Научная статья на тему 'Рационализация перевозки грузов'

Рационализация перевозки грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1184
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / ПОНЯТИЕ "РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ" / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК / ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рационализация перевозки грузов»

Раздел I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е.А. Белоусова

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Ключевые слова: транспортные услуги, рациональность перевозки грузов, понятие «рационализация», распределение грузовых перевозок, планирование перевозок.

Рационализация означает усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо. Что касается транспортной специфики данной темы, то основная цель рационализации грузовых перевозок - удовлетворение спроса отраслей национальной экономики в перевозках грузов при минимальных совокупных затратах на производство и транспортировку продукции. Проблема улучшения транспортного обслуживания требует комплексного подхода, нацеленного на достижение конечного результата, - удовлетворения спроса отраслей экономики и населения в перевозках. С позиций экономики страны необходимо так размещать производство, чтобы обеспечивался минимум совокупных затрат на него и перевозку продукции. В этом заключается экономическая сущность задачи рационализации перевозок. Достижение минимума совокупных затрат на него и перевозку продукции реально осуществимо лишь при перспективном планировании и в основном для районов нового освоения. Для регионов, сформировавшихся в экономическом отношении или же при текущем планировании перевозок, существуют определенные ограничения, связанные со сложившимся уровнем и характером производства продукции существующей транспортной системы. В этом случае при рационализации перевозок необходимо стремиться к достижению минимума транспортных затрат. Пути рационализации перевозок многообразны [3].

Рационализация грузовых перевозок - это система мер, направленных на устранение встречных, излишне дальних, повторных перевозок продукции, вызывающих непроизводительные народно-хозяйственные затраты. Экономическая сущность задачи рационализации перевозок грузов заключается в достижении экономического эффекта, полученного от снижения затрат при реализации системы мер, направленных на устранение встречных, излишне дальних, повторных перевозок продукции, вызывающих непроизводительные народнохозяйственные затраты, т.е. минимизации издержек, связанных с грузовыми перевозками. Основные направления рационализации перевозок грузов - это правильное распределение их между разными видами транспорта с учетом экономически целесообразных сфер использования каждого из них и их взаимодействия, совершенствование планирования материально-технического снабжения, сбыта и перевозок, исключающее нерациональные перевозки, повышение степени транспортабельности грузов перед их предъявлением к перевозке [1].

© Белоусова Е.А., 2013

Устранение нерациональных перевозок достигается путем оптимального планирования размещения производства и потребления по районам страны и установления рациональных транспортно-экономических связей между ними. В современных условиях выбор наиболее выгодных вариантов прикрепления потребителей к поставщикам продукции, как правило, определяется путем применения математических методов и ЭВМ. При построении оптимальных планов снабжения, сбыта и перевозок для целей текущего планирования (при уже заданных размерах и размещении производства и потребления по районам и пунктам) решается так называемая транспортная задача открытого типа. Критерий оптимальности планов в этом случае - достижение минимальных затрат на перевозки. Оптимальные планы перевозок утверждаются в виде общесетевых схем нормальных грузопотоков по каждому массовому грузу в отдельности. Эти схемы обязательны для грузоотправителей и транспортных организаций. Многолетний опыт показал, что разработка и применение оптимальных схем грузовых потоков позволяют снизить народно-хозяйственные затраты на перевозки в среднем на 4-6 %, а по грузам децентрализованного производства и потребления (например: кирпич, минеральные, строительные материалы, железобетонные изделия) - до 20 % и более. При перспективном планировании, когда одновременно решается задача рационализации грузовых перевозок и размещения производства, за критерий оптимальности принимается достижение минимальной величины совокупных затрат народного хозяйства на производство и перевозку той или иной продукции. Итак, устранению нерациональных перевозок способствует [4]:

- приближение промышленности к источникам сырья, энергии и пунктам потребления готовой продукции при учете транспортного фактора;

- комплексное развитие народного хозяйства по экономическим районам страны;

- правильное распределение грузовых перевозок между разными видами транспорта с учетом экономически целесообразных сфер использования каждого из них и их взаимодействия;

- совершенствование планирования материально-технического снабжения, сбыта и перевозок, исключающее нерациональные перевозки;

- повышение степени транспортабельности грузов перед их предъявлением к перевозке (прессование хлопка, сена, соломы, металлической стружки, пакетирование грузов, погрузка в контейнеры, на поддоны) и др.

