шенных веществ 1130 мг/л, ХПК 2122 мг/л, то с ее внедрением сточные воды содержали взвешенные вещества в концентрации 436 мг/л, ХПК 557 мг/л. Однако на последующих стадиях очистки навозосодержащих стоков (III ступень аэротенков и биопруд) эти показатели снижались всего лишь на 15,6 и 9,4 % соответственно.
Необходимо отметить, что жидкая фракция навозосодержащих сточных вод после обработки в электрокоагуляторе содержала ионов железа около 90 мг/л, осадка после отстойников 135 мг/л, погашенной пены 142,8 мг/л. После биологической очистки сточных вод концентрация ионов железа в них составляла 0,5 мг/л.
Пробная электрохимическая очистка навозосодержащих сточных вод, проведенная на сооружениях искусственной 2-ступенчатой биологической очистки на свинокомплексе производительностью 108 тыс. голов в год, дала аналогичные результаты. Так, после электрохимической очистки и отстаивания в навозосодержащих стоках отмечено снижение содержания взвешенных веществ с 2144 до 1588 мг/л (на 25,9%), ХПК с 5600 до 2804 мг/л (на 50%).
Таким образом, исследования показали, что эффектив-^(ьяое обеззараживание навозосодержащих сточных вод про-
мышленных свинокомплексов с помощью термической обработки на пароструйной установке возможно только при низких концентрациях в них органических веществ. Однако в процессе дальнейшей химической обработки бактериальная обсемененность навозосодержащих стоков возрастает до первоначальных показателей. Эффективность химической очистки указанных стоков после удовлетворительной в бактериальном отношении термической обработки составляет по взвешенным веществам 43,7 %, БП'К 17,7 %, ХПК 33,8 %.
В процессе обработки навозосодержащих сточных вод на сооружениях электрохимической очистки в основном происходит освобождение их от легкоокисляемых органических веществ.
Литература
1. Генкин В. Е. // Справочник проектировщика: Канализация населенных мест и промышленных предприятий. —
М., 1981. —С. 199—205.
2. Усачева И. Г. // Достижение науки и передовой опыт в сельском хозяйстве.— М., 1973, — Серия 2, вып. 10.— С. 19—27.
Поступила 08.02.88
УДК 613.6:[614.256.5:612.766.1
Г. И. Куценко
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ТРУДА И ВНУТРИСМЕННОГО
ОТДЫХА ВРАЧЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
* ^ • • • ^г # ^ 4« ' «. , » £ 1 ^. т ^ у (
ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, Минздрава СССР, Москва
Социально-гигиенические, гигиенические, медико-физиологические исследования показали, что труд врачей [5], в частности терапевтического профиля, является трудом высокой категории тяжести (напряженности). Это обусловлено чувством ответственности врача за здоровье, а нередко и за жизнь больного, необходимостью зачастую срочно принимать квалифицированные решения по диагностике и лечению, ежедневным контактом с большим числом больных людей с разными характерами и т. п. Важным аргументом, подтверждающим справедливость сказан-ного, служит заболеваемость медицинских работников с у временной утратой трудоспособности (ВУТ), показатели / которой у них превышают таковые среди рабочих и служащих основных отраслей промышленности [1—5].
Приведенные сведения указывают на необходимость разработки таких режимов труда и внутрисменйого отдыха врачей, которые, оздоровляя условия труда, способствовали бы повышению их работоспособности.
С целью разработки таких мероприятий, а также для проверки их эффективности были проведены две серии психофизиологических исследований врачей терапевтического профиля поликлиники и стационара (как представителей наиболее массовой врачебной специальности) — до и после внедрения рациональных режимов труда и внут-рисменного отдыха в соответствующих учреждениях. Результаты оценивали с помощью разработанных нами методик количественной интегральной оценки утомления медицинских работников 1 и определения категории тяжести (напряженности) труда по реакциям организма работающих 2. Исследованию подлежали практически здоровые
1 Методические рекомендации «Количественная интегральная оценка утомления медицинских работников учреждений здравоохранения». М., Минздрав СССР, 1987.— С. 22.
2 Методические рекомендации по оценке тяжести труда медицинских работников. М., Минздрав СССР, 1987.—
С. 28.
