Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ ЧЕРЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПОЗЫ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ ЧЕРЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Агарков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ ЧЕРЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПОЗЫ»

Выводы. 1. Рационализация режимов труда и внут-рисменного отдыха врачей терапевтического профиля ЛПУ с применением КПР и других средств воздействия позволяет, оздоровляя условия труда, повысить их работоспособность.

2. Реализация указанных мероприятий в ЛПУ позволит повысить эффективность труда врачей на 3—6 %, включая снижение их заболеваемости с ВУТ.

3. Методики количественной интегральной оценки утомления и тяжести труда могут применяться для определения эффективности мероприятий по улучшению условий труда различных профессиональных групп медицинских работников.

Литература

1. Голубева А. П., Кириллов В. Ф.// Сов. здравоохр. — 1975. — № 10.— С 40—46.

2. Грачева А. #., Вольфинзон #. /".//Там же. — 1977.— № 9. — С. 44—47.

3. Измеров Н. Ф. // Труд и здоровье медицинских работников. — М., 1979.— С. 21—31.

4. Кириллов В. Ф. Гигиена труда врачей хирургического профиля. — М., 1982.— С. 118—137.

5. Труд и здоровье медицинских работников / Под ред. В. К. Овчарова.— М., 1985.— С. 85—103.

Поступила 16.02.88

УДК 371.71:371.73

В. И. Агарков

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ ЧЕРЕДОВАНИЯ

РАБОЧЕЙ ПОЗЫ

Донецкий медицинский институт

Задача настоящей работы заключалась в изучении значимости чередования в течение урока рабочей позы школьников в формировании их функционального состояния (ФС) и работоспособности.

Оценивали чередование следующих видов позы: сидячей при разных видах учебной работы и сидячей на стоячую. При этом деятельность в стоячей позе была кратковременной — каждый период по 3 мин.

Исследования проводили на третьеклассниках (30 чело-

век) на уроках и в дни пониженной работоспособности. Темы уроков по сложности были идентичными. Такими уроками и днями являлись 3-й и 5-й уроки математики в пятницу.

Функции организма оценивали до и после каждого экспериментального урока. Определяли величину рефлекторной реакции на свет (зрительно-моторной реакции — ЗрМР), порог возбудимости зрительного анализатора (ПВЗА) и умственную работоспособность (УР) по бук-

Зависимость ФС школьников на уроке от характера и чередования рабочей позы в дни пониженной работоспособности

Вариант урока * ч ф * ' Характеристика и режим чередования позы Величина и направленность ФС

конец 3-го урока V конец 5-го урока • • 1 « • »♦ « •

ЗрМР, мс ПВЗА, В УР, зн/мин ЗрМР, мс ПВЗА, В УР, эн/мнн

i Чередование сидячей по- •

зы: вынужденная ра-

бочая поза с дли- Ф

тельным наклоном к

передней части пар-

; Л / - ты. Смена позы не

более 2 раз за урок +8,7±1,2 +0,34±0,11 —8,4±2,3 +11,0 + 1,8 +0,54+0,14 —9,3+2,8

7,3 3,1 3,6 6,1 3,9 3,3

2 Поза меняется в соответ-

ствии с видом учеб-

* • ной работы не более

4 раз за урок +2,3-Ы, 5 +0,18+0,11 4,2+2,3 +3,8+2,0 +0,27+0,14 —5,0+2,7

г 1,5 1,6 1,8 1,9 1,9 1,8

3 Поза меняется в соответ-

ствии с видом учеб- J

ной работы 10—

12 раз за урок —8,2ч-1,9 —0,35+0,16 +6,5+2,0 —6,1±1,2 —0,26+0,11 +5,1±2,0

4,3 2,2 3,2 5,1 2,7 2,5

4 Позы чередуются по ха- %

рактеру сидя — стоя

в следующем режи- МР •

4а XVIС • стоя 2 раза по 3 мин —7,0+2,0 —0,33+0,14 +7,4+9,2 —5,0+1,5 —0,27+0,12 +6,3+2,0

г 3,5 2,3 3,4 3,3 2,2 3,1

46 стоя 3 раза по 3 мин — 10,0-4-1,9 —0,51+0,18 + 10,3+2,5 —9,7+1,7 —0,47+0,16 +9,5+2,2

г 9,3 2,8 4,1 5,7 2,9 4,3 '

4в стоя 4 раза по 3 мин —15,0+2,2 —0,70+0,2 * + 13,5+3,0 — 14,5+2,0 —0,65+0,2 + 13,3+3,1

г 6,8 3,5 4,5 7,2 3,2 4,3

4г стоя 5 раз по 3 мин -14,8-1-2,3 —0,67+0,21 + 13,6+3,2 — 14,9+2,8 —0,68+0,2 + 13,5+3,5

г 6,4 3,2 4,2 5,3 3,4 % 3,8

венным таблицам Анфимова с расчетом интегрального показателя по нашему методу («Гигиена и санитария». —

1979. —№8).

Как видно из таблицы, на одинаковых по содержанию уроках (плотность 80—85 %) ФС учащихся существенно зависит от характера и кратности чередования рабочей позы. Причем эта зависимость несколько усиливается на последних уроках, т. е. возрастает с повышением утомления детей. Наиболее неблагоприятное ФС школьников отмечается при варианте режима чередования позы на уроке № 1 (см. таблицу). В этом случае учащиеся длительно пребывают в вынужденной позе с очень редкой ее сменой. После таких уроков регистрируется существенное ухудшение функций ЦНС и снижение УР. При более частом чередовании (4 раза) в ходе урока видов сидячей позы состояние показателей ЦНС школьников несколько лучше. Как следует из результатов изучения варианта урока № 2, функции ЦНС и работоспособность учащихся к концу его имеют лишь тенденцию к ухудшению.