Планирование перевозок является важной функцией управления транспортным процессом. Это объясняется сокращением длительности циклов коммерческих операций, увеличением стоимости хранения и необходимостью реагирования на изменение потребительского спроса. Так, затраты на производство некоторых товаров составляют лишь около 10 % стоимости товара, в то время как стоимость доставки может составлять до 50 %. Вот почему в условиях конкуренции одним из путей привлечения клиентов является оптимизация проектирования доставки и планирование перевозок. Оптимизацией проектирования доставки занимается логистика. Задачами логистики является конкретизация и детализация организационных мероприятий, связанных с перевозкой (выбор маршрута и вида транспорта в зависимости от типа груза) с целью снижения транспортных затрат, доставки грузов точно в срок, максимального удовлетворения всех требований заказчика перевозок.

Основа планирования перевозок - расписания и графики перевозок, составленные на основе систематизации заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков. Последнее предполагает анализ грузоперевозок за определенный период времени

Раздел I. Развитие отраслевого и регионального управления

как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети. Полученный в результате анализа грузопотоков материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы и расписания (графика) движения. Ведь регулярность движения является главным качественным показателем планирования [1]. Также разрабатываются перспективные планы, позволяющие оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке грузоперевозок. На основе перспективных планов вырабатываются концептуальные подходы к глобальному планированию, составляются рекомендации по маршрутизации имеющегося списочного подвижного состава.

Говоря о рационализации перевозки грузов, хотелось бы выделить воздушный транспорт. К началу XXI столетия мировая авиация подошла с несомненными успехами: быстрыми темпами развития, более надежными техническими средствами, улучшением качества обслуживания, повышением скоростей. В сфере наземной инфраструктуры российского авиатранспорта делаются попытки увеличить доходы, повышая сборы с авиалиний, одновременно расширяя число услуг для пассажиров. В целом курс взят по примеру западных аэропортов на создание международных транспортных узлов. При этом надежды возлагаются на организацию коммерческих перевалочных пунктов с удобными стыковками между рейсами. Итак, основным направлением рационализации перевозок на воздушном транспорте может стать совершенствование государственного регулирования рынка авиационных перевозок, куда войдут улучшение системы сертификации и лицензирования авиационных предприятий и видов деятельности на авиатранспортном рынке, оптимизация количества авиакомпаний и аэропортов, обеспечение развития рынка корпоративных авиаперевозок, оптимизация системы стандартов и правил в области использования государственной авиации в коммерческих целях. Также примером рационализации перевозки грузов на воздушном транспорте является такое развитие информационной структуры рынка авиационных перевозок, как внедрение новых информационных технологий на базе систем «Сирена-2.3», «Сирена-2000», «Сирена-3», обеспечение гармонизации этих систем с действующими и перспективными зарубежными системами, создание единой системы бронирования и продажи перевозок с другими видами транспорта, внедрение современных интернет-технологий в авиационных предприятиях РФ. Также при решении проблемы рационализации авиационных перевозок грузов нельзя не сказать о необходимости развития парка воздушных судов нового поколения, которое повлечет за собой сохранение и максимальное развитие рынка авиаперевозок путем повышения безопасности полетов, конкурентоспособности, качества обслуживания и экономической эффективности на базе коренного переоснащения парка воздушных судов новыми самолетами и вертолетами отечественного производства, включая магистральные пассажирские и грузовые самолеты, региональные самолеты, воздушные суда авиации общего назначения, сельскохозяйственной авиации и авиации для обслуживания отраслей экономики страны. Все эти меры позволят поднять рациональность перевозок грузов, а, следовательно, и повысить эффективность работы транспорта страны в целом [2].

Транспорт - это важная составная часть экономики государства, значение которой определяется ее ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. [3]. В зависимости от влияния этих составля-

ющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и регионов и страны в целом. Хотя транспорт и не производит продукции, а только участвует в создании, его издержки включаются в ее себестоимость. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50 %. Транспортный фактор имеет особое значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях рыночных отношений роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой - сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Библиографический список:

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности автотранспортного предприятия / М.М. Аникеева. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 246 с.

2. Беленький М.Н. Экономика и планирование эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте / М.Н. Беленький, Н.И. Силаев. - М., 1999. - 215 с.

3. Назаренко В.М. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности / В.М. На-заренко, К.С. Назаренко. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 512 с.

4. Савченко-Бельский В.Ю., Прокофьева Н.М. Неопределенность в системе управления экономическими рисками // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2006. - Т. 2. - № 15. - С. 127-132.

Д.А. Березин

ОЦЕНЩИК - СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: оценщик, оценочная деятельность, предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, трудовой договор, юридическое лицо.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [4] (далее по тексту - Федеральный закон об оценочной деятельности) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков (далее - СРОО) и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного Федерального закона (далее - оценщики). Одним из прав оценщика, касающихся занятия его профессиональной деятельностью, является ст. 4 Федерального закона об оценочной деятельности предоставленная возможность заниматься частной практикой. Данная статья в предыдущей редакции Федерального закона об оценочной

© Березин Д.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.