лица в возрасте 28—45 лет со стажем работы в должности врача-терапевта поликлиники (стационара) не менее 3 лет.
В табл. 1 приведены результаты фоновых исследований (о врачах — участковых терапевтах данные получены при работе их в вечернюю смену как субъективно и объективно более напряженную и менее «физиологичную»), из которых видно, что у участковых терапевтов поликлиники к началу вечернего приема из всех изученных показателей лишь критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ)' была значительно снижена. К концу приема заметно снизились скорости зрительно- и слухомоторных реакций, КЧСМ, мышечная выносливость и систолический объем (СО) крови. В 1,5 раза увеличился интегральный показатель утомления. Приведенные данные указывают на то, что во время вечернего приема процесс утомления генерализуется, а это отражается на показателях физиологических функций. Представляет интерес также, что при работе во 2-ю смену у терапевтов поликлиники чувство усталости появляется в среднем через 4, 9 ч после начала работы (т. е. примерно через 1 ч после начала вечернего приема), а к концу работы около 49 % из них отмечают значительную усталость.
У врачей-терапевтов стационара к середине рабочего дня заметно снижались скорости зрительно- и слухомоторных реакций, КЧСМ, мышечная выносливость, СО крови, что свидетельствует о высокой психоэмоциональной напряженности деятельности, выполняемой ими в течение первой половины рабочего дня. К концу работы СО крови практически восстанавливался до исходных величин, однако достоверно снижалась устойчивость внимания. Субъективное чувство усталости, появляясь в среднем через 3, 5 ч после начала работы, к концу рабочего дня нарастало. Около 30 % опрошенных отмечали в этот период значи-•^ельную усталость.
Исследования по апробации рациональных режимов труда и внутрисменного отдыха проводили на базе городских поликлиник и стационаров г. Львова в осенне-зимний период, когда нагрузка на врачей в целом возрастает, что
Таблица 1
Изменение психофизиологических функций у врачей терапевтического профиля поликлиники (в вечернюю смену) и стационара в динамике рабочего дня (в баллах)
Исследуемая функция Терапевты поликлиники Терапевты стационара
после работы на участке после приема после работы на участке после приема
Объем и распределе-
ние внимания | —0,4 4,3 —4,4 —2,0
Устойчивость внима-
ния -0,4 — 1,4 — 1,1 —5,7*
Скорость зрительно- —7,8*
моторной реакции —3,3 — 10,6* —13,2*
Скорость слухомотор- — 12,5*
ной реакции —2,2 —9,7* — 17,4*
кчсм — 11,5* —22,4* — 10,0* —23,7*
Координация движе- i
ния руки —0,4 0,4 8,4* 7,6
Мышечная выносли-
вость -2,8 —4,7* —11,1 * —15,1*
СО крови —2,0 —14,4* —9,8* —0,5
Интегральный коли-
чественный показа-
тель утомления • * « * 8,3 12,9 10,7 14,3
Примечание. Здесь и в табл. 2: —означает изменение функции в неблагоприятном направлении, * — сдвиги, носящие достоверный характер.
соответственно должно отразиться и на их производственном утомлении.
Для этого в базовых лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) были организованы зоны внутрисменного отдыха3, состоящие из комнаты психоэмоциональной разгрузки (КПР) и комнаты мобилизующего отдыха (КМО), где после сеанса психоэмоциональной разгрузки врачи могли, удобно расположившись, отдохнуть и поесть; по распоряжению администрации ЛПУ и по согласованию с профсоюзным комитетом врачам — участковым терапевтам был предоставлен 20-минутный перерыв после окончания утреннего и через I ч после начала вечернего приема (терапевтам стационара через 3,5 ч после начала работы) ; во время перерыва врачи группами по 2—6 человек заходили в КПР, сеанс в которой длился 10 мин; после пребывания в зоне отдыха врачи возвращались к своим служебным обязанностям.
