического воспитания студентов в период обучения в вузе.
Так, результаты в тесте «Бег на 100 м», зарегистрированные в экспериментальной группе в период с первого по четвертый курс, не имели достоверных отличий, что свидетельствовало о стабилизации уровня
(шШ>
час
14-
12ю-8-6-|-42 о-
Ї
месяц
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
май
□ Комплексное развитие физических качеств ■ Силовая подготовка
□ Развитие выносливости
□ Развитие скоростно-силовых качеств
Рис. 2. Динамика средств физического воспитания студентов в период учебного года Примечание: пунктиром схематично обозначена интенсивность физической нагрузки.
скоростных качеств студентов в период обучения в вузе. Наблюдалось достоверное увеличение результатов в тесте «Прыжок в длину с места» с первого по второй курс. С третьего по четвертый курс уровень скоростно-силовой подготовленности существенно не изменялся. Динамика результатов в тесте «Подтягивание на перекладине» свидетельствовала о прогрессивном увеличении уровня силовой выносливости участников педагогического эксперимента с первого по третий курс и его стабилизации на четвертом курсе. Аналогичная динамика наблюдалась в уровне развития общей выносливости. На третьем курсе студенты - участники эксперимента показали достоверно более высокие результаты в беге на два километра по срав-
нению с результатами, зарегистрированными в конце первого курса. На четвертом курсе наблюдалось некоторое снижение уровня общей выносливости до показателей, зарегистрированных на первом и втором курсах, что, по-видимому, связано с повышением напряженности учебного процесса.
Положительная динамика основных физических качеств студентов - участников педагогического эксперимента отразилась на уровне их успеваемости. Так, с оценкой «удовлетворительно» и выше выполнило контрольные нормативы подавляющее большинство студентов, причем наблюдался стабильно высокий уровень успеваемости в течение всего периода обучения в вузе (табл. 2).
Таблица 1
Динамика физической подготовленности студентов - участников педагогического эксперимента
в период обучения в вузе (Х±ст)
Тесты 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Бег 100 м, с 14,18±0,46 14,14±0,38 14,21±0,52 14,11±0,24
Прыжок в длину с места, см 231,4±14,61* 242,2±16,83* 238,7±24,62 234,3±22,84
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 7,4±1,86* 7,9±1,44 9,4*±1,62 8,8*±0,92
Бег 2000 м, с 519,5±34,2* 510,2±36,8 498,9±24,3* 514,6±26,5
* - выделены достоверно значимые различия показателей (р<0,05).
Таблица 2
Динамика успеваемости студентов - участников педагогического эксперимента
в период обучения в вузе, %
Тесты 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Бег 100 м, с 82 84 82 85
Прыжок в длину с места, см 84 88 85 82
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 78 81 87 83
Бег 2000 м, с 74 77 82 76
Среднее значение 79,5 82,5 84,0 81,5
Заключение
В результате выполненного исследования установлено, что разработанная методика физического воспитания студентов, основанная на реализации принципа суперпозиции в организации тренировочных средств различной преимущественной направленности, в течение учебного года позволила повысить эффективность физического воспитания в вузе.
Студенты - участники 4-летнего педагогического эксперимента - достигли высокого и стабильного уровня разносторонней физической подготовленности и ус-
певаемости по предмету «Физическая культура» в период обучения в вузе.
Методика последовательного включения в учебный процесс тренировочных средств, направленных на развитие общей выносливости, силовых качеств, скоростносиловых качеств и скоростной выносливости, способствовала более эффективному развитию физических качеств и стабилизации показателей физической подготовленности у студентов 3-4 курсов по сравнению с традиционными методическими подходами к физическому воспитанию в вузе.
Литература
1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. -1993. - № 4. - С. 21-23.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.
3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 174 с.
4. Приходько Н.К. Оптимизация двигательной активности студентов гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2000. - 18 с.
5. Таланцев А.Н. Дефицит двигательной активности у студенток ИФК и методы его компенсации на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Малаховка, 2000. - 26 с.
6. Физическая культура: Учебная программа для непрофессиональных специальностей высших учебных заведений (для групп основного, подготовительного и спортивного отделений) /Сост.: С.В. Макаревич, Р.Н. Медников, В.М. Лебедев и др. - Минск: РИВШ БГУ, 2002. - 38 с.
7. Шуняева Е.А. Физическое воспитание студентов вуза с различной структурой физической подготовленности // Вестник спортивной науки. - 2007. -№ 2. - С. 68-70.
ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ
Статьи в «Вестнике спортивной науки» должны быть представлены в виде документов Word for Windows и содержать до 10 страниц текста при стандартном оформлении: шрифт Times New Roman Cyr, 14 пунктов, через 1,5 интервала, с выделением заголовков жирным шрифтом. Поля: слева 3 см, справа 2 см, сверху и снизу 2 см. Каждая статья снабжается аннотацией на русском и английском языках, представляющей собой краткое описание сущности работы. Кроме того, предоставляются ключевые слова на русском языке (не более 5). Размер аннотации не более 20 строк.
Иллюстративный материал к статьям в электронном виде представляется отдельно в виде графических файлов в форматах BMP, PCX, GIF, JPEG. Допустимо использование графиков и диаг-
рамм Excel. Рисунки, начертанные вручную средствами Word, не допускаются!
К дискете или компакт-диску с электронной версией прилагается распечатка, в которой необходимо вставить иллюстративный материал или обозначить его расположение.
Допустимо представление машинописных вариантов с приложением иллюстративного материала, например фотографий или графиков. Машинописные рукописи и иллюстративные материалы должны быть достаточно яркими и четкими для распознавания с использованием сканера.
Издательство оставляет за собой право возвращать авторам на доработку рукописи, не отвечающие предъявляемым требованиям.
(шШ>