Улучшение функций ЦНС и работоспособности детей к концу урока имеет место при высокой динамичности в ходе занятий сидячей рабочей позы (вариант урока № 3). При этом заметная активизация функций ЦНС отмечается при частоте смены сидячей позы по видам учебной работы на уровне 10—12 раз за урок. Однако эта мера дает хороший эффект на уроках с малым утомлением школьников (3-й урок) и меньший на последних уроках, когда утомление более значительно. Выраженный результат в поддержании функций организма на высоком уровне отмечается

при чередовании сидячей позы со стоячей (варианты уроков № 46, в, г) . Причем наиболее благоприятное ФС ЦНС и работоспособности школьников наблюдается при 3—4 периодах работы стоя продолжительностью каждый в пределах 3 мин. При подобном характере смены рабочей .позы прогрессивно улучшаются показатели УР вплоть до режима с 4-кратным чередованием. При режиме с 5-кратным чередованием сидячей позы со стоячей функциональные показатели находятся на уровне таковых с 4-кратной сменой позы. Особенно хорошо сказывается на ФС детей периодическая смена сидячей рабочей позы на стоячую на последних уроках. В этом случае .более значимым является режим с 4—5-кратной сменой сидячей позы на стоячую. Но при этом нормализующий эффект практически стабилизируется на уровне 4-кратной смены позы при 3-минутных периодах работы стоя.

Таким образом, чередование рабочей позы на уроке благоприятно действует на ФС и работоспособность учащихся. При смене видов сидячей рабочей позы заметная активизация функций организма отмечается только при равномерном чередовании в динамике урока на уровне 10—12 раз.

Нормализация функций ЦНС и работоспособности детей наблюдается при периодической смене сидячей позы на стоячую с кратковременным осуществлением работы в положении стоя. Эффективным режимом можно считать режим, включающий 3—4 периода работы в стоячей позе по 3 мин каждый на 1—3-м уроке и 4—5 таких периодов — на 4—5-м уроке.

Поступила 29.12.87

УДК 613.6:636.08^.2

Р. А. Япкаускас

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ

ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТРАВЯНОЙ МУКИ

НИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены Минздрава Литовской ССР, Вильнюс

В настоящее время в связи с интенсификацией промышленного животноводства возникает необходимость внедрения новых перспективных-технологий производства кормов. Все более широкое применение получает заготовка искусственно высушенных кормов, в частности травяной муки, которая является основным компонентом комбикормов. Современное производство травяной муки осуществляется в специально отведенных для этой цели цехах, как правило, в переходный и теплый периоды года. Лииия приготовления травяной муки включает бункер-накопитель, куда сбрасывается подвозимая зеленая масса; транспортер, подающий массу в сушильную камеру типа АВМ, и дробилку, откуда травяная мука с помощью систем аспирации и пневмотранспорта направляется к прессу-гранулятору типа ОГМ. Затем переработанное сырье в виде гранул по системе транспортеров поступает в емкости для хранения.

Условия труда при технологическом процессе указанного производства до сих пор не изучены. Целью настоящей работы явилась гигиеническая оценка факторов производственной среды машинистов и грануляторщиков при производстве травяной муки и влияния этих факторов на заболеваемость рабочих.

В результате гигиенических исследований, проведенных на местах работы агрегатов в б хозяйствах республики, установлено, что при производстве травяной муки на рабочих воздействует комплекс вредных производственных факторов. Сравнительный анализ причин формирования профессиональных вредностей и уровней их воздействия во всех 6 исследованных цехах, работающих по сходной технологической схеме, не обнаружил существенных различий (табл. 1). Запыленность воздуха рабочих помещений, по данным прямой гравиметрии, превышала ПДК (4 мг/м3) на всех рабочих местах. Наиболее низкое содер-

жание пыли отмечено в воздухе рабочей зоны машиниста (38,5±3,0 мг/м3), а наиболее высокое — в рабочей зоне грануляторщика (154,2±13,0 мг/м3 при р<0,001), где имеет место недостаточная герметичность систем подачи травяной муки в гранулятор. Концентрация пыли у пульта управления (ПУ) агрегата в несколько раз превышала ПДК (25,5±1,4 мг/м3), несмотря на отсутствие источников ее выделения. Этому способствовал занос пыли в зону ПУ мощными потоками воздуха, образующимися в помещениях в результате сквозняков. Высокие концентрации пыли (53,7±5,9 мг/м3 при р<0,02) зарегистрированы также в воздухе рабочей зоны вспомогательных работ. У транспортера с измельченной травой и ее гранулами запыленность колебалась от 31,4 ±2,4 до 38,0±4,7 мг/м3, а при засыпке в машину достигала 238,0±7,2 мг/м3.

Почвенно-растительная пыль, попадая в органы дыхания с воздухом, в таких концентрациях может способствовать развитию воспалительных заболеваний (они преобладают среди заболеваний системы органов дыхания у рабочих производства травяной муки), в частности хронического пылевого бронхита, что подтверждают данные анализа заболеваемости. Особенностью хронического бронхита, развивающегося под влиянием органической пыли, является раннее и выраженное нарушение бронхиальной проходимости [2]. Физиологические исследования проведены у 45 рабочих в 3 профессиональных группах: 1-я группа — рабочие 22—59 лет со стажем работы до 5 лет, 2-я — рабочие 24—65 лет со стажем от 5 до 10 лет, 3-я — рабочие 28—59 лет со стажем более 10 лет. При этом выявлены достоверные различия среди показателей спирометрии между 1-й и 2-й, а также 2-й и 3-й профессиональными группами (р<0,05) в сторону снижения бронхиальной проходимости. Среднегрупповые показатели спирометрии в 1, 2 и 3-й группах соответственно были следу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.