Magazine: Clusters. Research and development Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047 Article: Rationalization of government purchases from state-owned companies DOI: 10.12737/article_58f5e8e81de170.67768016 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics Author: M. A. Matsko E-mail the author: mackomax@mail.ru Country, region, city of residence: Russian Federation, Fare east, Nakhodka Academic degree: -Title: - Workplace author: FMT Position: General Director SPIN: -ODCID: -Researcher ID: -Author: Vyazmin Denis E-mail the author: - Country, region, city of residence: Russian Federation, Fare east, Nakhodka Academic degree: -Title: - Workplace author: student Position: RANEPA SPIN: -ODCID: -Researcher ID: - Abstract: Art. 1 of the Federal Law dated 04.05.2013. Regulation of Procurement of state and state-owned companies. Example of measures to prevent violations of the corruption in procurement. Ministry of Economic Development proposes to reduce the number of sites. Optimization purchases which helped to reduce spending of the State Duma. Keywords: procurement, products, rationalization, Federal Law. References 1. Control over purchases of state-owned companies will be strengthened // [Electronic resource] URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/03/21/634350-kontrol-zakupkami-goskompanii (reference date: 15.02.2017 ). 2. Small business in Russia is practically not involved in real production // [Electronic resource] URL: http://rusplt.ru/society/ne-tolko-obslujivat-23132.htmll (reference date: February 15, 2017). 3. Optimization of purchases that helped reduce the spending of the State Duma by almost 800 million rubles // [Electronic resource] URL: http: //torg94.ru/news/8749.html (reference date: February 15, 2017). 4. Why public procurement is ineffective // [Electronic resource] URL: http://fd.ru/articles/157684-sqb-16-m4-11-04-2016-pochemu-goszakupki-maloeffektivny (reference date: February 15, 2017) . 5. Federal Law of 05.04.2013 N 44-FZ. P. 33-38
Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 ISSN: 2414-9047 Название статьи: Рационализация государственных закупок у госкомпаний DOI: 10.12737/article_58f5e8e81de170.67768016 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics УДК: 33 ББК: 65.050 ГРНТИ: 06.52.01 РВИНИТИ: 061.51.53.01 РФФИ: 06.6.50 РНФ: 08.1.55 Автор: Мацко Максим Александрович Телефон: 89146505334Электронная почта автора: mackomax@mail.ru Страна, область, город проживания: РФ, Дальний Восток, Находка Ученая степень: - Ученое звание: - Место работы автора: ФМТ Должность: Генеральный директор SPIN: - ODCID: - Стр. 33-38
Researcher ID: -
Автор: Вязьмин Денис Александрович
Телефон: -
Электронная почта автора: -
Страна, область, город проживания: РФ, Дальний Восток, Находка
Ученая степень: -
Ученое звание: -
Место работы автора: Магистрант
Должность: РАНХиГС
SPIN: -
ODCID: -
Researcher ID: -
Аннотация: Ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013. Регулирование закупок государства и госкомпаний.
Пример о мерах по предупреждению коррупционных нарушений в сфере закупок. Минэкономразвития
предлагает сократить число площадок. Оптимизация закупок которая помогла сократить траты госдумы.
Ключевые слова: закупки, товары, рационализация, Федеральный закон.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, 4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок) [5].
Для рационализации государственных закупок следует выявлять закупки по завышенным ценам. Евгений Елин, отвечающий в Минэкономразвития за регулирование закупок государства и госкомпаний, работает над реформированием системы. Одни предложения успешно прошли Госдуму, поэтому заказчикам ГУПов и МУПов придется переходить на более строгие правила закупок с 2017 г. Другие предложения весной забуксовали, встретив сопротивление крупных госкомпаний. У компаний не те задачи, что у
государства, поэтому их нельзя загонять в такие же строгие рамки, говорит Елин, частично согласившийся с требованиями госкомпаний.
Еще одна масштабная реформа, которая ждет рынок, - готовящийся каталог закупок, призванный стандартизировать процесс и снизить издержки: по расчетам Минэкономразвития, 97% денежного объема и 91% количества закупок относятся менее чем к 15% номенклатуры закупаемых товаров. Анализ контрактов, заключаемых правительством Москвы, подтверждает это: около 80% номенклатуры закупок являются стандартными, только в первом полугодии 2016 г. заказчики 18 млн раз описывали типовые закупки: яблоки, шприцы, бензин, стиральные порошки и прочие подобные товары (данные компании «Икс-прайс»).