В табл. 2 приведены данные, полученные при исследовании психофизиологических функций врачей терапевтического профиля поликлиники и стационара после оздоровления условий их труда. Из нее видно, что у врачей-терапевтов поликлиники к началу вечернего приема показатели практически всех исследованных функций имели тенденцию к ухудшению, причем более выраженную, чем в фоновых исследованиях (что, очевидно, связано с повышенной нагрузкой). Различия в развитии утомления выявляются в конце рабочего дня. Так, если в фоновых исследованиях в этот период из 8 исследованных показателей достоверно ухудшались 5, то при улучшении условий труда врачей выявлено относительное или абсолютное улучшение показателей всех исследованных функций. При этом интегральный количественный показатель утомления был достоверно ниже такового в фоновых исследованиях.
3 Методические рекомендации «Совершенствование режимов труда и отдыха медицинских работников лечебно-профилактических учреждений»» М., Минздрава СССР, 1984.— С, 19,
Таблица 2
Изменение психофизиологических функций у врачей терапевтического профиля поликлиники (в вечернюю смену) и стационара в динамике рабочего дня при новом режиме труда
и отдыха (в баллах)
Исследуемая функция Терапевты поликлиники Терапевты стационара
после работы на Участке после приема середина рабочего ДНЯ окончание работы
Объем и распределе-
ние внимания 0,7 9,9* —4,3* 4,1*
Устойчивость внима- • - "
ния —6,4* —2,9 —0,2 —0,5
Скорость зрительно- —7,8*
моторной реакции —5,1* 1,5 —3,0
Скорость слухомотор- • 4,4
ной реакции —10,6* -4,0 —8,2*
кчсм —6,8* —3,9 —5,5* —2,6
Координация движе-
ний руки —2,3 — 1,0 3,6 4,5*
Мышечная выносли- % • •
вость —16,7* —2,5 —8,2* —0,8
СО крови —6,4* 0,6 —4,1* 1,7
Интегральный коли-
чественный пока-
затель утомления 11,4 8,0 10,6 7,8
Характерно также, что более 70 % участковых терапевтов отмечали при этом умеренную усталость и лишь 2,5 % — значительную.
У терапевтов стационара в повторных исследованиях, так же как и в фоновых, в первой половине рабочего дня выявлено ухудшение функции внимания, замедление сен-сомоторных реакций, снижение КЧСМ, мышечной выносливости и СО крови. Однако к концу смены динамика показателей этих функций была иной. В отличие от фоновых данных, где указанные физиологические функции, за исключением СО крови, имели тенденцию к еще большему ухудшению, в повторных исследованиях выявлено улучшение практически всех изучаемых показателей. Интегральный показатель утомления был достоверно ниже такового в фоновых исследованиях. Характерно, что при этом более 50 % врачей в конце работы вообще не отмечали усталости, 40 % указывали на умеренную усталость и лишь 2,5 % — на значительную.
Оценка тяжести труда по показателям функционального состояния организма врачей, обеих групп до и после внедрения рациональных режимов труда и внутрисменного отдыха выявила снижение ее на одну категорию (с IV на III). Проведенные перспективные расчеты показали, что такое снижение категории тяжести труда обследованных врачей при улучшении условий их труда с использованием КПР и КМО даст от 3 до б % условно-годовой экономии. При этом, в частности ожидается наряду с повышением эффективности труда уменьшение потерь рабочего времени указанных специалистов за счет снижения их заболеваемости с ВУТ.
Таким образом, осуществленный с помощью методик количественной интегральной оценки утомления и тяжести труда сравнительный анализ результатов исследований психофизиологических функций врачей-терапевтов городских поликлиник и стационаров в сложившихся условиях и при рациональных режимах труда и отдыха показал, что предложенный комплекс мероприятий, проводимый в условиях зон внутрисменного отдыха, позволяет эффективно восстановить основные рабочие и вегетативные функции и значительно снизить производственное утомление, оказывая тем самым положительное влияние на работоспособность, состояние здоровья и эффективность их труда.
Выводы. 1. Рационализация режимов труда и внут-рисменного отдыха врачей терапевтического профиля ЛПУ с применением КПР и других средств воздействия позволяет, оздоровляя условия труда, повысить их работоспособность.
2. Реализация указанных мероприятий в ЛПУ позволит повысить эффективность труда врачей на 3—6 %, включая снижение их заболеваемости с ВУТ.
3. Методики количественной интегральной оценки утомления и тяжести труда могут применяться для определения эффективности мероприятий по улучшению условий труда различных профессиональных групп медицинских работников.