Елин также выступает против ограничений на закупки государством иностранных товаров. Такое импортозамещение вредит конкуренции и уже подняло цены на 40%, а дальше может сказаться на качестве, прямо заявил он в феврале 2016 г.
Как вы оцениваете работу системы закупок?
- Во-первых, сама возможность оценки - это уже большое достижение. При предыдущем законе о закупках (94-ФЗ) мониторинга как способа получения обратной связи о закупках не было. Поэтому деятельность в сфере закупок нельзя было вообще считать системной.
- Во-вторых, мониторинг сделал закупки объектом общественного контроля. Такие широко известные общественные проекты, как «За честные закупки» Общероссийского народного фронта и «Роспил» оппозиционного Фонда борьбы с коррупцией, стали возможны только после того, как появился мониторинг госзакупок.
- В-третьих, контрактная система способна исправлять свои ошибки, основываясь на мониторинге, что позволяет выявлять неэффективные нормы или пробелы в законодательстве. Например, в 2014 г. заказчики были обязаны согласовывать с контрольными органами закупки по результатам конкурсов и аукционов, на которые подана только одна заявка. Рассчитывали на то, что согласование с контролерами не позволит проводить торги под конкретного поставщика. Мониторинг показал, что издержки на такое согласование, а это более 700 000 процедур в год, значительно превысили полученный экономический эффект. Норму пришлось оперативно скорректировать. В настоящее время подлежат согласованию с контрольными органами только случаи заключения контрактов по результатам несостоявшихся конкурсов. Такое саморегулирование контрактной системы мы намерены развивать и в дальнейшем [1].
Приведем пример о мерах по предупреждению коррупционных нарушений в сфере закупок для муниципальных нужд и о ходе реализации федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
Не секрет, что отношения, возникающие в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд - наиболее подвержены коррупционным рискам. Анализ итогов проверок, осуществляемых различными контрольными органами, показывает, что эта проблема не утратила своей актуальности. Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), принятым 05.04.2013 года, предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение открытости всех процедур закупок, обеспечение реальной конкуренции между участниками таких закупок, а также установлен целый ряд запретов и ограничений, препятствующих коррупции.
Так установлены запреты:
• на ограничение конкуренции, в том числе путем включения в состав лотов технологически и функционально не связанных товаров;
• на участие в работе комиссии по осуществлению закупок лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;
• на немотивированное отклонение или прием заявок;
• на создание любых препятствий к освещению средствами массовой информации хода и результатов осуществления закупок;
• на установление любых требований к участникам закупок и закупаемой продукции, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Также действуют ограничения: на осуществление закупок без использования конкурентных способов определения поставщиков; на участие в закупках недобросовестных поставщиков, находящихся в соответствующем реестре и другие.
Закон № 44-ФЗ динамично развивается и совершенствуется. За полтора года в него внесено 17 изменений, принято более 120 подзаконных актов, конкретизирующих и обеспечивающих реализацию основных положений законодательства о контрактной системе. Основная нагрузка по реализации положений законодательства о контрактной системе возлагается на контрактную службу заказчика (контрактных управляющих).
Число электронных торговых площадок, через которые проходят закупки госкорпораций и компаний с гос.участием, могут сократить, чтобы снизить риск злоупотреблений. Ведомства сейчас закупаются всего через пять площадок.
В 2014 году через госзакупки прошло 23,8 трлн руб., 74% этих сделок составили закупки с участием госкомпаний и госкорпораций, говорится в материалах Аналитического центра при правительстве (есть у РБК). «Отсутствие единых требований к электронной форме проведения закупок оставляет госкомпаниям и компаниям с госучастием возможности для недобросовестного поведения», — приходят к выводу эксперты центра.
Риски следующие: у 15 площадок учредителями и участниками оказались зарубежные компании, в том числе из офшоров, у 17 электронных площадок среди участников и учредителей обнаружились заказчики, совершающие закупки на этих площадках. Только по закону о закупках госкомпаний 223-ФЗ более 90% закупок (на 5,5 трлн руб.) проходит на десяти электронных площадках, пять из которых аффилированы с заказчиками, а три контролируются иностранными компаниями, цитируется в материалах позиция Минэкономразвития.
Одна из главных проблем — это несанкционированная передача информации, раскрытие «секретных» конвертов с заявками от участников, поясняет исполнительный директор НАИЗ Георгий Сухадольский. «Организация подает заявку в запечатанном электронном конверте, а руководителю почти сразу звонят конкуренты и просят снять заявку, хотя и сама заявка, и тем более данные
компании должны быть засекречены. Другая распространенная ситуация — технологические сбои на торговой электронной площадке, переходящие в злоупотребления, когда конкретная организация с определенным ip-адресом не может подать заявку», — говорит он.