Литература
1. Голубева А. П., Кириллов В. Ф.// Сов. здравоохр. — 1975. — № 10. — С. 40—46.
2. Грачева А. #., Вольфинзон #. /".//Там же. — 1977.— № 9. — С. 44—47.
3. Измеров Н. Ф. // Труд и здоровье медицинских работников. — М., 1979.— С. 21—31.
4. Кириллов В. Ф. Гигиена труда врачей хирургического профиля. — М., 1982.— С. 118—137.
5. Труд и здоровье медицинских работников / Под ред. В. К. Овчарова.— М., 1985.— С. 85—103.
Поступила 16.02.88
УДК 371.71:371.73
В. И. Агарков
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ ЧЕРЕДОВАНИЯ
РАБОЧЕЙ ПОЗЫ
Донецкий медицинский институт
Задача настоящей работы заключалась в изучении значимости чередования в течение урока рабочей позы школьников в формировании их функционального состояния (ФС) и работоспособности.
Оценивали чередование следующих видов позы: сидячей при разных видах учебной работы и сидячей на стоячую. При этом деятельность в стоячей позе была кратковременной — каждый период по 3 мин.
Исследования проводили на третьеклассниках (30 чело-
век) на уроках и в дни пониженной работоспособности. Темы уроков по сложности были идентичными. Такими уроками и днями являлись 3-й и 5-й уроки математики в пятницу.
Функции организма оценивали до и после каждого экспериментального урока. Определяли величину рефлекторной реакции на свет (зрительно-моторной реакции — ЗрМР), порог возбудимости зрительного анализатора (ПВЗА) и умственную работоспособность (УР) по бук-
Зависимость ФС школьников на уроке от характера и чередования рабочей позы в дни пониженной работоспособности
Вариант урока * ч ф * ' Характеристика и режим чередования позы Величина и направленность ФС
конец 3-го урока V конец 5-го урока • • 1 « • »♦ « •
ЗрМР, мс ПВЗА, В УР, зн/мин ЗрМР, мс ПВЗА, В УР, эн/мнн
i Чередование сидячей по- •
зы: вынужденная ра-
бочая поза с дли- Ф
тельным наклоном к
передней части пар-
; Л / - ты. Смена позы не
более 2 раз за урок +8,7±1,2 +0,34±0,11 —8,4±2,3 +11,0 + 1,8 +0,54+0,14 —9,3+2,8
7,3 3,1 3,6 6,1 3,9 3,3
2 Поза меняется в соответ-
ствии с видом учеб-
* • ной работы не более
4 раз за урок +2,3-Ы, 5 +0,18+0,11 4,2+2,3 +3,8+2,0 +0,27+0,14 —5,0+2,7
г 1,5 1,6 1,8 1,9 1,9 1,8
3 Поза меняется в соответ-
ствии с видом учеб- J
ной работы 10—
12 раз за урок —8,2ч-1,9 —0,35+0,16 +6,5+2,0 —6,1±1,2 —0,26+0,11 +5,1±2,0
4,3 2,2 3,2 5,1 2,7 2,5
4 Позы чередуются по ха- %
рактеру сидя — стоя
в следующем режи- МР •
4а XVIС • стоя 2 раза по 3 мин —7,0+2,0 —0,33+0,14 +7,4+9,2 —5,0+1,5 —0,27+0,12 +6,3+2,0
г 3,5 2,3 3,4 3,3 2,2 3,1
46 стоя 3 раза по 3 мин — 10,0-4-1,9 —0,51+0,18 + 10,3+2,5 —9,7+1,7 —0,47+0,16 +9,5+2,2
г 9,3 2,8 4,1 5,7 2,9 4,3 '
4в стоя 4 раза по 3 мин — 15,0+2,2 —0,70+0,2 * + 13,5+3,0 — 14,5+2,0 —0,65+0,2 + 13,3+3,1
г 6,8 3,5 4,5 7,2 3,2 4,3
4г стоя 5 раз по 3 мин -14,8-1-2,3 —0,67+0,21 + 13,6+3,2 — 14,9+2,8 —0,68+0,2 + 13,5+3,5
г 6,4 3,2 4,2 5,3 3,4 % 3,8