Закупки компаний с госучастием обеспечивают более 120 электронных площадок, такое «значительное число площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований 223-Ф3», писал в октябре 2014 года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев первому вице-премьеру Игорю Шувалову (копия письма есть у РБК). Министерство предложило выработать критерии отбора электронных площадок для закупок госкорпораций по аналогии с законом о закупках министерств и ведомств 44-ФЗ о контрактной системе.
Также Минэкономразвития предлагает сократить число площадок. «Ограниченное число операторов электронных площадок позволит обеспечить надлежащий уровень контроля их деятельности», — уверен глава ведомства Алексей Улюкаев (копия его письма в правительство от 11 февраля есть у РБК). Позиция ведомства не изменилась, уточнил его представитель [5]. Москве завершился форум «Госзаказ — за честные закупки». Его участники обсудили вопросы расширения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков с государственным участием. Благодаря более активному привлечению малого бизнеса госкомпании смогут сэкономить сотни миллиардов рублей.
Так же в ноябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил перечень из 35 крупнейших госкомпаний, чьи закупки подлежат госконтролю (в него, в частности, вошли «Газпром», «Почта России», «Ростелеком», «Аэрофлот», АЛРОСА, «Роснефть» и РЖД). Все они обязаны не менее одной десятой госзакупок отдавать малому бизнесу (мониторинг осуществляет корпорация МСП). О первых результатах рассказала на форуме замгендиректора корпорации Наталья Коротченкова: «С начала года мы видим прирост объема закупок 35 госкорпорациями, которые обеспечивают до 70% объема всех госзаказов, у МСП на 75 млрд руб.». По данным на март 2016 года, планируемый общий объем прямых закупок у субъектов МСП этими 35 заказчиками составил 208,2 млрд руб. (прирост показателя составил 74,2 млрд руб. — в среднем 8,2 млрд руб. в неделю). Средняя доля закупок при этом составляет 24,7% (от 10,05 до 88,35%), что в 2,5 раза превышает нормативно установленный уровень.
При этом, по словам Коротченковой, «существенные изменения наметились не только в объеме, но и в структуре закупочной деятельности, благодаря чему удается обеспечить переход малых и средних компаний от предложения простых товаров, работ и услуг в сегмент поставщиков высокотехнологичной продукции».В конце прошлой недели правительство утвердило перечень из 90 организаций, которые обязаны осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП (в него также вошли 12 крупнейших госзаказчиков, в частности, «Россети», «Росавтодор» и РЖД). Эти компании должны будут ежегодно увеличивать на 10% объем закупки
такой продукции (в том числе на 5% должен возрастать объем закупки непосредственно у субъектов МСП) [4].
Так же одним из примеров рационализации гос ударственных закупок у госкомпаний стала оптимизация закупок которая помогла сократить траты госдумы почти на 800 млн рублей.
На очередном заседании Государственной думы подвели итоги необходимых трат за 2016 г. Как выяснилось, депутаты сберегли 779 494 700 руб. государственных средств, которые в настоящее время уже вернулись в бюджет. Такая экономия оказалась возможна благодаря рационализации госзакупок и проведению конкурентных торгов. В 2016 г. чиновникам удалось сберечь 209,4 млн руб. на оплату номеров в отелях и 45,5 млн руб. при покупке авиабилетов. Прочие расходы, связанные с командировками, уменьшились на 40,7 млн руб.
Стоит отметить, что депутаты экономили не только на себе: затраты на встречу зарубежных делегаций и размещение иностранных гостей в 2016 г. также удалось сократить, отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин [3].
Список литературы
1. Контроль над закупками госкомпаний будет усилен // [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/03/21/634350-kontrol-zakupkami-goskompanii (дата обращения: 15.02.2017) .
2. Малый бизнес в России практически не задействован в реальном производстве // [Электронный ресурс] URL: http://rusplt.ru/society/ne-tolko-obslujivat-23132.htmll (дата обращения: 15.02.2017).
3. Оптимизация закупок которая помогла сократить траты госдумы почти на 800 млн рублей // [Электронный ресурс] URL:http://torg94.ru/news/8749.html (дата обращения: 15.02.2017).
4. Почему госзакупки малоэффективны // [Электронный ресурс] URL: http://fd.ru/articles/157684-sqb- 16-m4-11 -04-2016-pochemu-goszakupki-maloeffektivny (дата обращения: 15.02.2017).
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.